скачать рефераты
  RSS    

Меню

Быстрый поиск

скачать рефераты

скачать рефератыРеферат: Применяемые Финансовые Информационные Системы (ФИС)

Банк выдает клиенту карточку, содержащую сведения о его потенци­альной возможности совершения покупок. При этом можно говорить о дебитных карточках (доступна вся сумма средств, находящихся на счете клиента), предоплаченных карточках (доступна часть средств, переве­денных на индивидуальный или общий транзитный счет со счета клиен­та) и кредитных карточках (доступна часть средств, отсутствующих на карточке, но обеспечивающихся банком или самим клиентом). Магазин через банк осуществляет дебетование средств клиента.

В зависимости от наличия средств телекоммуникационного доступа авторизация для МК может происходить как по каналам связи (on-line), так и голосом, а для СК и в режиме off-line. По виду резервирования средств электронные платежные средства (ЭПС) можно разделить на: средства, требующие on-line-связи с платежной системой в момент покупки (резервирование средств происходит в момент платежа); сред­ства, предполагающие перевод денег с лицевого счета клиента на банков­ский (не транзитный) счет, соответствующий карточке; средства, исполь­зующие периодическое пополнение счета до установленной суммы (на­пример, по определенным датам) в любом месте через терминал в режи­ме off-line (только для СК).

В современной отечественной литературе банковские карточки по технологии и характеру платежей традиционно разделяют на дебетные (ДК) и кредитные (КК).

Дебетные карточки являются возможной заменой наличных средств или чеков (т.е. ДК — карточки наличных средств или активов). Они могут быть использованы для оплаты покупок, получения наличности в отделе­ниях банка, поддерживающего карточки, или в банкоматах. Владелец вме­сто наличности предъявляет карточку, продавец проверяет ее на предмет наличия в стоп-листе или получает по телефону подтверждение банка на требуемую сумму, которое зависит от суммы средств на счете покупателя.

Если же дебетная карточка поддерживает возможность предоставления обеспеченного овердрафта, то она становится дебетно-кредитной. При со­вершении торговой операции продавец выписывает стандартные доку­менты, покупатель подписывает их и оставляет себе копию.

Кредитные и дебетно-кредитные карточки позволяют владельцу по­лучить по карточному счету необеспеченный и обеспеченный овердрафт. При выдаче тому или иному лицу карточек, дающих возможность получе­ния необеспеченного (без предоплаты) овердрафта, банк проверяет и ана­лизирует средний годовой доход, кредитную историю, жилищные усло­вия, род занятий, семейное положение, наличие банковского счета и т.п. В Украине и кредитные, и дебетно-кредитные карточки относят к кредит­ным, хотя практически используются лишь дебетные. Взаимоотношения между клиентом и банком определяются договором, в котором в Украине обычно отражаются:

• процент, взимаемый банком с оборота по данному карточному счету;

• процент скидки покупателю при покупках в пределах сумм на его лицевом счете (среди украинских карточек эту скидку давала толь­ко коммерческая карточка OLB1, а в настоящее время - ряд дисконтных карт;

• объем кредита, предоставляемого банком (обычно в пределах дву­кратной суммы страхового депозита);

• процент оплаты фактического кредита банка;

• процент оплаты дебетового сальдо относительно объема предостав­ляемого банком кредита (обычно удвоенная величина кредитной ставки);

• проценты за обналичивание через кассу банка и через банкомат, а также ежедневный лимит снятия средств;

• залог по дебетовому сальдо (обычно недвижимость);

• обязательства клиента сообщать все изменения источников дохода;

• паспортные данные клиента;

• ответственность при потере магнитной карточки.

Технологии выполнения расчетов с использованием МК могут быть различны в деталях, но в целом схема расчетов следующая. Если при покупке товара используется карточка, ее хозяин вводит в устройство сертификатора pin-код, а продавец связывается с банком для проверки платежеспособности карточки (авторизация), и после соответствующего подтверждения форми­руется торговый вексель: с помощью импринтера подготавливается отпеча­ток с рельефной части карточки - слип, на котором пропечатывается сумма задолженности, а покупатель ставит свою подпись, что делает его докумен­том для оплаты. В конце рабочего дня слипы в ходе инкассации пересылают­ся в банк, где находится расчетный счет магазина, и осуществляется переме­щение средств со счета покупателя на счет магазина.

Взаиморасчеты между банками производятся с участием расчетного (процессингового) центра. Однако формирует проводки и осуществляет расчеты между банками расчетный банк системы по требованиям, выстав­ляемым процессинговым центром.

Если счет владельца кредитной карточки находится в банке другой системы, то информацию передают в расчетный центр того банка, кото­рый выдал кредитную карточку. Выдачу кредита наличными осуществля­ет любой банк, принимающий карточки этой системы. Кредит, предос­тавляемый по КК (овердрафт), отличается от традиционного повышен­ными операционными расходами, повышенными рисками чрезмерного использования КК владельцами и фальсификаций невладельцев КК. Ис­пользование карточки может быть запрещено, если кредитная карточка объявлена украденной (пропавшей), если исчерпан предел кредитования, владелец кредитной карточки значительно просрочил время платежей, а также в случае аннулирования счета.

Плата за карточку складывается из регулярно взимаемого тарифа, ко­миссии за право получения кредита, оплаты услуг, оплаты овердрафта и издержек по неплатежам других клиентов. Более детально она содержит:

стоимость выпуска карточек и их годового обслуживания; размер мини­мального первоначального взноса плюс стоимость пользования карточ­кой, в которую входят комиссионные за снятие наличных и оплату това­ров и услуг; начисления процентов на остаток по счетам, стоимость пре­доставления выписок по счету плюс стоимость дополнительных услуг (пре­доставление дополнительных карточек, страхование, скидки).

Расчеты на основе магнитных карточек выгодны всем участникам процесса.

Для клиента эти преимущества заключаются в следующем. Он получа­ет в свое распоряжение эквивалент наличности, относительно безопасный при потере или краже. Пользуясь карточкой определенного вида, клиент может получать скидки на покупку товаров, а также дополнительные ус­луги. Так, например, КК АтЕх страхует владельца на 50 тыс. дол. на случай потери трудоспособности и дает около 40 % скидки в отелях. Карточки ETN позволяют иметь клиенту льготы (до 50 %) на пользование отелями, ресторанами, магазинами, прокатом.

В Украине, используя МК, можно делать покупки в магазине по курсу конвертации банка, выигрывая на разнице курсов банка и магазина.

При использовании КК клиент может получить кредит на тех услови­ях, которые предусмотрены данной системой карточек. Кроме того, кли­ент может по выпискам легко контролировать свой бюджет. И наконец, еще одним преимуществом МК является их престижность. Банк "Опти­мум" заключил соглашение со страховой компанией "Спасские ворота -М", предусматривающее медицинское страхование владельцев Optimum Card на 3 тыс. дол. Как показывает практика, основными причинами при­обретения пластиковых карточек являются: покупка товаров и услуг со скидкой, оплата в рублях по курсу Московской межбанковской валютной биржи (ММВБ), возможность платежей за рубежом без вывоза наличной валюты и без регистрации вывоза средств, безопасность хранения денег и проведения платежей, возможность покупок в валютных магазинах СНГ и престижность.

Неудобство для клиента - необходимость оплаты предоставляемых системой карточек услуг. При этом деньги клиент кладет в банк едино­временно, но тратит их в течение длительного периода. Процент, выпла­чиваемый банком по депозитам, всегда меньше процента по кредитам, но в Украине процент по депозиту может оказаться меньше процента инфля­ции, поэтому иметь карточку с этой точки зрения было бы не очень эффективно.

Для магазина преимущество использования карточек состоит в приоб­ретении им новых клиентов за счет престижной, удобной и привычной (за рубежом) формы расчетов. По данным американских психологов, вероятность покупки при использовании покупателем карточек, возраста­ет на 30 - 40 %. Кроме того, исчезают проблемы с инкассацией и конвер­тацией. К неудобствам использования карточек магазином относятся не­обходимость закупки или аренды оборудования и сложности с автомати­зацией. Помимо этого магазин постоянно испытывает задержку факти­ческого поступления средств, поскольку банк переводит их лишь после прохождения слипов или их эквивалента через процессинговый центр и после обработки информации в банке.

Для банка преимущества заключаются в том, что деньги до последнего момента цикла расчетов находятся в банке. Банк увеличивает свой обо­рот, привлекает новых клиентов и новые средства, за счет чего можно получить дополнительную прибыль. Кроме того, уменьшается пробле­ма наличности. Но появляются другие проблемы. Основная - очень боль­шие затраты на внедрение карточек. Так, затраты банка "Столичный" на создание системы STB-Card превысили 12 млн. дол. [3], а по системе Op­timum Card затраты превысили 7 млн. дол.

Такая цифра становится понятной, если учесть, что процесс реализа­ции программы карточек предполагает их производство (ишвинг), орга­низацию обращения (эквайринг), проверку платежеспособности клиента (авторизацию), обеспечение обмена данными между магазином и банком по телекоммуникационным каналам или в виде слипов и обработку этих данных (процессинг). Каждая из этих составляющих требует больших за­трат, поскольку эффективность использования карточек зависит от их рас­пространенности, а та, в свою очередь, - от числа точек их обслужива­ния (POS). Срок окупаемости проекта составляет от 2 до 5 лет при дос­таточном количестве карточек (около 10 тыс. шт.) и пунктов их под­держки (магазины и пр.).

Предприятие, на котором работает клиент, используя систему карто­чек, решает проблему наличности и сокращает время на выдачу заработ­ной платы. Примером здесь могут служить многие предприятия и организации. Так, Московский государственный университет экономики, стати­стики и информатики - один из первых вузов страны, который стал выда­вать заработную плату сотрудникам и стипендию студентам, используя пластиковую карточку STB-Card.

Новый вид карточек, который становится сейчас все более популярным в сфере ЭДО, - смарт-карты. Имея стандартные в соответствии со специфи­кацией ISO размеры, они представляют собой микрокомпьютер, который может содержать процессор, память (ПЗУ, изменяемая ПЗУ, ОЗУ), систему ввода-вывода. Карта снабжается операционной системой и системой безо­пасности для защиты данных с возможностью их кодирования.

"Пустая" микропроцессорная карта при эмиссии изначально содержит в ПЗУ тип карты (банковская или клиентская (торговая)), уникальный иден­тификатор в пределах системы, код эмитента и операционную систему. Смарт-карта была изобретена Р. Морено для повышения защиты еще в середине 70-х гг., но только в 1985 г. во Франции (которая сейчас лидирует в использовании СК) было принято решение об использовании СК и лишь в 1992 г. началось широкое оснащение карточек процессорами.

Такую карточку трудно подделать и невозможно скопировать. Одной из хорошо защищенных сейчас является карточка компании Gemplus (Франция), используемая в технологии U.E.P.S. (русская версия), создан­ной компанией Netl (Франция), интересы которой на украинском рынке представляет компания BGS Industrial (Австрия). Базовое программное обеспечение принадлежит BGS и российской компании Telefonn. Карточ­ка имеет двенадцать степеней защиты: от ультрафиолета, от лазерного сканирования, от спиливания, нагрева и пр. Каждый из участников систе­мы (и банк, и магазин) имеет собственные ключи. В банке хранится так называемый "нулевой пароль", вводимый им при установке или замене транспортного ключа, которым "закрыты" карты до момента их эмиссии банком, при этом поставщик системы доступа к этой операции не имеет.

СК дают возможность многоцелевого использования, и в зависимости от конфигурации она может стоить до 20 дол. Например, телефонная карточка в Германии на основе СК с памятью стоит 2 марки, а СК с микропроцессо­ром будет стоить около 12 марок *. Карточки с памятью обмениваются с внешними устройствами информацией в открытом виде, и после этого про­исходит доступ, а карточки с микропроцессором, получив сигнал на считы­вание, обрабатывают его, после чего осуществляется доступ. Пример тех­нологической схемы выполнения расчетов через СК представлен на рис. 11.

Рис. 11. Технологическая схема расчетов с использованием смарт-карт.

* по технологии BGS инкассация через СК - магазин.

** по другим технологиям: инкассация по телекоммуникационным каналам.

Деньги с лицевого счета клиента переносятся на СК и одновременно отражаются на специальном накопительно-распределительном счете (Holding Accounting) (I, 2). Далее клиент расплачивается ею, проходит авторизацию на месте расчетов (POS) (3). После проверки по стоп-листу (4) (операция осуществляется терминалом автоматически) происходит обработка платежа в режиме off-line и средства переносятся с карты поку­пателя на карту магазина ( в системе UEPS) либо с карты покупателя (вы­дает банк) записываются в торговый терминал (5), который затем инкас­сируется (6). Данные одновременно отражаются на журнальной ленте и чеке. Чек передается покупателю (5). Проводка содержит код банка вла­дельца, номер его лицевого счета, идентификатор магазина, дату, время и сумму проводки. Из магазина осуществляется телекоммуникационная пе­ресылка транзакции в банк, где по ней происходит списание денег с Hold­ing Accounting на расчетный счет магазина.

Смарт-карты, содержащие микропроцессор, меняют технологию рас­четов и таким образом создают новые возможности для их участников. Оперативность платежа возрастает, а контроль собственных расходов ста­новится более удобным и конфиденциальным. Клиент может хранить раз­дельно крупные и обычные суммы на одной карточке. Область памяти, хранящая крупные суммы, может быть защищена специальным паролем, который может заменяться пользователем самостоятельно и многократ­но. Перемещение средств между этими областями по технологии, исполь­зуемой, например, в Промстройбанке, может быть выполнено в любом пункте обслуживания. При этом клиент может осуществлять денежные переводы, совершать коммунальные платежи и оплачивать покупки лю­бого размера.

Банки-эмитенты открывают новые счета и увеличивают свой доход от участия в операциях POS. При этом общая степень риска по карточкам снижается за счет уменьшения рисков в денежном обороте, отсутствия рисков неплатежеспособных клиентов и потерь от возможного взлома сис­темы или подделок. Улучшается имидж банка, использующего прогрес­сивную форму расчетов.

Технология СК обеспечивает высокую степень автоматизации (опе­рации ручного ввода информации с чеков вообще отсутствуют) и инфор­мационного обслуживания всех участников расчетов.

Банк не несет ответственности за расходы по поддержанию базы pin-кодов, Снижает расходы по эксплуатации телекоммуникационных сетей и эксплуатационные расходы мейнфрейма ВЦ банка. Таким образом ме­няется структура затрат: увеличивается цена карточки и периферийного оборудования, но сокращаются расходы как Back-Office, так и Front-Of­fice. Ряд СК позволяет использовать терминальное оборудование МК.

Исследования специалистов АО "СканТек" показали, что наилучшими характеристиками среди СК по соотношению защищенность - цена явля­ются карточки PCOS (для крупных покупок) и GPS 896 (для повседнев­ных покупок).

Магазины могут использовать СК, сохраняя возможность работы с МК любого типа и, применяя специальный товарный терминал, получают возможность уменьшения времени обслуживания клиентов (до 4 с) без дополнительного обучения персонала при полной гарантии оплаты тран­закций и кредитовании счета магазина в момент покупки. При этом упрощается контроль расчетных операций, снижаются объемы телекоммуни­кационного обмена и расходы по оплате комиссий банку.

Существуют два принципиально разных подхода, используемых бан­ками для внедрения карточек: 1) вступление в существующие за рубежом системы карточек в качестве принципиальных или ассоциированных чле­нов (Кредобанк, Мост-Банк, Инкомбанк); 2) эмиссия собственных кар­точек или участие в украинских системах (эмиссия собственных карто­чек в пределах сложившейся системы, обслуживание карточек другого эмитента, участие в процессинге и др.). Для внедрения карточек международных систем (Eurocard, MasterCard, Cirrus/Maestro, Eurocheque) создана ПК АО "Cardcenter" (1992г.), обслу­живающая операции некоторых банков - членов Europay. Пользователя­ми центра являются такие банки, как Диалог, Кредит-Москва, Моссбер-банк и др.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13


Новости

Быстрый поиск

Группа вКонтакте: новости

Пока нет

Новости в Twitter и Facebook

  скачать рефераты              скачать рефераты

Новости

скачать рефераты

© 2010.