скачать рефераты
  RSS    

Меню

Быстрый поиск

скачать рефераты

скачать рефератыДипломная работа: Информационные технологии при анализе бизнеса

В используемых исходных данных доходного подхода выявлена информационная интеграция элементов различных методов. Некоторые информационные элементы метода дисконтированного денежного потока (показатели объекта анализа) используются также и в методе капитализации.

Рассмотрим сравнительный подход к анализу бизнеса, суть которого состоит в сравнении (сопоставлении) объекта анализа с возможным аналогом объекта анализа. Источниками информации для такого подхода являются открытые фондовые рынки, рынок поглощений и предыдущие сделки с собственностью рассматриваемого бизнеса.

При выборе аналога объекта оценки необходимо учитывать степень достаточности и достоверности информации об аналоге объекта оценки.

Необходимым критерием отнесения объекта оценки к возможному аналогу объекта оценки является принадлежность объекта оценки и возможного аналога объекта оценки к одной отрасли или подотрасли, характеризующейся сходными экономическими характеристиками и закономерностями развития.

К элементам сходства объекта оценки и возможного аналога, объекта оценки можно отнести:

•     сходство возможного аналога объекта анализа с объектом анализа по основным финансовым и производственным характеристикам, в том числе по размеру (выручке от производства товаров, выполнения работ и оказания услуг, остаточной балансовой стоимости активов, численности персонала и т.д.), ассортименту и стадии жизненного цикла выпускаемой продукции, товарной и территориальной диверсификации, технологической и технической оснащенности и перспективам развития;

•     сопоставимость предполагаемой сделки с объектом анализа и сделки с аналогом объекта оценки, в том числе по форме сделки, условиям финансирования (привлечение заемных средств и т.д.), форме и условиям оплаты, времени совершения сделки;

•     риски, присущие объекту анализа и аналогу объекта анализа;

•     другие качественные и количественные характеристики, присущие объекту анализа и возможным аналогам объекта анализа.

Следует отметить, что если выделенные информационные элементы возможного объекта аналога по анализируемым критериям значительно отличаются от объекта анализа, то он не признается аналогом объекта анализа.

В зависимости от наличия и доступности информации, характеристик объекта анализа, предмета и условий предполагаемой сделки с объектом анализа в рамках сравнительного подхода аналитиком применяются следующие методы:

•     метод рынка капитала (компании-аналога);

•     метод сделок (продаж);

•     метод отраслевых коэффициентов.

Анализ отчетов об оценке бизнеса, выполненных российскими аналитиками, позволил выявить алгоритм определения стоимости бизнеса при применении метода компании-аналога и метода сделок:

•     сбор и обработка информации, необходимой для определения возможных аналогов объекта анализа:

•     определение возможных аналогов объекта анализа;

•     отбор из числа возможных аналогов объекта анализа с обоснованием такого выбора;

•     определение цены аналогов объекта анализа, принимаемых для расчета ценовых мультипликаторов;

•     определение состава используемых в расчетах ценовых мультипликаторов и обоснование их выбора;

•     определение базы сравнения по объекту оценки и аналогам объекта анализа по каждому из выбранных ценовых мультипликаторов;

•     проведение необходимых корректировок на отличия между объектом анализа и аналогами объекта анализа на основе сравнительного анализа количественных характеристик объекта оценки и аналогов объекта анализа;

•     проведение расчета ценовых мультипликаторов по каждому аналогу объекта анализа, используемому при расчете конкретного ценового мультипликатора;

•     проведение расчета стоимостей объекта анализа как произведения ценового мультипликатора по каждому аналогу объекта анализа, используемому при расчете конкретного ценового мультипликатора, на соответствующую базу сравнения объекта анализа;

•     обобщение результатов расчетов стоимостей объекта анализа при использовании различных ценовых мультипликаторов и аналогов объекта анализа и обоснование их обобщения;

•     определение соответствия полученных результатов используемым принципам анализа, характеристикам объекта оценки, предмету и условиям сделки, анализ достаточности и достоверности используемой информационной базы, вывод о степени применимости полученного результата при выведении итоговой величины стоимости объекта анализа.

Метод компании-аналога, как привило, применяется в случае, когда размер оцениваемого участия в уставном (складочном) капитале является неконтрольным.

В случае, если объектом анализа является неконтрольное участие, аналитик должен осуществить корректировку в размере скидки за неконтрольное участие, которая, как и корректировка в размере премии за контрольное участие выводится экспертным путем.

Метод сделок, как правило, применяется в случае, когда размер оцениваемого участия в уставном (складочном) капитале является контрольным.

В случае, если объектом анализа является контрольное участие, аналитик должен осуществить корректировку в размере премии за контрольное участие, которая выводится экспертным путем.

Источниками исходной информации о ценах сопоставимых сделок с аналогами объекта оценки являются:

•    данные о ценах сделок с акциями и другими ценными бумагами, долями (вкладами) в уставных (складочных) капиталах, в случае если объект такой сделки предоставляет его владельцу все или некоторые полномочия контроля;

• данные о ценах сделок в форме слияний, присоединений (поглощений) или продажи предприятия (бизнеса) в целом.

В методе рынка капитала за основу информационной базы берут стоимость предприятий-аналогов, акции которых открыто продаются на рынке. Ее использование гарантирует высокую скорость и достоверность, но только при условии достоверности аналогов. Сравниваемые предприятия должны иметь приблизительно одинаковый доход, численность работающих, оборот и другие, важные при сравнении показатели. В противном случае необходимо использовать специальные оценочные мультипликаторы, показывающие соотношение между рыночной ценой предприятия или акции и финансовой базой (цена/прибыль, цена/денежный поток и др.).

Метод рынка капитала и метод сделок целесообразно использовать, если имеется достаточное количество аналогов или в мультипликаторах знаменатель положителен.

Метод отраслевых коэффициентов основан на использовании заранее рассчитанных в ходе длительных наблюдений соотношений элементов цены продажи предприятия с его производственно-финансовыми характеристиками.

Таким образом, применение сравнительного подхода вызывает необходимость обработки информационных баз объектов - аналогов и выявление их информационных элементов, необходимых для применения сравнения с информационными элементами объекта анализа.

Особое внимание следует уделить, тому, что в рамках одного подхода для нескольких методов имеются пересекающиеся области используемых элементов информационного обеспечения. Например, источниками информационных элементов для различных методов является информация об объектах аналогах и использование информационной базы объекта-оценки. Источником информации в методе отраслевых коэффициентов являются, как правило, данные специализированных отраслевых исследований (обзоров), составленных на основе анализа не менее, чем половины предприятий данной отрасли, сопоставимых по размеру с оцениваемым.

Аналитик осуществляет и отражает в отчете действия, направленные на установление соответствия результатов таких исследований применяемым методам анализа, принципам анализа, характеристикам объекта анализа, предмету и условиям предполагаемой сделки с объектом анализа.

Обратимся к затратному подходу в анализе бизнеса, который рассматривает стоимость предприятия с точки зрения понесенных издержек. Известно, что балансовая стоимость активов предприятия не соответствует рыночной стоимости. Задача состоит в их переоценке после определения реальной (рыночной) стоимости всех активов из нее вычитается текущая стоимость всех его обязательств, тем самым рассчитывается оценочная стоимость собственного капитала:

Собственный капитал = Активы – Обязательства.

При реализации данного подхода на основе активов балансовый отчет, составленный на базе первоначальных (исторических) затрат заменяется балансовым отчетом, в котором все активы, осязаемые или неосязаемые, и все обязательства представлены по текущей рыночной стоимости.

Базами оценки, как правило, являются следующие: для земли - рыночная стоимость; для текущих активов - чистая стоимость реализации; для зданий - большая из двух величин рыночной стоимости и стоимости замещения, то есть затрат на замещение с учетом износа; для оборудования и других активов, эксплуатируемых бизнесом - большая из двух величин: рыночной стоимости и затрат на замещение с учетом износа.

Основные преимущества затратного подхода: основан на существующих активах, что устраняет значительную часть умозрительности, присущей другим методам; пригоден для оценки вновь возникших предприятий, холдинговых и инвестиционных компаний.

Недостаток заключается в том, что данный подход не учитывает будущую прибыль, то есть перспектив бизнеса.

Основные методы, выделяемые при этом подходе: метод чистых активов и метод ликвидационной стоимости.

При использовании метода чистых активов стоимость бизнеса определяется как разность между рыночной стоимостью всех активов и всех обязательств.

Метод чистых активов дает лучшие результаты при следующих исходных данных:

•     доходы не поддаются точному прогнозу;

•     предприятие обладает значительными материальными и финансовыми активами (ликвидными ценными бумагами, инвестициями в недвижимость и т. д.);

•     требуется оценить новое предприятие, не имеющее ретроспективных данных о прибылях, или холдинговую компанию.

Метод ликвидационной стоимости используется, когда предприятию грозит банкротство, оно прекращает свои операции, распродает материальные, а если есть и нематериальные активы и погашает все свои обязательства. Ликвидационная стоимость - это разность между стоимостью всех активов и обязательств предприятия и затрат на его ликвидацию. Информативно этот метод дает нижний уровень стоимости анализируемого бизнеса, т.к. существуют ограничения по времени на продажу активов, кроме этого, существенным является то, что уменьшение стоимости происходит за счет ликвидационных расходов.

Основная проблема при использовании затратного подхода заключается в обработке большого количества исходных данных.

Тем не менее, как в доходном и сравнительном подходах, так и в затратном, можно выделить наличие формализованного математического аппарата, а также алгоритмов, позволяющих получить величину рыночной или иной стоимости. Это позволяет предположить что автоматизация процесса анализа бизнеса затратным подходом также возможна.

Следует отметить, что различные подходы к анализу стоимости не исключают друг друга, а являются взаимодополняющими. Результат анализа бизнеса, полученный на основе трех подходов, является более обоснованным и объективным.

В процессе анализа информационных элементов методической базы были выявлены некоторые пересекающиеся области. Продолжим рассмотрение данного вопроса.

Так, при применении сравнительного подхода к анализа стоимости бизнеса должно совпадать соотношение между ценой и важнейшими финансовыми параметрами, такими, как прибыль, объем реализации, дивидендные выплаты, денежный поток. Отличительной чертой этих финансовых параметров является их определяющая роль в формировании дохода, получаемого собственником. В то же время эти параметры используются при применении доходного подхода для определения ожидаемых в будущем доходов.

Данные о стоимости нефункционирующих активов (НФА) и о безрисковой ставке (Rf) используются при применении как в доходном подходе так и в затратном.

Параметры «чистая стоимость активов» (ЧСА), дивиденды, денежный поток, прибыль могут быть использованы не только в сравнительном подходе для определения мультипликатора «цена/чистая стоимость активов», но и в затратном, для определения стоимости различных активов.


Данные по показателям дебиторской (ДЗ) или кредиторской задолженности (КЗ) так же используются как в методах доходного подхода (метод дисконтированного денежного потока и метод капитализации прибыли), так и сравнительного (определение параметра цена/денежный поток для метода рынка капитала), и затратного (метод накопления активов и метод ликвидационной стоимости).

Рис.3. Пересекающиеся области используемых исходных данных различных подходов при анализе бизнеса.

Следовательно, с одной стороны имеют место различные методы анализа бизнеса, с другой стороны, множество исходных данных для этих методов имеет пересекающиеся области (рис.3). Это создает предпосылки для построения интегрированной информационной базы комплексного анализа бизнеса с использованием трех наиболее распространенных [20, 33, 53] и нормативно-закрепленных [3] подходов в анализе доходного, сравнительного и затратного.

Таким образом, проведенное исследование методической базы стоимостной анализа бизнеса показало, во-первых, наличие формализованного математического инструментария в методологии анализа бизнеса, во - вторых, наличие определенной совокупности информационных элементов, единых для различных подходов, что предопределяем создание интегрированной информационной базы. Вышесказанное определяет возможность применения средств автоматизации и внедрения информационных технологий в процесс анализа бизнеса.

1.2 Элементные технологии поддержки процесса анализа бизнеса

Рассмотрев информационные потребности методического аппарата анализа бизнеса, перейдем к анализу инструментальных средств, которые могут использоваться в реализации процесса анализа.

Как и любой вид профессиональной деятельности, качество процесса анализа бизнеса в отношении скорости работ, уменьшения трудоемкости и увеличения эффективности можно повысить за счет использования информационных технологий.

Возможность применения информационных технологий в анализе бизнеса вытекает из необходимости обработки больших массивов информации, использования различных методов, трудоемкости процесса анализа, сложности в упорядочивании, сопоставлении и повторяемости данных и выражений в процессе оценки стоимости бизнеса. Решение задачи повышения качества и эффективности труда аналитиков лежит в возможности применения средств автоматизации к процессу анализа.

Исследование научных работ и публикаций последних лет, позволяет утверждать, что несмотря на актуальность вопросов информационного и инструментального обеспечения анализа бизнеса, теоретические и практические вопросы разработки и применения информационных технологий к анализу бизнеса поднимаются достаточно редко. Выявлено отсутствие информационных и программных продуктов, позволяющих решать задачи комплексного анализа бизнеса.

При этом следует выделить особенности использования теоретических наработок в анализе бизнеса разработчиками программного обеспечения [63, 64]. Во-первых, в отдельных программных продуктах используется один или два метода анализа стоимости бизнеса. Во-вторых, модуль «анализ бизнеса» присутствует как дополнительная функция, что не позволяет использовать ее как полноценную для определения анализа бизнеса. В-третьих, ориентация программных продуктов на решение принципиально других задач, что предполагает использование отличной от анализа бизнеса информационной базы, это существенно ограничивает возможности решения задач стоимостной оценки.

Необходимость полноценной обработки экономической информации в аналитической деятельности с применением информационных технологий обуславливает исследование среды инструментальных средств с целью выявления программных комплексов, которые можно использовать в автоматизации процесса анализа бизнеса или его части.

Для этого, прежде всего, необходимо определить этапы процесса анализа, на которых целесообразно применение инструментальных средств.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17


Новости

Быстрый поиск

Группа вКонтакте: новости

Пока нет

Новости в Twitter и Facebook

  скачать рефераты              скачать рефераты

Новости

скачать рефераты

© 2010.