скачать рефераты
  RSS    

Меню

Быстрый поиск

скачать рефераты

скачать рефератыРеферат: Клиническая психология

Апатия - полное равнодушие, безучастность к событиям, хотя влечения могут сохраниться (в “неокрашенном” виде). Часто встречается как длительная заключительная стадия шизофрении.

Слабодушие - характерно для старческого психоза, просто старения, атеросклероза ГМ и пр. Больной сентиментален, раздражительно слаб (на уровне вегетативных реакций). Вылечить слабодушие трудно, проще беречь от впечатлений.

Эйфория - веселость, безмятежность при объективной бедности душевной жизни. Больной не действует, только пассивно наблюдает. Встречается при очаговых поражениях мозга (лобные доли), инфаркте, опьянении.

2) Эмоциональные реакции - конкретные формы реагирования на значимые события.

Эмоциональные реакции кратковременны, интенсивны и полярны (резко положительно или отрицательно окрашены).

Аффекты - чрезмерные по интенсивности эмоциональные реакции.

- физиологические (без утраты самоконтроля, самокритики, без амнезии) вызываются внешними раздражителями;

- патологические (утрата целесообразности поведения на некоторое время, сменяется сном, амнезия на этот отрезок времени) возникают в связи с помрачениями сознания.

Локальные поражения мозга (наруш-е эмоц-но – лич-й сферы).

1.Гипофизальная, гипоталамич-я область. В грубых случаях – гипофизарная деменция (явление общего возбужд-я, эйфории, агрессии). Идет обеднение эмоций (мимика, жесты).

При опухолях гипофиза. Акро-мегалии – связ.с гиперпродукцией соматотропного гармона: астонизация (утомл-ть, повыш-е эмоц-й лабил-ти, ранимы), ажитированная депрессия (на ряду с тоской агрес-ть, злоба). Критичность м.б. сохранна. Адипозо-генитальная дистрофия – недостаток гармона гипофиза. Вялость, сонлив-ть,безразл-ть, тупая эйфория. М.набл-ся эпилептиформ-е припадки. Обедн.эмоц-й сферы.  Опух.гипофиза м.выз-ть повыш. выработку гидрокартизола (больные обидчивы, слезливы, неустойч-е настроение). Расст-во влечений (аппетит, секс).

2.Височная область. Пораж-е правого вискааффект страха, тоски, ужаса на фоне вегетативных сдвигов. Приступы ярости. Деперсонализация, дереализ-я. Левый висок – связ.с постоян-ми эмоц-ми р-ми: тревож. фобич-е депрессии, ипохондр-ть, плаксивость. Медиальный висок (в обл.миндалин) – агресс-ть, негативизм.

3. Лоб. Регул-т эмоц-ю сферу. Осн.проявления: эйфория, благодушие, некритич-ть, эмоц.безразл-е, нет чувства ответст-ти. Личност-е измен-я – при массивных пораж-х лба. При пораж-и базальных структур – вспыл-ть, раздраж-ть, наруш-е соц-но детерминир-х эмоций ( юмор, совесть, ответств-ть). Левостор-е пораж-я – затормож-ть, вялость, пассивн-ть, депрессия, подавл-ть. Правостор-е пораж-е – беспечность, импуль-ть, отрицание своих дефектов (анозегнозия).

В норме: лев.полуш-е связ.с положит-ми эмоциями; правое – с отриц-ми. При пораж-ии: левого пол-я –усиление положит-х эмоций, правого – отрицат-х.

Локализация патологического процесса в базальных отделах лобных долей приводит к целому ряду эмоционально-личностных расстройств. Рассматривая эмоциональные процессы, в данном контексте, можно выделить следующие составляющие, подлежащие анализу: общий эмоциональный фон настроения больного, ситуативно обусловленные эмоциональные реакции, отношение к своему заболеванию, устойчивость или лабильность аффективных процессов, разнообразии эмоциональных реакций.

Оценка своего заболевания и его переживание, когнитивная и эмоциональная составляющие внутренней картины болезни у больных с поражением базальных отделов лобных долей принимают диссоциированный характер, хотя при этом каждая из них не имеет адекватного уровня. Так, знание некоторых симптомов своего заболевания, возможность формального их перечисления больным с поражением правого полушария мозга сочетается с отсутствием целостного представления о своем заболевании и его переживания (анозогнозия). Излагая жалобы в ответ на вопросы, больной говорит как бы не о себе самом, игнорируя при этом значимые симптомы. Общий фон настроения характеризуется при этом благодушием, эйфорией, в ряде случаев - расторможенностью аффективной сферы. Стабильность благодушного фона настроения проявляется и в эмоциональных реакциях на неуспех при выполнении различных заданий. Поверхностное, формальное называние симптомов заболевания в сочетании с их игнорированием, отсутствие целостной внутренней картины болезни свидетельствуют о том, что заболевание не вошло в систему смыслообразующих параметров, не является составляющей самосознания. Поражение базальных отделов левой лобной доли характеризуется общим депрессивным фоном поведения, который однако не обусловлен истинным переживанием болезни, когнитивная составляющая внутренней картины которой у больного отсутствует. Отдельные эмоциональные реакции на неуспех могут иметь место в виде негативизма, агрессии, насильственного плача. Такие эмоциональные проявления носят лабильный характер.

В целом эмоциональный мир больных с лобно-базальной патологией характеризуется обедненностью аффективной сферы, монотонностью ее проявлений, недостаточной критичностью больных в ситуации нейропсихологического обследования, неадекватностью эмоционального реагирования.

 Синдромы поражения медиальных отделов височной области изучены и описаны недостаточно полно. Эта зона мозга имеет отношение, с одной стороны, к таким базальным функциям в деятельности мозга и психического отражения как эмоционально-потребностная сфера и тем самым – к регуляции активности. Очаговые процессы в медиальных отделах височных долей могут проявляться аффективными расстройствами по типу экзальтации или депрессии, а также пароксизмами тоски, тревоги, страха в сочетании с осознаваемыми и переживаемыми вегетативными реакциями.

31.   Синдромы эфферентной и динамической афазии. Краткая характеристика.

Моторная эфферентная афазия

Моторная эфферентная афазия возникает при поражении нижних отделов коры премоторной области - полей 44 и частично 45-го - зоны Брока.

При полном разрушении зоны Брока больной не может произнести ни слова, лишь нечленораздельные звуки. Иногда в устной речи больного остается одно слово или словосочетание (эмбол), которое используется больным, как замена всех остальных слов (в сопровождении жестикуляции, с различной интонацией). При этом больной в определенной степени понимает обращенную к нему речь.

При менее грубых поражениях звуковой анализ слова и возможность артикулировать различные звуки речи сохранны, однако страдает двигательная организация речевого акта («кинетическая мелодия»). Центральный дефект - затрудненность переключения с одного движения на другое, вследствие которого у больного возникают речевые персерверации в активной спонтанной речи, повторной речи и письме. Как результат возникает вторичное нарушение понимания речи и чтения.

Динамическая афазия

Динамическая афазия возникает при поражении областей, расположенных вблизи от зоны Брока - 9, 10 и 46-е поля.

Речевая адинамия, или дефект речевой инициативы, проявляется в бедности речи больных, отсутствии самостоятельных высказываний, односложности в ответах на вопросы. Динамическая афазия протекает на фоне сохранности речевой моторики и понимания устной речи. В основе этой формы афазии лежит нарушение сукцессивной организации речевого высказывания - больные не могут составить даже простейшую фразу, не могут развернуто ответить даже на элементарные вопросы.

Большие затруднения больные испытывают при продуцировании заданных ассоциаций; плохо актуализируют слова, обозначающие действие, причем глаголы актуализируются труднее, чем существительные (в отличие от оптико-мнестической афазии).

Динамическая афазия связана прежде всего с нарушениями структуры внутренней речи - распад предикативной структуры, а отсюда - нарушения структуры внешней речи, разнообразные аграмматизмы.

32.   Сенсорная и акустика-мнестическая афезия.

Сенсорная афазия.

Сенсорная афазия связана с поражением задней трети височной извилины левого полушария (у правшей) - 41-го, 42-го и 22-го полей (зоны Вернике).

Артикуляция и оральные позы при сенсорной афазии сохранны, основа - нарушение фонематического слуха. В грубых случаях больные вообще не различают фонемы и  не понимают обращенную к ним речь, отсутствует активная спонтанная устная речь. В менее грубых - не понимают зашумленную или быструю речь, т.е. речь в усложненных условиях, при параллельно 2 говорящих не расчленяют 2 потока речи, воспринимают слитно. В устной речи часто встречаются литеральные парафазии (замена звуков), реже - вербальные (замена целых слов). Резко затрудняется письмо под диктовку (при сохранном списывании), повторение услышанных слов, чтение (из-за невозможности контроля за правильностью своей речи).

След. две иногда объединяют под общим названием «амнестическая афазия», но Лурия их разделяет. Больной не может назвать предмет, как будто забывает название. При подсказке первой буквы или слога сразу вспоминает.

Акустико-мнестическая афазия.

Акустико-мнестическая афазия возникает при поражении средних отделов коры левой височной области - 21-е и частично 37-е поля.

Фонематический слух остается сохранным, больной понимает обращенную речь, но не способен запомнить даже небольшой речевой материал - грубое нарушение слухоречевой памяти. Резкое снижение объема слухоречевой памяти (до 2 - 3 слов) приводит к вторичному непониманию длинных фраз и вообще устной речи. Затруднен поиск слов в активной устной речи, часты вербальные парафазии, речь этих больных скудна. Характерны повышения ретроактивного торможения (запоминания последних слов ряда), проактивного торможения (запоминания первых слов ряда), реминисценции.

Больные с сенсорной и акустико-мнестической афазией компенсируют нарушения в речи, активно используя интонации, жестикуляцию, пытаясь с их помощью передать содержание высказывания.

 

33.   Синдромы моторных афазий.

Моторная эфферентная афазия

Моторная эфферентная афазия возникает при поражении нижних отделов коры премоторной области - полей 44 и частично 45-го - зоны Брока.

При полном разрушении зоны Брока больной не может произнести ни слова, лишь нечленораздельные звуки. Иногда в устной речи больного остается одно слово или словосочетание (эмбол), которое используется больным, как замена всех остальных слов (в сопровождении жестикуляции, с различной интонацией). При этом больной в определенной степени понимает обращенную к нему речь.

При менее грубых поражениях звуковой анализ слова и возможность артикулировать различные звуки речи сохранны, однако страдает двигательная организация речевого акта («кинетическая мелодия»). Центральный дефект - затрудненность переключения с одного движения на другое, вследствие которого у больного возникают речевые персерверации в активной спонтанной речи, повторной речи и письме. Как результат возникает вторичное нарушение понимания речи и чтения.

Афферентная моторная афазия

Лурией выделена специфическая форма афазии – афферентная моторная афазия – обусловленная трудностями дифференцировки при произношении и восприятии обращенной к больному речи отдельных звуков, близких по артикуляции (б - м;    н - д), и слов, произношение которых требует тонких дифференцировок в артикуляторной моторике. К последним относятся слова и выражения, содержащие как сочетания нескольких согласных звуков ("тпру", "стропила", "кораблекрушение"), так и их неоднократное повторение в структуре высказывания ("сыворотка из-под простокваши", "из-под топота копыт пыль по полю летит").

Афферентная моторная афазия возникает при поражении нижних отделов теменной области мозга (у правшей), 40-го поля.

Эта форма афазии связана с нарушением кинестетической речевой афферентации, поступления ощущений от артикуляционного аппарата в кору больших полушарий во время речевого акта. Возникают нарушения произношения слов вследствие трудности различения близких артикулем (по типу литеральных парафазий). Больные не только неправильно произносят близкие артикулемы, но и неправильно воспринимают их, что ведет к вторичному нарушению функций слуховой системы.

Нередко у этих больных нарушается и неречевой оральный праксис, но иногда афферентная моторная афазия может протекать на фоне полностью сохранного орального праксиса. При повторении близких в артикуляционном отношении гласных, согласных, при произнесении сложных слов больные фиксируют свои ошибки, но не могут исправить, их рот как бы не подчиняется волевым усилиям. Вследствие кинестетического дефекта вторично нарушаются письмо (как самостоятельное, так и под диктовку), причем затруднение артикуляции обычно ухудшает написание слов; при чтении привычные слова произносятся правильно, а сложные слова произносятся неверно, с литеральными заменами.

 

34.   Нарушение мышления при психических заболеваниях и локальных поражениях мозга.

См. в.5 +

Наруш-е мыш-я при локальных пораж-х мозга. Для правил-го протекания мыш-я необходимо: 1. Выделить цель (сохранить ее в теч.деят-ти) 2. Предварит-я ориентировка в условиях задачи (импульсивные ответы должны тормозиться) 3. Формир-е программы реш-я з., выбор ср-тв, выработка общей стратегии. 4. Непосред-е осущ-е различ-х операций. 5. Контроль за результатом (сличение получ-х рез-в с условиями з-чи).

Наруш-е процессов мыш-я м.возникать при различных по локализации пораж-ях мозга. При локальных пораж-х мозга возникают: структур-е наруш-я (операциональные) и динамичес-е наруш-я (временные и регуляторные).

При пораж-и лев.п-я – наблюд-ся афазии. Наруш-е спос-ти выполн-я верб.-логич. операц.

Пораж-е лобных отделов – наруш-е прочности возникшего намерения ведет к распаду всего строения интел-ой деят-ти. Наруш-е тормож-я непосредст-х связей, выпадает ориентировоч-я основа деят-ти, наруш-ся сличение результатов, ошибки перестают осознаваться. Причем, навыки, позволяющие выполнять отдел-е операции, м.оставаться сохранными. При пораж-ии премоторных отд.(задний лоб), зона Брока – осн.дефект – наруш-е динамики интел-й деят-ти (стереотипные, запаздывающие ответы. Патологич-я инертность – гл.фактор). Пораж-е задних (вис.-тем. и тем.-затыл.) отделов ведущего полуш-я – прочно удерж-ют цель, ориентир-ся в условиях, создают гипотезы, сличают каждый шаг. Наруш-я: системы речевых связей и нестойкость мнестич-х следов, что мешает им удержать нужные операции и выполнить их во внутр-м «умственном» плане. Пораж-е тем.-затыл. отделов лев.пол-я – затруднения в сопоставлении одних элементов действия с другими, когда операции должны опираться на «симультанные синтезы». При необходимости анализа грамматич-х структур или числовых отношений (при сохранном намерении).

При психических заболеваниях:

 1).Снижение Ур-ня обобщения – конкретно-ситуативные решения при олигофрении, рано начавшийся эпилептический процесс, после перенесения тяжелых форм энцефалита.

2). Искажение процесса обобщения – встречается в основном при шизофрении (галлюцинатороно-параноидной форме), психопатия.

II. Динамика мш. 1) лабильность – травмы ГМ, атеросклероз ГМ, МДП в маниакальной фазе. 2)инертность – эпилепсия, у больных с отдаленными последствиями тяжелых травм ГМ, при некоторых формах умственной отсталости.

III.Личностный компонент мш. 1). Разноплановость – шизофрения (особенно параноидная форма). 2) резонерство – психопатия, шизофрения, .

Нар-е процесса саморегуляции познавательной д-сти: у больных шизофренией (вялотекущая форма) происходит ослабление процесса саморегуляции мш. выражающееся в нарушении конструктивной и мобилизующей функций при относительной сохранности контрольной и активизации защитной. Снижена побудительность целей.

Иногда нарушается способность к смене позиции, отчуждению и объективации своих действий. Некритичность, сверхценные, идеи бредовые состояния

Изобретательский бред, кверулянтство - сутяжный бред, бред преследования, бред отношения, бред величия, ипохондрический бред, бред самоуничижения, любовный бред - можно разбить на три основные группы - величия, самоуничижения, отношения. Непонятно, что это - нарушения личности или мышления? Аргумент в пользу личности - нарушение адекватности самооценки.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23


Новости

Быстрый поиск

Группа вКонтакте: новости

Пока нет

Новости в Twitter и Facebook

  скачать рефераты              скачать рефераты

Новости

скачать рефераты

© 2010.