скачать рефераты
  RSS    

Меню

Быстрый поиск

скачать рефераты

скачать рефератыРеферат: Шпоры по анатомии и физиологии человека

\/Астигматязм. К аномалии рефракции относят и астигматизм — невозможность схождения всех лучей в одной точке. Астигматизм яв­ляется следствием неодинаковой кривизны роговицы в различных ее меридианазд Резкие степени астигматизма, нарушающие зрение, ис­правляются при помощи цилиндрических стекол, которые располага­ются по соответствующим меридианам роговицы.

\Юфталыно-яетраж — система упражнений для глаз. Упражнение учащиеся выполняют 2—3 раза в учебный день и во время производ­ственной работы, связанной со сборкой проводниковых приборов, ин­тегральных схем и др. точной работы, связанной с напряжением зре­ния.

В основе упражнений, которые включают и фи-культм-д-туттш, ле­жит многократный (15—20 раз в течение 3 минут) перевод взора с

44

мелкого (3—5 мм) ближнего (удаленного от глаз на 20 см) предмета на другой предмет, находящийся как и первый, на линии взора, но на расстоянии 7—10 м От глаз. \

———_—1

СЛУХОВОЙ АНАЛИЗАТОР

Ослозные функции. Слуховой анализатор — это второй по значе­нию анализатор в обеспечении адаптивных реакций и познавательной цечтппьности человека. Его особая роль связана с членораздельной речью. Гргухозое восприятие — основа членораздельной речлд Ребе­нок, потерявший слух в раннем детстве, утрачивает и речевую способ­ность, хотя весь артикуляционный аппарат у него остается не нару­шенным.

Органы слухаЛ^рган слуха состоит из трех частей: наружного, среднего и внутреннего ухаД

\Наружное' ухо состоит из ушной раковины и наружного слухов<о-го прохода. Наружное ухо служит для улавливания звуков^ Определе­ние 'направления звука у человека связано с так называемым ;би^ науральным слухом\т. е. со слышанием двумя ушами. |Всякий звук, ' идущий сбоку, поступает в одно ухо раньше на несколько Долей мил-лисекунды, чем в друго^д Разница во времени прихода звуковых волн, воспринимаемых левым и правым ухом, дает возможность человеку определить' направление звука. Если у человека одно ухо поражено и не функционирует, то он определяет направление поворачивая голо-

Т,

"ТБарабакаал перепонка находится на границе между наружным и

стте—на ухомд Это тонкая соединительнотканная пластинка (0,1 мм),

которая снаружи покрыта эпителием, а изнутри — слизистой оболочкой.

1_Барабанна-л  перепонка начинает колебаться^ когда на нее попадают

со стороны наружного слухового прохода звуковые колебания.

/Среднее ухо представляет собой барабаняую полость неправиль-нояформы в виде маленького плоского барабана^ на который туго натянута колеблющаяся перепонка. /Барабанная полость соединена с носоглоткой при помощи слуховой Ими евстахиевой трубы длиной 3,5 см и шириной 0,3 ммД

/Внутри полоети среднего уха расположены сочленяющиеся между собой косточки — молоточек, наковальня и ст^земетао^. Внутреннее ухо отделено от среднего перепонкой овального окна.

/Система слуховых, косточек обеспечивает давление звуковой вол-ны'Ттри передаче с барабанной перепонки на перепонку овального окна примерно в 30—40 раз, что позволяет улавливать даже самые слабые звуки. \

•JSgcTaxsieBa труба^ поддерживает одинаковое давление на барабан­ную перепонку снаружи и изнутри, что создает наиболее благоприят­ные условия для ее колебания. [Щюход воздуха в барябанную полость происходит во время акта глотания и зевания, когда открывается про­свет трубы и давление в глотке и барабанной полости выравнивает£яА /.Внутреннее ухр)расположено в каменистой чясти височной кости {(представляет собой )к_остный лабиринт, внутри которого находится перепончатый лнбиринт из соединительной тканиДМежду костным и перепончатым лабиринтом имеется жидкость — перилимфа, а внутри перепончатого лабиринта — эндолимфа_л^

\В стенке, отделяющей среднее ухо от внутреннего, кроме оваль-

45

ного окошка, находится еще и круглое окно, которое дает возмеж-ность колебания жидкости^

^Костный лабиринт состоит из трех частей: в центре — предверие, спереди от него находится улитка, а сзади — полукружные каналы. Внутри улитки находятся чувствительные клетки, которые явля­ются собственно слуховыми рецепторами^

Механизм восприятия звука. Для слухового анализатора адекват­ным раздражителем является звук. Звуковые волны возникают как чередование сгущений и раздражений воздуха, которые распростра­няются во все стороны от источника звука. \_Bce вибрацидУвоздуха, воды пли другой улругой среды, распадаются на-1-периодические (то­ны) и нспер:юдиче»;ие (шумы}.у.Тоны бывают высокие и низкие, по­следним соответствует меньшее число колебаний в секунду^_

Основной характеристикой^каждого звукового тона явТшется дли­на звуковой волны, которой соответствует определенное число коле­баний в секунду^Длину звуковой волны определяют расстоянием, ко­торое проходит Авук в секунду, деленным на число полных колеба­ний, которое совершает звучащее тело в секунду. Чем больше число колебаний, тем короче длина волны. У высоких звуков длина корот­кая, измеряемая в миллиметрах, у низких — длинная, измеряемая метрами^

ЦЗысота звука определяется его частотой или числом волн за 1 с. Частота измеряется в герцах (Гц). 1 Гц соответствует одному пол­ному колебанию в секунду. Чем больше частота звука, тем звук выше. Сила звука пропорциональна амплитуде колебаний звуковой волны и измеряется в децибелдазу

(_Самый высокий звук, который мы в состоянии услышать, имеет 20 тыс. колебаний в секунду (20 тыс. Гц), самый низкий — 12—24 Гц. У детей верхняя граница слуха достигает 22 тыс. Гц, у пожилых людей она ниже — около 15 тыс. Г^Д,

[_3вук характеризуется тембром или окраской. Каждый источник звука, будь то струна скрипки, медная тРуба или деревянная пластин­ка, наряду с основным колебанием производит целый ряд других, до­полнительных колебаний. Звуку каждого инструмента сопутствуют дополнительные колебания — обертоны. Обертон — звук, число ко­лебаний которого в 2, 4, 8 и т. Д. превосходит число колебаний основ­ного тона. В зависимости от того, какой нз обертонов сильнее выра­жен, звук инструмента получает свою особую «окраску», которую мож­но узнать среди массы других звуков. То же самое относится и к зву­кам человеческого голоса.^_Кяждый"человек имеет свой особый, инди­видуальный тембр, свои обертоны, свою окраску голосового звука, по которому его можно узнать, даже не видя в лидо^

/Наибольшей возбудимостью обладает ухо к звукам частотой ко-лебан iii в пределах от 1000 до 4000 Гц. Ниже 1000 и выше 4000 Гц возбудимость уха сильно снижается^

^Воздушные слуховые волны, "попадая в наружный слуховой про­ход, вызывают колебания барабанной перепонки. Далее колебания ба­рабанной перепонки передаются через среднее ухо.' Система слуховых косточек, действуя, как рычаг, усиливает звуковые колебания и пере­дает их жидкости, находящейся между костным и перепончатыми ла­биринтами улитки. ПРИ распространении звуковых волн в улитке сме­щается основная мембрана, и ее колебания вызывают колебания рес­ничек волосковых клетокч В результате этого возникает рецепторный потенциал, возбуждающий окончания нервных волокон. Колебания ос-

46

новной мембраны зависят от высоты звука. Эластичность ее на раз­ных отрезках не одинакова. Ближе к овальному окну мембрана уже и жестче, дальше — шире и эластичнее. Поэтому ее более узкие участки восприимчивы к высоким частотам, более широкие — к низ­ким ,От высоты звука зависит, какой участок мембраны ответит на этот ^вук колебанием наибольшей амплитуды.>Соответственно на зву­ки разной частоты реагируют разные волосковидные клетки.[Длетки, реагирующие на высокие тоны, расположены на узкой, туго натяну- С той части основной мембраны, вблизи овального окна; рецепторы низ­ких ЗВУКОВ — на широких, менее туго натянутых отрезках мембраны^

; Возникшее возбуждение по нервным волокнам через систему пе­реключательных ядер передается в слуховую ко]э^ где соотносятся частота и сила зв\гковых стимулов и осуществляется распознавание сложных звуков 4£мысл услышанного интерпретируется в ассоциатив­ных корковых зонахА

• Таким образомТ" информация, содержащаяся в звуковом стимуле в виде нейронного возбуждения проходит по различным уровням слу­ховой системы^ При этом различные типы нейронов выделяют спе­цифические свойства звуковых стимулов.

£_При длительном воздействии сильных звуков возбудимость звуко­вых анализаторов понижается, а при длительном пребывании в тишине возбудимость нарастает. Это адаптация. Наибольшая адаптация на­блюдается в зоне более высоких звуков^

^Чрезмерный шум ведет не только к снижению слуха, но и вызы-ва^т психические нарушения у людей. Реакция на шум может про­являться в изменении деятельности внутренних органов, но особенно сердечно-сосудистой системы. При сильном шуме снижается работо­способность челове^а\

\/Гигиена слуха, — система комплексных мер, направленных на охрану слуха,"создание оптимальных условий для деятельности слу­хового аппарата, способствующему нормальному его развитию и функ­ционированию.

Различают специфические и неспецифические воздействия шума на организм человека^пецифическое действие проявляется в различ­ной степени нарушения слуха, неспецифическое — разного рода от­клонений со стороны ЦНС, вегетативной реактивности, в эндокринных расстройствах, функциональном состоянии сердечно-сосудистой сис­темы и пищеварительного тракт^

(У диц молодого и среднего возраста уровни шума в 90 дБЛ, воз­действуя в течение часа, понижают возбудимость клеток коры голов-вого мозга, ухудшают координацию движений, отмечается снижение остроты зрения, устойчивости ясного видения и чувствительно­сти к оранжевому свету, удлиняется латентный период зрительно- и слухомоторной реакции, нарастает частота срывов дифференцировоч-ной реакции. При такой же длительности работы в условиях воздейст­вия шума в 96 дБЛ наблюдается еще более резкое нарушение корко­вой динамики, запредельное торможение, расстройство вегетативной реакции. Ухудшаются показатели мышечной трудоспособности (вы­носливости, утомляемости), и появляются частые изменения ее по не­благоприятным типам, снижается производительность труда) Труд в условиях действия шума в 120 рБЛ через 4—5 лет может вызвать нарушения, характеризующиеся астеническими невротическими про­явлениями. Появляются раздражительность, головные боли, бессони-ца, расстройства эндокринной системы. Выраженными окажутся и из-

47

менения со стороны сердечно-сосудистой системы: нарушается тонус сосудов и ритм сердечных сокращений, возрастает или наоборот сни­жается артериальное давление.

Специфическое действие шума сказывается на состоянии слуха. Повышается порог слышимости, снижается как костная, так и воздуш­ная ПРОВОДИМОСТЬ. При стаже работы в 5—6 лет чдсто развивается профессиональная тугоухость. У трактористов понижение слуха, шум в унтах и головные боли стойко держатся на протяжении 0.2—2 часа по о:;энччнни рабочего дня. По мере увеличения срока работы функ­циональные отклонения перерастают в неврлты слухового неРва.

Достаточно пробыть всего 6 часов в зоне шума 90 дБЛ. чтобы си.?з!'лясь острота звука (90 дБЛ — шум, испытываемый пешеходом на сельпо загруженной транспортом уллцэ).

На взрослых и особенно на детей чрезвычайно отрицательно воз­действие (специфическое и неспецифическое) шума высокой громкос­ти в помещениях, где включены на поляую мощность радиоприемни­ки, телевизоры и магнитофоны.

Особенно ощутимо влияние шума на детей и подростков. Измене­ния состояния слухового аппарата и других анализаторов у детей и ПОДРОСТКОВ наблюдаются при меньшей громкости и частоты шума. Из­менения существенны под влиянием «школьного шума».

Уровень интенсивности шума в отдельных основных помещениях школы колеблется от 40 до 110 дБЛ. На уроках он находится в пре­делах от 50 до 80 дБЛ, в мастерских и гимнастическом зале — от 74 до 90, то же самое и вэ время переяен.

Профилактика отрицательного воздействия шума. Снижение уров­ней школьного шума и неблагоприятного воздействия его на учащихся достигается проведением ряда комплексных мероприятий: строитель­ных, архитектурных, технических и организационных..

Участок общеобразовательных школ, школ-интернатов и ПТУ ог-ражгают живой изгородью высотой не менее 2,2 м. Ширина зеленой зо-лы со стороны улицы не менее 6 м. Целесообразна вдоль этой по­лосы, на расстоянии не менее 10 м от здания, посадка деревьев, кро­ны которых задерживают распространение шума.

Большое влияние на величину звукоизоляции оказывает плот­ность, с какой закрыты классные двери. Если они плохо закрыты (ще­ли 3—5 см), в пРнтворе дверей двух смежных классов звукоизоляция снижается на 5—7 дБЛ.

Важное значение в снижении школьного шума имеет гигиенически правильное размещение учебных помещений в здании школы. Мастер­ские (столярные, слесарные, швейные), комнаты машинописи, гим-настичесие залы размещаются на первом этаже здания, в отдельном крыле или пристройке.

Гигиеной зрения и слуха учащихся и учителей диктуются разме­ры учебных помещений: длина (размер от доски до противоположной стены) и глубина классных комнат. Длина классной комнаты не бо­лее 8 м обеспечивает учащимся, 'обладающим нормальным зрением и слухом, но сидящим на последних партах, четкое восприятие речи учителя и ясное различение написанного на доске.

За первыми и вторыми партами (столами) в любом ряду отводят­ся рабочие места учащимся со сниженной остротой слуха (разговор­ная речь воспринимается от 2 до 4 м, а шепот — от 0,5 до 2 метров).

Вне зависимости от типа здания обязательно осуществление сово­купности акустических мероприятий: уменьшение шума в источнике

48

его образования, устранение передачи шума из источника и из поме­щения, где установлены шумные агрегаты, рациональная планировка шумных помещений.

Восстановлению функционального состояния слухового анализато­ра и сдвигов в других физиологических системах организма подрост­ка способствуют небольшие перерывы (10—15 мин.) — отдых в тихих комнатах на"первом году обучения через 50 мин. — 1 час работы, на втором году — через 1,5 часа, на третьем — через 2 часа работы.

Выязление состояния слуха у детей и подростков производится при диспансеризации врачом-отоларингологом. Состояние слуха прове­ряется и при очередной диспансеризации детей 6—7 лет перед по­ступлением в школу, затем в 4, 5, 6 и 8—9 классах. Последующие наблюдения и диагностические исследования проводятся подросагко-вым кабинетом.

Все подростки, работающие в условиях непрерывного и прерывис­того воздействия шума, обязательно подвергаются медицинскому ос­мотру подростковым врачом, невропатологом и отоларингологом.

Значение речи учителя для слухового восприятия. Негромкая, яс­ная небыстрая речь учителя, эмоционально окрашенная, способствует наилучшему ее слуховому восприятию учащимися и усвоению учеб­ного материала. Слова следует произносить четко. Монотонная речь учителя способствует возникновению у учащихся дремотного состоя­ния, во время которого учебный материал воспринимается с трудом. Речь учителя должна быть живой, богатой разнообразными интонация­ми, образной и как можно чаще адресовываться к зрительному вооб­ражению учащихся. С образом и действием необходимо связывать, особенно у начинающих обучение, не только слова, но и числа. Ребе­нок 6—7 лет не может усвоить числа-символы до тех пор, пока он не представит себе обозначаемое число предметов.

Наибольшая нагрузка во время уроков у школьников, теоретиче­ских и практических занятий у учащихся ПТУ падает на слуховой и двигательный анализаторы, в то время как возможности зрительного анализатора используются не полностью.

Понижение слуха — тугоухость. Тугоухость может развиваться постепенно и долго оставаться незамеченной. Это особенно опасно в детском возрасте, так как отражается на развитии ребенка. Наруше­ние слуха снижает восприятие предмета на уроке. Родители и педа­гоги должны обращать серьезное внимание на то, как слышит ребе­нок и при подозрении на снижение слуха обращаться к врачу. Сни­жение слуха способствует и нарушению осанки, так как для того, что­бы лучше слышать, ребенок принимает вынужденную позу на уроке. Таких детей надо рассаживать на первую парту.

Реакцию на слух можно определить даже у грудных детей — ре­бенок поворачивает голову в сторону звучащего предмета. Исследо­вание слуха у более взрослых детей можно произвести при помощи шепотной речи (см. выше). В больнице слух ребенка проверяется при помощи аппарата-аудиометра.

Снижению слуха у детей могут способствовать различные заболе­вания. Наиболее частым заболеванием является воспаление среднего уха (отит), которое проявляется сильными пульсирующими болями, при этом нужно как можно раньше показать ребенка врачу. Самоле­чение здесь опасно не только с точки зрения потери слуха, но и по­тому, что воспалительный процесс может из серозного перейти в гной­ный и вызвать гнойное воспаление мозговых оболочек (менингит) и

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14


Новости

Быстрый поиск

Группа вКонтакте: новости

Пока нет

Новости в Twitter и Facebook

  скачать рефераты              скачать рефераты

Новости

скачать рефераты

© 2010.