скачать рефераты
  RSS    

Меню

Быстрый поиск

скачать рефераты

скачать рефератыРеферат: Шпоры по анатомии и физиологии человека

Реферат: Шпоры по анатомии и физиологии человека

ПРЕДМЕТ И СОДЕРЖАНИЕ ВОЗРАСТНОЙ ФИЗИОЛОГИИ

Термин «ГИГИЕНА» происходит от греческого слова — целебный,

•приносящий здоровье. Его происхождение связано с именем мифичес­кой богини Гигинеи, дочери бога медицины Эскулапа, которая изобра­жалась в виде красивой девушки, держащей в руках чашу, обвитую змеей. У древних греков змея олицетворяла символ мудрости, она вы­пивала яд из чаши жизни и обезвреживала ее. Чаша со змеей сохра­нилась до сих пор как эмблема медицины.

В основу здравоохранения положено предупреждение (профилак­тика) заболеваний. Лечение больных, каким бы успешным оно не было, не может снизить заболеваемость населения, если одновременно не бу­дут приниматься меры их профилактики.

Гигиена — наука о сохранении и улучшении общественного здо­ровья, следовательно, она имеет общественный социальный характер. Она имеет объектом наблюдения здоровых людей и разрабатывает мас­совые оздоровительные мероприятия. Основной задачей гигиены яв­ляется изучение влияния окружающей среды на здоровье и трудоспо­собность населения и разработка соответствующих оздоровительных мероприятий. При этом под внешней средой следует понимать весь сложный комплекс природных, социальных, бытовых, производствен­ных и других факторов. Другими словами — гигиена — медицинская наука, изучающая влияние окружающей среды и производственной деятельности на здоровье человека и разрабатывающая оптимальные научно обоснованные требования к условиям жизни и труда населения.

Гигиена, с зависимости от разрешаемых задач, подразделяется на следующие основные разделы: коммунальная гигиена, гигиена пита­ния, гигиена труда, или профессиональная гигиена, гигиена детей и подростков. Коммунальная гигиена изучает влияние факторов окру­жающее среды на здоровье и санитарные условия жизни человека. На основали;! изучая:ш этих факторов разрабатываются гигиенические нормативы и санитарные мероприятия, необходимые для обеспечения здоровых, благоприятных условий жизни населения. Гигиена питания изучает проблемы полноценного и рационального питания здорового и больного человека.

Гигиена труда или профессиональная гигиена изучает воздействие трудового процесса и окружающей производственной среды на орга­низм работающих с целью разработки санитарно гигиенических и ле­чебно-профилактических нормативов и мероприятий, направленных на создание более благоприятных условий труда, обеспечения здоровья и высокого уровня трудоспособности человека.

Гигиена детей и подростков — раздел медицины, изучающей проб­лемы охраны и укрепления здоровья детей и подростков, разрабаты­вающий гигиенические рекомендации для постановки учебно-воспита­тельного и трудового процессов в школах, профтехучилищах и дет­ских учреждениях.

Наравне с этим выделяется личная гигиена (гигиена женщины, гигиена мужчины), гигиена умственного труда, психогигиена и т. д.

Длч вас, нынешних студентов, занимающихся умственным трудом, важнейшее значение приобретает знание гигиены умственного труда. Это поможет вам не только успешно заниматься, но и сохранить здо­ровье с учетом знаний личной гигиены. Труд педагога — умственный

-труд, и он будет продуктивным только в том случае, если вы будете

и в дальнейшем соблюдать правила гигиены умственного труда. Но» к этому еще должно быть прибавлено знание физиологии и гигиены раннего детского и подросткового возраста. С учетом того, что вы все будете со временем отцами и матерями, знание физиологии и гигиены детского и подросткового возраста поможет вам сохранить их здоровье, правильно воспитать ваших детей.

Гигиена тесно связана с медициной, так как ее рекомендации осно­вываются на данных медицинских наблюдений/Причем, рекомендации о здоровом образе жизни, разрабатываемые гигиенистами, базируются на физиологии здорового и больного человека.

Физиология — биологическая наука, которая на основе изучения частных процессов и механизмов жизнедеятельности человека-и жи­вотных вьпсняет закономерности работы человеческого организма.

Физиология делится на два больших раздела: нормальную и пато­логическую физиологию. Нормальная физиология изучает'жизнедея­тельность здорового организма, нормальные основные закономерности деятельности живого организма, его реакции на воздействие окружаю­щей среды.

ВОЗРАСТНАЯ ФИЗИОЛОГИЯ И ГИГИЕНА ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ

Предмет возрастной физиологии. Физиология — наука о функциях живого организма как единого целого, о процессах, протекающих в нем и механизмах его деятельности.

Возрастная физиология является самостоятельной ветвью физио­логии. Она ксучазт особенности жизнедеятельности органлзма в раз­личные п-эриоды онтогенеза (гэеч. — существо, особь;"

— индивидуальное развитие особи с момента зарождения в виде оплодотворенной яйцеклетки до смерти), функции органов, систем ор­ганов и организма в целом по мере его роста и развития, своеобразие этих функций на каждом возрастном этапе.

Значение   возрастной   физиологии   для   психологии и педагогики.

Необходимость для педагогов и воспитателей знания возрастных осо­бенностей функционирования организма ребенка не требует дискуссии. «Первое, что должен знать педагог — это строение и жизнь чело­веческого тела и его развитие. Без этого нельзя быть хорошим педа­гогом, правильно растить ребенка», — Н. К. Крупская.

Педагогическая эффективность воспитания и обучения находится в тесной зависимости от того, в какой мере учитываются анатомо-фи-зиологические особенности детей и подростков, периоды развития, для* которых характерна наибольшая восприимчивость к воздействию тех или иных факторов, а также периоды повышенной чувствительности; и пониженной сопротивляемости организма.

Знание физиологии ребенка необходимо и при физическом воспи­тании для определения эффективных методов обучения двигательным действиям на уроках физической культуры, для разработки формиро­вания двигательных навыков, развития двигательных качеств .И

Важное значение возрастная физиология имеет и для возрастных особенностей психологии ребенка. Объект.

•функций мозга детей различного возраста позволяет выяснить меха-ни-=мы определяющие специфику осуществления психических и пси-ХО'^ОГЧ'ЧРСКЧХ функций на разных этапах развития детского организма, установить этапы, наиболее чувствительные к коррегирующим педаго-гнч-сч ™ воздействиям, направленным на развитие такта важных для педлгогпческого процесса функций, как восприятие информации, вни-ман-;с познавательные потребности.

Ш^кдс; чем перейти к школьной гигиене, кратко, еще раз, опре-что гиги":щ в своей основе базируется ка физиологии нор-Р.ДОТЮЙОГО человека. Гигиена связана, естественно, и с дру-гта~т HnvKiV-.i;-i Беи зпаичм анатомии невозможно представить физио­логические процессы, протекающие в органах и ткапчх, гигиена тесно связана с психологией, социологией и другими науками.

Ппедтет и задачи школьной гигиены. Школьная гигиена — наука, изучающая взаимодействие организма ребенка с внешней средой с це­лью разработки на этих основах гигиенических нормативов и требо­ваний направленных на охрану и укрепление здоровья, гармоничное рашитие и совершенствование функциональных возможностей организ­ма детей и подростков.

Гигиена детей и подростков вооружает педагогику научно обосно­ванными рекомендациями по организации учебно-воспитательного процесса, режиму дня и отдыху учащихся, питанию детей, оборудова­нию, планировке и благоустройству детских учреждений. Основные полож-шия школьной гигиены используются также при санитарно-технпческом оснащении детских учреждений — устройстве отопления, водоснабжения, канализации, вентиляции и освещения.

В решении задач гармонического развития учащихся и укрепления их здоровья существенно важно не только обеспечить соответствие условий, режима обучения анатомо-физиологическим особенностям де­тей, но и активное целенаправленное влияние на рост и развитие, по­вышение работоспособности и функциональных возможностей организ­ма, Расширение границ его адаптационных возможностей. Задача изу­чаемого предмета заключается в том, чтобы вооружить студентов, будущих воспитателей, современными сведениями о возрастных осо­бенностях развивающегося организма, знаниями закономерностей, лежащих в основе сохранения и укрепления здоровья школьников, поддержания их высокой трудоспособности при различных видах учеб­но?! и трудовой деятельности. Вместе с тем, одновременно будущие педагоги получат сведения по валеологии — науке о сохранении здо­ровья, ибо знания основ медицины, гигиеническая культура являются для современного общества непреложной частью гуманитарного обра­зования.

ЗАКОНОМЕРНОСТИ РОСТА И РАЗВИТИЯ ОРГАНИЗМА

Онтогенез, как жизненный цикл индивидуума. Закономерности роста и развития организма.

Орт.;::эт;:; к .к ч,едоз. Организм ч'З.'кпака представляет собой слож-пелшую систему иерархически (соподчиненно) организованных сис-

•",.Л1 ~ :i:>.,'•••;•"::•/.;, о''>:.':,::1'1,ч;нь!;.: о,~ш;.н.ктыо строелпл и выполняемой функцие;;. Элементом системы является клетка. В организме человека .более 100 триллионов клеток. Клетки представляют собой, в свою оче.

редь, микросистему, отличающейся сложной структурно-функциональ­ной организацией и многосторонним взаимодействием с другими клет­ками. Совокупность клеток, сходных по происхождению, строению и функции образуют ткань. Основные типы тканей: эпчтел тальная, соединительная, костная, мышечная и нервная. Каждая из тканей вы­полняет определенную функцию и обладает специфическими свойст­вами.

Характерным свойством мышечной ткани является сократимость, нервной ткана — возбудимость и проводимость.

Ткани образуют органы. Органы занимают в теле постоянное поло­жение, имеют особое строение и выполняют определенную функцию. Так, сердце играет роль насоса и обеспечивает поступление крови во все органы и ткани, почки осуществляют выделение конечных продук­тов обмена веществ, легкие осуществляют газообмен организма с внеш­ней средой, обеспечивая организм кислородом и т. д.

Орган состоит из нескольких видов тканей, но одна из них всегда преобладает и определяет его главную, ведущую функцию.

Органы, совместно выполняющие определенную функцию, образу­ют систему органов. Например, слюнные железы, желудок, печень,. поджелудочная железа, к-«печник объединены в систему пищеваре­ния, сердце и сосуды — в систему кровообращения.

Деятельность всех структур организма, начиная с клетки и кон­чат системой органов, согласована и подчинена единому целому. Каж­дая структурная единица вносит свой вклад в функционирование ор­ганизма, но организм — не сумма отдельных структур, а единое целое, и как целое приобретает своя особые свойства, осуществляет-свою жиз­недеятельность и взаимодействует с внешней средой.

Единство организма и с;еды. Функции целостного организма осу-т.естз л '-юте-! только при тесном в:аямодепствпч со средой. Организм" реагирует на среду и использует ее факторы длл своего существова­ния и развития. Основоположник отечественной физиологии' И. М. Се­ченов з научное определение организма включал и среду, влияющую на него. Физиология целостного организма изучает не только внут­ренние иеханпсшл регуляции физиологических процессов, но и меха­низмы, обеспечивающие взаимодействие и ед гпстсо с 'окружающей средой.

Го:-езстаз и ^егуллция фудкцнй з оГ-ганыз'те. Все процессы жизне­деятельности организма могут осуществляться только при условии сохранения относительного постоянства внутренней среды организма. К внутренней среде организма относят кровь, лимфу и тканевую жид­кость, с которой клетки непосредственно соприкасаются.

Способность организма сохранить постоянство химического соста­ва и физико-химические свойства внутр-еиней среды называют гомео-стазом. Зто постоянство поддерживается непрерывной) .работой систем органов кровообращения, дыхания, пищеварения, выделения и др., выделением в кровь биологически активных химических веществ, обес­печивающих взаимодействие клеток и органов. В организме непре­рывно ш)о„:сход-т процессы саморегуляции -физиологических функ­ции, создающие необходимые для существования'организма условия. Сэм >:1есул имя — свойство биологических;.'Систем устанавливать и поддерживать на определенном, относит#л^йф-йх>стоя»ном, уоозне те или иные фтнологичесие или другие бйойогияеекие показатели.

С помощью механизма саморегуляв(йяу человека   поддерживается

.'•   -я.. ''<*'-•:.

6 •'>,' :--''"'

относительно постоянный уровень кровяного давления, температуры тела, физико-химических свойств и др. Одним из условий саморегуля-цни является обратная связь между регулируемым процессом и ре­гулирующей системой, поступление информации о конечном сффекте в центральные регулирующие аппараты.

Гуморальная (лат. Humor — жидкость) регуляция — -один из ме­ханизмов координации процессов жизнедеятельности в организме, осу­ществляемый через жидкие среды организма — кровь, лимфу, тка­невую жидкость с помощью биологически активных веществ, выделяе­мых клетками, тканями и органами. Этот тип регуляции является наи­более древним. В процессе эволюции по мере развития и усложнения организма в осуществлении взаимосвязи между отдельными его частя­ми и в обеспечении всей его деятельности первостепенную роль начи­нает играть нервная регуляция, осуществляемая нервной системой.

Нервная система объединяет и связывает все клетки и органы в единое целое, изменяет и регулирует их деятельность, осуществляет связь организма с окружающей средой. Центральная нервная система и ее ведущий отдел — кора больших полушарий головного мозга, весь­ма тонко воспринимая изменения окружающей среды, а также внут­реннего состояния организма, своей деятельностью обеспечивает раз­витие и приспособление организма к постоянно меняющимся услови­ям существования. Нервный механизм регуляции более совершенен.

Нервный и гуморальный механизмы регуляции взаимосвязаны. Лктивпыо "пмнческне вещества, образующиеся в организме, способ­ны оказыпатъ свое воздействие и на нервные клетки, изменяя их функ­циональное состояние. Образование и поступление в кровь многих биологически активных веществ находится, в свою очередь, под ре­гулирующим влиянием нервной системы. В этой связи правильно го­ворить о единой нервно-гуморальной системе регуллцчн функций ор-га'.шгма, создающей услозпя для взаимодействия отдеть-ты:' частей органпзг-ла, связывающей их в единое целое и обеспечивающей взаимо­действие организма и среды.

Понлтие роста и раз:;: тля. Процессы роста и развития являются обтебиолоптчсскимн свойствами живой материи. Рост и развитие че­ловека, начинающиеся с оплодотворения яйцеклетки, представляют собой но'перытзпый поступательный процесс, протекаю!:1:;;;! в течение всей гг'зпн. ГГооцесс развития протекает скачкообразно, и разница между отдельными этапами или периодами жизни сводится но топько к количественным, но и качественным изменениям.

Наличие возрастных особенностей в строении или деятельности тех или иных физиологических систем ни в коей мерс не может яв­ляться показателем неполноценности организма ребенка на отдельных возрастных этапах. Именно комплексом подобных особенностей харак­теризуется тот или иной возраст.

Под развитием в широком смысле слова, следует понимать про­цесс количественных и качественных изменений, происходящих п ор­ганизме чалопек-а. приводящих к повышению уровня сложности орга­низма и взаимодействия всех его систем.

Р_зз;л'Еа включает в себя три основных фактора: гост, дпффсрен-цнровку органов и тканей, формообразование (приобретение организ­мом характерных, присущих ему форм). Они находятся между собой в тесной взаимосвязи и взаимозависимости.

Одной из основных физиологических особенностей   процесса   раз-

вития, отличающей организм ребенка от организма взрослого, явля­ется рост, то есть количественный процесс, характеризующийся не­прерывным увеличением массы организма и сопровождающийся изме-нтгггем числа клеток или их размеров.

В процессе роста увеличивается число клеток, телесная масса и антропометрячеекне показатели. В одних органах и тканях, таких как кгстч, легкие, рост осуществляется преимущественно за счет увели-ч^н m числа клеток. В дпугих (мышцы, нервная ткань) преобладают процессы увеличения размеров самих клеток. Такое определение пмцесса ро;т'1 исключает те изменения массы и размеров тела, кото­рые могут быть обусловлены жироотложением или задержкой воды. Бочее точный показатель роста организма — это повышение в нем общего котичества белка и увеличение размеров костей.

Закономерности   онтогенетического   развития.   К важным законо­мерностям роста и развития детей относится.|неравнрмеднрсть jLJifi-_лде£ывность роста и развития;, гетерохрония и явления "опережающего созревания Жизненно" важных функциональных систеду

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14


Новости

Быстрый поиск

Группа вКонтакте: новости

Пока нет

Новости в Twitter и Facebook

  скачать рефераты              скачать рефераты

Новости

скачать рефераты

© 2010.