скачать рефераты
  RSS    

Меню

Быстрый поиск

скачать рефераты

скачать рефератыРеферат: Шпоры по анатомии и физиологии человека

Основной обмен у детей интенсивнее, чем у взрослых {у детей 8—9 лет оснозной обмен в 2—2,5 раза больше, чем у взрослого).

Энергетическая ценность 1 г бзлиа — 17,17 кДж (4,1 ккал), 1 г жира — 38,94 кДж (9,3 ккал).

Нормы питания. При составлении пищевого рациона учитывается калорийность принимаемой пищи, суточный расход Енерггаи, пол, воз­раст "и другие особенности организма (состояние после болезни, уси­ленная мышечная работа и т. д.).

Для организма важно, чтобы в принимаемой пище были все необ­ходимые пищевые вещества (белки, жиры и углеводы, вода, мине­ральные соли, витамины). Важню также и 'соотношение пищевых ве-щеетз в рационе Для детей младшего школьного возраста соотноше­ние белков к жирам и углеводам должно быть 1:1:2, для детей более-старшего возраста 1:2:3, для взрослых 1:1:4.

Физиологические потребности детей и подростков в питательных веществах (г в сутки)

Возраст       Пол

Наименование пищевых веществ белки жкпы

всего я-пзстяы-з   всего животные

углеводы

6 _ 68 44 68 10 272
7—10 79 47 79 16 375
11 — 13 мальчики 93 56 93 19 370
девочки 85 51 85 17 340
14—17 мальчики 100 60 100 20 400
девочки 90 54 90 18 360

Учитывая важную роль белков для организма и то обстоятельство,, что его нельзя заменить никакими другими питательными веществами,, поступление в организм с пищей белка не только в достаточном коли­честве, но и полноценного по качеству, по его аминокислотному соста­ву — необходимое условие нормального развития и роста организма-ребенка.

Белки животного происхождения считаются полноценными, так как входящие в них аминокислоты более близки к аминокислотам, из ко­торых строятся белки организма человека. Однако но следует удовле­творять потребность организма в белках только зо счет пищи животно­го происхождения, ибо белки растительного происхождения также име­ют существенное значение для организма человека.

Белки животного происхождения в питании детей 6—17 лет долж­ны составлять несколько больше полозины от установленной физиоло­гической нормы потребления белка.

Наличие жира в пище увеличивает ее калорийность и делает ее более вкусной, создает ощущение сытости, ограничивает распад белка

82

в организме. Жироподобные вещества — липоиды, содержащие в сво­ем составе и фосфор, имеют большое значение для деятельности нерв­ной системы.

Жиры могут откладываться в организме в виде запасов — жиро­вых депо в подкожной клетчатке, в сальнике, печени, в околооочечной клетчатке и других органах и тканях. Откладывается жар в организ­ме не только за счет жкрга пищи, но и при обильном углеводном пи­тании. Эти запасы шергетяческого материала мобилизуются организ­мом в случае длительной работы без принятия пищи, а также во вгремя голодания и тяжелых болезней. Расходуя в первую очередь запасы жира, организм там самым -сохраняет б-злки и предохраняет от разру-шения гажные органы и ткани.

Наиболее ценны, особенно для детей, молочные жиры. Жиры яич­ного желтка, содержащего некоторые витамины, также имеют сущест­венное значение для организма ребенка.

Сурепная физиологическая .норма жиров для детей и подростков должна быть обеспечена преимущественно жирами животного проис­хождения.

Чрезмерное употребление жиров, также как и значительный недо­статок их в пище, неблагоприятно влияет на рост, развитие и деятель­ность организма ребенка. Ожирение, возникающее при питании избы­точно жирной пищей, приводит к уменьшению выносливости организ­ма и глубоким нарушениям обмена веществ, падению функциональных возможностей сердечно-сосудистой системы, работоспособности и имунной реактивности.

J3o время мышечной работы организм нуждается в углеводах. Они необходимы для работы мышц тела, сердечной мышцы, а также для эффективности мышечной работы. При достаточном поступлении угле­водов с пищей организм покрывает свои .энергетические потребности прежде всего за их счет. Источником углеводов служат продукты, пре­имущественно растительного происхождения: хлеб, крупы, картофель овощи, фгэукты, ягоды.

Клетчатка растительных тканей — целлюлоза также относится к углеводам. А пищезоэ значение ее для человека невелико, так как она не переваривается в кишечнике. Однако она увеличивает объем пищи способствует ощущению сытости, механически раздражая рецепторы кишечника, способствуют передвижению пищевой кашицы и опорожне­нию кишечника.

Без удовлетворения физиологической потребности учащихся в ми­неральных веществах нарушаются нормальный рост, развитие и жиз­недеятельность организма. Минеральные соли входят в состав продук­тов питания, поэтому при рационально организованном сбалансирован­ном литании нет потребности вводить их искусственно. Из числа мине­ральных солей только поваренную соль приходится 'вводить в пищу дололнительео, особенно растительную, так как растения бедны натри­ем.

Ежедневная потребность учащихся в поваренной соли 8—10 г При длительном поступлении соли в организм в недостаточном или -избы­точном; количестве '.могут наступить серьезные расстройства: наруша­ется работа сердца, изменяется возбудимость нервной системы, по­являются головокружения и обмороки, изменяется мочеобразозавие

Поваренная соль используется организмом для выработки соляной кислоты, которая является составной частью желудочного сока и ипра-

83

«ет существенную роль в першаризаяии пищи, а также защите организ­ма от бактерий, поступающих в желудок с пищей и слюной.

Соли кальция и фосфора являются главными составными частями костной ткана и имеют существенное значение для деятельности нерв­ной системы.

Пса недостатке з организме солей кальция, фосфора и витамина Д

•костная Т;:РЛЬ не может правильно развиваться, процессы роста и (раз­витие организма замедляются. У детей развивается рахит. Кроме того фосфор, являясь составной частью белковых и жировых соединений, входит в состав КЛЕТОК нервной системы и других важных органов.

Обогащение пищи детэй молоком и 'молочными продуктами!, а так­же фруктами и овощами обеспечивает потребности их растущего орга­низма в кальции и фосфоре в нужном соотношении 1 : 1,5, 1:4. Соля­ми фосфора .наиболее богаты яичный желток, мозги, мясо, орехи, овся­ная мука, горох, цельная пшеница.

Большое значение для жизнедеятельности организма имеют соли машин. Ими богаты грубые сорта пшеничного и ржаного хлеба*, фа­соль, сыр и миндаль.

Железо используется организмом для построения гемоглобина, содержащегося в зрщроцитах, без которого невозможно поглощение из вдыхаемого воздуха кислорода и снабжения им тканей. Недостаток в пище железа нередко приводит к возниизов-гнию различных степеней малокровия. Железо входит также в состав клеток организма. Нали­чие з питания детей таких богатых железом продуктов как яичный бе­лок, картофель, мясо, капуста, горох, салат » яблоки совершенно не-

• обходимо. Всего в сутки школьники должны получать 1100—1200 мг кальция, 1500—1800 мг фосфора, 250—350 мг магния, 15 мг железа. Существенное значение в регуляции содержания воды в тканях орга­низма, а также для нормальной сердечной деятельности имеют соли калия, которые содержатся преимущественно в овощах (картофель, капуста), а ташке в кураге, изюме.

Нормы потребления витаминов. Недостаточное потребление вита­минов з пище (гиповитаминоз) приводит к возникновению тяжелых заболеваний, а затем и к гибели организма. Однако следует помнить, что избыточное потребление витаминов, особенно витаминных препара­тов, вредно.

В .медицинской практике, к сожалению, известны случаи пагубного избыточного потребления детьми витаминных препаратов, в частности, витамина Д. Избыточное его употребление приводит к нарушению дея­тельности почек.

Избыточное потребление витамина В приводит к нарушению фер­ментативных процессов. '

В своих беседах с (родителями, классным руководителям, учителям и воспитателям следует обращать внимание на значение оптимальных и на вред избыточных доз витаминов в питании учащихся.

Калорийность питания. При определении калорийности питания учитывают длину (рост) я массу тела (вес), возраст, пол, характер де­ятельности, время года, климат, температуру помещения и др. В тех случаях, когда масса тела ниже нормы, питание должно быть более калорийным, чтобы организм мог покрыть не только все свои энерге­тические затраты, но и довести массу тела до нормы. Наоборот, в слу­чаях чрезмерного оитгнпл и повышения массы тела по сравнению с варкой, калорийность питания должна ограничиваться. В теплом кли­мате ка 'мсийкость суточного питания детей должна быть меньшей,

84

чем в условиях холодного северного климата, где потери тепла даже-летом гао много раз оыше. В зимнее вроття потребность организма в выес:£сна;ю:н:1:нол пище пооылгает-'я. Значительно нарастает :;Н'еого-затраты у детей и подростков с увеличением интенсивности дспжеяил. В детских оздоровительных учреждениях, санаторно-лссяых 1лко-лах, для детей ослабленных, с тубаркулезнэД кнтоисикациен устаназ-дизаг'тся более аыеокая калорийность питанял (не менее 3500 ккал).. Высокая калорийность питания (не менее 4000—5000 ккал) необходи­ма учащимся спорт!сменам, особенно в период соревнований и трени­ровок, в связи с большими энергетическими затратами.

Калорийность питания детей и подростков в сутки

Возраст, лет

Пол

Кал/день

КДж/день

6 _ 1970 8077
7—10 2300 9430
11 — 13 мальчики 2700 11070
девочки 2450 10045
14—17 юноши 2900 11890
девушки 2600 10660

Своими /работами И. П. Павлов показал, что существенное значе­ние для пищеварения и дальнейшего' усвоения пищевых вещсстз име-ет аппетит.

Возбуждает аппетит и способствует пищеварению разнообразная,. правильно и вкусно прлготозленная пища. Вкус детей не следует поощрять чр-езмерно изысканными блюдами. Это изнежизает пищева­рительный аппарат и в значительной мере понижает способность орга­низма гггаелосаблизаться к различным изменяющимся условиям п.ита-иил. Отрицательно вгилет на пищеварение, снижая концентрацию же­лудочного сока, употребление воды до приема пищи.

Хороший, здоровый аппетит вызывается также обстановкой, в ко­торой происходит прием пищи. Ост/сое желание есть вызывает стол, накрытый скатертью, аккуратно нарезанный хлеб, аккуратно расстав­ленные тарелки и другие столовые приборы.

Детей и подростков следует приучать есть не спеша, хорошо про­жевывать пищу и не заниматься во время еды посторонними делами (.разговаривать, читать книгу), так как это неблагоприятно отражается на выделение желудочного сока.

Пищевой рефлекс имеет определенную периодичность, в соответ­ствии с которой устанавливается и строго соблюдается решим питания детей — прием пищи через каждые 3,5—4 часа. Для подростков, юно­шей и девушек приемы пищи устанавливаются в количестве 3—4 раз в сутки. Не допускается еда урывками, раньше-времени, так как это приводит к снижению аппетита. Подобные нарушения в режиме пита­ния могут привести к угасанию условного пищевого рефлекса и рас-сзролству пищеварения. Такие же последствия наблюдаются и в слу-' чаях беспорядочного двухразового питания. От количества приемов пи­щи в день зависит и усвоение питательных веществ. При четьврехразо-/вом питгени пища усваивается до 82—84%, а при трехразовом — 75—76%.

Пища, богатая белком, лозышает возбудимость нервной   системы,.

85

позтому ее следует давать детям в первую половину дня, в период их наиболее активной деятельности. Возбуждение же нервной системы пе­ред сиом нежелательно, тан как оно препятствует быстрому наетупле-нию глубокого сна.

Употребление пегред сном пищи, богатой белками, неблагоприятно и для пищеварения. Белковая пища дольше задерживается в желудке. Переработка ее до простейших веществ требует отделения больших количеств пищеварительных соков. В период же сна все процессы в организме замедляются, в том числе и отделение пищеварительных соков, что привадит к худшему перевариванию пищи. Поэтому ужин детям и подросткам дают малообъем.ный, из легких овощных и молоч­ных блюд и не менее чем за 2,0—2,5 часа до отхода ко сну, Привитие учащимся гигиенических навыков в связи с питанием.

Школьников необходимо приучать мыть руки перед едой, есть и лить из отдельной посуды, правильно пользоваться индивидуальными столовыми приборами, не торопясь, тщательно равжевыватъ пищу, по­лоскать рот после ириема пищи, не пить сырую воду, очищать и обмы­вать перед употреблением сырые овощи и фрукты, мыть руки после посещения туалета. Привитие детям этих гигиенических навыков, в том числе и навыков, связанных с приемом пищи, имеет существенное значение в профилактике глистных заражений и желудочно-кишечных инфекционных и неинфекционных заболеваний.

Физиологические нормы суточной потребности учащихся в витаминах

Возраст

лет

Пол Витамины, мг
В В2 РР В6 С А Д мг
6 1,0 1,3 12 1,3 50 500 по назн.
7—10 1,4 1,6 15 1,6 60 700 врача по назн.
11 — 13 14—17 мальч. Дев. юноши 1,6 1,5 1,7 1,9 1,7 2,0 18 16 19 1,9 1,7 2,0 70 60 75 1000 1000 1000 врача 0,0125 0,0125 0,0125
дев. 1,6 1,8 17 1,8 65 1000 0,025

ФИЗИОЛОГИЯ И ГИГИЕНА ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО   * АППАРАТА

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14


Новости

Быстрый поиск

Группа вКонтакте: новости

Пока нет

Новости в Twitter и Facebook

  скачать рефераты              скачать рефераты

Новости

скачать рефераты

© 2010.