скачать рефераты
  RSS    

Меню

Быстрый поиск

скачать рефераты

скачать рефератыРеферат: Клиническая психология

2-й БЛОК, приема, переработки и хранения информации: этот блок расположен в конвекситальных (наружных) отделах новой коры (неокортекса) и занимает ее задние отделы, включая аппараты зрительной (затылочной), слуховой (височной) и общечувствительной (теменной) областей. Состоит из нейронов подкорки и мозговой коры. Эти нейроны принимают отдельные импульсы и передают из на другие группы нейронов. По своим ф-ым особенностям эти аппараты приспособлены к приему экстероцептивных раздражений, приходящих в  ГМ от периферических рецепторов, к дроблению их на компоненты (анализу на мельчайшие составляющие детали) и к комбинированию их в нужные динамические ф-ые структуры (к синтезу их в целые функциональные системы). Þ этот блок обладает высокой модальной специфичностью: его части приспособлены к тому, чтобы принимать зрительную, слуховую, вестибулярную или общечувствительную информацию.  + центральные аппараты вкусовой и обонятельной рецепции. Основу Блока составляют первичные, или проекционные зоны коры. Нейроны зрительных аппаратов коры реагируют только на узкоспециальные св-ва зрительных раздражителей (оттенки цвета, х-р линий, направление движения). Эти нейроны строго сохраняют модальную специфичность. Первичные зоны отдельных областей коры, включают и некоторое кол-во клеток мультимодального х-ра, к-е реагируют на несколько видов раздражителей и выполняют ф-ю неспецифического поддержания тонуса (небольшое кол-во клеток). Над первичными надстроены вторичные или гностические зоны коры – в них осуществляются синтетические функции. Подобное иерархическое строение в той или иной степени свойственно всем областям коры, включенным во второй блок. Так в зрительной (затылочной) коре над первичными зрительными зонами (17-е поле Бродмана) надстроены вторичные зрительные поля (18-е и 19-е поля Бродмана), к-е сохраняя свою модальную (зрительную) специфичность, работают в качестве аппарата, организующего те зрительные возбуждения, к-е поступают в первичные зрительные поля. Слуховая (височная кора) построена по тому же принципу. Первичные отделы слуховой коры имеют четкое топографическое строение. То же касается и общечувствительной (теменной)коры. Þ основные модально-специфические зоны, каждая из которых представляет собой центральный, корковый аппарат того или иного модально-специфического анализатора, построены по единому принципу иерархической организации.

Познавательная д-сть не опирается на одну изолированную модальность (зрение, слух). Любое предметное восприятие (тем более представление)  - результат полимодальной д-сти, к-я первоначально в онтогенезе имеет развернутый х-р и лишь затем становится свернутой. Þ должна опираться на совместную работу целой системы зон коры ГМ. Эту функцию несут третичные зоны блока или зоны перекрытия корковых отделов различных анализаторов. Они расположены на границе затылочного, височного и заднецентрального отделов коры. Их основную часть составляют образования нижнетеменной области, это дает основание считать третичные зоны («задний ассоциативный центр») специфически человеческими образованиями. Ф-ции третичных зон почти полностью сводится к интеграции возбуждений, приходящих из разных анализаторов. Большая часть нейронов этих зон – мультимодальный х-р, и реагирует на комплексные признаки среды (н\р пространственное расположение, кол-во элементов), на к-е не реагируют нейроны первичных и даже вторичных зон коры. В основном эти хоны связаны с пространственной организацией возбуждений и с превращением последовательно поступающих сигналов в одновременно действующие (симультанные) группы, чем и обеспечивается тот синтетический х-р восприятия. Д-сть третичных зон необходима и для перехода от уровня непосредственного наглядного синтеза к уровню символических процессов, для оперирования со значениями слов, сложными грамматическими и логическими структурами, с системами чисел и отвлеченными соотношениями. Þ третичные зоны являются аппаратами, участие к-х необходимо для превращения наглядного восприятия в отвлеченное мышление, опосредствованное всегда внутренними схемами, и для сохранения в памяти организованного опыта.  

Законы построения коры 2 и 3-го блоков: 1) з-н иерархического строения корковых зон. Соотношение первичных, вторичных и третичных зон коры, осуществляющих все более сложный синтез приходящей информации. Соотношение неодинаково в процессе онтогенеза. У маленького р-ка для успешного формирования вторичных зон необходима сохранность первичных, а для формирования третичных – достаточная сформированность вторичных зон. Наруш-е в раннем возрасте низших зон коры соответствующих типов неизбежно приводит к недоразвитию более высоких зон. Основная линия взаимодействия зон – снизу вверх. У взрослого со сложившимися ПФ ведущее место переходит к высшим зонам. Наиболее высокие, третичные зоны управляют работой подчиненных вторичных зон, а при поражении последних оказывают на их работу компенсирующее влияние. На позднем этапе онтогенеза они взаимодействуют сверху вниз.  2) Второй з-н  - убывающей специфичности иерархически построенных зон коры. Первичные зоны – максимальная модальная специфичность. Вторичные – модальная специф-ость в значительно меньшей степени, хар-ся модально-специф-ми гностическими ф-ми. Эти зоны играют основную роль в превращении соматотопической проекции в функциональную орг-ю поступающей информации. Еще  в меньшей степени модальная специфичность хар-т третичные зоны.  Вторичные и третичные зоны приобретают способность играть организующую, интегрирующую роль в работе более специфических зон. 3). З-н (приложим и к организации коры ГМ в целом) прогрессивной латерализации ф-й, т.е. связи ф-й с определенным полушарием по мере перехода от первичных зон коры к вторичным и затем третичным зонам. Первичные зоны обоих полушарий равноценны. Иначе со вторичными и третичными. С возникновением праворукости, а затем и связанной с ней речи, возникает известная латерализация ф-й , к-я отсутствует у животных. У ч-ка левое полушарие (у правшей) становится доминантным, речевым, не связанное с правой рукой остается субдоминантным. Этот принцип латерализации ф-й становится решающим принципом функциональной организации мозговой коры ч-ка. Левое – речь + категориальное восприятие, активная речевая память, логическое мышление и др. Правое – в меньшей степени участвует в их протекании. У взрослого ч-ка ф-ции вторичных и третичных зон левого полушария начинают коренным образом отличаться от ф-й вторичных и третичных зон правого полушария. Следует учитывать, что абсолютная доминантность левого  встречается не всегда Þ  этот з-н имеет относительный х-р. Лишь 25% полностью правши, несколько больше 33% выраженное преобладание левого полушария, 10% преобладание левого отсутствует.

Кратко: вторым ф-м блоком коры ГМ является блок приема, переработки и хранения экстероцептивной информации. Он расположен в задних отделах полушарий и включает в зрительные (затылочные), слуховые (височные), и общечувствительные (теменные ) отделы коры ГМ и соответствующие подкорковые структуры. Аппараты имеют иерархическое строение, распадаясь на первичные зоны, к-е принимают информацию и дробят ее на мельчайшие составные части, вторичные (проекционно – ассоциативные) зоны, к-е обеспечивают кодирование (синтез) этих составных частей и превращают соматотопическую проекцию в функциональную организацию, и третичные зоны (зоны перекрытия), обеспечивающие совместную работу различных анализаторов и выработку надмодальных (символических ) схим, лежащих в основе комплексных форм познавательной д-сти.

3-й блок программирования, регуляции и контроля сложных форм д-сти (контроля за протекающей д-стью). Ч-к не только пассивно реагирует на поступающие сигналы, он формирует планы и программы своих действий, следит за их выполнением и регулирует поведение, приводи его в соответствие с этими планами и программами. Он контролирует свою сознательную д-сть , сличая эффект действий с исходными намерениями и корригируя допущенные им ошибки. Аппараты этого блока расположены в передних отделах больших полушарий, кпереди от передней центральной извилины. «Выходными воротами» блока и двигательных импульсов является первичная двигательная зона коры . Первичная двигательная кора не может работать изолированно. Все движения ч-ка в той или иной степени нуждаются в тоническом пластическом фоне, к-й обеспечивается базальными двигательными узлами и волокнами экстрапирамидной системы. Эта система обеспечивает фон всех произвольных движений. Подготовка двигательных импульсов д.б. обеспечена как в аппарате самой передней центральной извилины, так  и в аппаратах надстроенных над ней вторичных зон двигательной коры, к-е готовят двигательные программы. Передняя центральная извилина является проекционной зоной, исполнительным аппаратом мозговой коры.  

 

21.   Проблема «мозг и психика». Варианты решения этой проблемы в отечественной и зарубежной науке (узкий локолизационизм, антилокализационизм.)

В объяснениях того, как работает мозг долгое время существовали две основные концепции - это концепция узкого Локализационизма (Брока, Вернике), в соответствии с которой психическая функция помещалась в определенный участок или зону мозга и нарушение этого участка приводило к нарушению функции. Сторонники узкой локализации пытались непосредственно соотнести каждую психическую функцию с определенной узкоограниченной зоной мозга,. Локализационизм: ПФ ― неразложимая на компоненты единая психическая способность, которая должна быть полностью соотнесена с мозгом. Мозг рассматривается как совокупность различных центров, каждый из которых целиком "заведует" определенной психической функцией. Поражение какого-либо мозгового центра ведет к необратимому нарушению соответствующей функции.

 Вторая концепция - концепция Антилокализационизма (Джексон, Флуранс), в соответствии с которой предполагалось, что весь мозг участвует в осуществлении психической функции. Представители антилокализационного подхода считали, что все области мозга эквипотенциальны и равно ответственны за психические функции, выраженные в поведении. Согласно этой точке зрения характер дефектов определялся не местом повреждения, а объемом поврежденного мозга. Антилокализационные теории -  мнение о раздельности "духовной жизни" и мозга и отрицание возможности обнаружения материальной базы мышления. Эта теория возродила идеи о некоем "потенциале массы",  согласно которым мозг представляет собой однородную недифференцированную массу, одинаково функционирующую во всех своих отделах. . ПФ- так же неразложимая психическая способность, что и выше, но: мозг трактуется как однородной целое, , равноценное и равнозначное для всех ПФ во всех своих отделах. ПФ связаны равномерно со всем мозгом, и любое поражение мозга приводит к пропорциональному величине патологического очага нарушению всех ПФ одновременно. Степень нарушения ПФ не зависит от локализации поражения, а определяется только массой пораженного мозга.

История науки знает отрицание самой возможности связывать мозг и психику, отрицание самой проблемы локализации ВПФ человека (Гельмгольц, Шеррингтон).

Ни одна из этих двух позиций не обеспечивала необходимой научной базы для дальнейших исследований в этой области.

Попытки объединить необъяснимое в каждой теории привели к появлению эклектической теории, в соответствии с которой элементарные функции можно локализовать в отдельных участках мозга, а высшие психические функции не локализуются. И тогда возник вопрос, как же соотнести высшие психические функции с работой мозга в целом. Эта работа, в частности, была проведена Лурия, который создал теорию системно-динамической локализации. Создание этой концепции шло по пути пересмотра основных понятий, которые существовали в то время. В частности, это был пересмотр понятия функции. Традиционное понятие функция - некое локальное событие. То есть существует орган, и есть функция, которую он выполняет. Но в то же время с переходом к более сложным функциям организма, например функции дыхания,  такое определение функции становится невозможным. Осуществляется эта функция посредством целого ряда органов, который объединяется в общую функциональную систему с конкретной целью.

В 19 в. клинической неврологии удалось выявить связь между локализацией поражения мозга и изменениями в психике больных, как субъективными, так и объективными. В начале 19 в. Ф.Галль первым занялся подобными исследованиями и пришел к заключению, что головной мозг состоит из систем, каждая из которых может быть связана с тем или иным психическим процессом. В 20 в. интерес ученых сместился в сторону экспериментального исследования поведения и, в частности, того, как удаление отдельных участков мозга или их стимуляция влияет на поведение. В результате первостепенное значение приобрела количественная регистрация инструментального поведения, а не анализ субъективных вербальных отчетов.

Лурия: теория системной динамической локализации ВПФ человека создавалась в борьбе с этими направлениями. В советской психологии было пересмотрено понятие функции. ВПФ стали рассматривать как социальные по генезу, опосредованные психологическими орудиями, системные построения, осознанные. Представление о ПФ стало представлением о психологических системах, обладающих сложным психологическим строением и включающем много психологических компонентов. Локализация ПФ рассматривается как системный процесс. ПФ соотносится с мозгом как многокомпонентная система, различные звенья которой связаны с работой различных мозговых структур. ВПФ не могут быть локализованы в узких зонах мозговой коры, а должны охватывать сложные системы совместно работающих зон, каждая из которых вносит свой вклад в осуществление сложных психических процессов и которые могут распределяться в совершенно различных, иногда далеко отстоящих друг от друга участках мозга. Системная локализация ВПФ предполагает многоэтапную иерархическую многоуровневую мозговую организацию каждой функции.

Любая сложная психическая деятельность обеспечивается работой сложных констелляций мозговых зон, составляющих звенья единой системы. Некоторые из этих звеньев являются жесткими, т.е. принимают постоянное участие в реализации ПФ, другие ― гибкими, которые включаются в работу лишь при определенных условиях. Гибкие звенья системы составляют тот подвижный динамический аппарат, благодаря которому достигается изменчивость функций.

Формируясь прижизненно под влиянием социальных воздействий ВПФ меняют свою психологическую структуру и соответственно свою мозговую организацию.

Каждая ПФ обеспечивается мозгом как целым, однако это целое состоит из высокодифференцированных разделов, каждый из которых вносит свой вклад в реализацию функции. Непосредственно с мозговыми структурами следует соотносить не всю ПФ, даже не отдельные ее звенья, а те физиологические процессы (факторы), которые осуществляются в соответствующих мозговых структурах. Нарушение этих физиологических процессов ведет к появлению первичных дефектов, а также взаимосвязанных с ними вторичных дефектов. составляющих в целом закономерное сочетание нарушений ВПФ ― определенный нейропсихологический синдром.

22.   Проблема междуполушарной ассимитрии мозга. Краткая характеристика левшества.

Межполушарная асимметрия ― неравноценность, качественное различие того "вклада", который делает каждое полушарие в каждую психическую функцию. Различия в мозговой организации ВПФ, в левом и правом полушариях мозга. Это направление возникло на экспериментальных фактах, что левое и правое полушарие неравнозначно обеспечивают психические процессы. Функциональная асимметрия ― разное по характеру и функциям участие левого и правого полушария в мобилизации психической функции.

1.     Проблема парциальности функциональной асимметрии.

Каждая форма асимметрии может быть выражена количественно, с помощью коэффициента асимметрии. Каждый профиль асимметрии отражает специфику структурно-функциональной организации мозга конкретного человека. На основе сочетаний парциональных асимметрий показана возможность построения классификации функциональной организации мозга.

Рука.     Глаз.       Ухо.

П           п              п

Л            л              п

И т.д.

2.     Проблемы роли каждого полушария в их совместной работе  Пример дихотомий. Выполнение полушариями разных функций: левое полушарие ― вербальная, последовательная, абстрактная, европейская; правое ― невербальная, синтетическая, конкретная, азиатская. Зрительное и слуховое восприятие. Слуховое - одномоментное осознание после окончания фразы, зрительное - не одномоментное . Механизмы, которые специфичны для левого или правого полушария, но необходимые для того, чтобы обеспечить процесс в обоих полушариях. Произвольное и непроизвольное выполнение функций. Левое и правое полушария по-разному принимают участие. Левое полушарие доминирует по речи и обеспечивает речевую деятельность, т.е. контролирует высшие речевые формы произвольной регуляции любого вида психической деятельности. Правое полушарие связано с непосредственно протекающими чувственными аспектами психической деятельности, т.е. обеспечивает непроизвольную автоматизированную сторону этой деятельности. При исследовании речи при поражениях левого полушария нарушаются неавтоматизированные формы устной и письменной речи. Левое полушарие - нарушаются следы памяти. Правое - нарушается непосредственно запоминание.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23


Новости

Быстрый поиск

Группа вКонтакте: новости

Пока нет

Новости в Twitter и Facebook

  скачать рефераты              скачать рефераты

Новости

скачать рефераты

© 2010.