скачать рефераты
  RSS    

Меню

Быстрый поиск

скачать рефераты

скачать рефератыРеферат: Шпоры по анатомии и физиологии человека

И. А. Аршавский сформулировал «энергетическое правило скелет­ных мышц» в качестве основного фактора, позволяющего понять не только специфические особенности физиологических функций организ­ма в различные возрастные периоды, но и закономерности индивиду­ального развития. Согласно его данным, особенности энергетических процессов в различные возрастные периоды, а также изменение и пре­образование деятельности дыхательной и сердечно-сосудистой систем в процессе онтогенеза находятся в зависимости от соответствующего развития скелетной мускулатуры.

LA. А. Маркосян к общим законам индивидуального развития от­нес ненадежность биологической систелш^

ГПод надежностью биологической системы поинято понимать такой уровень регулирования процессов в организме, когда обеспечивается их оптимальное протекание с экстренной иммобилизацией резервных возможностей и взаимозаменяемостью, гарантирующей приспособле-у ние к новым условиям и быстрым возвратом к исходному состоянию^ Согласно этой концепции,|д£сь путь развития от зачатия до естествен­ного конца проходит при наличии запаса жизненных возможностей/ Эти резервные возможности обеспечивают развитие и оптимальное те­чение жизненных процессов при меняющихся условиях внешней среды.

П. К. Анохин выдвинул учение о гетерохронии (неравномерное созревание функциональных систем) и вытекающее из него учение о системогенезе. Согласно его представлениям, под функциональной сис­темой следует понимать широкое функциональное объединение раз­лично локализованных структур на основе получения конечного при-способительного эффекта, необходимого в данный момент (например: функциональная система акта сосания, функциональная система, обес­печивающая передвижение тела в пространстве и так далее).

Функциональные системы созревают неравномерно, включаются поэтапно, сменяются, обеспечивая организму приспособление в различ­ные периоды онтогенетического развития.

Скстегдогенез как общая закономерность развития особенно четко выявттетея на ста дни кмбппоиального par-яития. Однако, гетерохрон-нос созревание, "оэтэлпое включение и с.метта функциональных сис­тем характерны и для других этапов индивидуального развития.

ВОЗРАСТНАЯ ПЕРИОДИЗАЦИЯ

Периоды развития организма. В процессе онтогенеза отдельные органы и системы созревают постепенно и завершают свое развитие в разные сроки жизни. Эта гетерохрония созревания обусловливает особенности' функционирования организма .детей разного возраста. Возникает необходимость выделения определенных этапов развития: Основными этапами развития являются внутриутробный и постнаталь-ный, начинающийся с момента рождения. Во время внутриутробного периода закладываются ткани и органы, происходит их дифференци-ровка. Постнатальный этая охватывает все детство, он характеризу­ется продолжающимся созреванием органов и систем, изменениями физического развития, значительными качественными перестройками функционирования организма. Гетерохрония созревания органов и сис­тем в постнатальном онтогенезе определяет специфику функциональ­ных возможностей организма детей разного возраста, особенности его взаимодействия с внешней средой. Периодизация развития детского организма имеет важное значение для педагогической практики и охра­ны здоровья ребенка.

Распространенная в настоящее время возрастная периодизация с выделением периода новорожденности, ясельного, дошкольного и школьного возраста, подразделяющегося, в свою очередь, на младший, средний и старший школьный возраст, отражает скорее существую­щую систему детских учреждений, нежели системные возрастные осо­бенности. С точки же 'зрения физиологии ученые в настоящее время в жизненном цикле человека до достижения зрелого возраста выделя­ют следующие периоды:

1.  Новорожденный

2.  Груднол восраст

3.  Раннее  детство

4.  Первое детство

5.  Второе детство:

мальчики девочки

6.  Подростковый возраст:

мальчики

7.   Юношеский возраст:

девочки

1 — 10 дней 10 дней — один год 1 — 3 года 4 — 7 лет

8 — 12 лет 8 — 11  лет

13 — 16 лет 12 — 15 лет

мальчики  (юноши)  —   17 — 21 год девочки —  16 — 20 лет

Критерии такой периодизации включают в себя комплекс призна­ков, расцениваемых как показатели биологического роста: размеры тела и органов, массу, окостенение скелета, прорезывание зубов, раз-витие желез внутренней секреции, степень полового созревания, мы­шечную силу.

Каждый возрастной период характеризуется своими специфически­ми особенностями. Переход от одного возрастного периода к последую­щему обозначают как переломный этап индивидуального развития или критический период.

Рос* и пропорции тела на разных этапах развития. Характерной особенностью процесса роста детского организма является его неравно­мерность и волнообразность. Периоды усиленного роста сменяются его некоторым замедлением. Наибольшей интенсивностью рост ребенка

отличается в первый год жизни и в период полового созревания, т. е.' в 11 —15 лет. Если при рождении рост ребенка в среднем равен 50 см, то к концу первого года жизни он достигает 75—80 см, т. е. увели­чивается почти на 50%, масса тела за год утраивается — при рожде­нии ребенка она равна в среднем 3,0—3,2 кг, а к концу года — 9,5—10,0 кг. В последующие годы до периода полового созревания темп роста снижается и ежегодная прибавка массы составляет 1,5— 2,0 кг, с увеличением длины тела на 4,0—5,0 см.

Второй скачок роста связан с наступлением полового созревания. За год длина тела увеличивается на 7—8 см, и даже до 10 см. При­чем, с 11 —12 лет девочки несколько опережают в росте мальчиков в связи с более ранним началом полового созревания. В 13—14 лет де­вочки и мальчики растут почти одинаково, а с 14—15 лет мальчики и юноши обгоняют в росте девушек, и это превышение роста у муж­чин над женщинами сохраняется в течение всей жизни. Пропорции те­ла с возрастом также сильно меняются. С периода новорожденности и до достижения зрелого возраста длина тела увеличивается в 3,5 ра­за, длина туловища — в 3 раза, длина руки — в 4 раза, длина но­ги — в 5 раз.

Новорожденный отличается от взрослого человека относительно короткими конечностями, большим туловищем и большой головой. Вы­сота головы новорожденного составляет 1/4 длины туловища, у ре­бенка 2 лет — 1/5, 6 лет — 1/6, 12 лет — 1/7, и у взрослых — 1/8. С возрастом рост головы замедляется, а рост конечностей ускоряется. До начала полового созревания (предпубертатный период) половые различия в пропорциях тела отсутствуют, а в период полового созре­вания (пубертатный период) у юношей конечности становятся длиннее, туловище короче, и таз уже, чем у девушек.

Можно отметить три периода различия пропорций между длиной и шириной тела: от 4 до 6 лет, от 6 до 15 лет и от 15 лет до взрослого состояния. Если в предпубертатный период общий рост увеличивает­ся за счет роста ног, то в пубертатном периоде — за счет роста туло­вища.

Нарастание массы тела нередко претерпевает у детей значитель­ные отклонения от типичных изменений. В период адаптации при пере­воде дошкольников из младшей в последующие группы, а затем от воспитания в детском саду к систематическому обучению и воспита­нию в школе у детей наблюдают не только снижение интенсивности на­растания массы тела, но и даже ее падение (резкий дефицит). Задерж­ка в интенсивности нарастания годичных приростов и проявление, хотя и ничтожно малых (до 0,5 кг) отрицательных сдвигов в массе тела у коллектива детей дает основание говорить о неблагоприятных изменениях физического развития и требует реализации определенных гигиенических мер, прежде всего режима воспитания и обучения.

Обычно, после устранения условий, задерживающих закономерное нарастание антрометрических параметров, скорость их роста становит­ся в 3—4 раза интенсивней обычной, а показатели через некоторое время достигают возрастных нормативов.

Дети дисгармонического физического развития с избыточной мас­сой тела (за счзт жироэтложенпя), как и дети, резко отстающие по длине и массе тела от средних величин, свойственных данному возрас­ту и полу, направляются к эндокаинологу, берутся на учет школьным врачом. Такие дети нуждаются в проведении лечебно-оздоровительных мероприятий.

10

ФИЗИОЛОГИЯ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ

Значение нервной системы. Нервная система, основными функция­ми которой являются! быстрая, точная передача информации и ее ин­теграция, обеспечиваеттззаимосвязь между органами и системами ор­ганов: функционирование организма как единого целого, его связь с внешней средой! Она регулирует и координирует деятельность различ­ных органов,тч1исп'0сабливает деятельность всего организма как це­лостной системы к изменяющимся условиям внешней и внутренней средыД/С помощью нервной системы осуществляется прием и анализ разнообразных сигналов из окружающей среды(и внутренних органов, форм чгтотсп ответные реакции ца эти сигналы:. С деятельностью выс­ших отделов неовной системы связано участвующие в регуляции функ­ций и рефлекторных реакциях. Функционированиеу

Нейроны ^первичных проекционных полей выделяют отдельные признаки сягнала^В области зрительной проекции, например, анали­зируются место объекта в поле зрения, направление движения, кон­тур, цвет, контраст.

—_Вторичные сенсорные поля создают уже предмет в целом. При их поражении человек отчетливо видит отдельные элементы изобра­жения, но не может объединить их в целостный образ, узнать знако­мый предмет (агнозия).)

'.Седшсрные _зоны_)локалис0ваны в определенных областях коры — ^зрительная сенсорная зона располагается в затылочной   доле   обоих полушарий^

— гслуховая — в височной области^

— -зона вкусовых ощущений — в нижней части теменных областей^

— |срматосенсорная зона, анализирующая импульсацию с рецеп­торов мышц, суставов, сухожилий, кожи, располагается в задней цент­ральной извилине^

^Моторные области коры — это зоны, раздражение которых вызы­вает двигательную реакпию^ Они ^расположены в области передне-центральной извилины.^ Моторная зона имеет двухсторонние внутри-корколые связи со всеми сенсорными областями. Это обеспечивает взаимодействие сенсорных и моторных зон.

Ассоциативные области коры. Кора больших полушарий человека характеризуется наличием обширной области, не имеющей прямых афферентных и эфферентных связей с периферией. Эти области, свя­занные обширной системой связей ассоциативных волокон . с сенсор­ными и моторными зонами, получили название ассоциативных или третичных КОРКОВЫХ полей. В задних отделах КОРЫ они расположены между теменными, затылочными и височными областями, в передних отделах они занимают основную поверхность лобных полей. Ассоциа­тивная кора либо отсутствует, либо слабо развита у всех млекопитаю­щих вплоть до приматов. У человека заднеассоциативная кора зани­мает примерно половину, а лобные обасти — 25% всей поверхности коры. По строению они отличаются особенно мощным развитием верх­них ассоциативных слоев клеток в сравнении с системой афферентных

18

л*.

и эфферентных нейронов. Их особенностью является также наличие полисенсорных нейронов — клеток, воспринимающих информацию из различных сенсорных систем.

Ш~ассоциативной^коре расположены и центры, связанные с рече-В'Ой/Геятельностыо. Ассоциативные области коры рассматриваются как структуры, ответственные за синтез поступающей информации, и как аппарат, необходимый для перехода от наглядного восприятия к абстрактным символическим процессам. С ассоциативными зонами сзясано формирование свойственной только человеку второй сигналь­ной системы!

^Развитие коры]больших полушарий происходит в течение длитель­ного периода онтогенеза. [К моменту рождения ребенка]кора больших гюлушарий|_имеет такой же тип строения, как у взрослого. Однако, по­верхность) ее после рожденияущачительно увеличивается за счет фор­мирования мелких борозд и извилщ^/В течение первых месяцев жиз­ни развитие коры идет очень быстрымтГтемпами. Большинство нейро­нов приобретают зрелую форму, происходит миелинизация нервных волокон. Различные корковые зоны созревают неравномерно^ Наибо­лее Ц1ано созревают самотосенсорная и двигательная кора, несколько позже зрительная и слуховая^ ч Созревание проекционных (сенсорных и моторных зон) в основном^аканчивается к 3 годам^ Значительно позже созревает ассоциативная кора. JK_ 7 годам отмечается значитель­ный скачок в развитии ассоциативных областей^ Однако их структур­ное созревание — [дифференцировка нервных клеток, формирование нейронных ансамблей и связей ассоциативной коры с другими отдела­ми мозга — происходит вплоть до подросткового возраста. Наиболее поздно созревают лобные области коры. Постепенность созревания структур коры больших полушарий определяет возрастные особенно­сти высших нервных функций и поведенческих реакций детей дошколь­ного и младшего школьного возраста.^

ВЫСШАЯ НЕРВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ И ЕЕ ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ

Понятие об аиалитико-синтетической деятельности. Многочислен­ные раздражители внешнего мира и внутренней среды организма вос­принимаются рецепторами и становятся источниками импульсов, по­ступающих в кору больших полушарий, te коре полученные импуль­сы анализируются, различаются и синтезируются, объединяются, обоб­щаются.

Способность коры разделять, вычленять и различать отдельные раздражения, их дифференцировать и есть проявление аналитической деятельности головного мозга|

^ аналитической деятельностью? коры больших полушарий

ет сужениеV.r"Ut   'MJ.i '&*'- /•-<: "''(Хм-.*-  А'Ъ'.^ря -" И ВТОРАЯ СИГНАЛЬНЫЕ СИСТЕМЫ

раздражитель при определенных условиях может стать сигналом ч тем самым помочь организму подготовиться к восприятию какого-либо измечекич в окружающей срец^(как бы «предвидеть» эти изменекия).Ц1р'инцип сигнализации, введённый И. П. Павловым, на­шел наиболее широкое применение при анализе психических процес­сор свойственных человеку.

32

^Условнорефлекторные реакции образуются на базе безусловно-рефлекторной деятельности, т. е. инстинктивной деятельности: пище­вой, оборонительной, половой, родительской и т. д.,1на большом раз­нообразии безусловных рефлексов. —

(Однако/австрийский патолог Фрейд при производстве «психоана­лиза» объяснял все реакции человека как нормальные, так и патоло­гические, исходя только из полового инстинкта^что является научно неправомерным, ошибочным. Во первых, потому, что базу условно-рефлекторной деятельности составляют все инстинкты, а не только один половой инстинкт. Во-вторых, потому, что в человеческом поведе­нии исключительная роль принадлежит социальным реакциям — по­ведению, определяемому положением человека в обществе, коллективе, социальной среде. К сожалению, зарубежные физиологи зачастую стро­ят свои нейрефизиологические концепции, исходя из психоанализа Фрейда.

[функцию коры, общую для человека и животных, обуславливаю-  . щую восприятие сигналов действительности, переживаемых человеком ' (субъективно в виде конкретных впечатлений, ощущений от окружаю­щей среды, за исключением слова), И. П. Павлов назвал первой сиг- -;. нальной системойЦ_В отличие от этих непосредственных сигналов дей-Л ствительнзсти слова и речь представляют отвлечение от действитель-' ности, являются   сигналами   опосредованными,   сигналами   сигналов. Эту словесную деятельность и обусловленное ею мышление И. П. Пав-.' лов назвал «второй сигнальной системой^ -

Слова и речь по И. П. Павлову представляют собой отвлечение от действительности и допускают обобщение, что составляет наше (по сравнению с животными) специально человеческое, высшее мышле­ние.

^Возникновение речи означало в эволюционном процессе громад­ный скачок, переход от животного мира к человек^с развитием речи человек несравненно дальше отошел от животного мира, чем, напри­мер, высшие обезьяны от собаки. ^Причиной возникновения и разви­тия речи были социальные условия]) при которых совместный труд и необходимость сношения друг с другом обусловили возникновение сло­ва и развитие членораздельной речи.|[«Труд и связанное с этим слово сделали нас людьми», — И. П. Павловд

,'физвологический механизм образования членораздельной речи и его""анатомо-физиологическая структура, по И. П. Павлову, представ­ляется следующим образом. Чтобы произносить слова, человек дол­жен управлять своим речевым аппаратом, дыханием, глотанием. Управлять же органами речи он может, если будет чувствовать свои речевые органы, иметь комплекс проприоцептивных раздражений дви­гательного аппарата. По этому признаку И. П. Павлов назвал речь «речевым движением»^

|_рторым необходимым компонентом в анатомо физиологической структуре речи является звуковой. Для того, чтобы понимать речь, че­ловек должен сам слышать других. Без этого условия речь не разви­вается, как это имеет место у глухих от рождения, которые на всю жизнь остаются глухонемыми^

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14


Новости

Быстрый поиск

Группа вКонтакте: новости

Пока нет

Новости в Twitter и Facebook

  скачать рефераты              скачать рефераты

Новости

скачать рефераты

© 2010.