скачать рефераты
  RSS    

Меню

Быстрый поиск

скачать рефераты

скачать рефератыРеферат: Применяемые Финансовые Информационные Системы (ФИС)

Рис.19. Дерево диалога программного комплекса автоматизации бухгалтерского учета на малых и средних предприятиях.

В режимах Хозяйственные операции, Материалы, МБП, Товары, Ос­новные средства из первичных документов заполняются Журнал первич­ных документов, учетные журналы ТМЦ и Журнал хозяйственных опера­ций.

Сначала оформляется первичный документ в Журнале первичных до­кументов, а затем оформляются либо проводки в Журнале хозяйственных операций, либо записи движения ТМЦ в учетных журналах ТМЦ.

В режимах Регистрация ПП, Регистрация ПТП, Регистрация РКО, Ре­гистрация ПКО, Регистрация счетов. Регистрация накладных выполняет­ся заполнение журналов регистрации соответствующих первичных доку­ментов. В этих режимах можно просмотреть любой журнал, а также доку­менты, по которым не было проводок в Журнал хозяйственных операций. По желанию можно распечатать любой первичный документ на принтере. Кроме того, в режиме Регистрация счетов можно проконтролировать сче­та на оплату.

Функция Справочники включает следующие режимы:

• Предприятия;

• Услуги по счету;

• Наименование документа;

• Товарно-материальные ценности;

• Единицы измерения;

• Операции движения;

• План счетов;

• Бухгалтерские проводки:

• Группы проводок;

• Налоги;

Коды аналитического учета;

• Объекты предприятия;

• Подразделения;

• Курс валюты,

Данная функция позволяет заполнить любые справочники, задейство­ванные в программе, и тем самым настроить программный комплекс на ведение бухгалтерского учета на конкретном предприятии. Каждый режим . соответствует отдельному справочнику. Справочники можно заполнять, просматривать и выводить на печать.

Функция Ведомости позволяет формировать различные ведомости и отчеты. Она содержит следующие режимы:

• Главная книга;

• Сводная оборотная;

• Сводная по счетам;

• Сводная валютная;

• Приведенная валютная;

• Кассовая книга;

• Ведомость-диаграмма;

• Аналитическая.

Для формирования любой ведомости или отчета 'следует выбрать со­ответствующий режим и указать период, за который необходимо сформи­ровать отчетный документ.

Функция Настройка предназначена для индивидуальной настройки программного комплекса на учетную политику конкретного предприятия. Функция включает режимы:

• Выбор работы (тип предприятия, обучающий режим);

• Звуковые сигналы (настройка звуковых сигналов или речевых сооб­щений во время работы программы);

• Принтер, формат листа (настройка на определенный тип принтера и установка параметров печати);

• Дата и время (настройка внутренних часов и календаря компьютера);

• Рабочий период (установка отчетного периода, за который формиру­ются ведомости);

• Проверки (настройка различных проверок при работе программы, контроль наличия вводимых данных в справочнике, антивирусная про­верка и др.);

• Подтверждение (установка запросов для подтверждения, например, при удалении записи, группы записей, последней записи и др.);

• Время сохранения экрана (установка времени, через которое гаснет экран);

• Порт модема (установка номера порта с модемом для автодозвона из справочников предприятия);

• Прочие установки (установка формата чисел при печати платежных документов; кодирование данных при окончании работы с программой;

запрос периода при формировании ведомостей и др.).

Функция Сервис служит для облегчения работы пользователя с про­граммным комплексом и включает основные режимы:

• Общая информация (позволяет получить информацию о типе пред­приятия, с которым работает пользователь, о свободном месте на диске и в оперативной памяти, о рабочем периоде и др.);

• Помощь (позволяет пользователю получить конкретную справку по возникшей в процессе работы проблеме);

• Визитная карточка изготовителя (дает информацию о фирме-изгото­вителе: название, адрес, телефон, номер версии программы);

• Восстановление базы (служит для восстановления архива с дискеты на жесткий диск ЭВМ);

• Проверка баз (позволяет проверить корректность файлов на жестком диске);

• Формирование первичных документов (формирует Журнал первич­ных документов на основании учетных журналов ТМЦ);

• Закрытие учетного периода (позволяет автоматически рассчитывать остатки по счетам при переходе на следующий отчетный период);

• Отмена закрытия периода (отменяет ранее выполненную операцию по закрытию отчетного периода);

• Просмотр файла (обеспечивает возможность просмотра любого тек­стового файла);

• Калькулятор (позволяет вызвать встроенный калькулятор для вы­полнения вычислений);

• Изменение реквизита (дает возможность пользователю изменить или задать новые банковские реквизиты предприятия и пароль);

• Сохранение базы (позволяет сохранить данные учетных журналов на архивной дискете);

• Выход (обеспечивает завершение работы с программой).

При создании БУИС на небольших предприятиях основное внимание уделяется финансовому учету. Главным учетным ре­гистрам подобных БУИС является Журнал хозяйственных опе­раций. Настройка системы ведения бухгалтерского учета кон­кретного предприятия осуществляется через функцию Спра­вочники.

Банковские информационные системы (БИС).

Интегрированная БИС представляет собой единый программно-тех­нологический комплекс, являющийся средством ускорения освоения, воз­вратности и сбалансированности ресурсов, контролируемых по заданным условиям финансирования и кредитования. Интегрированная БИС охва­тывает совокупность банковских задач не фрагментарно, а комплексно, от­ражая всю сложность их взаимосвязей. Это не совокупность разрозненных хорошо автоматизированных задач, а такой комплекс программ, которому присущи свойства сложной системы: сложность иерархической структуры; эмерджентность; множественность функциональных целей; динамичность в работе при обеспечении управления процессами, носящими стохастиче­ский  (вероятностный) характер; многофункциональность. Поэтому при разработке интегрированных БИС требуется проанализировать большое количество влияющих на их структуру и содержание факторов: общие ха­рактеристики банка, ближние и дальние цели и стратегические направле­ния его развития; особенности сложившейся структуры управления; общие принципы построения банковской технологии; ожидаемая архитектура системы и состав функций, подлежащих автоматизации; объем входной и выходной информации, количество входных документов; требования к ин­формационной безопасности. На основе такого анализа и вырабатываются далее основополагающие принципы будущей системы.

Проектирование функциональной части ЭИС связано с решением стра­тегического вопроса о выборе критерия выделения ее подсистем - одной из проблем, которая существовала на протяжении всей истории автомати­зации организационно-экономических объектов и осталась актуальной в настоящее время. Изучение структуры и функций любой системы осно­вывается на ее анализе и дальнейшем синтезе. И если цель анализа -изучение закономерностей функционирования системы при существую­щей структуре, то задача синтеза - проектирование и подбор такой струк­туры, которая реализовывала бы заданные ей функции.

Из теории сложных систем известно, что всякую сложную систему можно разложить на некоторые подсистемы с различной глубиной дета­лизации.

Традиционно под функциональной подсистемой понимается неко­торая часть общей системы управления, выделенная в соответствии с общ­ностью функциональных признаков управления.

Поскольку задачи управления, решаемые в банке, многоаспектные, при проектировании возникает проблема классификации признаков де­композиции БИС. В качестве таких признаков можно выделить: функ­ции, период и объект управления и др.

Функции управления из-за универсальности своего состава - один из наиболее распространенных признаков декомпозиции управленческих систем. Система управления банком, выполняя в целом функции, типич­ные для любых управленческих систем ( планирование, учет и контроль, анализ и регулирование), обладает особенностями их распределения меж­ду элементами управленческой структуры. Эти функции неразрывно свя­заны между собой и всегда носят целевой характер.

Учет и контроль в банке представлены операционным и бухгалтерским учетом, которые тесно связаны между собой, поскольку аналитический уровень отражен в банковском учете лицевыми счетами, а каждый лицевой счет находится под определенным балансовым. В связи с тем, что каждый рабочий день заканчивается формированием ба­ланса, проводки, изменяющие состояние лицевых счетов, немедленно отражаются на синтетических счетах и и балансе. Статистический учет позволяет собрать сведения об изменении отдельных показателей за длительный период.

Анализ представляет собой функцию управления, которая позволя­ет распознать сложившуюся экономическую ситуацию как внутри, так и вне банка. В крупных банках существуют два независимых отдела, один из которых обеспечивает анализ внутреннего состояния банка, а другой анализирует внешнюю среду.

Планирование, основываясь на данных анализа, подготавливает возможные решения для выхода из сложившейся ситуации и достижения поставленных целей. При этом планирование внешних взаимодейст­вий и планирование внутреннего состояния банка взаимосвязаны, хотя структурно они разделены и реализуются частично в процессе марке­тинга (департамент маркетинга и развития банка), частично в отделе пла­нирования (департамент экономического управления).

В реальных условиях разработки интегрированных БИС в качестве основного признака функция управления самостоятельно не использует­ся, а лишь дополняет другие. Более распространенным признаком деком­позиции в практике является объект управления.

Подготовленные на этапе планирования решения реализуются в рамках функции регулирования.

В зависимости от уровня цели можно говорить о горизонтах управле­ния. Существуют понятия стратегических и тактических целей. Оба эти понятия в известной мере условны, поскольку тактические цели, напри­мер, правления банка могут являться стратегическими для другого уров­ня управления, например кредитного отдела. Но тем не менее для банков­ской сферы можно разделить цели, а следовательно, и фазы управления по длительности периода управления на оперативные (один рабочий день), текущие (для Украины - месяц, квартал) и перспективные (для Украины - год). Таким образом, можно говорить об оперативном, текущем и статистическом учете, планировании и анализе. Однако следует отметить, что анализ не существует сам по себе и служит подготовительной фазой для планирования и информационно базируется на учетных данных, от­ражающих фактическое состояние системы.

Объектам управления в банке может служить как деятельность под­разделения или одного сотрудника, так и отдельная банковская операция, состоящая из ряда технологических этапов.

Структура системы управления банком может быть организована разными способами, что зависит в значительной мере от размеров банка, числа видов оказываемых услуг, количества клиентов и операций, выпол­няемых банком.

Наиболее простая структура управления линейная, когда правлению банка непосредственно подчинены отделы. Это дает возможность обес­печить эффективное прямое управление банком и очевидную, ясную и обозримую структуру. При этом основная управленческая нагрузка пред­полагает разделение функций управления между правлением и руково­дителями подразделений.

Более сложной является штабная организация, при которой правле­нию подчинены департаменты, объединяющие отделы по принципу од­нотипности выполняемых управленческих функций. Например, департа­мент маркетинга, департамент валютных операций и др. Разделение управ­ленческих функций между штабами происходит на верхнем уровне. При такой организации появляется возможность, с одной стороны, распреде­лить управленческие проблемы между большим числом специалистов, с другой стороны, углубить специализацию сотрудников и , таким образом, повысить качество управления.

Еще более сложной является линейно-штабная управленческая струк­тура, при которой отделы, обеспечивающие выполнение депозитных, кредитных, инвестиционных и других операций, подчинены управлени­ям промежуточного уровня, обслуживающим различные группы юриди­ческих и физических лиц, которые сами могут устанавливать свои локаль­ные цели, подчиненные, однако, глобальным управленческим целям бан­ка. К последним могут относиться:. получение максимального дохода при допустимом риске, повышение собственной ликвидности и др. В то же время при такой структуре могут сохраняться элементы управления, вы­деленные по принципу однотипности выполняемых управленческих функ­ций. Такая система организации усложняет и удорожает управление, но повышает уровень его качества.

В Украине разнообразие управленческих структур в различных ком­мерческих банках обусловлено прежде всего продолжающимся их раз­витием и становлением. Примером структуры управления КБ может служить структура, представленная на рис. 5.1.

Правление КБ является высшим органом банка, который осуществля­ет стратегическое управление: определяет траекторные цели и политику банка на основе данных экономического анализа и данных бухгалтерской отчетности; доводит их до департаментов для дальнейшей детализации и исполнения соответствующим отделам; осуществляет общий контроль проводимой банком политики, пересматривает ее при изменении эко­номической ситуации, а также контролирует состояние банковского портфеля. Правление создает комитеты, которые обеспечивают поддерж­ку стратегического руководства банком, координируют работу различ­ных отделов системы управления. В зависимости от величины банка и его потребностей в Украине, как правило, создаются комитеты, воз­главляемые членами правления: кредитный, ревизионный, исполнитель­ный, доверительных операций и др.

Кредитный комитет дает заключения по всем случаям кредитования или превышения установленных лимитов, а также по их определению. Он вырабатывает рекомендации по величине ссудных процентных ставок и структуре кредитов по срокам и видам.

Ревизионный комитет обеспечивает регулярные внутренние аудитор­ские проверки либо своими силами; либо с привлечением внешних аудиторов.

Исполнительный комитет обеспечивает проведение экономического анализа (выполнение целей банка, прибыльности, ликвидности и др.), оценку деятельности банка, в процессе которой анализируются основ­ные экономические показатели и отслеживается выполнение траекторных целей.

В банках с большим числом доверительных операций может созда­ваться комитет доверительных операций.

Департамент развития и маркетинга банка, как правило, включает два отдела.

Отдел развития обеспечивает анализ внешней ситуации и, согласовав его с оценкой внутренней ситуации в банке, подготавливает возможные направления политики банка и продвижения его услуг на рынок. Эти ре­шения должны согласовываться с генеральными целями, утвержденными правлением банка.

Отдел маркетинга осуществляет оценку конъюнктуры рынка банков­ских услуг, анализирует соответствие номенклатуры, качества и цены соб­ственных услуг уровню рынка, продвигает свои услуги на рынок, выра­батывая для этого рекламную политику. Этот отдел обеспечивает связь с клиентурой и с общественностью. В развитом обществе существен­ным является не только объем и качество оказываемых услуг, но и соот­ветствие принятым нормам (поддержка науки, искусства, внимание к окружающей среде). Отдел, с одной стороны, информирует руководство банка обо всех важных событиях вне банка, с другой стороны, объясняет общественности цели банка, его стратегию.

Департамент экономического управления обеспечивает тактическое управление и включает планово-аналитический отдел и отдел управления ликвидностью. Тактический уровень управления необходим для детали­зации стратегических целей до уровня мероприятий и отслеживания их в дальнейшем как целей, носящих траекторный характер.

Рис. 6 Организационная структура коммерческого банка.

Отдел управления ликвидностью осуществляет расчет показателей ликвидности банка, их факторный анализ и ежедневный контроль.

Планово-аналитический отдел, изучая внутренние банковские показа­тели, устанавливает планы сбыта (например, число открываемых новых счетов), финансовый план, планирует внутренние мероприятия. Отдел рассчитывает ожидаемую сумму пассивов и решает задачу их эффектив­ного размещения. Проводятся анализ структуры активов и пассивов бан­ка по группам и оценка эффективности соотношения между ними. При этом должно соблюдаться «золотое правило»: длинные кредиты должны покрываться длинными депозитами и т.д.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13


Новости

Быстрый поиск

Группа вКонтакте: новости

Пока нет

Новости в Twitter и Facebook

  скачать рефераты              скачать рефераты

Новости

скачать рефераты

© 2010.