скачать рефераты
  RSS    

Меню

Быстрый поиск

скачать рефераты

скачать рефератыРеферат: Применяемые Финансовые Информационные Системы (ФИС)

Департамент кредитив - депозитных операций включает кредитный, депозитный и фондовый отделы.

Кредитный и фондовый отделы дополняют друг друга, не только вы­полняя принятую стратегию банка в кредитной и инвестиционной поли­тике, но и оперативно реагируя на требования, выдвигаемые сложившей­ся экономической ситуацией на рынке капитала. Например, в период эко­номического роста объем ссуд увеличивается, а портфель ценных бумаг сокращается; в периоды низкого спроса на ссуды картина меняется.

Функции кредитного и депозитного отделов, несмотря на принципи­ально разное содержание их операций, по форме очень близки. Сход­ство функций выражается в необходимости выполнения весьма трудо­емких работ по проверке и соблюдению целого ряда формально-правовых принципов кредитования, которые должны соблюдаться как креди­торами, так и заемщиками. Отличие обусловливается тем, кто является ссудозаемщиком, а кто кредитором, - банк или клиент. В любом случае, как и при выполнении большинства услуг банка, взаимоотноше­ния клиента и банка регулируются договором, который они заключают. Проверка кредитоспособности является предпосылкой для всех других действий банка по отношению к ссудозаемщику, т.е. осуществляются ана­лиз возможности обеспечения выплаты кредита и своевременность взно­сов, процентов и других платежей физическим и юридическим лицом. Эта проверка требует анализа баланса заемщика, ликвидности залога, ежегодного финансового отчета и ряда других регистров, содержащих показатели работы предприятия.

Департамент операционно-учетных работ (ОУР) реализует весь комплекс задач по открытию и закрытию лицевых счетов, выполнению кассовых операций, ведению лицевых счетов, выполнению расчетов по поручению каждого клиента, ведению межбанковских операций, ведению бухгалтерского учета на синтетическом уровне и составлению отчетно­сти, которая используется как самим банком (ревизия и контроллинг), так и учреждениями внешней среды (вышестоящие, налоговые и другие орга­ны). Этот департамент выполняет следующие функции:

• расчет и распределение доходов и налогов между бюджетами;

• учет расчетно-платежных документов до наступления срока плате­жа и не оплаченных в срок;

• обеспечение правильных и своевременных расчетов между кли­ентами;

• начисление и списание процентов по текущим и расчетным сче­там;

• учет ценностей и документов на внебалансовых счетах;

• учет срочных обязательств по ссудам;

• депонирование средств для выдачи чековых книжек, аккредитивов и акцептов платежных поручений;

• организация и контроль операций межфилиального оборота; .

• составление баланса.

реализация этих функций поддерживается работой соответствующих отделов.

Операционный и бухгалтерский учет в банке взаимосвязаны гораздо более тесно, чем на промышленном предприятии, что обусловлено еже­дневным составлением баланса и необходимостью поддержания в акту­альном состоянии всех аналитических (лицевых) счетов. Назначение комплекса учетно-операционных работ:

• формирование полной информации о финансовом состоянии кли­ентов в реальном масштабе времени;

• ведение аналитического и синтетического учета по всем банковским операциям.

Департамент административного управления обеспечивает рабо­ту отделов, создаваемых при дирекции (юридический отдел, отдел кад­ров, ревизионный и организационный отделы), и хозяйственно-управ­ленческих отделов (отдел информационных технологий и др.), которые входят в обычный состав управленческой структуры любого предпри­ятия и в данной работе не рассматриваются.

В случае, если банк начинает выполнять новые операции (факторинго­вые, лизинговые, трастовые и др.), приведенная структура управления может быть соответствующим образом скорректирована.

Состав операций, осуществляемых банком на рынке услуг, достаточно сильно влияет на структуру управления банком.

Важнейшей функцией деятельности банка является привлечение средств из внешней среды и размещение их с максимальной доходностью и допустимым риском. При размещении временно свободных средств банк должен выполнять ряд требований, которые обеспечивали бы соблюдение необходимых нормативов, определенных НБУ и гарантирующих его , ликвидность.

Одна из особенностей украинских коммерческих банков заключается в том, что их деятельность, несмотря на формальную специализацию, но­сит в большинстве случаев универсальный характер. Это определяет в целом схожесть палитры услуг, а также определяет выбор структуры управ­ления банком. Итак, банк - коммерческое учреждение, являющееся юри­дическим лицом, которому в соответствии с Законом о банках и на осно­вании лицензии (разрешения), выдаваемой Центральным банком РФ, предоставлено право привлекать денежные средства от юридических и фи­зических лиц и от своего имени размещать их на условиях возвратности, платности и срочности, а также осуществлять иные банковские операции. Таким образом, функции банка заключаются в аккумуляции временно сво­бодных средств и размещении их оптимальным образом, а также в со­действии платежному обороту и трансформации рисков. Аккумуляция временно свободных средств предполагает привлечение вкладов всех ви­дов (депозитов - срочных и до востребования, сберегательных вкладов) и выпуск ценных бумаг (акций, облигаций и др.). Размещение средств в кредиты зависит от периода и способов кредитования (по договору, через покупку долговых обязательств, через принятие ответственности перед третьим лицом - гарантийный либо акцептный кредит). Последний спо­соб фактически реализует трансформацию риска. Содействие платежам -выполнение платежных операций клиента, оплата переводов, чеков, век­селей и других документов. Кроме того, банк выполняет операции по по­купке и продаже валюты и фондовых ценностей, размещению акций и облигаций, хранению ценных бумаг.

Для удобства дальнейшего изложения материала воспользуемся следую­щей классификацией банковских операций. Активные операции, помимо кас­совых, включают: 1) кредиты клиентам; 2) кредиты другим банкам; 3) депо­зиты в других банках. Пассивные операции содержат: 4) депозиты клиентов; 5) депозиты банков; 6) кредиты банков (в том числе Центрального). При этом операции 1,2 и 6 относятся к ссудным, а операции 3, 4, 5 - к депозитным. Размещение средств на резервном счете в ЦБ РФ и размещение средств на корреспондентских счетах в других банках являются также депозитными операциями. В то же время операции 1,2 и 6 могут быть классифицированы на краткосрочные, среднесрочные, долгосрочные и онкольные.

В соответствии со законом «О банках и банковской деятельности» за банками закреплено право производить следующие опе­рации и сделки:

1) привлечение денежных средств физических и юридических лиц во вклады (до востребования и на определенный срок);

2) размещение указанных в п. 1 части первой настоящей статьи .при­влеченных средств от своего имени и за свой счет;

3) открытие и ведение банковских счетов физических и юридиче­ских лиц;

4) осуществление расчетов по поручению физических и юридических лиц, в том числе банков-корреспондентов по их банковским счетам;

5) инкассация денежных средств, векселей, платежных и расчетных документов и кассовое обслуживание физических и юридических лиц;

6) купля-продажа иностранной валюты в наличной и безналичной формах;

7) привлечение во вклады и размещение драгоценных металлов;

8) выдача банковских гарантий.

Кредитная организация помимо перечисленных в части первой настоя­щей статьи банковских операций вправе осуществлять следующие сделки:

1) выдачу поручительств за третьих лиц, предусматривающих испол­нение обязательств в денежной форме;

2) приобретение права пользования от третьих лиц исполнения обяза­тельств в денежной форме;

3) доверительное управление денежными средствами и иным имуще­ством по договору с физическими и юридическими лицами;

4) осуществление операций с драгоценными металлами и драгоценны­ми камнями в соответствии с законодательством Украины;

5) предоставление в аренду физическим и юридическим лицам специ­альных помещений или находящихся в них сейфов для хранения докумен­тов и ценностей;

6) лизинговые операции;

7) оказание консультационных услуг.

Кредитная организация вправе совершать иные сделки в соответствии с законодательством Украины.

Все банковские операции и другие сделки производятся в рублях, а при наличии соответствующей лицензии НБУ — в иностранной валюте. Правила осуществления банковских операций, в том числе прави­ла их материально-технического обеспечения, устанавливаются НБУ в соответствии с законами.

Кредитной организации запрещается заниматься производственной, торговой и страховой деятельностью.

В целом банковские услуги носят массовый характер и могут быть весьма разнообразны. Среди них: расчетно-кассовое обслуживание, от­крытие и ведение счетов, трастовые операции, срочные депозитные вкла­ды, депозитные вклады с графиком расходования, депозитные сертифи­каты, сберегательные сертификаты, кредитование предприятий (с различ­ными видами кредитования), рефинансирование, учет векселей, выпуск банковских векселей, открытие корреспондентских счетов, инкассация, валютное обслуживание (расчетно-кассовое обслуживание, проведение банковских расчетов по экспортно-импортным операциям, купля-прода­жа свободно конвертируемой валюты, открытие счетов типа ЛОРО-НОСТРО, хранение ценностей, консультационные услуги, страховые опера­ции валютных и кредитных рисков, операции по резервированию ссуд, операции с ценными бумагами).

К новым услугам можно отнести открытие филиалов или мини-от­делений, выполняющих весь комплекс банковских операций прямо на территории предприятия. Новыми видами услуг являются также выполнение заказов на покупку производственных объектов в целом или по частям, разра­ботка инвестиционных проектов с оплатой по конечному результату после инвестирования, их финансирование на основе собственных руб­левых и привлеченных инвалютных ресурсов; поиск зарубежного ин­вестора для организации совместного производства или создание предприятия с иностранными инвестициями, аудит соискателя инве­стиций для оценки финансовой состоятельности имеющегося инвести­ционного проекта (бизнес-плана). Такие услуги оказывает акционер­ный коммерческий банк "Церих".

Несмотря на достаточно стабильную номенклатуру банковских услуг, их реализация в виде последовательности технологических этапов и прие­мов может различаться.

Сравнивая работу различных банков и оценивая возможность автома­тизации их деятельности, приходится констатировать практическое отсут­ствие унификации и стандартизации банковских технологий. Технологии выполнения одноименных банковских операций отличаются в различных банках, наблюдается несоответствие целей и функций для одноименных автоматизированных участков, разнообразие в технологии документиро­вания одноименных операций, различие форм отчетности, периодично­сти их представления на разных участках управления в связи со специа­лизацией работников. Это привело к появлению на рынке большого ко­личества программных средств, обеспечивающих частичную автоматиза­цию банковской деятельности. Но со временем пестрота разработок БИС пошла на убыль, а наиболее эффективные системы стали интегри­роваться и широко тиражироваться. Фирмы, имеющие разветвленную структуру и закупающие интегрированные системы, распространяют их на все свои филиалы. «Эффект массы» для некоторых систем привел к признанию их элементов стандартными.

Многообразие оказываемых банком услуг и связанных с ними бан­ковских технологий, особенности организации управления и отсутствие единой концепции автоматизации банковской деятельности обусловили появление на нашем рынке большого количества разнообразных банков­ских программных продуктов различных производителей.

Анализ этих продуктов украинского рынка показывает, что практиче­ское выделение подсистем и задач в интегрированных БИС учитывает их группировку одновременно по трем признакам: управленческая структу­ра, трансформация ресурсов и функции управления. При этом часть задач реализуется различными технологиями, распределяется между различны­ми АРМ и не повторяется, а некоторые задачи становятся функционально избыточными и оформляются при разработке в виде некоторых уни­версальных технологий, структурно выполненных в форме перемещаемых блоков, одновременно присутствуя в нескольких АРМ и соответствую­щим образом настраиваясь.

В большинстве БИС банковская технология оказывается жестко встро­енной в программный продукт. Поэтому пользователь не имеет возмож­ности отклоняться от нее, пользуясь меню, и всегда следует по пути за­программированного диалога, корректность которого зависит практи­чески полностью от разработчика. При этом различные продукты име­ют разную степень их технологической адаптации и в большинстве случаев такая настройка производится специалистом в процессе инстал­ляции. Обычно таким специалистом является представитель разработ­чика, реже - банковский технолог (администратор) автоматизируемого учреждения.

Мера функциональной избыточности определяется особенностями управленческой структуры, принятой в банке. При этом ряд управленче­ских задач зачастую не выделяется в самостоятельные, как, например, вся группа задач маркетинга. Это можно объяснить неразвитостью бан­ковских систем управления и нежеланием небольших, небогатых банков тратить деньги на дорогостоящие маркетинговые исследования.

Нужно отметить и тот факт, что во многих БИС автоматизированы лишь самые основные, наиболее важные с точки зрения разработчиков системы, задачи. Это может быть мотивировано отсутствием некоторых услуг: факторинга, лизинга, карточных услуг (или элементов оргструктуры, например), но есть управленческие задачи, решаемые в любом банке и, как правило, отсутствующие в большинстве отечественных БИС, например автоматизированный анализ качества кредитного порт­феля, прогнозирование и планирование кредитных ресурсов. В коммерческих банках структура управления и состав банковских операций оказывают решающее воздей­ствие на структуру и содержание БИС.

Разработка и внедрение программного обеспечения требуют от банка немалых затрат, поэтому банк заинтересован в быстрой окупаемости про­екта, которая может быть достигнута за счет снижения либо цены на про­граммный продукт, либо затрат на обработку или благодаря ускорению, оборота средств банка.

Использование компьютера позволяет расширить применение эконо­мико-математических методов в управлении, т.е. не просто ускорить об­работку информации методом прямого счета, а оптимизировать некото­рые процессы (например, распределение и размещение мобилизованных средств). При этом время на обработку снижается настолько, что это ска­зывается на повышении оперативности проведения расчетов и, следова­тельно, на повышении оперативности принимаемых решений. Появляет­ся возможность расширения спектра оказываемых услуг, повышения их качества и расширения географии за счет более полного использования средств телекоммуникаций.

Однако при всех преимуществах автоматизации перед банком по­мимо необходимости больших затрат на закупку платформы (техниче­ские средства и базовое программное обеспечение) и обучение своих специалистов возникает постоянная дилемма. Она заключается в том, что желание банка обеспечить максимальную длительность эксплуата­ции приобретенной платформы сталкивается с тем, что любая плат­форма обречена на быстрое моральное старение, обусловленное уста­реванием оборудования, базового программного обеспечения (опера­ционная система, СУБД, языки программирования) и заложенной в продукт банковской технологии. При разработке системы автоматиза­ции могут быть реализованы два альтернативных решения.

Первое решение заключается в том, что проектировщики разраба­тывают систему исходя из сложившейся структуры управления и, таким образом, «увековечивают» ее преимущества и недостатки.

Второе решение предполагает предварительную реорганизацию системы управления и усовершенствование ее в соответствии с современ­ной концепцией организации управления и требованиями руководства уч­реждения.

Существующие за рубежом консалтинговые фирмы, работающие в этом направлении, позволяют значительно повысить производительность тру­да только за счет правильно выставленных целей и правильно организо­ванной структуры управления. Но при этом вновь созданная структура управления должна постоянно модифицироваться, приспосабливаясь к изменениям внешней среды. Так, в теории менеджмента существует поня­тие клеточной системы. Организация управления предполагает наличие на предприятии постоянно меняющейся структуры управления. Элемен­том такой структуры является клетка, которая самостоятельно определя­ет направления своего развития. Получая, обрабатывая и передавая ин­формацию вовне, клетки меняются, адаптируются к изменениям внешней среды и глобальным изменениям внутри системы. Подобием такой клет­ки может служить предприятие, организованное крупной фирмой и зани­мающееся венчурным бизнесом. Очевидно, что при этом система авто­матизации должна постоянно меняться вместе с системой управления. Способностью адаптации БИС особенно важна в условиях не сложившейся банковской системы, несовершенства законодательной базы и нестабильной экономики.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13


Новости

Быстрый поиск

Группа вКонтакте: новости

Пока нет

Новости в Twitter и Facebook

  скачать рефераты              скачать рефераты

Новости

скачать рефераты

© 2010.