скачать рефераты
  RSS    

Меню

Быстрый поиск

скачать рефераты

скачать рефератыРеферат: Клиническая психология

Концентрация внимания на чувствах: одна из целей – проанализировать свои чувства. Отрицая боль, мы связываем себя незаконченным действием. Чтобы формирование гештальта завершилось, старые чувства должны найти свое полное выражение. 1) та энергия, к-я тратится на подавление отрицательных эмоций, м.б. направлена на достижение позитивных целей. 2) при открытом выражении чувств обнажаются крайние стороны любого внутреннего конфликта Þ возможно интегрировать различные аспекты личности. Одна из методик – разыгрывание ролей. Такая работа может побудить ч-ка к проигрыванию новых форм поведения. Каждая форма поведения (ГТ), которую участник выбирает с целью преодолеть затруднение, отражает реальный аспект его Я. Эта методика помогает выявлять проекции в своем Я. Часто бывают полезными намеренные несоответствия, преувеличения. Отдельные чувства можно выделить из общего эмоционального фона если начать утрировать их невербальные выражения. О скрытых эмоциях можно судить и по интонации.

Анализ сновидений и фантазий: Перлз считал сны самым спонтанным продуктом нашего существования. Теоретически образы сновидения – фрагменты личности, которые были ею отторгнуты. В ГТ не приписывают сновидениям того символического значения, как в психоанализе. Работа со сновидениями и фантазиями в ГГ включает два процесса: перенос их на реальную почву и возвращение личности тех ее фрагментов, к-е были спроецированы на вымышленные образы. Перенос на реальную почву – участник описывает сон (фантазию) в настоящем времени. Описывая сон таким образом, ч-к вновь погружается в сновидение и повторно переживает все его события, но уже в условиях группы. Каждый объект или фигура сновидения представляет собой отчужденный фрагмент личности. Участника можно попросить представить себя горным пиком и описать свои ощущения от первого лица. Когда ч-к по очереди проигрывает роли всех виденных во сне живых существ и неживых объектов, он выявляет те аспекты своей личности, к-е до сих пор никогда не осознавал в полной мере. Другой вариант этого упражнения предусматривает описание сна с позиций присутствующих в нем существ или объектов. При этом не обязательно рассматривать весь сон целиком, достаточное кол-во информации может содержаться даже в его небольшом фрагменте. Если воспроизведение снов по памяти вызывает затруднения, можно исследовать фантазии или грезы наяву. Если основу сновидения составляет обсуждение или спор, можно воспользоваться м-кой пустого стула. В Г-упражнении для наглядности роль фигур из сновидения можно поручить кому-то из группы. Это нужно, чтобы обозначать взаимное положение фигур из сновидения. Их позы или чтобы воспроизводить услышанные фразы (в отличие от психодрамы – и только за этим).

Принятие ответственности: мех-мы развития любого невротического состояния связаны с неспособностью индивидуума полностью отвечать за себя. Особенное внимание в ГГ – чтобы каждый прямо обращался к другому, а не обсуждал его в третьем лице. Не поощряются сплетни, советы, умствования, рассуждения на Ψ темы, нарушение границ чужого Я. Рук-лю следует быть внимательным к случаям употребления участниками местоимений мы или вы, когда они на самом деле имеют в виду себя. При изменении конструктов: « мне нельзя, мне необходимо, мне следует»  на «я не буду, я хочу, я решил» члены группы берут на себя ответственность за свои мысли и т.д. Рук-ль также побуждает к замене союза «но» на «и». «Но» мешает говорящему принять ответственность за самого себя. + не поощряются вопросы – рекомендуется менять вопросительные предложения на утвердительные, чтобы они могли выявить собственные ресурсы, а не пытались  мобилизовать других. Ответственности способствует осознание того, как мы сами позволяем другим принимать за нас решения. Одной из причин перекладывания ответственности является уверенность в том, что его чувства вызваны другими людьми и что он – жертва чужого влияния. Ру-ль  - экран для проекции ограниченных возможностей членов группы. Отказываясь реагировать на жалобы и обвинения участников, он фрустрирует их и тем самым вынуждает выискивать свои внутренние ресурсы и, Þ принимать ответственность.

Преодоление сопротивления: обычно сопротивление – это препятствия, чинимые клиентом терапевту, к-й заботится о его благе. В ГГ сопротивление проявляется в отказе выполнять предлагаемые упражнения. Это следует рассматривать как признак определенных отношений м\у терапевтом и клиентом. Сопротивление показывает, какими способами участник мешает сам себе. Р-ль ГГ использует сопротивление для расширения самосознания клиента, анализа причин нежелания или кажущейся неспособности клиента что-то сделать. Þ сопротивление – это не преграда, а обстоятельство, к-е можно использовать, чтобы расширить самосознание. С-е используется для уменьшения риска возникновения негативных чувств и ограничивает свободу. Р-ль может предложить упорствовать в своем сопротивлении, н\р повторяя фразу: «Я не буду этого делать!» или завершая начатую фразу: «Если я чего и хочу избежать, так это ….». С-е может находить выражение и в мышечном напряжении – р-ль может привлечь внимание участника к его сдавленному голосу и т.д. Защитные функции могут проявляться в форме ослабления остроты сенсорного восприятия (ч-к может не слышать того, что ему говорят, не видеть того, что он делает…). Подавление переживаемых чувств может отразиться на характере дыхания. С физиологическими проявлениями с-я можно работать, используя м-ку пустого стула (диалог с напряженным участком тела). В ГГ нет установки на то, чтобы сводить на нет сопротивление. Члены группы должны признать наличие у себя с-я и понять, что они не хотят осознавать. Часто осознание стимулирует к дальнейшему продвижению, к-е м.б. связано с риском пережить заблокированные чувства.

Оценка: Гештальт-кредо подразумевает готовность ч-ка взять на себя ответственность за свою жизнь и за свое соответствие личным целям, а также понимание им своей природы. Теория ГТ стала основой для разработки множества упражнений и экспериментальных приемов. Но ГТ не предусматривает предоставления уже готового набора м-к работы в группе. Лучшими руководителями ГГ являются те, кто постоянно экспериментирует с методиками, ищет новые подходы.

 

56.   Психодрама.

Базовые техники: специальная группа. Техника ролевых игр. Существует множество классификаций игр. Фундаментальное: на базовые и ситуационные. Критерии деления: степень связанности техники со специфическим содержанием темы, изображаемой в действии. Базовая – широкий круг применения, универсальное психологическое значение, не связана с содержанием проблемы. Эти техники в основном имеют психодраматическую направленность. Ситуационная – представлена в случаях моделирования поведения, ограниченная психологическая основа, сильно привязана к содержанию проблемы.

Девять специфических техник. Представление самого себя, исполнение роли, диалог, монолог, дублирование и множественное дублирование, обмен ролями, реплики в сторону, пустой стул, зеркало.

Представление самого себя. Состоит из коротких ролевых действий, в которых протагонист изображает самого себя или кого-то очень важного для себя. В основе техники 2 предпосылки: субъективность и люгитальность. Субъективность – описание базируется на особенностях характера протагониста, его личных ощущениях, суждениях. Люгитальность – протагонист является единственным источником этих ощущений. Существуют два вида метода:

·     Описание себя, людей в форме последовательных эпизодов, парад личностей;

·     Психодрама – серия завершенных ситуаций.

Есть также и метод интервью, когда есть человек, от имени которого отвечают на вопросы.

Исполнение роли – это акт принятия роли кого-то другого. Это может быть часть тела, животное, неодушевленный предмет, человек. К протагонисту она не применяется. Но существуют три исключения:

·     Когда используется одна техника как монодрама

·     Когда используется техника обмена ролями

·     Во время тренинга, когда человека просят принят новую чужую роль.

Диалог – это изображение в ролевых играх взаимоотношений между реальными людьми. Вспомогательный персонал – люди, с которыми человек взаимодействует в реальной жизни. Здесь каждый играет самого себя (и протагонист и вспомогательный персонал). Часто используется при исследовании конфликтных ситуаций. Монолог – изложение человеком своих чувств, мыслей, как будто он вслух (но при этом письменно) советуется с самим собой – комментирование своих действий в ролевых играх в начале, середине и в конце сцены. Есть две формы монолога: акт полного раскрытия самого себя и сопротивление полному развитию роли. Использование: для дополнения действия, изображаемого во время основной, ключевой сцены; для связующей сцены. Дублирование – (al te ego) – второстепенное лицо играет роль протагониста – “психологический двойник” - его внутренний голос. Дублер стоит рядом с протагонистом, сбоку от него (с противоположной от зрителей стороны). Нужно добиться ощущения психологического единства с протагонистом. Дублер имитирует его физически с целью: помочь дублеру как можно глубже погрузиться в роль протагониста; направить внимание дублера на физические ключи с тем, чтобы определить психологические ключи. Роль дублера:

·     Имитация физических особенностей, жестов, манер протагониста;

·     Повторение ключевых слов, достижение ментального, эмоционального сходства с протагонистом;

·     Чтение между строк и обсуждение скрытых мыслей и чувств;

·     Фокусирование на страхах, запретах, дилеммах, живущих в протагонисте;

·     Высказывание гипотез касательно проблем протагониста;

·     Побуждение протагониста к открытому выражению своих проблем и к прямому соприкосновению с ними.

Дублирование – один из лучших способов обучения способности сопереживать.

Техника множественного дублирования – роль дублера поделена между несколькими второстепенными лицами, каждое из которых изображает один аспект поведения протагониста, одну сторону его личности. Использует ее, если протагонист перегружен многочисленными проявлениями своей проблемы и не в состоянии воспринимать ее в целом (лучше не более 3-4 дублеров). Если это возможно, лучше протагонисту самому выбрать себе дублера. Реплики в сторону – цель – извлечение и раскрытие внутренних мыслей, чувств человека. Вводится в действие, если протагонист излагает события недостоверно, умышленно скрывает правду. Всегда применяется в сочетании с “исполнением роли” и “диалогом”. Обычно говорит в сторону протагонист, но может и второстепенное лицо, если участвует жена и другие люди, значимые для протагониста. Тогда все участники могут применять реплики в сторону. Обмен ролями – два человека меняются ролями – участники меняются ролями физически, каждый перенимает позу, манеры, психологическое состояние другого. Показания: когда второстепенное лицо исполняет роль какого-то человека, хорошо известного протагонисту, но ему нужна для этого дополнительная информация (протагонист предоставляет ее путем демонстрации и моделирования); когда терапевту нужно получить больше информации о протагонисте, так как многие люди, пребывая во второстепенной роли, открываются, забывают о психологической защите; когда взаимодействие между протагонистом и второстепенным лицом должно быть ускорено, или когда оно приближается к тупику, а тема не раскрыта; при разборе конфликта между близкими людьми, который должен быть разрешен путем улаживания и признания. Техника пустого стула – протагонист взаимодействует с воображаемым кем-то или чем-то, представленным одним или несколькими пустыми стульями. Протагонист разговаривает с кем-то в форме монолога или обмена ролями. Потом стул занимает второстепенное лицо, с кем протагонист мог бы общаться, как будто воображаемый кто-то был здесь. применяется, когда протагонист не готов встретиться с могущими причинить боль обстоятельствами. Зеркало – разновидность имитации поведения, разработанная для того, чтобы обеспечить протагониста живым зеркалом. Она осуществляется второстепенным лицом, исполняющим роль протагониста в течении короткого времени, а протагонист наблюдает, удалившись из пространства действия. Иногда  второстепенное лицо преувеличивает некоторые черты поведения протагониста. Техника используется в закрытых сеансах. Возврат во времени – воссоздание значительных событий из прошлой жизни протагониста. Протагонисты и второстепенные лица должны пользоваться настоящим временем. Протагонист тщательно копирует то, что уже происходило. Показания: когда протагониста волнуют травмирующие или неприятные воспоминания; когда терапевт считает, что достижение катарсиса может облегчить или снять эмоциональное бремя прошлого; если настоящие трудности протагониста связаны с переживаниями в прошлом; когда нужно определить реакцию протагониста на определенную ситуацию, имеющую место в прошлом. Важно предварительно разогреть протагониста.

57.              Группы тренинга умений.

Группы тренинга умений, основаны в большей степени на бихевиоризме и поведенческой терапии. В группах тренинга умений, или развития жизненно важных навыков, учат адаптивным способам поведения, действиям, которые служат средством удовлетворения важнейших жизненных потребностей. Работа в этих группах более структурирована, чем в других. Структурированность и систематичность этой работы, а также ее концептуальные основы связывают ее с бихевиористской терапевтической моделью. Первоначально применение бихевиористских принципов в клинической практике стимулировалось лабораторными экспериментами, которые показали, что учитываемые в бихевиористской теории научения параметры, например вероятность подкрепления, могут влиять на вербальную активность и на лидерский статус членов исследуемой группы. Основываясь на этих результатах, клиницисты бихевиористской ориентации объединили традиционные формы работы в группах и поведенческие методики. Поведенческие терапевты стремились свести происходящие в группах взаимодействия к стимулам и реакциям на них. Например, ощущение поддержки, которое дает тревожному участнику присутствие других членов группы, имеющих аналогичные проблемы, в терминах теории научения именуется «десенсибилизацией» (desensitization), а их реакции на действия этого участника могут «подкреплять» у него некоторые формы поведения. С недавних пор руководители поведенческих групп стали применять более директивные методы структуризации работы в группах и подавления спонтанных внутригрупповых процессов, чтобы лучше пользоваться теми преимуществами, которые имеются у специфических поведенческих методик. По большей части, они, в целях экономии времени и денег, просто переносят методы индивидуальной терапии на всю группу, а эффекты групповой динамики при этом игнорируют. Например, нескольких клиентов, страдающих фобиями, можно объединить в одну группу для лечения методом систематической десенсибилизации. Такой подход есть не что иное, как проведение индивидуальной терапии в условиях группы, сходный с работой «один на один» в гештальт-группах или группах трансактного анализа.

Основные понятия

В фокусе внимания поведенческого подхода находится наблюдаемое поведение. Фрейдистские концепции бессознательного, подавления и переноса подчеркнуто отвергаются. Поведенческие психотерапевты обычно работают с проблемными формами поведения непосредственно и не вдаются в исследование их причин или исторических корней. Бихевиористы вполне допускают, что текущие проблемы могут являться результатом событий прошлого, но предпочитают воздействовать на наблюдаемое поведение и на те обусловливающие его факторы, которые существуют в данный момент. Решающее значение придается изучению поведения в тех условиях, где оно проявляется. Иногда рекомендуемое вмешательство касается не поведения как такового, а именно условий, в которых имеют место наблюдаемые поведенческие реакции. Учебная модель: В группах тренинга умений присутствует стремление объединить дидактические способы обучения с обучением на основе непосредственного опыта. На приобретение опыта направлены многие упражнения, предлагаемые в таких группах, но в целом форма работы в них явно учебная Занятия в таких группах больше похожи не на психотерапевтические сеансы, а на инструктаж. К участникам относятся не как к пациентам с определенными диагнозами, а как к студентам, стремящимся исправлять недостатки, которые они у себя находят, и совершенствовать свое умение жить. Вместо того чтобы предлагать лечение, руководители таких групп дают систематизированные инструкции по изменению способов поведения и жизненных установок, а также по достижению целей, которые участники ставят перед собой. На каждом этапе жизни человека перед ним встают определенные задачи, и ему необходимы определенные умения, чтобы он мог преодолеть критический период и достигнуть нового уровня зрелости. Если необходимые умения не приобретены на соответствующем этапе развития, человек оказывается в невыгодном положении при встрече с будущими трудностями и стрессовыми ситуациями. Опыт пребывания в группе может либо способствовать научению, либо мешать ему. Экспериментальные исследования малых групп показывают, что группы справляются со многими проблемами успешней, чем отдельные индивиды. Некоторые руководители поведенческой ориентации сознательно создают в группе оптимальный для научения климат, для чего они всячески способствуют повышению сплоченности группы, модификации ее коммуникационных структур, уравниванию силы ее участников и установлению общегрупповых целей, служащих противовесом для индивидуальных целей.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23


Новости

Быстрый поиск

Группа вКонтакте: новости

Пока нет

Новости в Twitter и Facebook

  скачать рефераты              скачать рефераты

Новости

скачать рефераты

© 2010.