скачать рефераты
  RSS    

Меню

Быстрый поиск

скачать рефераты

скачать рефератыРеферат: Шпоры по анатомии и физиологии человека

49

заражение крови (сепсис), проявляющийся в виде гнойников в мозго­вой ткани и, как правило, со смертельным исходом.

Частыми причинами тугоух-ости и глухоты являются инфекцион­ные заболевания (грипп, менингит, корь, свинка), а также бесконт­рольное применение антибиотиков при самолечении.

Довольно часто у детей в ухо попадают инородные тела (металли­ческие шарики, маленькие пуговицы и т. п.) и заползают мелкие на­секомые. Насекомых можно умертвить. Для этого в слуховой проход нужно влить несколько капель масла (вазелинового, глицеринового, оливкового), или борного спирта. Удалять инородные тела из уха дол­жен только врач, так как при неумелых попытках извлечь инородное тело можно протолкнуть его внутрь и тогда удалить его очень трудно.

Большое значение для профилактики заболеваний уха и сохране­ния слуха имеет нормальное носовое дыхание. Нужно своевременно лечить аденоиды, полипы и искривления носовой перегородки.

Даже такое обычное заболевание, как острый насморк, может привести к тугоухости вследствие повышения давления в носовой по­лости и попадании носовой слизи в среднее ухо через евстахиеву тру­бу. Поэтому нельзя сморкаться сразу обеими половинками носа, а нужно делать это попеременно, прижимая каждое крыло носа к пере­городке.

НЕИРОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ  МЕХАНИЗМЫ МОТИВАЦИИ И

ЭМОЦИИ

Образование условных рефлексов — сложный и многогранный про­цесс, требующий ряда условий. Непременным условием любого пове­денческого условно-рефлекторного акта является наличие определен­ной мотивации.

уИотлвация — активные состояния мозговых структур, побуждаю­щие совершать действия (акты поведения), направленные на удовлет­ворение своих потребностей. Мотивации создают необходимые пред­посылки поведенияД Мотивации могут создаваться как биологически­ми потребностями (например: пищевая мотивация), так и высшими познавательными потребностями. Например, накормленная собака не будет реагировать на раздражение свгтом (условный раздражи­тель). Это значит, что условный рефлекс может возникнуть только на фоне соответствующего желания. В частности, |д_ля реализации пи­щевого условного рефлекса необходимо появление ощущения голода или, по ктайней мере, аппетиту Такие желания есть субъективные отражения субъективной потребности, и именно в них находится при­чина — мотивировка дальнейшего поведения, направленного на удов­летворение потребности (в данном случае пищевой). Поэтому их на­зывают мотивациями.

1_И высшие животные, и человек получают от органов чувств необ­ходимые сведения о всей совокупности внешних факторов, определя­ющих параметры реальной обстановки. Затем включается механизм, извлекающий из памяти сведения о случаях удовлетворения данной мотивации в сходных условиях в прошлом. В частности, именно па­мять показывает, что прежде удовлетворение мотивации (например, еда) происходило всегда после определенного какого-либо дополни­тельного раздражителя — условного раздражителя (запах пищи, чув­ство голода и т. д.)^

50

[Любая информация, прежде чем организуется поведение, сопостав­ляется с доминирующей в данный момент мотивацией. У сытого жи­вотного нельзя выработать условный пищевой рефлекс потому, что у него нет пищевой мотивации. Мотивация всегда возникает в услови­ях какой-либо конкретной обстановки^

Бывает и так, что конкретных сведений из окружающей обстанов­ки становится недостаточно. Тогда с помощью ориентировочно-иссле­довательской реакции животное (или человек) активно ищет дополни­тельную информацию.

)[Данные мотивационного возбуждения, обстановки, памяти и, на­конец? сигналы условного раздражителя — все это тщательнейшим образом обрабатывается в высших отделах головного мозга;. Из раз­нородных возбуждений на этой стадии поведенческого акта формиру­ется решение к действию, решение о том, что и как следует делать для удовлетворения данной мотивации.

Итак, первым этапом условного рефлекторного акта является не  • только условный раздражитель, но и синтез из различных возбужде­ний вполне определенного решения к действию. •

[Действие производится для достижения определенного результа­та. ^Значит, очень важно знать, привело ли действие к определенным результатам. В процессе получения сведений о результатах действия возможно два крайних варианта: либо результаты полностью соот­ветствуют намеченным, либо отличаются от них до неузнаваемости^ В первом случае действие оценивается как выполненное, нехорошо поработавший организм сам себя награждает положительной эмо­цией, а проделанная реакция фиксируется в памяти как позитивный (положительный) опыт (так надо). Во втором случае действие вы­полненного неудовлетворительно, в результате чего возникает отри­цательная эмоция, а ход реакции становится частью негативного (отрицательного) опыта (так не надо)(.

Таким образом, не необъективный условный раздражитель, а субъ­ективная мотивация окончательно решает быть или не быть реф­лексу.

Виднейший русский физиолог П. К. Анохин доказал, что^давным условием формирования целенаправленного поведения является воз­можность достижения биологически важного результата действия.!

J_£ мотивациями неразрывно связаны эмоции. Эмоции — субъек­тивные переживания состояний и поступков человека. Эмоции могут быть положительными и отрицательными^

^Достижение цели, удовлетворение потребности вызывает положи­тельные эмоции. Недостижение цели приводит к отрицательным эмо­циям. Эмоции изменяют состояние всего органищаД

|_Положительные эмоции, выражением которых является улыбка, смех, сопровождаются радостью, хорошим настроением, увеличивают интенсивность энергетических процессовд Соответственно возрастают потенциальные возможности организма.'Шолее тонко работает интел­лектуальная сфера, особенно четко воспринимаются воздействия внеш­ней среды, облегчается память. Одной из важнейших потребностей человека является потребность в информации. Этот источник поло­жительных эмоций неисчерпаем в течение всей жизни человек^

^Отрицательные эмоции сопровождаются грустью, печалью, неудо-воЖствием, плохим настроением. Отрицательные эмоции плохо влия­ют на здоровье, угнетают человека, он становится вялым, апатичным, рассеянным. Резкое выражение отрицательных эмоций — плачл

51

/Эмоции бывают   кратковременными,   длительными,   умеренными^ (создающими  тот  или  иной  фон  настроения),   или  напротив,  бурно* протекающими (так наз. эффекты).

] Одни РМОЦИИ придают бодрость, силу, другие — ослабляют, при­водит к истощению^

Эмоции человека сложны и многогранны, поскольку в них нахо­дят свое выражение не только самоощущениягв_физиологичэском смысле (например: удовольствие, доставленное насыщением или при­ятное чувство физического благополучия, которое сопутствует здо­ровью )\jio и общественные связи человека, его миропонимание, ми­ровоззрение, его отношение к поступкам и высказываниям других людей;^_взгляды людей на события общественной жизни, на весь со­циальный уклад, которые всегда носят выраженную социальную ок-

ам процесс труда и его результаты вызывают либо радость, удо­вольствие, либо досаду.

^Срдешкание своих переживаний человек выражает не только-речью. Эмоции внешне проявляются мимикой, движениями, которые-служат сигналами для окружающих. Наряду с этим, эмоции сопро­вождаются изменениями многих систем организма, которые не под­властны воле. Всем известно, как учащается пульс, частота и глу­бина дыхания, окраска лица в моменты подъема духа, счастья или стыда, страха, возмущения и т± д.]

у_Р_асстройство эмоций является важным признаком психических заболеваний. У некоторых больных отмечается обеднение эмоцио­нальной жизни вплоть до душевного оцепенения, у других — вос­приятие внешних событий и явлений лишается эмоциональной окрас­ки, все вокруг становится тусклым, безразличным. При этом больной может сознавать свое состояние, что может вызвать у него тяжелые-отрицательные эмоцииЛ^

/У_ некоторых больных эмоциональные проявления могут быть грубыми, бессмысленными, сопровождающиеся действиями, опасны­ми для окружающих. Тревога, страх, отчаяние могут достичь такой степени, что только бдительный надзор спасает больного от самоубий­ств^

здоровье человека не только обуславливает его настроение, но и само в большей мере зависит от настроения. Отрицательные пере­живания пусть даже и не трагические, а будничные, если они час­ты, изо дня в день наслаиваются друг на друга, очень вредны и даже-губительны для здоровья, так как ведут к расстройству функций нервной и сердечно-сосудистой системы,

Общество, построенное на принципах соблюдения социальной спра­ведливости, гарантирующее человеку уверенность в завтрашнем дне, материальное и духовное благополучие, т. е. все то, что порож­дает положительные эмоции, является основой духовного и физиче­ского здооовья человека. Однако, возможности счастливой жизни должны быть реализованы самими людьми. Для того, чтобы тРУД до­ставил радость, вызвал подъем духа и был высокопроизводительным, он должен быть разумно, научно организован (для студента — на­учно-организованный труд учебы, основанный на знании физиологии и гигиены).

И в быту люди должны оберегать друг друга от всего, что ппи-водит к эмоциональным срывам, чувству обиды и раздражения. Для этого необходимы взаимная вежливость, забота друг о друге, 'т. е..

52

•соблюдения кодекса  о моральном облике человека.  (Значение рели-

гии в воспитании человека).

В формировании мотиваций и эмоций важная роль принадлежит лимбической системе мозга.

Установлено, эмоциональная жизнь зависит от некоторых под­корковых образований головного мозга, расположенных в промежу­точном мозге (таламус, гипоталамус, зрительный бугор и др.). При раздражении электрическим током гипоталамуса и миндалевидного тела у животных отмечается реакция ярости, агрессивного товеде-ния (фыркание, рычание, расширение зрачков, изменение сердечно­го ритма).

Деятельность лимбических структур регулируется лобными от­делами больших пллушарий, с функцией которых связаны формиро­вания высших познавательных потребностей и регуляция эмоцио­нального состояния на основе проанализированной в коре больших полушарий информации, оценки ее значимости.

Путем воздействия лекарственными препаратами на эти образо­вания можно изменить эмоции е желательным направлением.

\/Особенности мотиваций и эмоций у детей. [£оль эмоций особен­но велика в детском возрасте, когда доминируют процессы корковой эмоциональной активации. У детей велика потребность к новизне. Удовлетворение потребности в новизне способствует положительным эмоциям и те, в свою очередь, стимулируют деятельность ЦЖХЭмо-ция, компенсируя недостаток сведений, необходимых для достиже­ния' цели, обеспечивает продолжение действий, способствует поиску ново"! информации и тем самым повышает надежность живой систе­мы. (Тесная связь эмоций с потребностями определяет необходимость учета возрастных особенностей эмоциональной сферы ребенка в про­цессе воспитания. Воспитание способно существенно влиять даже на биологические воожденные способности^ изменять степень и нормы их проявления. (_Ещс более велика роль воспитания в формировании социально обусловленных, в том числе и познавательных потребнос-тейд Расширение сферы потребности с помощью целенаправленных воспитательных мероприятий, тесно связанных с эмоциями на этапе развития, который характеризуется повышенной эмоциональной ак­тивацией, будет способствовать расширению диапазона внешних воз­действий, привлекающих внимание, и тем самым приведет к совер­шенствованию познавательных процессов в целенаправленной дея­тельности ребенка.

/Созревание высших отделов ЦНС в младшем школьном возрасте расширяет возможность формирования познавательных потребностей и способствует совершенствованию регуляции эмоций. ос ^*!з-е£1&ил*<л.<я .

^Дмоции детей из-за слабости контроля со стороны высших отде­лов ЦНС неустойчивы, их внешние проявления несдержаны. Ребенок легко и быстро плачет, и так же быстро от плача может перейти к см-эху. От радости ребенок громко смеется, кричит, машет руками. С возрастом сдержанность эмоциональных проявлений возрастает.^ В этом немалую роль играют воспитательные воздействия, направлен­ные на совершенствование внутреннего торможения. Сдержанности ребенок учится у взрослых, и здесь так важно, чтобы взрослые явля­ли образец в этом отношении.

£_В организации учебно-воспитательного процесса следует учиты­вать, что положительные эмоции повышают общий уровень функцио-

53

нирования нервных структуа>в обеспечении их мобилизационной го­товности к восприятию информации из внешнего мира.

Опытным учителям известно, что t эмоциональное изложение ма­териала обостряет внимание учеников и повышает их интерес к уче­бе. Каждый из нас хорошо знает: когда настроение хорошее, то и работа спорится!

/Люди веселые, жизнерадостные реже болеют, а в периоды побед раны у солдат заживают быстрее и лучшэ|_

НЕИРОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПАМЯТИ

способность к запечатлению, сохранению и последую­щему восприятию, воспроизведению (или узнаванию) того, что мы раньше воспринимали, переживали или делали»,.

^Основной процесс памяти — это Еапоминание^так как именно оно обеспечивает полноту и прочность последующего воспроизведения .La такжэ длительность и прочность хранения запоминаемой информации.-Процесс запоминания имеет произвольный и непроизвольный харак-тедД

/Непроизвольный характер запоминания — это нецеленаправленное заттаминание] Например, читая книгу, мы не стараемся запомнить чьи-либо слова или описание пейзажа, но тем не менее способны произ­вести некоторые фразы, описание пейзажей, ход повествования и т. д. ((Произвольный характер запоминания связан с предварительной установкой на запоминание чего-либо определенного и, как правило,. с применением специальных приемов и методов, помогающих процес­су запоминания. Этот вид запоминания наиболее продуктивен, чем не­произвольное запоминание, но он требует определенных условий:

-  понимание и осмысливание запоминаемого материала,

-** необходимость предельного внимания,

-Ь-  сосредоточенность   (концентрирование   памяти   на   изучаемом^ предмете,

-*- наличие тишины и т. jjj

(Важным условием продуктивности работы является интенсивность, заинтересованность (мотивация) и целенаправленность в работе (кон­кретно в учебе). Медлительная, вымученная работа не продуктивна, приводит к снижению усвояемости. Работать нужно активно, напря­женно, быстро! Как же это сделать? Сначала надо просто возбуждать в себе интерес к изучаемому предмету, если его еще нет. Сохранить постоянный творческий интерес ко всем изучаемым предметам в вузе трудно. Но научиться заинтересовывать себя в том, что сегодня пред­стоит изучить, необходимо. Для этого, приступая к занятиям, надо ставить перед собой цель — изучить то-то и то-то, разобраться, чт-о это есть, откуда возникло, как, почему, характер действия, к чему это приводит (осмысливание запоминаемого материала). Все время ставить воппосы и искать на них ответы, а не просто прочитать задан­ное число страниц («копаться» в других источниках, «торчать» в биб­лиотеке]^

/Непременным условием повышения продуктивности произвольно­го ^запоминания является систематическая-^тренировка памяти. Это означает заниматься регулярно, каждый день определенное количест­во часов. При этом одновременно с произвольным тренируется и не­произвольное запоминание и, так называемая, механическая память,

54

не

с пониманием изучаемого материала. Это так называе-— заучивание, зазубривание чего-либо наизусть до ав­томатизма, ^некоторых случаях она является необходимым услови­ем успешного обучения. Например, заучивание, зазубривание фор­мул, уравнений, названий, дат и других постоянных констант. Счита­ется, что зубрежка — это хороший способ тренировки всех видов па-' мяти, так как они тесно связаны. Сведения, накопленные памятью человека, его знания, опыт — результаты всех форм обучения реали-зуютст человеком в виде воспроизведения. Самой простой формой воспроизведения является узнавание предметов, явлений и событий, связанных с ними, при их повторном восприятии.

[В индивидуальной памяти выделяют две формы — кратковремен­ную (или оперативную) и долговременную память.д

ЦЭяераткзная память удерживает сведения о раздражителе около получаса, после чего информация или переходит в долговременную память илл забывается.!

Физиолог ля оперативной памяти. ( В основе оперативной памяти лежит циркуляция импульсов о-г одной нервной клетки центральной нервной системы к другой. При это одна нервная клетка цент­ральной нервной системы воспринимает сведения от раздражи-тадей, другие управляют ответными реакциями, ДЭР.ТЬЦ^ (проме­жуточные или вставочные нервные клетки — нейроны), нахо­дящиеся между первыми и вторыми •клетками, /обрабатывают^ всю информацию. Эта деятельность осуществляется в среднем мозге (ги-

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14


Новости

Быстрый поиск

Группа вКонтакте: новости

Пока нет

Новости в Twitter и Facebook

  скачать рефераты              скачать рефераты

Новости

скачать рефераты

© 2010.