скачать рефераты
  RSS    

Меню

Быстрый поиск

скачать рефераты

скачать рефератыРеферат: Шпоры по анатомии и физиологии человека

Все дети с ослабленным здоровьем, выздоравливающие после ост­рых инфекционных заболеваний, с туберкулезной интоксикацией, по­вышенной возбудимостью нервной системы, быстро утомляющиеся должны спать более продолжительное время, чем здоровые. Для этих детей должен быть предусмотрен сон в течение часа днем, желатель­но на открытом воздухе. Учащимся 6 лет необходим дневной двухча­совой сон. Дневной сон показан также практически здоровым млад­шим школьникам. Крайне важно обеспечить и достаточную глубину сна, которую можно обеспечить выполнением следующих правил. Нужно приучать детей ложиться и вставать в одно и то же время,.

60

У ребенка легко образуются условные рефлексы на обстановку сна. Условным раздражителем становится время отхода ко сну. Вид часов со стрелками, показывающими это время, уже способствует засыпа­нию. Условным раздражителем становится весь комплекс процедур, входящих в вечерний туалет (умывание, чистка зубов, мытье ног, раз­девание).

Перед сном следует исключить возбуждающие игры, усиленную умственную работу. Время после ужина должно протекать в спокой­но."! обстановке, исключающей сильное вэсбуждение нервной системы. Лучше всего перед сном на 20—30 манут выйти на прогулку. Ужин должен быть легким, не позднее чем за 2—1,5 часа до сна. Шоколад, кофе и крепкий чай на ночь детям давать не рекомендуется.

Свежий прохладный воздух в помещении, где спят дети (темпера­тура воздуха 15—16°), способствует засыпанию и глубокому сну.

БИОЛОГИЧЕСКИЕ РИТМЫ АКТИВНОСТИ ОРГАНИЗМА

/Биологические ритмы — циклические изменения состояний раз­личных функций организма, которые имеют большое значение при приспособлении к тем факторам окружающей среды, которые меня­ются с четкой цикличностью^

[Вращение Земли вокруг Солнца (с периодом около 1 года), вра­щение вокруг своей оси (с периодом около 24 часов), вращение Лу­ны вокруг Земли (с периодом около 28 дней) приводят к появлению в окружающей среде колебаний освещенности, температуры, влажно­сти, напряженности электрических и магнитных полей и т. _пл

Время, необходимое для того, чтобы колебательная система совер­шила полный цикл и вернулась в исходное положение, называют пе­рнатом биологического ритма, а положение этой системы в данный .период — фазой. Число циклов в единицу времени называют часто­той ритма, размах колебаний — амплитудой.

Биологические ритмы подразделяются на несколько типов.

Г Высокочастотные биологические ркт:,:ы — периоды колебаний на-хок^тся в пределах от секунды до получаса. Примеры: колебания, ха­рактеризующие активность головного мозга, сердца, мышц,)

/_Колеб.-лия средней частоты — длительность периода находится в пределах от получаса до 20—28 часов (циркадные или околосуточ­ные). Примеры: периодичность приема пищи, связанная с наступлени­ем чувства голода, колебания на протяжении суток температуры тела и артериального давления, работоспособность человека на протяже­нии рабочей смены или сутокУ

^Колебания низкой частоты — это околонедельные, оцоломесяч-ные, сезонные, окологодовые и многолетние биологические ритмы. Примерами последних являются рост и развитие дете!й|

[Диркадный (околосуточный) биологический ритм. Установлен факт цирнадыых колебаний около 300 физиологических функций организ­ма. Например: ночью у человека самая низкая температура тела. К утру она повышается и достигает максимума во второй половине дня. В свою очередь, температура тела определяет скорость биохи­мических реакций, днем обмен веществ в организме идет более ин­тенсивно, что обеспечивает человеку большую активность в дневное время. Температурный биоритм повторяют многие системы организ-

61

ма: днем большая частота сердечных сокращений, выше артериаль­ное давление, чаще дыхание.

(Природа добилась удивительного совершенства в управлении биоригмами: изо дня в день к моменту пробуждения, как бы пред­восхищая возрастающую потребность организма, в крови повышает­ся ее держание адреналина — вещества, которое увеличивает часто­ту сердечных сокращений, повышает артериальное давление, активи­зирует весь организм, накапливаются в организме и другие биологи­ческие «стимуляторы». Однако к вечеру снижается концентрация этих веществ, что составляет непременное условие снаД Например: человек не может долго заснуть, если он незадолго до "сна выпьет ко­фе или крепкий свежий чай. Содержащийся в них кофеин ведет к возбуждению физиологических процессов в организме и снижению тормозных процессов в центральной нервной системе.

Волнение и тревога ведут к бессоннице, так как при этих состоя­ниях в крови нарастает концентрация адреналина и др. биологически активных веществ, организм длительное время находится в состоянии «боевой готовности».

В связи с этим возникают некоторые общие предпосылки рацио­нальной организации труда и отдыха.

1. Придерживаться постоянного распорядка дня — ложиться спать и вставать приблизительно в одно и то же время.

2.  Ритмичным должен быть и прием пищи.

3. Преодоление импульсов ко сну или дремоте в период бодрст­вования, так как даже короткие периоды сна или дремоты во время бодрствования у многих людей могут нарушить ночной сон, ломая тем самым распорядок дня.

В циркадном биологическом ритме меняется и работоспособность человека. Утром и днем она, как правило, максимальна, а в ночные часы значительно ниже. Однако имеются и индивидуальные особен­ности. Одни люди («жаворонки») лучше работают в первой половине дня. Это они любят говорить: «Утро вечера мудренее». Другие («со­вы») предпочитают трудиться вечером. Про них существует немецкая поговорка: «К вечеру лентяи становятся прилежными».

«Жаворонки» к вечеру становятся сонливыми и рано ложатся спать, затем рано просыпаются, чувствуют себя бодрыми и работо­способными в первой половине дня.

«Совы» засыпают поздно, утром просыпаются и встают с тРУДом,, наибольшая трудоспособность у них во второй половине дня, а у не­которых поздно вечером и даже ночью.

Из этого видно, что свой домашний режим каждый человек дол­жен строить по принципу соответствия своей трудовой активности с биологическим ритмом организма. Например, ночью работали Мен­дель, Моц.арт, рано утром — Толстой, Чехов, Хэмингуэй.

4. Для биологических часов человека важен правильный ход не тояъко в суточном пертюце, но и в низкочастотных ритмах. Напри-мет: в околт'сдельном ритме. Выработанная еще в древнем Вавилоне семидневная неделя стала основой ритма труда и отдыха. Человек продуктивнее работает среди недели, чем в начале или в конце ее. В основе Ритма работоспособности — четкий ритм гормональной ак­тивности, более высокий среди недели.

Аналогичные изменения лежат в основе околомесячных ритмов, наиболее ярко проявляющимися в женском организме. Например, авариально-менструальный цикл, с которым связаны периодические

62

изменения продолжительности сна, эмоциональная неустойчивость и т. п. У мужчин на протяжении месяца также отмечены колебания ве­са тела, работоспособности и даже скорости роста усов и бороды.

5. Для многих физиологических процессов установлена и сезон­ная ритмичность. Например, рождаемость максимальна в марте — мае, минимальна в ноябре — феврале. Отмечаются сезонные обострения не-котооых болезней, таких, как заболевания суставов, язвенная болезнь желудка, ангина. Вот почему этой категории больных нужно обяза­тельно весной и осенью проводить профилактическое лечение.

Самонаблюдение за биологическими ритмами каждому человеку может принести ощутимые результаты. Использование наиболее про­дуктивных периодов для работы, своевременный отдых и прием пищи помогут не только сохранить, но и укрепить здоровье.

ГИГИЕНА УМСТВЕННОГО ТРУДА ШКОЛЬНИКА

Поступление в школу — переломный момент в жизни ребенка. Задача педагогов и родителей состоит в том, чтобы максимально об­легчить преодоление трудностей, вставших перед ним. Каждое нару-ше-:ше гигиены умственного труда школьника ведет за собой отрица­тельные последствия.

Превышение допустимого уровня учебной нагрузки, отсутствие режима учебной работы, полноценного отдыха, физического труда, достаточной двигательной активности веду? к истощению нервной системы, переутомлению и истощению организма, к снижению его сопротивляемости к различным инфекциям.

Утомление — физиологическое состояние организма, возникаю­щее в результате чрезмерной деятельности и проявляющееся в сни­жении работоспособности.

Умственное утомление характеризуется снижением продуктивно­сти интеллектуального труда, нарушением внимания — главным об­разом; трудностью сосредоточения, замедлением мышления и др.

Физическое утомление проявляется нарушением функции мышц, снижением силы, скорости, точности, согласованности и ритмичности движений. Одним из видов физического утомления является выполне­ние работы, сопровождающейся однообразной позой, что так характер­но для школьников.

Недостаточный по времени отдых или же чрезмерная нагрузка в течение длительного времени нередко приводит к хроническому утом­лению или переуто'ллению.

Кроме того, различают еще, кроме умственного, психическое (ду­шевное) переутомление. У молодых людей и лиц с определенным скла­дом непв'той системы интенсивный умственный труд может привести к развитию неврозов, которые возникают чаще всего при сочетании умственного переутомления с постоянным психическим перенапряже­нием, что ведет к развитию наврозов.

Неврозы — заболевания нервной системы, обусловленные дли­тельным психическим перенапряжением и проявляющиеся в одних случаях тревожностью, мнительностью, нерешительностью, робостью, застенчивостью или раздражительностью, эгоцентризмом, эмоцио­нальной неустойчивостью — с другой. Это в свою очередь происхо­дит в результате неправильного воспитания ребенка в семье.

В одних случаях речь идет о таких условиях воспитания, при ко-

63

торых грубо подавляют интересы ребенка, не считаются с его привя­занностями, постоянно унижают его. При этом у ребенка появляется робость, неуверенность в себе, застенчивость, нерешительность. Эти черты характера затрудняют приспособление к условиям окружаю­щей среды и общение со сверстниками, способствуют возникновению

Б других случаях пагубное влияние на развитие ребенка оказы­вает взелитас;г!е его в качество «кумира семьи», которому все разре­шается, удовлетворяются все его желания, любым его поступкам ВОС­ТОРГ, нотся, ем1/ внушают, что- он «исключительное создание», необык-ноте'кп способны"!, красивый и т. д. В этих условиях у ребенка не вырабатываются трудовые навыки, целеустремленность и настойчи­вость в достижении цели, не тренируются волевые качества, возника­ет переоценка собственной личности. Такой ребенок, став взрослым и вступая в самостоятельную жизнь, часто переживает тяжелые конф­ликты в связи с несоответствием между его непомерными, большими требованиями и объективно малыми возможностями.

Для снятия утомления и профилактики переутомления огромное значение имеет правильная организация физичаского и умственного труда и отдыха, чередование физического и умственного труда, что облегчает учебную работу и поетому имеет особое гигиеническое и педагогическое значение (Ф. Ф. Эрисман, И. П. Павлов).

После отдыха работоспособность повышается, достигая даже бо­лее высокого уровня, чем в предшествующий период работы. Отдых должен быть активным. Активный отдых приводит к более быстрому восстановлению работоспособности, что убедительно показал русский физиолог И. М. Сеченов. Активный отдых, основанный на переклю­чении с одного вида деятельности на другой, обеспечивает осуществ­ление длчтелы-ioii, но разнообразной деятельности баз наступления утомления.

У детей в связи с аиатомо-физиологическчми особенностями орга­низма утомление возникает быстрее, даже без особенно активной дея­тельности (например, при вынужденном сидении за партой, стоянии на линейке). Неправильный режим днт, однообразные занятия, а также н-злшшше развлечения тсже быстро приводят к утомлению. При повышенных нагрузках (занятия в двух школах, нескольких кружках и т. д.) у детей утомление легко переходит в переутомление.

Признаки уто-лления у детей часто проявляются в нарушении по­ведения: они становятся неусидчивыми, невнимательными, на уроках разговаривают, нарушают дисциплину.

Гигиена учебного процесса в общеобразовательной школе. Гигие­на преподавания и режим дня. В дошкольном возрасте процесс вос­питания и обучения требует особой осторожности при нормировании различных видов деятельности. В детских садах в режиме дня млад­ших групп (3 — 4 года) продолжительность занятий рисованием, леп-кой и др. составляет 10 — 15 минут, в более старших группах она увеличивается до 20 — 25 минут, причем проводятся с перерывом два занятия, а характер трудовой деятельности постепенно усложняется.

В средних школах при организации учебно-воспитательной рабо­ты также исходят из возрастных анатомофизиологических особеннос­тей учащихся и закономерности динамики умственной и физической работоспособности. С возрастом физическая и умственная работоспо­собность постепенно повышается и улучшается качество работы, что

64

позволяет увеличивать интенсивность, продолжительность и слож­ность учебных нагрузок.

При построении учебного процесса необходимо учитывать перио­дичность в работоспособности учащихся, которая меняется на про-тякеччи года, не/дели, дня вследствие ряда эндогенных и экзогенных ц'Злчнн. Различия и изменения, обусловленные функциональными и психо-фиаиологическими особенностями организма, характерны для каждого возраста и связаны с величиной учебной нагрузки, режимом •га:;ят:н и гигиеническими условиями, в которых они прозодятся.

К КЭШУ учзбното года, главным образом, с января, умственная трудоспособность снижается и ухудшаются другие физиологические роак'щн. Происходящие изменения обратимы, и организуемые три раза в го'Д каникулы, особенно летние, обеспечивают восстановление трудоспособности.

Наиболее высокий уровень трудоспособности наблюдается с 8 до 11 часов, т. е. на первых двух-трех уроках. В это время следует про­водить занятия по более трудным предметам (математика, иностран­ные языки, физика, химия), чередуя их с б»лее легкими.

В предобеденное время и послеобеденное время происходит сни­жение трудоспособности, но некоторый подъем ее наблюдается во вторую половину дня, хотя по уровню ниже, чем бывает утром. Вы­раженное утомление у младших школьников отмечается на 3—4 уро­ках, а у остальных — на пятых уроках.

Типовой учебный план предусматривает следующую нагрузку:

в  1 — 5 ктассах  —  24 чтса в неделю, в 6—7 классах —  30 часов, в 8-х классах  —  31  час, в 9-х классах  —  32 часа, в 10—11 классах —  32 часа.

Продолжительность упокоз — 45 минут, большой перемены — 30 минут и малой — 15 липнут.

Для предупреждения утомления и повышения работоспособности рекомендуется проводить в процессе уроков физкультурные паузы продолжительностью 3—4 минуты. Они улучшают функциональное состочниз нервной системы, снимают утомление, восстанавливают ра­ботоспособность и также устраняют застойные явления в области та­за, живота и нижних конечностях, которые наблюдаются при длитель­ном сидении за партой или учебным столом. В младших классах их следует обязательно проводить на 2—3 уроках, в старших — на 4-м, во второй половине дня.

Перемены нужно проводить в форме активного отдыха, дети должны больше двигаться, чтобы отдохнуть от длительной статичес­кой нагрузки, т. е. неподвижного состояния во время учебных заня­тий в классе. Вместе с тем, не рекомендуются шумные игры и другие интенсивные физические нагрузки, вызывающие сильное возбужде­ние и мешающие сосредоточиться на последующих занятиях. Пере­мены лучше всего (по возможности) проводить на свежем воздухе.

Работа школьников во внеучебное время занимает важное время в режиме дня школьников. В первую очередь это касается подготов­ки ушков дома.

Важно научить ребенка правильно регламентировать время допол­нительной учебной работы, чередовать виды занятий по различным

65

предметам. Начинать приготовление уроков нужно с письменных ра­бот, а затем переходить к устным заданиям. В первую очередь вы­полняют работу средней трудности, затем самые трудные, и, нако­нец, самые легкие.

Приступать к приготовлению домашних уроков школьнику нужно спустя 2— 3 часа по возвращению из школы, после обеда и некото­рого пребывания на свежем воздухе. Через каждые 45 МИНУТ, а для учащихся младших классов через 35 минут делаются 20-минутые пе­рерывы, во впемя которых снимается напряжение, отдыхают глаза, выполняются физические упражнения.

В общей сложности все виды учебно-воспитательной и обществен­ной деятельности учащихся в школе и дома, включая пребывание на свеж-зм воздухе (прогулки, игры, спорт и т. д. нэ менее 2—3 часов в день), должны занимать у школьников младших классов 10,5—11,5 часов в день, средних и старших классов — 11,5—14 ч. Оставшееся время предназначается для самообслуживания, приема пищи, помо­щи семье, чтения художественной литературы и т. д., а также для сна.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14


Новости

Быстрый поиск

Группа вКонтакте: новости

Пока нет

Новости в Twitter и Facebook

  скачать рефераты              скачать рефераты

Новости

скачать рефераты

© 2010.