скачать рефераты
  RSS    

Меню

Быстрый поиск

скачать рефераты

скачать рефератыРеферат: Клиническая психология

Выбор экспериментальных приемов зависит от той задачи, которую ставит клиника (дифференциально – диагнотическая, психокоррекционная, экспертная и т.д.)

Патопсихологическое исследование включает в себя ряд компонентов:

·     Эксперимент

·     Беседу с больным

·     Наблюдение

·     Анализ истории жизни заболевшего человека(которая представляет собой профессионально написанную врачом историю болезни)

·     Сопоставление экспериментальных данных с историей жизни.

По мере возможностей желательно проводить исследование в динамике.

Принципы построения ППС эксперимента.

ППС эксперимент направлен на исследование ч-ка совершающего реальную д-сть. На качественный анализ различных форм распада психики, раскрытие мех-мов нарушенной д-сти и на возможности ее восстановления.

Исходя из того, что всякий психический процесс обладает известной динамикой и направленностью, следует так построить эксперимент, чтобы он отражал сохранность или нарушение этих параметров. Результаты должны дать не столько количественную, сколько качественную х-ку распада психики.

Экспериментальные данные д.б.надежны. именно анализ ошибок возникающий у больных в процессе выполнения экспериментальных заданий, представляет собой особый интересный и показательный материал для оценки того или иного нарушения псих. Д-сти больных. Хар-тер нарушений не является патогномоничным, т.е. специфическим, для того или иного заболевания или формы его течения, он является лишь типичным для них и должен быть оценен в комплексе с данными целостного психологического исследования.

Роль «функциональной пробы» могут играть те эксперимент. Задачи, к-е актуализируют умственные операции, кот-ми пользуется ч-к в жизнедеятельности, его мотивы, побуждающие д-сть. Эксперимент должен актуализировать не только умственные операции, но и его личностное отношение.

ППС эксперимент – взаимная д-сть, общение экспериментатора и испытуемого. => его построение не может быть жестким.

Его строение должно дать возможность обнаружить не только структуру измененных, но и оставшихся сохранными форм психической д-сти. Это особенно важно при решении вопросов восстановления нарушенных функций. Построение экспериментальных приемов должно предоставить возможность учитывать поиски решений больного, дать возможность экспериментатору вмешаться в стратегию э. чтобы обнаружить как больной воспринимает помощь, может ли ей воспользоваться.

Беседа психолога с больным.

Состоит из 2-х частей:

1.Беседа, до экспериментальной работы и после эксперимента. Когда экспериментатор не проводит никаких экспериментов.

2. Беседа во время эксперимента. Э. всегда предполагает общение с больным, оно м.б. вербальным и невербальным (мимика экспериментатора).

Беседа всегда зависит от поставленной задачи. Соответственно задаче проводится эксперимент.

Наблюдение.

Экспериментальное ППС включает и наблюдение за больным, его поведением, мимикой. Наблюдение при этом не должно носить навязчивый хар-тер. Оно является не отдельным а дополняющим экспериментальным приемом, включено в структуру самого экспер.

Интерпретация полученных данных.

В ее основе лежит та или иная теоретическая концепция. Интерпретация проводится на основании системного анализа.

При решении практических задач клиники таких, как трудовая или судебная экспертиза, и др. исследования психолога должно носить индивидуальный характер. Психологическое исследование обнаруживает реальный пласт жизни больного. Поэтому программа исследования не может быть принципиально единообразной, она зависит от клинической задачи.(научной или практической).

4.    Основной патопсихологический синдром при шизофрении.

Патопсихологический синдром – совокупность симптомов, хар-ных для данного псих. заболевания.

Сочетание тех симптомов, которые выявлены в ходе эксперимента и представляют собой нарушение психических функций и личности в следствии заболевания.

При шизофрении :

1.          Память. Нарушение непосредственного запоминания не обнаруживается. Проблема с опосредованным запоминанием, когда вводится дополнительный стимул (мет-ка пиктограмм). Ассоциации на предлагаемое слово не стандартные, не отражают содержательную сторону задания. Вследствие чего больной не способен воспроизвести заданное слово по своему рисунку.

2.          Нарушение внимания. Наблюдается характерный симптом –читаю и ничего не запоминаю, не может ухватить и запомнить ни одной фразы. Один из основных системных признаков – фрагментарность. Весь мир по кускам, без причинно-следственных связей. (не может слепить содержание глав в целую книгу и т.д)

3.          Нарушение мышления. Аутистическое мышление (Блейер) противопоставляется реалистическому. Реал.- принцип логики и причинно  следственных связей, подчинено реальности.  Аутист.- управляется импульсами и магическим мышлением (свойств. Детям и первобыт. Племена.) – это делает мир управляемым. Есть инстанция (Бог) – я могу с ним связаться, я могу влиять ® я могу управлять. Это защита от страха перед миром.

4.          Мышление.

·           1-й блок – нар-я м-я на уровне операций.

Больным свойственно искажение процесса обобщения. Процесс обобщения – основной при выведение умозаключения. Больные с легкостью выделяют общие признаки, но другие. При выделении выбирают не связанный с реальностью, вычурный странный признак. (объединяют стол, лопату и вилку по принципу твердости). Больные не продуктивны при решении формальных задач, но могут успешно решать задачи повышенной сложности, нестандартные. (Н/Р успешно играют в трудные шахматные партии).

·            2-й блок –нар-я динамики темпа и ритма м-я– при шиз-и не встречается.

·           3-й блок – Нар-е мотивационного звена понятия. Значимым является для ч-ка то, что приобрело смысл в его жизнед-сти. практич-я д-сть формируется устойчивостью предметного значения вещей. Восприятие мира включает и смысловое и отношение и его предметно – объективное значение. У больных Ш. эта устойчивость объективного значения вещей нарушается. Наряду с актуализацией обычных признаков, отношений м\у предметами, могла актуализироваться и неадекватная. Нарушение критичности м-я. Отсутствие контроля за решением задачи.

Разноплановость м-я, - суждения больных о каком- либо явлении протекают в разных плоскостях. Основа классификации не носит единого хар-ра: объединяют предметы в течении одного задания то на основании св-в предметов, то на основании личных вкусов. В мыслит-ой д-сти переплетаются логические суждения, обрывки представлений, элементы воспоминаний, желаний. 

Резонерство – бесплодное многоречивое мудрствование. Больные многословны (монолог) используют слова не в том смысле в кот. их следует использовать, с пафосом и эмоц. Вложением, и конечной цели не имеется. Они самовыражаются сами для себя. Переживая нарастание собственного психич-го дефекта они возмещают себе этот недостаток.

+ см. В5.

5.          Эмоционально-личностная сфера – изначально дети гиперчувствительны. Аутизация – единственное спасение от мира. Утрата аппетита, отстраненное отношение к тому, как я выгляжу, к правилам личной гигиены. Аутиз-я – изоляция от мира от того, что со мной делается «тело – это не я» слабость нервной системы – не плачут, а хнычут, не протестуют, а уходят от мира, они себя изолируют от факторов раздражения.

Стресс – манифестация Ш – это пубертатный период (16-18) самый сложный возраст.

5.    Классификация нарушений мышления в патопсихологии. Примеры таких нарушений при различных синдромах.

Нар-я мышл-я – один из наиболее встречаемых симптомов при псх. Заб-ях. Нек-е варианты таких расстройств считаются типичными для той или иной формы болезни. Нет единой квалификации, принципа анализа этих расстройств. Можно говорить о параметрах, вокруг которых группируются различные варианты изменений мышления, встречающиеся у больных.

Б.В.Зейгарник выделяет три блока расстройств:

1.          Нарушение операциональной стороны м-я

2.          Нар-я динамики м-я

3.          Нар-я личностного компонента м-я.

I. Нарушение операциональной стороны м-я

1).Снижение уровня обобщения.

В суждениях больных доминируют непосредственные представления о предметах и явлениях. Оперирование общими признаками становится (заменяется) установлением сугубо конкретных связей М\у предметами. При  ярко выраженном снижении уровня обобщения больным вообще недоступна задача на классификацию. Иногда испытуемый объединяет предметы как элементы сюжета – конкретно-ситуационные сочетания (объяснение пословиц, где эта операция четко выступает). Такие решения были у олигофренов (95%), рано начавшийся эпилептический процесс (86%), у значительной части больных перенесших тяжелые формы энцефалита (70%). Часто возникают затруднения в понимании переносного смысла пословиц, поговорок. В следствии того, что слово выступает для больных в его конкретном значении, они не могут осмыслить условность, которая кроется в поговорке. Особенно это проявляется в опыте на опосредованное запоминание – пиктограмме. Было обнаружено у больных эпилепсией, энцефалитом и олигофренов ситуативный х-р суждений, непонимание переноса, условности. Это обнаруживалось и при актуализации ассоциаций. Мыслительная д-сть этих больных несовершенно отражает предметы, явления и их взаимосвязи, ибо полноценный процесс отражения объективных св-в и закономерностей вещей всегда предполагает умение абстрагироваться от конкретных деталей.

Эпилепсия : составляет группу слов – петух, козел, собака, лошадь, кошка. Объясняет: Собака, петух, козел – все это в хозяйстве. М.Б, кошка ему не нужна, хотя нет, если есть собака может быть и кошка». Составленная им группа, не группа  «животные», а конкретные животные у конкретного хозяина, у которого может и не быть кошки.

Н/Р Олигофрения: исключение четвертого лишнего. Предлагалось  выбрать из ботинка, туфли, сапога и ноги. «Здесь только одна туфля, один ботинок… пары нет. Как же их одеть? Их скорее можно отбросить, ногу обязательно оставить надо. Можно и с одной ногой, с костылем».

2). Искажение процесса обобщения.

У таких больных  отлет от конкретных связей выражен в чрезвычайно утрированной форме. Они в своих суждениях отражают лишь случайную сторону явлений существенные же отношения м\у предметами часто не учитывают. В задании на классификацию предметов руководствуются чрезмерно общими признаками неадекватными реальным отношениям м\у предметами. Шизофрения – чаще встречается бессодержательные или выхолощенные ответы (объединяют вилку, стол и лопату по принципу твердости) – 67%. При выполнении пиктограмм – выполняет с большой легкостью, т.к. могут образовать любую связь безотносительно к содержанию поставленной задачи. Условность рисунка становится столь широкой и беспредметной, что не отражает реального содержания слова. Преобладание формальных , случайных ассоциаций  создает основу для бесплодного мудрствования– резонерства. Возможно этим объясняется факт, что речь этих больных не облегчает, а затрудняет выполнение задания. Произносимые больными слова вызывают новые, случайные ассоциации, к-е больными не оттормаживаются.  По данным эксперимента, нарушение процесса обобщения происходит потому, что в мышлении доминируют связи, неадекватные конкретным отношениям. Резонерские суждения определяются не столько нарушением понятий, сколько стремлением подвести любое незначительное явление под определенную  концепцию . Ш-я: слово, предложенное для определения – часы. «Импульс или пульс жизнедеятельности всего человечества». «Предмет для обихода, это скопление атомов» (резонерство).

II. нарушение динамики м-я.

М-е – процесс. Осуществление опосредования, перехода от одних суждений к другим, связано с более или менее длинной цепью умозаключений. Эта цепь переходящая в рассуждения – истинное проявление м-я как процесса. У ряда больных (сосудистые заб-я мозга) колебания умственной работоспособности приводили к подобным колебаниям, выступавшим как непоследовательность суждений.

1.Лабильность мышления – хар-я особенность в неустойчивости способа выполнения задания. Уровень обобщения в основном не был снижен, операции сравнения и переноса не были нарушены. Но адекватный х-р суждений не был устойчивым.

- при классификации предметов: легко усваивают инструкцию, применяют адекватный способ решения, начинают раскладывать карточки по обобщенному признаку, но спустя некоторое время оставляют правильный путь. Эпизодически сбиваются на случайные сочетания. (м.б. чередование обобщенных и конкретно-ситуационных сочетаний, логические связи могут подменяться случайными сочетаниями, образование одноименных групп). Н\Р больной М (закрытая травма ГМ) – начал раскладывать карточки по обобщенным признакам, образуя группы растений, животных, вдруг начинает сомневаться, куда отнести Мухомор. «Он вредный, отнесу его в сторону» (конкр.-ситуац.) Больная Ш (артериосклероз ГМ). Правильно выделив группу инструментов, кладет туда же «кузнеца», т.к. он нарисован с молотом и вообще работает пользуясь инструментами. До этого выделила группу людей . на вопрос «А что у вас в этой группе?» отвечает «люди», и самостоятельно перекладывает кузнеца в группу людей. Такие нарушения динамики м-я  не приводили к грубым нарушениям строения м-я, лишь искажают правильный ход суждения на какой- то отрезок времени. Но в некоторых случаях – носит более стойкий хар-р, изменяет само строение мышления.

Лабильность м-я у больных МДП в маниакальной фазе – больные не задумываются над вопросом, адресованным к ним, не вникают в смысл задания, импульсивно приступают к выполнению. Возникающие ассоциации носят хаотический х-р и не оттормаживаются. Любое возникающее представление, эмоц. переживание получают свое отражение в речи; сосредотачиваются лишь на короткие промежутки времени. Неустойчивость способов выполнения работы достигает чрезвычайно утрированной формы – повышенной откликаемости. Особенно это видно в экспе-те на ассоциации. Часто больные в ответ на слово экспе-ра называли предмет, находящийся у них перед глазами. Н\р больной в гипоманиакальном состоянии, выделив группу людей, вдруг увидев картинку «кузнец», стал декламировать: «Мы кузнецы и друг наш  молот… люблю старые революционные песни… песня – наш друг. А есть здесь что-то напоминающее песню, искусство? Да, картинки неважно нарисованы, рисовал художник от слова «худо». Больной смеется и не выполняет задание. Когда э-р просит его обратиться к заданию, больной замечает, что хотел отделить людей от животных и продолжает раскладывать по обобщенному признаку.

2. Инертность мышления – антипод лабильности. В основе его лежит инертность связей прошлого опыта. Больные не могут менять избранного способа своей работы, изменять ход своих суждений, переключаться с одного вида д-сти на другой. Часто встречается при эпилепсии, иногда у больных с отдельными последствиями тяжелых травм ГМ, при некоторых формах умственной отсталости. Качество их умственной продукции невысока, темп работы замедлен.

Эксп-но - y исследование обнаруживает замедленность, тугоподвижность их интеллектуальных процессов. Даже когда могут обобщить материал, допускают ошибочные решения если им необходимо переключиться на новый способ решения задачи. Изменение условий затрудняет работу ® решение доступно если оно выполняется только одним определенным способом. Конкретные связи прошлого опыта инертно доминируют в мысл. Д-сти и определяют весь дальнейший ход их суждений. Из-за инерт. связей опыта б-е часто не упускают ни одной детали, ни одного св-ва предмета. Это стремление к уточнению своеобразное эпилептическое резонерство, проявляющееся в обстоятельности, излишней детализации, к-е метафорически обозначается в клинике как «вязкость»м-я. При классификации объектов, больные не только не объединяют в одну группу диких и домашних животных, но каждое из домашних животных выступает для них как единичных экземпляр. В результате само задание классификации не выполняется даже на конкретном уровне. 

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23


Новости

Быстрый поиск

Группа вКонтакте: новости

Пока нет

Новости в Twitter и Facebook

  скачать рефераты              скачать рефераты

Новости

скачать рефераты

© 2010.