Реферат: Учет операций с ценными бумагами
· формировать договора по стандарту НАУФОР по совершенным операциям
· формировать подтверждения сделок
· вводить и отображать информацию о приходах-уходах денежных средств
-платежи по сделкам
-клиентские переводы
-прочие платежи, не относящиеся к операциям с ЦБ (для возможности планирования остатков на расчетном счете)
· регистрировать договора на брокерское обслуживание
· вводить и отображать информацию
-о рыночных котировках ЦБ, валют,
-клиентах (контрагентах) и величине комиссии для каждого
· автоматически ведет
¨ счета принадлежности и местонахождения ЦБ
¨ денежные счета компании и ее клиентов
¨ счета в реестрах и депозитариях
¨ протоколы по всем изменениям информации в системе
Система автоматически формирует следующие отчеты:
Внутренние
· Cостояние счетов “наших” компаний
Движение ЦБ по счетам “наших” компаний
· История денег
· Cashflow
· Ожидаемое движение денег по валютным счетам
· Состояние субсчетов клиентов
Движение ЦБ по субсчетам клиентов
· Состояние денежных счетов клиентов
· Финансовые результаты операций клиентов
· История прибыли клиентов
· Состояние портфелей клиентов
-По завершенным сделкам
-По незавершенным сделкам
-Планируемое изменение портфеля
· Отчеты для клиентов
По стандарту НАУФОР
· Книга учета ЦБ
· Журнал учета ЦБ
· Книга учета денежных средств
· Журнал учета денежных средств
· Журнал учета дилерских операций
· Журнал сделок
· Отчеты для клиентов
Система реализована в архитектуре “клиент-сервер”. Количество и функциональные возможности каждого рабочего места устанавливаются при первоначальной настройке системы с учетом специфики работы каждой компании.
Эксплутационные требования
серверная часть:
hardware PC Pentium 100
Size 512 Mb
RAM не менее 32 Mb
software: MS Windows NT Server 4.0
MS SQL Server 6.5
клиентская часть
hardware IBM PC AT не ниже i486 DX2/66
Size 50 Mb
RAM не менее 16 Mb
software MS Windows'95/ MS Windows NT 4.
Система проходит сертификацию в НАУФОР.
3.4. Система Внутреннего Учета (электронный бэк-офис операций на фондовом рынке) (Центр Финансовых технологий, Новосибирск)
Данный проект предназначен для автоматизации деятельности инвестиционного института в качестве финансового брокера, инвестиционной компании, профессионального участника ценных бумаг (ЦБ). Таковая деятельность условно делится в проекте на следующие разделы:
* Раздел Administration. Определение прав доступа к ЦБ и операциям для участников ( например, возможность конкретного трейдера проводить дилерские операции, лимиты для этого трейдера и т.д.), общий контроль за жизнедеятельностью системы, формирование отчетности руководству. Ведение словарей и справочников (сторонних депозитариев, регистраторов, тарифов, комиссий и т.д). Лимиты аналогичны лимитам, выставляемым валютным дилерам по принципу: для каждого трейдера по каждой валюте и ЦБ на каждый день выставлены значения максимального оборота за день ( раздельно по покупке и продаже), максимальная сумма одной сделки ( раздельно по покупке и продаже), начальная сумма дня и максимальная сумма закрытия дня. Для трейдеров предлагается определять вхождение в группу ( только одну из) и для группы определять список эмитентов ( доступность просмотра поручений по данным эмитентам), разрешение на проведение дилерских операций и ( в случае разрешения) выставление лимитов по двум валютам - рублю и доллару. Контроль ведется по валюте сделки. Предупреждение на уровне информационного сообщения о превышении лимитов. Тикет все равно вводится.
* Раздел Trading. Работа непосредственно с операторами фондового рынка, заключение сделок с ЦБ. Торговые операции могут осуществляться специалистами этого раздела как по поручениям специалистов других разделов, так и самостоятельно в рамках полученных прав.
* Раздел Sales. Работа с клиентами-инвесторами, приобретение / продажа ( через раздел Traiding) ЦБ для клиентов, по заявкам клиентов.
* Раздел Asset Management. Формирует и управляет портфелями ЦБ клиентов и их финансовыми средствами по договору. Результатом деятельности данного раздела являются поручения разделу Trading и, кроме того, отчетность перед клиентами.
* Раздел Back-office. Осуществление документального оформления сделок, регистрация и исполнение договора с клиентами и учет сделок с ЦБ. Back-office обеспечивает техническую часть исполнения всех операций. Осуществляет внешние связи, необходимые при исполнении сделки как с собственной расчетной системой (платеж), так и, при необходимости, с регистраторами ( переоформление прав собственности) и сторонними депозитариями, не говоря уже о контрагенте сделки.
* Раздел Analitics в части накопления информации о показателях рынка и возможности использования различных аналитических приложений.
Основные направления проекта:
* Разработка гибкой (настраиваемой) информационной системы, соответствующей как планируемому состоянию проведения и учета операций с ЦБ, так и с учетом ее развития.
* Соблюдение в рамках системы принципа единого информационного пространства.
* Разработка технологии проведения операций с ЦБ с учетом принципа «Китайской стены».
* Разработка учета сделок на принципе двойной сверки ( двойного ввода).
* Разработка технологии учета операций с ЦБ на основе внутреннего аналитического учета.
Функциональная схема
Основной принцип - ведение учета проводимых компанией операций с ЦБ в денежном и количественном выражении путем сплошного, непрерывного, документального и взаимосвязанного их отражения в регистрах внутреннего учета.
Функциональная схема системы определяется документооборотом. Все документы системы имеют реквизит «Состояние», отражающий этапы обработки самого документа и связанных с ним операций. Основные документы системы:
* Договор клиента ( заявка клиента). Электронный документ системы, содержащий ключевые реквизиты договора клиента и компанией или его разовой заявки на проведение операций с ЦБ, необходимые для заключения сделки и произведения расчетов с клиентом. По сути является документом-основанием для формирования поручения на операцию с ЦБ. Для отражения договора, заключенного компанией со сторонней компанией в качестве инвестора (разновидность дилерской операции) описывается второй вид данного документа, где в качестве клиента выступает компания, а в качестве контрагента по договору - сторонняя компания с описанием алгоритма образования комиссионной суммы. В этом случае не формируется документ «Поручение», а отчет о совершенной сделке вводится как сделка, не требующая исполнения, а только окончательного финансового расчета по договору.
* Поручение. Электронный документ системы, имеющий две «Стороны видимости». Со стороны менеджера счета клиента он виден как «Поручение клиента» и содержит информацию о клиенте и условиях проведения операции с ЦБ. Формирование клиентского поручения производится только со ссылкой на документ-основание - договор. Со стороны трейдера данный документ виден как «Поручение на сделку» и содержит лишь информацию, необходимую для заключения сделки на фондовом рынке. Таким образом возможно создание «китайской стены». Исключение составляют лишь поручения на сделку по определенным ЦБ, в которых не обойтись без указания клиента ( например, гос.бумаги на ММВБ), но в этом случае показывается только код инвестора из договора. Приоритеты поручений выставляются пользователем, формирующим поручение. Дилерские поручения по умолчанию имеют приоритет =0, а клиентские =1.
* Тикет. Электронный документ, содержащий информацию о заключенной сделке. Независимо от того, дается ли поручение клиентом по телефону или лично в его присутствии, поручение на сделку обязательно должно быть оформлено. Исключение могут составлять дилерские сделки, проводимые трейдером в рамках его полномочий. Вод тикетов в систему совершается дважды - старшим трейдером и специалистом раздела Back-office, что позволяет произвести двойную сверку. Тикет, прошедший двойную сверку является первичным документом для раздела Back-office. Настройкой можно определить режим сверки - через двойной ввод или через подтверждение. Второй вариант считается облегченным. Нумерация тикета уникальна в течении операционного дня. Префиксом считается дата операционного дня.
* Сделка. Электронный документ, автоматически формируемый на основе сверенного тикета. Содержит информацию, необходимую для сверки и исполнения заключенной сделки. Ручной ввод сделки возможен только в случае, если сделка была проведена в рамках договора, заключенного компанией со сторонней компанией в качестве инвестора и является отражением отчета сторонней компании о совершенной сделке.
* Договор сделки (договор купли-продажи). Электронный документ, содержащий ключевые реквизиты договора по сделке между контрагентами ( или подтверждение сделки, заключенной сторонней компанией по договору в котором компания является инвестором-клиентом). Состояние договора «заключен» позволяет перевести связанный с ним документ сделки в состояние «К исполнению». Если сделка не переведена в состояние «К исполнению», то заключенный договор может быть изменен. Изменению подлежит информация о сторонах сделки, финансовых счетах и подписантах. Если изменяется внешняя сторона, то это не влечет за собой каких-либо препятствий. Если вместо компании проставляется кто-либо другой, то сделка становится клиентской и требует доработки в части открытия этому третьему лицу бэк-офисного счета (при необходимости) и оформления договора, в рамки которого и переводится данная сделка. Только после проведенных изменений новый договор может быть подписан и сделка переведена в состояние «К исполнению». Если уже были проведены изменения по исполнению сделки, то «переписать» договор невозможно. Код договора (контракта) остается старым.
* Внутренний мемоордер (ВМО). Электронный документ, исполнение которого изменяет остатки на внутренних счетах аналитического учета и отражает некую операцию, произведенную для исполнения сделки (платеж, получение документов для перерегистрации и.т.д). Список ВМО, относящихся к одной сделке обязательно имеет ссылку на ее системный номер.
* Распоряжение. Внутренний информационный документ, связанный по ссылке со сделкой и формируемый для связи с «внешними» структурами - собственной расчетной системой, перерегистраторами, своим и сторонними депозитариями. Отметка об исполнении данного распоряжения влечет порождение (по- возможности автоматическое) ВМО.
В системе предусмотрено ведение следующих журналов:
* журнал сделок;
* журнал ежедневного учета ценных бумаг;
* книга учета ценных бумаг;
* журнал ежедневного учета денежных средств;
* журнал (ведомость) денежных средств;
* журнал учета дилерских операций.
Содержание строк вышеуказанных журналов соответствует документу - «Стандарты внутреннего учета операций с ценными бумагами для брокерско-дилерских компаний - членов НАУФОР.
Отчетность клиенту и руководству формируется в системе на основе использования инструмента «Генератор отчетов», что позволяет корректировать выходные формы отчетов при изменении текущих стандартов и законодательства.
Технология
Принципы и правила.
* Предполагается, что в рамках системы существует устойчивое разделение функций между разделами.
* Реализуется принцип единого информационного пространства, т.е. вся текущая информация (внутреннего и внешнего происхождения) должна быть доступна в необходимом объеме лицам, принимающим тактические, стратегические и политические решения о купле/продаже.
* Предполагается, что учет сделок производится в системе внутреннего аналитического учета автономно относительно внешних расчетной и депозитарной систем.
Сделка имеет следующие состояния: «Принята», «Сверена», «К исполнению», «Завершена», «Отработана», «Отменена», «На возврат», «Развалена».
Документ «Сделка» автоматически формируется на основании сверенных тикетов по принципу двойного ввода: сверяются тикеты, введенные трейдером и тикеты, введенные в разделе Back-office на основании бумажных тикетов, переданных старшим трейдером в Back-office. В этом состоянии сделка может быть откорректирована при сверке и переведена в состояние «Сверена».
Состояние «Сверена» позволяет сформировать «Договор сделки» и, при изменении его состояния на «Заключен» перевести сделку в состояние «К исполнению».
Состояние «К исполнению» не позволяет удалять и корректировать условия заключения сделки. Данное состояние инициирует формирование ВМО, определяющее исходное состояние обязательств до исполнения сделки. Дальнейшие этапы исполнения сделки определяются по перечню связанных с эти документом ВМО и наличием остатков на счетах внутреннего учета как по ценным бумагам, так и по финансовым расчетам, поскольку все направления исполнения сделки- бухгалтерия (оплата), поставка ЦБ и перерегистрация ЦБ - возможны одновременно.
По достижению определенного «конечного» положения сделки (наличия остатков на определенных внутренних счетах, говорящих об исполнении всех обязательств между контрагентами сделки) сделка переводится в состояние «Завершена».
По проведению расчетов с клиентом или отнесению расходов по завершению дилерской операции сделка переводится в состояние «Отработана».
Состояние «Отменена» сделке присваивается согласно регламента возможности отмены сделки с указанием причины отмены. Удалению не подлежит.
Состояние «На возврат» сделке присваивается в том случае, если сделка имела состояние «К исполнению», но в связи с обстоятельствами не может быть завершена и принимается решение о прекращении дальнейшего исполнения сделки. Обязательно указание причины изменения состояния. В этом состоянии сделка находится все время, пока не отрегулируются претензии сторон. Удалению не подлежит.
Состояние «Развалено» присваивается сделке, находящейся в состоянии «На возврат» после урегулирования всех претензий сторон неисполненной сделки. Конечное состояние, позволяющее снять с учета обязательства по сделке.
Описание операций
Список и описание операций напрямую связан с функциями, выполняемыми специалистами выделенных выше разделов. Исходя из принципа устойчивого разделения функций между разделами краткий перечень операций по разделам включает:
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21