скачать рефераты
  RSS    

Меню

Быстрый поиск

скачать рефераты

скачать рефератыРеферат: Клиническая психология

При эпилепсии – нарушен регулятивный аспект целеобразования. В обоих случаях нарушение целеобразования носят динамический хар-тер и зависят от общей иерархии целей, стоящих перед  испытуемыми. Они отражают складывающиеся актуально в процессе решения взаимоотношения м\у направленностью, побудительностью и произвольностью конечных целей. + нарушения побудительного и регулятивного аспектов целеоборазования. При незаданности предметного содержания целей в условиях их произвольноговыдвижения проявляются характерные нар-я мш.: актуализация латентных, необычных св-в предметов, абстрактность построения – шизофрения; конкретность, детализация, ригидность мш. – эпилепсия.

35.   Нарушение личности при психических заболеваниях.

1. Нарушения структуры иерархии мотивов.

Изменение мотивов часто сопровождает различные психические заболевания. Основные характеристики мотивов – опосредованность сознательной целью и иерархичность их построения (подчиненность одних мотивов другим). Иерархия мотивов является относительно устойчивой, что обеспечивает устойчивость всей личности. Один из мотивов является ведущим, именно он придает человеческому поведению определенный смысл. Без ведущего мотива содержание человеческой деятельности лишается личностного смысла. Патология приводит к изменению мотивационной сферы человека, вызывая смену позиций, интересов, ценностей личности. Патологические изменения опосредованности и иерархии мотивов не выводятся непосредственно из нарушений мозга, а проходят длительный путь формирования, при котором действуют механизмы, во многом общие с механизмами нормального развития мотивов.

Хронический алкоголизм.Снижение в сфере потребностей и мотивов, сужение круга интересов. Грубого изменения познавательных процессов не наблюдается: больной справляется с заданиями, требующими обобщения, опосредования. Недостаточная целенаправленность деятельности, некритичность больного. Самооценка завышена, переживание успеха и неуспеха не выступает. Общественные нормы и требования теряют роль регулятора поведения. Мотивы и потребности становятся более примитивными, менее опосредованными, неуправляемыми, приобретают характер влечений. Нарушается прежняя иерархия мотивов, алкоголь становится смыслообразующим мотивом поведения. «Сдвиг мотива на цель», (механизм образования патологической потребности такой же, как и у нормальной). Разрушаются высшие потребности и установки личности. Больные становятся инактивными, утрачивают прежние социальные связи, теряют профессионализм. Деятельность из сложно организованной и опосредованной (в норме) становится импульсивной. Равнодушие к исследованию, некритичность (иная, чем у «лобных» больных), сочетается с агрессивностью.

2. Формирование патологических потребностей и мотивов.

В ходе развития личности мотивы собственной деятельности, поступки человека становятся объектом его активного отношения, объектом его сознания.  Различные стрессовые ситуации могут привести к изменению самосознания. Изменение самосознания является следствием нарушения рефлексии, это может привести к изменению мотивов, их смыслообразующей функции, нарушению эмоциональной реактивности.

Нервная анорексия: Заболевание начинается с аффективных переживаний по поводу несоответствия «идеала красоты» и собственной внешности. Вначале голодание является просто действием по достижению цели – идеала красоты, затем это действие вступает в конфликт с витальной потребностью в пище и «выигрывает» эту борьбу, само превращаясь в смыслообразующий, доминирующий мотив. Потребность в пище реализуется в виде ее приобретения и приготовления, т.е. происходит символическое замещение.

3. Нарушение смыслообразования.

А.Н. Леонтьев указывал на две функции мотивов - побудительную и смыслообразующую, которые не всегда поддаются различению. Ослабление и искажение этих функций приводят к нарушениям деятельности. В одних случаях, когда смыслообразующая функция мотива ослабляется, мотив превращается в «только знаемый». В других случаях сужается круг смысловых образований, когда мотив, сохраняя в некоторой степени свою побудительную силу, придает смысл меньшему кругу явлений, чем до заболевания. В результате многое из того, что раньше имело для больного личностный смысл, постепенно теряет его. Восстановлению социального статуса таких больных может помочь включение их в реальную трудовую деятельность.

Шизофрения. Мотив «только знаемый», задание осознается больным, но это осознание не регулирует деятельности (отщепление действенной функции от «знаемой»). Отсутствие ориентировочного этапа в задании. Иногда интерес к отдельным заданиям и тщательное их выполнение без учета отведенного времени. «Странность», неадекватность поступков больных, нарушение селективности деятельности. Оскудение деятельности больных, новые мотивы не формируются. Иногда парадоксальная стабилизация определенного круга смысловых образований.

4. Нарушение саморегуляции и опосредования.

Одним из важнейших индикаторов уровня развития личности является возможность опосредования, самостоятельного регулирования своего поведения. Процесс опосредования совершается на разных уровнях психического отражения и выявляется уже на уровне операций. Через опосредование поведение человека становится более произвольным и осознанным. О зрелости личности человека можно говорить только в том случае, когда его поведение опосредуется структурой согласованных дальних и ближних целей.

Невозможность оперировать знаком у больных с органическими поражениями мозга (травмы, эпилепсия, нейроинфекции) является выражением более широкой патологии поведения – нарушения опосредования и регуляции своих действий. Недостаточность регуляции, замещение целевого действия случайным или стереотипным становятся факторами, которые мешают опосредованию. Нарушение опосредования у таких больных является проявлением более глубокого нарушения – измененного отношения к окружающему и к себе, проявлением распада их мотивационной сферы. Этот феномен особенно резко выступает у больных с поражением лобных долей мозга, у которых аспонтанность является ведущим радикалом в поведении.

Реактивное состояние после психических травм: Фиксированность на травмирующих переживаниях, отсутствие планов на будущее. Эмоциональная оценка предлагаемых заданий. Нарушение опосредования эмоционально значимых слов при выполнении пиктограммы. Ослабление самоконтроля, нарушение планирования. Осмысление ситуации носит патогенный характер (она воспринимается как оскорбительная, несправедливая). Регуляция поведения на неосознаваемом уровне за счет механизмов психологической защиты, затрудняющая целостную оценку ситуации. Уход в собственные переживания. Шизофрения: Потеря смыслообразующей функции дальних целей и ее регулирующей роли в поведении. Эпилепсия: Инертность дальних целей, приводящая к инертности деятельности.

5. Нарушение критичности и спонтанности поведения.

Нарушение опосредованности тесно связано с нарушением критичности, подконтрольности поведения. Оно может выступать в виде нецеленаправленных действий, расторможенности поведения, нецеленаправленности суждений, некритичности (больной не замечает своих ошибок и не стремится их исправить). Часто некритичность проявляется в виде нарушений спонтанности поведения, инактивности.

Поражение лобных долей мозга. Синдром аспонтанности. Поведение продиктовано не внутренними потребностями, а чисто ситуационными моментами («полевое поведение»). Больные не отдают себе отчета ни в своих переживаниях, ни в своем соматическом состоянии. Отсутствие планов на будущее. Сниженный эмоциональный фон, особенно в части негативных переживаний. Инертность, нецеленаправленность в деятельности, работа в максимально доступном темпе, вопреки целесообразности. При выполнении задания множество излишних  суетливых движений. Выполнение задания методом проб и ошибок. Больные не используют мышление как орудие предвидения, не планируют своей деятельности, им безразличен конечный результат. Применяя старые навыки, не могут освоить новых.

Повышенная откликаемость на случайные раздражители, нарушение ориентировочной деятельности. Прерывистость восприятия. Внушаемость и подчиняемость. При выполнении задания на раскладывание сюжетных картинок единая смысловая линия заменяется описанием отдельных деталей. При запоминании слов «кривая запоминания» носит характер плато. При поражении премоторной зоны сочетание сверхоткликаемости с тенденцией к персеверациям, которая также является проявлением аспонтанности. Нарушение строения речи (парафазии, персеверации). Данные нарушения преходящи и динамичны и возникают из-за снижения бодрственного состояния мозга.

Отсутствие мотива при выполнении задания.

6. Нарушение формирования характерологических особенностей личности.

Эпилепсия Изменение личности, характеризующееся сочетанием брутальности, угодливости и педантичности. В начальной стадии болезни педантичность и аккуратность являются средством компенсации первичных дефектов, затем происходит перенос мотива из широкой деятельности на выполнения вспомогательного действия.

Исследование уровня притязаний показало, что оный не вырабатывается, смыслом работы становится само исполнение задания. Больной «застревает» на стадии контроля за исполнением вспомогательного действия. Вместе со смещением мотива смещается смысл деятельности, главным становится исполнение отдельных операций. Аккуратность и педантичность становятся способом отношения с окружающим миром, чертой характера.

36.   Личностные расстройства: семейный генез, структура личности, психотерапевтические подходы.

Расстройства личности (РЛ) – длительные (часто всю жизнь) стойкие нарушения хар-ра, поведения, проявляющиеся во всех сферах жизни ч-ка. Выделяют: шизоидное ЛР, шизотипальное, параноидное, пограничное нарцисическое, гистрионное, антисоциальное, депрессивное, обсессивно–компульсивное, зависимое, садистическое. (классификация психиатрическая, не совсем корректно, т.к. это пограничные р-ва).

1. Шизоидные и шизотипальные личности. Отличие от больных шизо-ей: у Ш всегда уровень личностной организации + психотическое. У ШЛ – пограничное Þ может обладать и защитами высокого уровня, иметь сохранную идентичность и ШЛ.

У   шизоидного – ведущая черта стремление к самоизоляции, аутизация, эмоц-я холодность. Шизотипическое – эксцентричность и странность поведения (ясновидение, странные таланты). Обычно концентрируются там, где парапсихологические феномены. Шизоидные никогда туда не пойдут. При этом основной набор л-х черт одинаков:

1) Отсутствие близких друзей.

2) От-е честолюбия, равнодушие к похвале.

3) Эмоц-я холодность.

4)Чрезмерная тревожность в ситуациях общения.

Типичный аффект – страх, ощущение собственной уязвимости, страх «поглощения». Не вступают в близкие отношения т.к. боятся в них раствориться. Пропасть.

Особенности- пренебрежение (равнодушие) социальными нормами (не понимают зачем это нужно). ШЛ не будет здороваться с тем, кто ему не нравится, не будет вести светской болтовни, если ему не интересноÞ нарушение социальной адаптации. ШЛ не лицемерят, не бывают вежливы в глаза и негативно относиться за глаза. Скорее они либо не будут общаться с неприятным ч-ком, либо выскажут ему свое мнение о нем. Отсюда они воспринимаются как скрыто –агрессивные. Они относятся с иронией к нашей приспособляемости.

ШЛ могут быть заботливыми, но всегда держат дистанцию. Им интересны занятия психотерапией – можно заботится на дистанции. Часто талантливы в разных областях.

В детстве гиперчувствительны, не переносят громких звуков, яркий свет. Быстрая утомляемость, невысокая работоспособность часто соматические заб-я. В семье, близком окружении – предстают как очень мягкие, кроткие люди. Þ слишком много защитных мех-ов. Не допускают выражения чувств Þ основной конфликт – поиск привязанности и страх привязанности из-за страха погощения. Сложность отношений с близкимиÞдисфункция секс-ых  отношений. Жалуются обычно не они, а партнеры (механистичность, холодность, бесчувствие), однако сами ШЛ чувствуют все.

Этиология: генная предрасположенность + поведение матери – либо тревожно-опекающее (не дает играть самому, заниматься собой), часто не молодой ШЛ пациент и пожилая мать – вместе. Либо поведение матери дистантное – не подпускающая к себе мать. Отсюда возможна фиксация на стадии расщепление (теория объектных отношений – образ хорошей и плохой матери не интегрируется, все и дальше воспринимается в черно – белом свете).

Психотерапия – сложно узнать что испытывает пациент. Необходима чтобы ШЛ чувствовала безопасность в общении с Ψ. Если вести себя как мать – возможны психотические  срывы. Позиция- последовательного невмешательства пока ШЛ не покажет границ. Нельзя давить – очень ранимы и уязвимы. Необходима доброжелательность, поддержка слушателя. Важно оценить степень болезни – если перешло в шиз-ю – требуется психиатр.

2. Параноидное ЛР. Недоверчивость, приписывание окружающим злых намерений. Безосновательная подозрительность, хронические сомнения в лояльности, надежности окружающих; не желание доверять другим, поиски скрытого смысла в поступках, высказываниях окр., недоброжелательность к окр., не способность прощать обиды, неуважение; ложное убеждение , что ему кто-то угрожает и агрессивная р-я на это. Необоснованные сомнения в верности, отсутствие чувства юмора, сочетающееся с недоверием и подозрит-ю; все основано на проекции. Паранойя – идеальная проекция.

Комплекс переживаний: агрессия, недоброжелательность к окружающим, чтобы от него избавиться – проецируется на других, их воспринимают как угрожающих. Раз я их так воспринимаю Þ могу к ним плохо относится Þ что было бессознательно – стало сознательным через проекцию во вне. Основное переживание – я чувствую себя настолько опасным, что чтобы от этого чувства избавиться я проецирую во вне Þ чувствую опасными других.

Самоощущения ПЛ: колебания м\у двумя неравнозначными структурами Я –всемогущий, торжествующий (образ), Я – униженный, презираемый. Отсюда приписывание себе уникальной значимости. Если все думают какой я плохой Þ все думают обо мне. Если против меня не будет заговоров Þ я ничтожество, никому не нужен.

Этиология: 1.семейные отношения, где реб-к объект злой критики и насмешек (на реб., проецируют свою агрессию, козел отпущения). 2.мать переживающая интенсивную тревогу. Гипертревожная мать либо отрицает проблему ре-ка (боится увидеть), либо воспринимает ее катастрофически Þ реб-к начинает воспринимать себя как очень опасное существо. Все что я приношу матери-  катастрофа Þ я опасный Þ это из себя надо удолять.

3.Нарциссическое расстройство. Я сконцентрировано на ↑ собственной ценности за счет ↓ других. Грандиозное ощущение собственного Я, поглощенность фантазиями об успехе, убежденность в своей уникальности, потребность в восхищении, чувство своей избранности, эксплуатация окружающих, отсутствие эмпатии, зависть, высокомерие и надменность. (5 признаков – диагноз). Главная тема – Я сам, остальные темы утрачивают значимоть. Только о себе и только в превосходящей форме. Не терпимость к критике, агрессивные реакции. Требуется аудитория. Центральный аффект – зависть, или испытывают сами, или приписывают другим по отношению к ним (проекция собственной зависти).

Основные переживания – наличие расщепления на Я- грандиозного, надменного, высокомерного и Я уязвимого, слабого, ничтожного, плохого, никуда не годного (скрываемая сторона). Þ задача не показать ничтожную половинку, предпринять что угодно, чтобы не почувствовать себя таковым.

Защитные мех-мы : разнесение по полюсам- либо все, либо ничего; обесценивание – идеализация.

Этиология: ключевой м-т – восприятие собственного ребенка, как нарциссическое расширение самого себя (матери реб-к важен как продолжение себя, несет какую-то функцию(школы для одаренных)). Родители НР воспринимают реб, как нечто, к-е должно доказать им свою ценность. (условное приятие)Þ реб-к понимает: любовь надо зарабатывать. Если реб-к неталантлив, устал и т.д. – родители его отвергают. Реб., понимает, чтобы быть принятым необходимо демонстрировать собственное совершенство. Чем больше реб., достигает, тем больше радуются родит-ли, если не достигает – разочарование (не выбран, не достиг…) . наличие в семье все время ситуации оценивания. В обычной ситуации: этот конкретный поступок плохой. Родит-ли НЛ расширяют это до момента общей плохости реб-ка. Возможна не прямая речь, а трансляция разочарования родителей Þ реб-к чувствует себя плохим, а за что не знает .

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23


Новости

Быстрый поиск

Группа вКонтакте: новости

Пока нет

Новости в Twitter и Facebook

  скачать рефераты              скачать рефераты

Новости

скачать рефераты

© 2010.