скачать рефераты
  RSS    

Меню

Быстрый поиск

скачать рефераты

скачать рефератыРеферат: Клиническая психология

Современные практики группового движения приспособили многие традиционные учения к конкретным ситуациям и потребностям клиентов. Сегодня, например, группы телесной терапии черпают материал из учений Вильгельма Райха; группы, центрированные на теме, широко пользуются психоаналитическим мышлением в сочетании с гуманистическими ценностями; а группы тренинга умений соединяют бихевиоризм со сложившимися методами групповой работы.

53.   Т-группы (как разновидность групповой психотерапии).

Т-ГРУППА (от англ. training–group — тренинг–группа) — форма психотерапии. Ориентирована на отработку чувствительности по отношению к своим мотивам и эмоциям, к мотивам других людей, к событиям социального взаимодействия, к групповой динамике. Основным психотерапевтическим приемом выступает групповой анализ, который производится участниками (10-15 человек), которые друг с другом не знакомы. Темы для обсуждения выбираются произвольно, главным является тщательный анализ собственного поведения и поведения других участников группы и свободное обсуждение их. Группа, создаваемая для воздействия в системе межличностных отношений на ее членов с целью развития у них социально-психологической компетентности, навыков общения и взаимодействия Первые Т-г. возникли в качестве практического приложения школы групповой динамики К. Левина. В настоящее время является одной из наиболее распространенных моделей исследования межличностных отношений, стадий развития группы и др. Для Т-г. характерны кратковременность ее существования (от нескольких дней до нескольких недель), отсутствие предварительной структурированности, нормированности и регламентации. Основной метод в Т-г. — свободная дискуссия без предварительно принятого плана, сочетающаяся с ролевыми играми и другими приемами. Обсуждения строятся по принципу “здесь” и “теперь”, т. е. анализируются события, происходящие непосредственно в группе по возможности без обращения к прошлому опыту участников. Условием успешной работы Т-г. является климат взаимного доверия, стимулирующий участников на установление межличностных отношений, на к-рые они, как правило, не решаются в обыденной жизни, и помогающий пониманию протекающих в Т-г. процессов. Создание климата доверия обеспечивается особой формой ведения группы “тренером” (ведущим). Обучение (развитие чувствительности к групповым процессам) происходит главным образом через переживание участниками многогранного группового опыта. В настоящее время Т-г. является одной из распространенных моделей исследования межличностных отношений, стадий развития группы и др. в большинстве Т-групп создаются возможности для ценных личностных изменений (Hampden-Turner, 1966). Группа может повысить индивидуальные коммуникативные умения и концептуальное понимание. Это ведет к увеличению чуткости к собственным и чужим потребностям, к появлению большего числа альтернативных видов поведения при столкновениях с жизненными проблемами. Т-группа может помочь членам группы утвердить и укрепить самоидентичность и наметить направление их будущего развития. Наконец, Т-группа может помочь человеку повысить самооценку и чувство собственного достоинства.

Начало развитию групп тренинга (Т-г) было положено в 1946 Куртом Левином и его коллегами, к-е заметили, что члены групп получают пользу от анализа получаемого ими в группе опыта. Лабораторный тренинг предлагает широких спектр методов обучения, направленных на развитие навыков межличностного взаимодействия или на изучение процессов, к-е происходят в малых группах.

Т-группы могут иметь или рациональную, или аффективную ориентацию — в зависимости от конкретной задачи или темы. Т-группы относятся к группам, ориентированным на поведенческую терапию. Они м.б. центрированы как на руководителе, так и на участнике. Нек-е Т-г ориентированы на развитие навыков эффективной организаторской д-сти. Однако чаще предметом интереса в них являются навыки межличностных отношений или процессы происходящие в малых группах. Развитие теории личности и клинической Ψ првело к возникновению Т-г, ориентированных на всесторонее развитие личнотсти. Такие группы иногда называют  «группами сензитивности».

Основные понятия: Обучающая лабораториявременное локальное сообщество, созданное с целью удовлетворения потребностей всех его членов в обучении. Экспериментальный хар-р испытания новых способов поведения. Каждый является как участником, так и наблюдателем. Определение целей группы – наблюдение за изменением поведения, планирование д-сти и анализ результатов. Т-г обеспечивает возможности решения проблем, не всегда разрешимых в реальной жизни. Лабораторная д-сть может включать и лекции, + встречи в более широком кругу.

Т-г – ядро всего процесса обучения на основе опыта. Руководитель (тренер или фасилитатор). Т-г ориентированы на получение знаний о групповом процессе, а группы развития сензитивности – на изучение личности и межличностных отношений. Если главное значение приобретают эмоции – м.б. названа группой встреч.

Обучение тому, как учиться :главный упор на развитии нового подхода к решению проблем, на обучение тому кК учиться. 1) повышение способности отдельных членов Т-г осознавать ситуацию. Работа в группе способствует более глубокому осознанию возможностей выбора при столкновениях с проблемами реальной жизни. 2) Самоанализ 3)необходимость открытости в межличностных взаимодействиях. Следует стремиться к осознанию этих чувств, делиться ими. 4)опирается на сотрудничество.  Основным источником получения знаний являются партнеры. Присущая Т-г неопределенность предполагает, что в них не обязательно будут эффективными традиционные формы поведения. Тренер дает так мало подсказок, а формулировки целей имеют настолько общий х-р, что у участников может появиться «ощущение бесцельности». Чтобы в такой ситуации чему-то научиться надо набираться опыта. Понятию «обучения тому, как учиться» соответствует циклическое чередование Самопрезентации, обратной связи и экспериментирования.

Самопрезентация: на протяжении всего существования группы восприятие происходящего членами группы проявляется в их действиях. Это и называется самопрезентацией. «Арена» - общее понятие, к-е осознается и самой личностью и окружающими. «Скрытая область»  - то, что известно о себе только самой личности. «Слепое пятно»- то, что о личности известно другим, но сама она не сознает. «Неведомое» - то, что не известно ни личности, ни другим (н\р непроявившиеся способности). Располагающая к открытому общению атмосфера увеличивает потенциал группы и личности.(«окно Джогари»).  Один из способов расширения сферы общения – в расширении «арены». По мере развития отношений взаимопомощи общение становится более близким. Уровень доверия является решающим фактором в любой обучающей среде. Если сложившаяся в группе обстановка не располагает к взаимной поддержке, способность участников понимать мотивы поведения, ценностные установки и чувства друг друга уменьшатся.  Выделяют два способа создания в группе атмосферы взаимной поддержки и доверия: 1) замена оценочных суждений чисто описательными 2) переориентация с взаимного контроля на совместное решение проблем.

Обратная связь: применительно к группам это понятие употребляется, когда одни члены группы сообщают о своих реакциях на поведение других для того, чтобы помочь им скорректировать свой «курс» движения к цели. Она позволяет каждому следить за свои поведение и корректировать его так, чтобы оно было более эффективным. + можно получать информацию, относящуюся к «слепому пятну». О.С позволяет лучше понимать смысл происходящего в группе. Важно, чтобы ОС давалась, пока вызвавшее ее поведение еще имеет место, а не тогда, когда все уже в прошлом и содержащаяся в ней информация не актуальна. ОС приносит пользу, когда раскрывает отношение одного ч-ка к  поведению другого. Она наиболее полезна, когда отражает мнение большинства членов группы.

Экспериментирование:  испытание новых способов и стратегий поведения. Не менее важна и практическая отработка навыков желательного поведения, т.к. дает возможность достигнуть необходимого автоматизма новых навыков и почувствовать себя более уверенно. Последний этап обучения – использование приобретенных навыков вне группы.

Здесь и теперь: оптимальная форма обучения – через непосредственно переживаемый опыт. Þ подробное изложение случаев из жизни обычно не  поощряется, если эти случаи не связаны с текущими переживаниями и не имеют отношения к взаимодействиям, происходящим в группе в данный момент.  Сосредоточенность на З и Т – доминантная тема в большинстве современных психокоррекционных групп.

Поведение руководителя: тренер настраивает членов группы на то, чтобы опыт, получаемый ими в процессе тренинга, был продуктом их собственной д-сти. + дает понять что уверен в мудрости группы. Роль руководителя – вовлечь членов группы в совместную работу по исследованию их собственных взаимоотношений и поведения, а затем незаметно устраниться от руководства. Забота руководителя и его помощь группе может выражаться в том, что время от времени он притормаживает некоторые процессы и предлагает новый материал для дискуссии. Чаще он вмешивается в работу группы, чтобы обратить внимание участников на их поведение.  Тренерам Т-г следует избегать проявлений чрезмерного личного участия к людям, ставшим членами группы. Эмоциональная вовлеченность в отношениях с членами группы чревата потерей объективности.

Коммуникативные навыки: цель всех Т-г – развитие личности посредством углубления осознания себя и других, + процессов, происходящих в группе. Вырабатываемые в Т-г коммуникативные навыки включают умение описывать поведение, передавать свои чувства, активно слушать, предоставлять обратную связь и вступать в конфронтацию.  Успешное овладение этими навыками сводит до минимума стесненность и отчуждение в группе, способствует кооперации участников и достижению групповых целей.

Описывание поведения: подразумевает устное комментирование конкретных наблюдаемых действий, совершаемых другими. Эта объективная констатация и она исключает оценочные высказывания и приписывание другим мотивов, установок или склонностей. Первый шаг на пути развития способности описывать поведение – это тренировка наблюдательности и воздержание от оценочных суждений. Передавать чувства -  включает точную регистрацию своего внутреннего состояния и сообщение о нем. Относительно чужих эмоций нетрудно впасть в заблуждение. Тот, кто сообщает о своих чувствах, должен в явном виде относить их к себе лично, пользуясь для этого местоимениями «я» и «мне». Часто мы облекаем свои чувства в слова, к-е на самом деле никак их не определяют. Часто чувства путают с мыслями. Мысли- это выводы или заключения относительно состояний души, а не их описание. Активное слушание – ответственное, осмысленное восприятие сказанного другим ч-м. научиться активному слушанию можно в контексте обучения основным составляющим взаимопомощи. Главной из этих составляющих является точное эмпатическое понимание. Достижение такого понимания включает процессы распознавания и коммуникации. Распознать – значит войти в чужое положение, выяснить, что за ним стоит. Эмпатическое общение подразумевает и способность убедить другого в своем понимании его поведения, чувств и того, что за ними стоит.  Конфронтация _-это наиболее действенная форма коммуникации, может не только способствовать развитию, но и наносить ущерб. О К-и говорят, когда действия одного ч-ка побуждают другого задуматься над своим поведением, проанализировать его и изменить. Индивид, являющийся объектом конфронтации, извлечет из нее пользу, если будет открыт для обратной связи с другими и будет рассматривать К-ю как возможность исследовать себя.  Суть К-и должна соответствовать целям группы.

Занятия в Т-г не эквивалентны интенсивной групповой психотерапии. Но честная и открытая обратная связь, к-ю обычно получают члены Т-г, может побудить их к поискам более интенсивного и индивидуализированного группового опыта. В Т-г участники получают помощь в развитии специфических коммуникационных навыков, таких как описание поведения, передача чувств, активное слушание и конфронтация. Т-г способствовали популяризации психокоррекционных групп и психологических понятий. С недавних пот Т-г стали фокусироваться на тренинге отдельных навыков и использовать в своей работе приемы заимствованные из других подходов.

54.   Группы встреч (как разновидность групповой психотерапии).

Дать теоретическое определение ГВ затруднительно ввиду разнообразия опыта, к-й приобретается в группах, относимых к этой категории. Первое употребление термина «встреча» в психотерапевтическом контексте приписывается Якобу Морено. Современное определение дано Вильямом Шютцем: встреча – это способ установления отношений м\у людьми, основанный на открытости, честности, уверенности в себе, чувстве ответственности перед самим собой, самоконтроле, внимании к чувствам и сосредоточенности на «здесь и теперь». ГВ в США: на Восточном побережье  группы, ориентирующиеся на решение конкретных задач, исследующие такие вопросы, как коммуникация, разрешение проблем, лидерство. На Западном побережье ГВ в большей степени ориентированы на создание чувства общности и развитие у участников способности к установлению близких межличностных отношений.  Большая часть центров находится на Западе. Лидеры движения ГВ Карл Роджерс и Вильям Шютц. Вклад Роджерса – концепция «основной встречи», она предусматривает веру в возможность индивидуального развития, происходящего тогда, когда члены группы выражают собственные чувства и принимают к сведению чувства других. В отличие от Т-г, в ГВ внимание участников фокусируется не на понимании сути группового процесса и не на развитии навыков межличностного взаимодействия, а на достижении высокого уровня аутентичности и открытости во взаимоотношениях с другими. При этом руководитель старается создать и поддерживать атмосферу безопасности и доверительности, чтобы побудить участников к обмену самыми сокровенными мыслями и чувствами.

Перемены в ГВ в Институте Эсален – центр изучения потенциальных возможностей ч-ка. Центровая фигура – Билл Шютц: трехмерная теория межличностного поведения. Пытался соотнести теорию психоанализа с групповой динамикой. Изучал психодинамическую теорию и основы биоэнергетики + руководил группами НЛП. Сложил все в единую систему.  Шютц  ввел понятие единства души и тела, к-е стало центральным в концепции открытой встречи. Он исходил из признания того, что эмоциональные конфликты отражаются на физическом состоянии в виде напряжения отдельных мышечных групп и что никакое психотерапевтическое воздействие не будет полным, если оно будет игнорировать телесные ощущения. Как правило, Шютц начинал работу над эмоциональными блоками с изучения того, какие проблемы возникают у ч-ка при принятии определенных поз или совершении движений. Для того чтобы дать выход долго подавляемым эмоциям, участники выполняли особые физические упражнения и пользовались специальными приемами вербальной конфронтации. В настоящее время  две основные тенденции: соматические, или телесно-ориентированные подходы (сенсорное пробуждение, биоэнергетические воздействия, структурная реинтеграция), другая больше ориентирована на осознание личностью себя и своих отношений с другими (ГВ, гештальт-группы, психодрама,  - предшественники ГВ).

ГВ – это ответвление от Т-групп. Наиболее известными подходами являются концепция «основной встречи» (Роджерс), основывается на разработанной им теории центрированной на клиенте психотерапии. Этот подход направлен в первую очередь на достижение аутентичности в отношениях с другими. В подходе Шютца основное внимание уделяется интеграции души и тела.

 Основные понятия (связанные с существующими представлениями о психокоррекционной встрече): 1)Самораскрытие- руководители призывают участников к самораскрытию как к способу достижения близких взаимоотношений. Побуждают к раскрытию своих чувств и мыслей, особенно тех, к-е касаются других участников или событий, происходящих в группе в данный момент времени – в противовес воспоминаниям.  Адаптация к жизни в обществе часто требует сокрытия подлинных чувств, потребностей и сомнений. Самораскрытие делает людей уязвимыми  и внешне слабыми.  Но Сидней Джурард считал, что полное самораскрытие перед другими, на самом деле признак сильной и здоровой личности. Пытаясь скрыть свое подлинное Я мы создаем фальшивый образ себя. Можно остаться с ощущением одиночества, отделенности от других и отчужденности от себя.  Подавление важных внутренних переживаний может приводить к психосоматическим расстройствам. Симптомы Ψ проблем – такие как уход в себя, переедание или злоупотребление спиртным и т.д. – м.объясняться стремлением укрыться от боли, с которой сопряжено признание неприглядных сторон своей личности.  Разными путями ГВ приводят участников к мысли о возможности раскрытия перед партнерами по группе. Люфт считал самораскрытие уместным, когда оно является результатом развития взаимоотношений. Когда признания соответствуют текущему моменту, когда эти признания делаются постепенно. Отчужденная личность нечетко ощущает собственное Я, и склонна считать себя не более чем исполнителем социальной роли и вместилищем биологических потребностей. Аутентичная же личность выражает себя спонтанно, естественно и открыто делится с группой своими мыслями – это «подлинная» личность. На рис быть подлинным и аутентичным можно пойти только в обстановке, внушающей доверие. Актуальные чувства в отношениях м\у членами группы обычно не раскрываются до тех пор, пока они не пройдут через последовательные этапы группового процесса: фрустрацию из-за отсутствия структуры, сопротивление раскрытию и выражению эмоций, описание прошлых, ничем в данный момент не угрожающих ситуаций и чувств, выражение отрицательных эмоций с целью проверить, насколько группа заслуживает доверия, и, наконец, обращение к личностно значимым темам.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23


Новости

Быстрый поиск

Группа вКонтакте: новости

Пока нет

Новости в Twitter и Facebook

  скачать рефераты              скачать рефераты

Новости

скачать рефераты

© 2010.