скачать рефераты
  RSS    

Меню

Быстрый поиск

скачать рефераты

скачать рефератыРеферат: Учет операций с ценными бумагами

3.2 Общие положения принципов организации бэк-офиса в соответствии с требованиями ФКЦБ и стандартами НАУФОР

3.2.1.   Структура внутреннего учета

Внутренний учет брокера или дилера может осуществляться работником компании, самостоятельным подразделением или может быть поручен специализированной организации или специалисту на договорных началах. При этом ответственность за точность, полноту, адекватность и своевременность ведения ведомостей внутреннего учета полностью возлагается на брокера или дилера.

Ответственность за организацию внутреннего учета брокера и дилера несет руководитель компании. Руководитель компании обязан обеспечить неукоснительное соблюдение всеми подразделениями компании, имеющими отношение к внутреннему учету, требований по его организации, предоставлению должным образом задокументированных сведений для надлежащей организации учета, а также формированию необходимой внутренней отчетности и отчетности перед клиентами.

Брокеры и дилеры, осуществляя организацию внутреннего учета, самостоятельно устанавливают количество и конкретную форму внутренних учетных регистров с соблюдением настоящих стандартов и с учетом технологических условий и возможностей обработки учетной информации, имеющихся в компании.

Документирование операций

Основанием для записей в регистрах внутреннего учета являются следующие первичные документы, фиксирующие факт совершения операции с ценными бумагами (заключения сделки, движения ценных бумаг, движения денежных средств):

·               документы внутреннего учета, фиксирующие факт получения приказа клиента на совершение сделки с ценными бумагами, как то поручения клиентов, и факт совершения сделки с ценными бумагами, как то распорядительные записки (тикеты) и подтверждения сделок.

·               договора, контракты, соглашения на осуществление сделки с ценными бумагами;

·               платежные документы (ордера, поручения, требования и другие документы, являющиеся основанием для признания платежей согласно действующему законодательству);

·               документы, удостоверяющие перерегистрацию права собственности на ценные бумаги (выписки из реестра акционеров, выписки депозитария со счета депо), передаточные распоряжения и другие документы, являющиеся необходимыми для перерегистрации права собственности на ценные бумаги согласно действующему законодательству, а также акты приема-передачи сертификатов ценных бумаг;

Надлежащее документирование первичного учета сделок обеспечивается путем заполнения документа, удостоверяющего факт получения приказа клиента на совершение сделки с ценными бумагами, и документа, удостоверяющего факт совершения сделки с ценными бумагами.

Ответственность за своевременное создание первичных документов и достоверность содержащейся в них информации, а также за их передачу в установленные сроки для дальнейшего учета произведенных операций несут лица, подписавшие эти первичные документы.

Содержащаяся в принятых к учету первичных документах информация, необходимая для отражения во внутреннем учете, накапливается и систематизируется в учетных регистрах, определяемых данным Положением.

Исправление ошибки в первичных документах и учетных регистрах должно быть подтверждено подписью лиц, подписавших документ, с указанием даты исправления.

Первичные документы и регистры внутреннего учета подлежат обязательному хранению в течение 5 лет.

Регистры внутреннего учета

Каждый участник рынка ценных бумаг, имеющий лицензию на осуществление деятельности в качестве брокера или дилера обязан вести на постоянной основе следующие журналы и ведомости внутреннего учета:

·               Журнал сделок

·               Журнал учета дилерских операций

·               Журнал ежедневного учета денежных средств

·               Книга (ведомость) учета денежных средств

·               Журнал ежедневного учета ценных бумаг

·               Книга (ведомость) учета ценных бумаг

Кроме того, брокерам и дилерам дополнительно рекомендуется вести следующие внутренние учетные ведомости:

·               Журнал незавершенных операций

·               Журнал учета клиентских операций

Компания выбирает способ ведения журналов внутреннего учета в зависимости от объема операций и возможностей программного обеспечения:

на бумажном носителе в виде журнала или карточек учета;

в форме электронные таблицы;

в виде компьютерных баз данных, являющихся частью автоматизированной системы обработки информации бэк-офиса и др.

Регистры дополнительного учета

Журнал незавершенных операций - предназначен для контроля за каждым этапом совершения операции или расчетов по сделке, начиная с момента их совершения и до момента их завершения.

Журнал учета клиентских операций - предназначен для отражения информации об операциях и сделках, совершенных компанией с клиентами, от собственного имени по их поручению или от имени и по поручению клиентов. Журнал содержит информацию о любом изменении состояния счета каждого клиента, как в отношении денежных остатков, так и позиций по ценным бумагам. Журнал учета клиентских операций ведется в разрезе счетов аналитического учета денежных средств по каждому клиенту и в разрезе счетов по ценным бумагам каждого клиента.

3.2.2    Внутренняя отчетность

Баланс по денежным средствам

Баланс по денежным средствам содержит остатки на конец отчетного периода по счетам регистров учета денежных средств, исчисленные на день совершения операции. Баланс составляется на основе Книги (Ведомости) учета денежных средств .

Брокерам и дилерам рекомендуется готовить внутренний Баланс на основе информации на день завершения операции в дополнение и параллельно с Балансом, составленным на основе информации на день совершения операции.

Отчетность руководству

Отчетность руководству составляется в форме и с периодичностью, определенной в Положении о внутренней учетной политике.

3.3 Описание существующих программно-технологических комплексов

          Российский рынок ценных бумаг развивается значительными темпами и сейчас он достиг такого уровня, когда в современной инвестиционной компании не мыслима работа без применения информационных компьютерных систем

В настоящее время рынок  автоматизированных систем, в том числе специализированных для автоматизации всевозможных аспектов фондовой деятельности, достаточно обширен.  Финансовой компании не составит большого труда выбрать и приобрести такую систему. Лидерами в производстве качественных программных продуктов для финансовых компаний являются московские и новосибирские фирмы. Многие из них являются фирмами одного продукта, расширяя лишь функциональные возможности и сферы приложения.

  Однако при выборе продукта необходимо пользоваться принципом разумной целесообразности. Каждая система  соответствует конкретному финансовому уровню потенциального покупателя и объему сделок, им осуществляемом. Если для крупная компания может позволить себе покупку Signator/2000, то для средней больше подойдет продукт типа Diasoft DEALING/SECURITIES, а для мелкой достаточно будет адаптированной 1С:бухгалтерии или электронных таблиц. В каждой из групп возможны также варианты выбора в зависимости от конкретных особенностей систем, требований к аппаратным средствам и уровню подготовки персонала.

3.3.1 Signator/2000 (СервоКомп)

Возможности системы Signator/2000

Signator/2000 является универсальной фондовой системой и может использоваться для ведения реестра клиентов, учета торговых, регистраторских и депозитарных операций, организации внутреннего документооборота и подготовки отчетности. При ее проектировании были учтены все перечисленные в начале статьи требования. Она позволяет получать, хранить и обрабатывать информацию в единой интегрированной базе данных, контролировать выполнение операций, гибко настраиваться на технологию работы организации, получать необходимую  управленческую информацию и в целом повысить производительность труда. Возможен учет любых видов ценных бумаг: акций, облигаций, векселей, сертификатов, фьючерсов, ГКО.

Основу системы составляет учет операций. Операции с ценными бумагами в системе делятся на:

·        Трансфертные - связанные с переходом прав собственности, переводами со счета на счет или из депозитария в депозитарий;

·        Глобальные - сплит, консолидация, конвертация, погашение, расчеты купонов и дивидендов.

·        Учет места и режима хранения ценных бумаг. Блокировки.

Выполнение операций в системе разбивается на несколько шагов. Не все шаги обязательны, их необходимость определяется  при настройке системы под конкретную технологию работы.

На каждом шаге выполняются следующие действия:

Ввод распоряжений - регистрация в системе входящего документа или торгового приказа.

Ввод операции - заполнение деталей операции: в интересах кого проводится, с какой ценной бумагой, на каком торговом рынке и т.д. Комиссии и сборы рассчитываются автоматически. Операции могут вводится по частям на нескольких рабочих местах. Например, часть данных вводится в торговом отделе, а часть в бэк-офисе.

Утверждение - поэтапный процесс подготовки сделки. Первое утверждение делается после внесения всех данных, окончательное утверждение - после получения всех документов. В зависимости от настройки у сделки может быть от нуля до двух утверждений. 

Выпуск документов и отчетов - автоматический или полуавтоматический процесс выпуска необходимых документов: подтверждения о сделке клиенту и брокеру, сообщение в депозитарий и регистратору и т.д.

Проводки в бухгалтерию - в конце дня формируется файл проводок для загрузки в бухгалтерскую систему.

Для учета результатов операций с собственными ценными бумагами и бумагами клиентов используются лицевые счета ценных бумаг (или портфели ценных бумаг). В системе хранится информация о прошлом, настоящем, будущем, реальном и запланированном состоянии счетов, что позволяет автоматически контролировать допустимость операций. Например, система запрещает продавать  бумаги, которых нет в портфеле (кроме разрешенных коротких позиций) или предупреждает, что продаваемые бумаги уже запланированы к продаже.

В системе так же хранится информация о том в каких депозитариях хранятся собственные и клиентские бумаги.

Пользователь сам может определять новые ценные бумаги, задавая их свойства. Данные по ценным бумагам, кроме свойств, включают в себя историю и прогноз цен, расписание выплат купонов и дивидендов. Эти данные могут браться из внешних информационных систем, таких, как REUTERS, DOW JONES TELERATE или PocБизнесКонсалтинг и представляют собой основу для проведения анализа прибылей-убытков и технического анализа.

Система является мультивалютной, что позволяет учитывать сделки на разных торговых рынках, а затем оценивать портфели в одной валюте.

Система гибко настраивается на существующую технологию работы: рабочие места, документы, отчеты и затем может быть перестроена "на ходу".

Отчетность

Система выпускает отчетность в формате MS Excel и Word. Сегодня это наиболее популярные инструменты для финансовых работников и их использование обычно не вызывает проблем. Готовые документы помещаются в архив. Для их поиска в архиве можно использовать внутреннюю систему поиска, встроенную в Excel и Word. После обучения администратор системы может самостоятельно разрабатывать и изменять отчеты.

Интерфейсы к другим системам

Signator/2000 включает в себя функции учета и документооборота, а так же частично функции  анализа. Однако, организации - участники фондового рынка могут использовать ряд других систем. Прежде всего это системы бухгалтерского учета, а так же торговые, информационные и аналитические системы.   Интерфейс с бухгалтерией предполагает ежедневное создание файла проводок. Интерфейс с торговыми системами служит для загрузки в систему отчетов о сделках. Интерфейс с информационными системами нужен для загрузки цен и аналитических показателей по ценным бумагам. Если организация использует аналитические системы, то в них может быть перенесена любая  информация из базы данных Signator/2000. 

  Система проходит сертификацию в НАУФОР.

3.3.2 DiasoftDEALING/SECURITIES ( Диасофт, Москва)

  Система предназначена для автоматизации в инвестиционных компаниях и банках внутреннего учета операций, совершаемых на фондовом рынке. Средства системы обеспечивают поддержку всех стадий оформления сделок с ценными бумагами и предоставляют на каждом этапе технологической цепочки их обработки инструменты, делающие работу пользователей быстрой и эффективной. Система позволяет автоматизировать все учетные задачи, обусловленные спецификой торговли ценными бумагами, в частности, осуществляет ведение клиентских портфелей ценных бумаг и учет прибыльности по дилерским операциям.

  В числе основных задач, решаемых системой:

·     ведение электронного журнала заключенных сделок - тикетов;

·     учет по методу средневзвешенной цены ценных бумаг, находящихся на балансе организации, и реализованных прибылей;

·     переоценка портфелей и учет нереализованных прибылей;

·     учет дебиторской и кредиторской задолженностей, контроль за соблюдением лимитов;

·     автоматизированная подготовка и ведение журналов заключенных договоров; взаимозачет сделок при составлении договора;

·     учет ценных бумаг, находящихся в наличии, в разрезе мест их хранения, а также учет выполненных перерегистраций;

·     учет движений денежных средств, доходов и расходов от курсовых разниц;

·     неттинг обязательств;

·     учет операций афелированных лиц;

·     учет брокерских операций;

·     предоставление пользователям аналитической информации;

·     автоматическое отражение операций в бухгалтерском учете.

  Различные наборы функций системы ориентированы на автоматизированную поддержку действий, входящих в круг обязанностей трейдеров, сотрудников бэк-офиса, сотрудников аналитических подразделений компании.

  Система позволяет вести учет как брокерских сделок, так и дилерских сделок, в том числе сделок ее афелированных лиц. В качестве контрагента по дилерской сделке может выступать любая внешняя организация независимо от того, находятся ее ценные бумаги в номинальном держании организации, учитывающей сделку или нет.

  Отличительная черта экранных форм системы - информативность. Форма ввода информации о договоре содержит все атрибуты, необходимые для автоматической подготовки его текста и отражения договора во внутреннем учете. Ввод информации облегчают различные справочники: финансовых инструментов, контрагентов, клиентов. В системе имеется возможность оформить единый договор по нескольким сделкам. Список таких сделок автоматически вносится в карточку договора.

  План счетов внутреннего учета состоит из двух разделов: "Учет денежных средств" и "Учет ценных бумаг". В разделе "Учет ценных бумаг" открываются, в частности, лицевые счета для учета количества ценных бумаг разных видов, находящихся в собственном и клиентском портфелях.

  Каждому договору, зарегистрированному в системе, ставится в соответствие список обязательств контрагентов. Обязательства учитываются на специальных счетах, открываемых в плане счетов внутреннего учета. Факт поступления денежных средств или ценных бумаг регистрируется в таблице выполненных обязательств. В системе можно отразить частичное погашение обязательств.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21


Новости

Быстрый поиск

Группа вКонтакте: новости

Пока нет

Новости в Twitter и Facebook

  скачать рефераты              скачать рефераты

Новости

скачать рефераты

© 2010.