Дипломная работа: Информационные технологии при анализе бизнеса
В диаграмме для изображения отдельного элемента множества сущностей используется прямоугольник. Для изображения каждого элемента множества отношений - шестигранник, который соединяется с прямоугольниками, изображающими, соответствующие множества сущностей. На дугах ставятся метки, которые уточняют вид связи. Отсутствие меток указывает на то, что связь является произвольной.
Преимущества данной модели состоят в простом механизме преобразования неформальных представлений о предметной области в сетевую схему, которая наглядно отражает существующие семантические характеристики свойств и взаимосвязей объектов. Кроме того, существует простой и понятный механизм преобразования ER - диаграммы в реляционные схемы баз данных [5, 30].
На концептуальном уровне осуществляется переход от неформализованного описания предметной области и информационных потребностей пользователей к их формальному выражению с помощью моделей.
Обобщая вышесказанное, отменим достоинства модели «сущность - связь», которые позволяют выбрать ее в качестве инструмента концептуального моделирования информационной базы процесса анализа бизнеса:
• в основе представления модели лежат методы теории множеств и графов, что обеспечивает преемственность концептуальной модели аппарату, использованному для описания предметной области;
• возможность преобразования модели с помощью несложного и эффективного аппарата в структуры, используемые в современных СУБД;
• простота развития модели и преобразование соответствующей ей базы данных за счет гибкости модели по отношению к описанию объектов различной природы при помощи категорий «сущность» и «отношение»;
• наглядность и доступность пользовательского представления о предметной области за счет приме нения диаграммной техники.
Рассмотрим механизм построения концептуальной модели. Основная цель построения концептуальной модели представляется в выявлении и адекватном представлении информации для процесса анализа и ее организации, необходимой для эффективной реализации процесса анализа бизнеса. Рассматривая предметную область с точки зрения удовлетворения ее информационных потребностей, то есть с позиций трех основных подходов в анализе бизнеса, выделим в качестве относительно устойчивых и основных элементов этого процесса следующие: объект анализа, объект - аналог, метод анализа, показатели объекта анализа, цель анализа, структура капитала, которые соответствуют любому процессу анализа и описываются в виде сущностей «объект анализа», «объект - аналог», «показатели объекта анализа», «цель анализа», «структура капитала» и др. На этом основании элементы процесса анализа бизнеса описываются в концептуальной модели (далее КМ) в виде сущностей (рис. 6.)
Сущность «показатель объекта опенки» может быть представлен множеством однотипных сущностей в виде показателей деятельности предприятия.
Несмотря на то, что многие современные варианты ER - подхода допускают только бинарные связи, т.е. связи с размерностью 2, по нашему мнению, для построения данной ER - модели системы анализа стоимости бизнеса необходимо использовать n-арные связи, что позволит нам отразить все особенности исследуемой предметной области.
Охарактеризуем используемые сущности в концептуальной модели для описания предметной области:
• объект анализа - для привязки анализа к предприятию, анализ которого необходимо осуществить;
объект - аналог - для определения предприятий, сходных по основным экономическим, материальным, техническим и другим характеристикам, используемых для анализа сравнительным подходом и определения стоимости объекта анализа;
Рис. 6. ER-диаграмма концептуальной модели анализа бизнеса
• структура капитала - для описания структуры капитала и отражения в ней доли собственного и заемного капитала, доли привилегированных акций и обыкновенных и т.д.;
• отчетность предприятия - для обеспечения исходными данными задачи анализа; содержит данные финансовой отчетности предприятия по периодам;
• номенклатура показателей объекта анализа - для идентификации показателей объекта, используемых в процессе анализа;
• прогнозные данные - для определения прогнозных значений не только исходных данных, но и расчетных величин объекта, а также показателей экономического и отраслевого окружения;
• тип стоимости - для определения типа стоимости, в соответствии с которой нужно производить анализ;
• собственник объекта анализа - для определения долей, принадлежащих различным собственникам;
• виды активов объекта - для идентификации активов предприятия;
• метод анализа - для описания применяемого метода;
• метод определения ставки дисконтирования - для описания применяемой ставки дисконтирования;
• показатель внешнего окружения экономики - для идентификации внешнеэкономических показателей, используемых в процессе анализа.
Описание сущностей, используемых в концептуальной модели, с указанием их основных атрибутов приводится в таблице 3.
Понятие «связь» в концептуальной модели определяет информацию, используемую для реализации самого процесса анализа.
Первичная информация, возникающая в процессе анализа, отражается в концептуальной модели в виде следующих связей:
• задание на анализ;
• принадлежность исходных данных объекту;
• определение источника данных;
• определение показателя объекта;
• договорные отношения объекта анализа;
• определение отраслевой принадлежности;
• поиск объектов - аналогов;
• определение структуры капитала;
• определение отраслевого риска;
• определение общеэкономического риска;
• определение активов объекта.
В КМ приводится описание используемых связей. Учитывая, что характер связей выявляется только в отношениях между сущностями, то в КМ приведены свойства связей (таб.4) и характеристики используемых в КМ отношений в связи «сущность - отношение».
Важнейшим атрибутом сущности «объект анализа» является дата анализа стоимости бизнеса, поскольку стоимость бизнеса в различные периоды времени различна.
Исследуем более детально КМ поясним ее сущность и процесс построения.
Безусловно, как показано в главе 1, разнообразие информационных элементов, используемых в процессе анализа бизнеса при построении интегрированной информационной базы (далее ИБ) отражает необходимость учитывать границы пересекающихся множеств информационных элементов, то есть применение каждого информационного элемента в совокупности методов анализа, а также критерии отбора информационных элементов и сферы их применения
Методы анализа не получили подробного описания в КМ информационной базы, поскольку функцию оперирования данными, находящимися в ней, и расчетами будет осуществлять программная система по заданным алгоритмам и с набором функциональных возможностей, которые были выявлены в п.1.3.
Перечень и характеристика сущностей, используемых в концептуальной модели информационной базы анализа бизнеса Таблица 3. |
||||
№ п/п |
Сущность | Усл. Обозн. | Идентификатор | Основные атрибуты |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
1 | Объект анализа | ОО | Код объекта | Код ОКОНХ, наименование, дата анализа |
2 | Группа объектов - аналогов | ГО | Код группы аналогов | Код объекта, наименование |
3 | Отрасль | ОТ | Код OKOHX | Наименование, код показателя внешнего окружения отрасли |
4 | Исходные данные отчетности | ДО | Код формы отчетности, год, квартал, номер строки | Код объекта, значение на начало периода, значение на конец периода, откорректированное значение на начало периода, откорректированное значение на конец периода |
5 | Источники данных по периодам | ИД | Код источника | Код формы отчетности, год, квартал, номер строки, код показателя объекта анализа |
б | Номенклатура показателей объекта анализа | НПоб | Код показателя объекта анализа | Наименование, код источника |
7 | Прогнозные данные | ПД | Код показателя | Код показателя объекта анализа, период прогноза, сценарий развития, код результата обработки договоров, код показателя внешнего окружения отрасли, код показателя внешнего окружении экономики прогнозное значение на начало и на конец периода |
6 | Стандарт анализа | СТ | Код стандарта анализа | Наименование |
7 | Цель анализа | ЦО | Код цели анализа | Наименование цели, код объекта анализа |
8 | Тип стоимости | ТС | Код типа стоимости | Код цели анализа, наименование |
9 | Собственник объекта анализа | СО | Доля собственника | Код объекта анализа, код вида собственника |
Виды собственников | ВС | Код вида собственника | Наименование, описание | |
10 | Структура капитала объекта анализа | СК | Код вида капитала | Код объекта анализа, доля заемного капитала в структуре капитала объекта анализа, стоимость привлечения заемного капитала, стоимость привлечения акционерного капитала для привилегированных акций, стоимость привлечения питала для обыкновенных акций, доля обыкновенных акций в структуре капитала, доля привилегированных акций в структуре капитала |
Перечень и характеристика сущностей, используемых в концептуальной модели информационной базы анализа бизнеса Таблица 3. |
|||||||||
11 | Инвестор | ИН | Тип инвестора | Наименование, требуемая доходность, требуемая норма возврата капитала, которые зависят от кода показателя внешнего окружения экономики, кода показателя отрасли, | |||||
12 - | Условие применения метода анализа | УПМ | Код условия | Наименование, код метода анализа | |||||
13 | Метод анализа | МО | Код метода оценки | Код типа стоимости, код показателя внешнего окружения отрасли и экономики, код номенклатуры показателя объекта анализа, код поправки, код стандарта анализа, код прогнозных данных | |||||
14 | Виды активов объекта | ВА | Вид актива | Код объекта, наименование, балансовая стоимость, износ, фактический износ, срок жизни, срок использования, экспертная оценка | |||||
15 | Метод определения ставки дисконта | МОСд | Код метода | Наименование, вид денежного потока, код вида капитала, код показателя внешнего окружения по экономике, код показателя внешнего окружения по отрасли, тип инвестора | |||||
16 | Результат обработки договоров объекта | РОД | Код договора | Наименование, код объекта, код прогнозного показателя | |||||
17 | Показатель внешнего окружения экономики | ПОэ | Код показателя | Наименование, период, код прогнозного показателя, код метода анализа | |||||
18 | Показатель внешнего окружения отрасли | ПОо | Код показателя отрасли | Наименование, код ОКОНХ, период, код периода прогноза, код метода анализа, среднеотраслевое значение | |||||
19 | Финансовая база объекта -аналога | ФБ | Код финансовой базы | Код объекта анализа, код объекта - аналога, период | |||||
20 | Значение мультипликатора | МТ | Код мультипликатора | Код финансовой базы, значение | |||||
21 | Классификатор поправок при определении стоимости бизнеса | КЛп | Код поправки | Наименование, тип, нижняя и верхняя границы применения, код метода анализа |
|
||||
22 | Результат расчета стоимости объекта анализа | РТ | Код результата | Код объекта анализа, код метода анализа, код поправки |
|
||||
Свойства связей Таблица 4. |
||||
№пп | Связи | Усл. Обозн. | Связываемые сущности | Свойства связей |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
1 | Задание на анализа | ЗНА | ОО-ЗНА |
Определяет задания на анализ конкретного объекта, заказчика и исполнителя, дату анализа, отражает ход его выполнения. Определяет цель анализа конкретного объекта. |
2 | Принадлежность исходных данных объекту | ПИД |
ОО-ПИД ДО-ПИД |
Отражает исходные данные отчетности объекту анализа. Определяет данные, используемые в анализе. |
3 | Определение источника данных | ОИД |
ИД-ОИД ДО-ОИД |
Определяет форму отчетности, в которой находятся необходимые данные. Определяет поиск показателя в источниках данных по различным периодам и формам отчетности. |
4 | Определение показателя объекта | ОПО | ИД - ОПО НПоб - ОПО |
Определяет местонахождение показателей в различных источниках Отражает все показатели объекта оценки, которые позволяет использовать системы бухгалтерского учета предприятия. |
5 | Использование показателей объекта анализа | НПА | НПоб- ИПА МО-НПА |
Определяет необходимые показатели для расчетов. Позволяет использовать показатели объекта в методах анализа. |
б | Применение метода анализа | ПМА | УПМ-ПМА МО-ПМО |
Позволяет определить возможность применения метода. Определяет метод анализа конкретного объекта. |
7 | Договорные отношения объекта анализа | ДГО | ОО-ДГО РОД-ДГО | Отражает текущую и дальнейшую деятельность предприятия. Определяет направление деятельности предприятия |
8 | Влияние | ВЛИ |
РОД - ВЛИ ПД-ВЛИ |
Отражает результаты обработки договоров объекта анализа Определяет влияние результатов обработки договоров на прогнозные данные |
9 | Определение отраслевой принадлежности | ООТ |
ОО - ООТ ОТ - ООТ |
Отражает принадлежность объекта анализа отрасли. Определяет состав и характеристику отраслей по каждому объекту анализа. |
10 | Поиск объектов аналогов | ПОА |
ОО-ПОА ГО - ПОА |
Отражает необходимые характеристики для группы аналогов. Определяет аналоги объекту анализа |
Свойства связей Таблица 4. |
||||
11 | Выбор финансовой базы | ВФБ | ФБ-ВФБ ГО - ВФБ | Определяет финансовую базу объектов – аналогов. Отражает выбор финансовых показателей по аналогам |
12 |
Ценовой мультипликатор |
ЦМТ | ФБ-ЦМТ МТ-ЦМТ | Позволяет определить мультипликатор. Отражает значение мультипликатора |
13 | Определение структуры капитала | ОСК |
ОО - ОСК СК - ОСК |
Определяет капитал объекта анализа Отражает вид капитала объекта, доля заемного и собственного капитала, доля обыкновенных и привилегированных акций в структуре капитала |
14 | Определение собственников | ОСО |
СК - ОСО СО - ОСО |
Отражает долю собственного капитала в структуре капитала. Определяет доли собственников в объекте анализа |
15 | Определение видов собственников | ОВС |
СО – ОВС ВС-ОВС |
Отражает собственников объекта. Описывает виды собственников |
16 | Отраслевой показатель | ОПК |
ОТ - ОПК ПОО-ОПК |
Отражает отраслевую специфику показателей. Определяет состав показателей по отрасли. |
17 | Выбор ставки дисконта | ВЕД | МО-ВСД МОСД-ВСД |
Определяет необходимую ставку дисконтирования. Определяет способ расчета ставки дисконтирования. |
18 | Определение отраслевых показателей и риска | OOP |
МОСД-ООР ПД-ООР ПОО- OOP |
Отражает степень отраслевого риска в ставке дисконтирования. Отражает влияние отраслевого риска на прогнозные данные. Определяет показатели, влияющие на отраслевой риск. |
19 | Определение общеэкономических показателей и риска | ООЭ |
МОСд-ООЭ ПД-ООЭ Поэ - ООЭ |
Отражает степень общеэкономического риска в ставке дисконтирования. Отражает влияние общеэкономического риска на прогнозные данные. Определяет показатели, влияющие на общеэкономический риск. |
20 | Использование прогнозных данных | ИПП | ПД-ИПП МО-ИПП |
Определяет состав прогнозных данных. Устанавливает необходимые прогнозные данные и их использование |
21 | Применение мультипликатора | ПМР |
ЦМ-ПМР МО - ПМР |
Отражает значение мультипликатора. Определяет используемый мультипликатор |
22 | Объективность информации | ОИП |
Поэ-ОИН ГО-ОИН |
Устанавливает характеристики и достоверность информации от внешнего окружения. Отражает информацию по объектам - аналогам |
23 | Данные для ставки дисконта | ДЦЕ | СК-ДДС МОСд-ДДС |
Определяет необходимые данные. Отражает использование данных для определения ставки дисконтирования |
Свойства связей Таблица 4 |
||||
24 | Определение активов объекта | ОАО |
ОО - ОАО ВА- ОАО |
Определяет активы объекта анализа. Отображает состав и характеристики активов. |
25 | Экспертные данные | ЭКД |
ВА - ЭКД МО -ЭКД |
Отражает экспертную оценку отдельных видов активов объекта оценки Использует экспертные данные в методике оценки |
26 | Прогноз пок. (показателей объекта анализа) | ППО | НПоб-ППО ПД-ППО |
Определяет необходимые показатели для прогнозирования. Отражает прогнозные значения показателей объекта анализа. |
27 | Применение стандарта анализа | ПСО |
СО - ПСО ТС -ПСО МО-ПСО |
Определяет стандарт оценки. Устанавливают общие требования к анализу. Определяет тип оцениваемой стоимости. Регламентирует анализ типов стоимости. Определяет методические основы проведения оценки.. |
28 | Применение премий и скидок | ППП |
МО-ППП КЛп-ППП |
Отражает возможные поправки. Определяет вид поправки. |
29 | Выведение результата | ВРЗ |
КЛп - ВРЗ РЗ - ВРЗ |
Определяет значение поправки при расчете результата. Отражает итоговую стоимость бизнеса. |
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17