Реферат: Шпоры по анатомии и физиологии человека
^Физиология долговременной памяти. (_в процессе запоминания (долговременная память) изменяется внешний вид и функция синапсов, передающих возбуждение от нейрона к нейрону. Сильно изменяются и химические процессы, происходящие в клетках. В процессе запоминания важную роль играет рибонуклеиновая кислота (РНК). Нервные импульсы, поступающие в нервные клетки, стимулируют (вызывают) выработку РНК, что ведет к образованию нового белка! высокочувствительного к образовавшим его нервным импульсам. Повторные, уже ранее знакомые, импульсы легче возбуждают клетку, и событие фиксируется в мозге. [_С_ течением времени, если такие импульсы не поступают, белок постепенно распадается, и следы запоминаемой информации стираются. Вот почему так важно при учебе nq-вторение пройденного материала: «Повторение — мать учения»_Х
На индивидуальную память влияют много факторов. (^Способность к запоминанию и забыванию зависит от наследственности, степени тренированности памяти соблюдения гигиены умственного труда различных заболеваний и т. д. Качественной особенностью памяти человека, отличающей ее от памяти животных, даже высших приматов, является то, что человек способен запоминать не столько все подробности информации, сколько общие положения. В прочитанном тексте взрослый человек запоминает не словесную формулировку, а содержание. Это свойственная человеку „сдове_снр-Щ}Г^1ч^№ая.._айстрактная_ ламять^
«^Механизмы памяти претерпевают значительные изменения с возрастом. Память, основанная на хранении следов возбуждения в системе условных рефлексов, формируется на ранних этапах развития. Относительно простая система памяти в детском возрасте определяет устойчивость, прочность условных рефлексов, выработанных в раннем детстве. По мере структурно-функционального созревания мозга
55
происходит значительное усложнение системы памяти. Это может привести к неравномерному и неоднозначному изменению показателей памяти с возрастом. Так, в младшем школьном возрасте объем памяти достоверно возрастает, а скорость запоминания уменьшается, увеличиваясь затем к подростковому возрасту: Согревание высших корковых формаций с возрастом определяет постепенность развития и совершенствование словесно-логической абстрактной памяти.^
\ УТОМЛЕНИЕ И ПЕРЕУТОМЛЕНИЕ
/Утомление — физиологическое состояние организма, возникающее в результате чрегмешюй деятельности и проявляющееся в снижении работоспособности. Утомление может возникнуть ппи любом виде деятельности — и при физической, и при умственной работе^
/При умственном утомлении происходит снижение работоспособно-С71тГпродуктивноети умственного труда, нарушение внимания, проявляющееся трудностью сосредоточения, замедлением мышления, нер-
BOSHOCTblOJ
работоспособность может быть снижена не только в результате проделанной той или иной работы, но и вследствие болезни или необычных условий труда (шум, недостаток кислорода в помещении и др.). Быстрота утомления зависит от вида (специфики) труда. Значительно быстрее оно наступает от выполнения работы, сопровождающейся однообразной позой — напряжением мышц. Особенно важную роль в появлении утомления играет отношение чечозека к выполняемой р*боте. При эмоциональном подъеме (напряжении) не возникают признака утомления и усталости. Недостаточный по времени отдых или чрезмерная рабочая нагрузка в течение длительного времени нередко приводит к хроническому утомлению и ян переутомлениюл
Различают умственное и психическое переутомление.(У молодых людей и лиц с определенным складом нервной системы интенсивный s умственной труд может привести к развитию неврозов, которые воз- f пикают чаще при сочетании умственного переутомления с постоянным -психическим напряжением, большим чувством ответственности, физическим изнурением и т- ДА
.^Психическое переутомление наблюдается у лиц,, чрезмерно обремененных «душевными» волнениями, различного рода обязанностя^иЛч,
Успешная умственная деятельность возможна лишь при условии подчинения умственной работы строгому распорядку, при котором отводится определенное время для труда и для отдыха. Отсутствие строгого режима дня сильно утомляет человека. Тот, который дристу-пает к работе не в одно и то же время или откладывает наиболее трудное до лучших времен, устает и менее производительно работает. Труд вынужденный, выполняемый без интереса, скучен.[Однако, неинтересных работ не бывает. Они оказываются неинтересными до тех пор, пока не найдена и не осознана цель задания, котцрое человек выполняет. Увлеченность работой — один из основных факторов высокой производительности трудаД
Результат от любого труда и, в особенности, умственного, зависит от настроения. От психического климата семьи, коллектива. В обстановка завистничества и недоброжелательности производительность умственного труда будет небольшой, а степень утомления будет не-соответствовать напряжению и времени работы. Создание благопри-
56
ятной психологической обстановки, условий, в которых каждый член коллектива полон доброжелательности и охвачен трудовым настроением •— осло-зноз условие гигиены умственного' труда.
Одновременно' следует позаботиться о благоприятных условиях среды, в которой проводится работа. Накуренная комната, стук, шум, громкий разговор оказывают неблагоприятное действие на организм человек!, приводят к преждевременному переутомлению, порождают ошибки и промахи в работе. Пагубное влияние оказывают алкогольные напитки и всевозможные возбуждающие средства, неумеренное употребление крепкого чая и кофе. Они действуют лишь кратковременно, зато последствия их плохие — быстрая утомляемость, бессонница, раздражительность, неустойчивое внимание.
Необходимым условием успешной творческой работы является постоянное умственное и духовное развитие, пополнение знаний.
Все виды деятельности, осуществляемые человеком, подчиняются единым физиологическим закономерностям, поэтому для понимания особенностей умственного труда следует проводить аналогию (сравнение) с особенностями физического труда. Повышение производительности умственного труда достигается тренированностью, постепенным возрастанием нагрузки, поддерживанием ее высокого уровня. Длительные периоды бездеятельности отрицательно отражаются на производительности. Как спортсмен, прекративший тренировки, так и школьник, и студент после каникул с началом занятий испытывают большие затруднения. Поэтому отдых в процессе умственного труда разумен лишь в виде смены формы умственного труда или снижения умственной нагрузки.
Для повышения работоспособности, помимо строгого распорядка дня, целесообразно сочетание умственного труда с физическим. Физические упражнения на свежем воздухе, прогулка не только снимают напряжение, возникающее при длительном сохранении однообразной погы, но и повышают общий тонус организма. Иногда действенным ^называется хождение по комнате при обдумывании какой-либо задачи.
Часто прочные навыки умственной работы компенсируют недостаток способностей. В дифференцированных рекомендациях нуждается каждый человек, занятый умственной работой. При этом нужно иметь в виду его индивидуальные особенности.
Людям, рано и бодро просыпающимся, следует рано ложиться спать, а ответственную работу выполнять только утром или в первую половину дня. Другой тип людей наиболее производительно работает во вторую половину дня, поздно вечером. В соответствии с этим ему и следует планировать свою работу.
Наиболее активным людям разумно решать трудные задачи вначале работы, поскольку наступающее утомление снижает работоспособность. Медлительным людям, которые постепенно входят в работу, целесообразно начинать работу с простейших заданий.
НЕИРОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ МЕХАНИЗМЫ СНА И БОДРСТВОВАНИЯ. ГИГИЕНА СНА
\В состоянии бодрствования человек активно взаимодействует с внешней средой, воспринимает сигналы внешнего мира и отвечает адекватными реакциями. Необходимыми условиями нормальной жизне-
57
деятельности организма являются чередования бодрствования и сна.
Сон — жизненная необходимость каждого человека: треть его жизни проходит в состоянии периодически наступающего ежесуточного ела.
Сон — состояние, характеризующееся значительным ослаблением связе'1 с внешним миром. Сон играет роль восстановительного процесса.
Нормальный сон — это восстановление сил и работоспособности всех систем организма. Сон — периодически наступающее состояние, при котором замедляются физиологические процессы и создаются наилучшие условия для восстановления работоспособности организма и, в частности, центральной нервной системы.
Во время сна отмечается понижение мышечного тонуса (большинство мышц, спящего человека ослаблено), резко ослаблены все виды чувствительности — зрения, слуха, вкуса, обоняния, кожной чувствительности. Безусловные и условные рефлексы затормаживаются. Ды-ханае при глубоком сне становится более редким, частота сердечных сокращений и артериальное давление снижаются. Уменьшение поступления крови к тканям во время сна сопровождается снижением интенсивности обмена веществ на 8—10%. Все это свидетельствует о том, что в состоянии сна вместе с мозгом получают отдых все внутренние органы, обеспечивающие жизнедеятельность клеток и тканей.
Однако, согласно современным представлениям, сон не только отдых, но и работа, направленная на переработку самой различной информации, накопленной за день с тем, чтобы мозг человека мог быть способен воспринимать ее и на следующий день.
Во время сна снижается интенсивность обменных процессов, мышечный тонус, уменьшается частота сердечных сокращений. Сон необходим для нормальной умственной деятельности. При длительном сокращении сна снижается умственная работоспособность, появляется раздражительность, могут наступить отклонения психики.
Работами И. П. Павлова и его учеников показано1, что сон и внутреннее торможение по своей природе являются единым процессом. Внутреннее торможение во время бодрствования охватывает лишь отдельные группы 'клеток, а во время сна иррадирует по коре больших полушарий и на б.гажайшяе отделы головного мозга, обеспечивав необходимы'"' покой и возможность восстановления. И. П. Павлов расценивал сои как охранительное тоаможснне, распространяющееся в высших отделах нервной системы. Он писал: «Клетки больших по-лущяли:-! в высшэй степени чувствительны к малейшим колебаниям внешнем счоды и должны быть тщательно оберегаемы от перенапря-зкзнич, чтобы не дойти до органического разрушения. Таким охранительным средством для клеток больших полушарий и является торможение».
В настоящее время установлено существование в стволовой части головного мозга формирований, ока-ывающих влияние на наступление сна и бодпствсаания. Поддержание состояния бодрствования связано с функцией ретикулярной формации ствола мозга. Ретикулярная фор-мацич. получая сигналы из всех сенсорных систем по неспецифическим афферентным волокнам, оказывает генерализированное активизирующее вл мине на кооу больших полушарий. Перерезка мозга выше ретиктлчрной формации вызывает у животного непрерывный сон. Наступление сна связывается такжз с возбуждением определенных структур мозга, так нач. центров сна, расположенных в базальных
•отделах переднего мозга, таламуса и задней части ретикулярной формации. Их раздражение подавляет активность ретикулярной формации и наступает глубокий сон. Повреждение центров сна вызывает
•бессонницу.
УЭледтроэнцефалограгама сна. Медленноюлновый и быстрый сон. \S~ Для илуч-эния уровня и характера активности высших отделов ЦНС ПРИ разных функциональных состояниях широко используетвя метод регистрации биотоков (электроэнцефалография).
У^о вчемя сна были отмечены два вида электроэнцефалограммы: медленные и высокие волны (ритмы) и частые небольшие волны (ритмы). На основании этого сон, сопровождающийся высокими медленными ритмами, получил название медленного сна, сопровождающийся частыми ритмами — быстрого сна. Медленный сон называют еще и глубоким сном «ортодоксальным».
Медлэнноволновый сон (глубокий) характеризуется снижением всех функций организма, отсутствием сновидений и быстрого движения глаз. Хотя это и глубокий сон, но человек может быстро проснуться пои действии особенно важных для него раздражителей, например, при звуке шагов, детском плаче, скрипе дверей, при этом он может не просыпаться от громких, но привычных для него раздражителей. И. JI. Павлов объяснял это явление наличием в коре больших полушарий на фоне общего торможения «бодрствующих» центров, которые он назвал сторожевыми пунктами.
Быстроволнозый сон (парадоксальный), при котором регистрируются такие же волны (ритмы), как и при активном бодрствовании, но при этом восприятие внешних сигналов резко угнетено. В это время регистрируются быстрые движения глаз, увеличивается частота пульса и дыхания. Быстрый сон является более глубоким по сравнению с медленным. Спящего труднее разбудить, мышцы предельно расслаблены, поэтому он получил название «парадоксальный». Наиболее важной особенностью, парадоксального сна является наличие сновидений. Предполагается, что характерные для этой фазы сна «ак-тивчыа» ЭЭГ отражают непродинамические процессы, связанные со сновидением. Периодические возникновения во время ночного сна
•сновидений при парадоксальном сне объясняются возникновением о:Тредел°шюн нейрохимической системы.
При изучении энцефалограммы во время сна было замечено, что п сои одически через каждые 90 минут медленные ритмы сменяются быстрым;! высокочастотными ритмами, сходными с ритмами бодрствующего мозга. В целэм ночной сон складывается из циклов, а каждый цикл из пяти стадий: одной — быстрого и четырех — медленного сна. Эти периоды образуют биологический ритм продолжительностью 1,5 часа.
Быстпый (парадоксальный) сон хотя и составляет одну часть стадий сна, крайне необходим организму человека. Если взрослого человека лишить быстрого сна в течение только одной ночи, то появляется резкая раздражительность. Более длительное отсутствие быстрого сна может привести к расстройству психики. Чередование быстаого и медленного сна характерно для здоровых людей, при этом человек чувствует себя выспавшимся и бэдрым. Отклонения в продолжительности быстрого и медленного сна, недостаточная глубина медленного сна, частые пробуждения в периоды быстрого сна приводят к самым различным на-эушен шм нервной системы человека, влияют на состояние его психики, внимание, эмоциональное состояние.
59
К наиболее частым расстройствам сна относится повышенная сонливость и бессонница. Бессонница раЕвивается в результате различных заболеваний: функциональные расстройства нервной системы, связанный с сильным:! эмоциональными травмами, неврозами, психозами.
Расстройства сна при бессоннице могут быть трех видов: затрудненное засыпание, поверхностный беспокойный сон с частыми пробуждениями и раннее окончательное пробуждение. Это сильно изматывает органигм человека, и он при этом должен обратиться к врачу. Однако, нужно помнить, что на качество сна влияет весь цикл: сон — бодрствование. От уровня бодрствования, распорядка для и состояния, в котором находится человек, зависит характер ночного сна. Поэтому рациональный режим труда и отдыха днем — основа полноценного ночного сна.
На основании данных академии педагогических наук принято считать, что продолжительность сна для детей в зависимости от возраста должна составлять:
в возрасте 7—10-ти лет — 10—11 часов,
11 —12-ти лет — 9—10 часов,
13—14-ти лет — 9—9,5 часоз,
15-ти лет — 8,5—9,5 часов,
16_ти лет — 8—8,5 часов.
Потребность в суточном сне у взрослого составляет 7—8 часов. Если дети спят меньше (7—8 часов), уровень их трудоспособности падает на 30%. Иногда школьники, кроме выполнения домашнего задания, много времени уделяют му?ыкальным занятиям, чтению, изучению иностранного ягыка. телевидению, в последнее время просмотру видеофильмов, компьютерным играм. Ши этом они сильно утомляются, плохо засыпают, спят тревожно. Нельзя разрешать детям школьного возраста читать в постели. Это не только вредно отража-жается на зрении, но и мешает нормальному сну. Младшим школьникам ни в коем случае нельзя разрешать смотреть телевизионные передачи для взрослых, так как волнения, страхи могут быть причиной тревожных снов. Неспокойный сон, скрежет зубами во время сна — частый признак того, что у ребенка повышена возбудимость нервной системы.
Благоприятно влияет на сон вечерняя прогулка. Сокращение продолжительности сна у детей на 2—4 часа и более резко отрицательно сказывается на функциональном состоянии мозга. Потребность детей во сне тем больше, чем младше ребенок. Вместе с тем потребность во сне зависит и от состояния здоровья и от физического развития. Поэтому, устанавливая определенную продолжительность сна,, следует также учитывать и индивидуальные особенности детей.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14