скачать рефераты
  RSS    

Меню

Быстрый поиск

скачать рефераты

скачать рефератыРеферат: Трансформации социально-экономических систем в КНР и Венгрии

Одним из наиболее значимых экономических мероприятий было создание государственной банковской системы. Начало ее положено основанием в 1928 г. Центрального банка Китая, созданного исключительно на правительственные средства, без участия частного национального или национального капитала. Впоследствии правительство организовало Крестьянский банк. Эти банки стали важным правительственным рычагом воздействия на экономику страны, позволив, прежде всего, постепенно пойти по пути реформирования денежной системы. Проведя политику унификации денежного обращения, правительство в 1933 г. ввело государственную монополию на изготовление монет и запретило хождение серебра в слитках (ляны). А 3 ноября 1935 г. после тщательной подготовки была объявлена радикальная валютная реформа – с этого времени единственным законным платным средством становились банкноты правительственных банков, все остальные банки, включая и иностранные, теряли право денежной эмиссии, и их банкноты обменивались на банкноты Центрального банка, а их наличное серебро в монетах и слитках также подлежало обмену. Результатом денежной реформы было укрепление положения национальной валюты и общая стабилизация китайского денежного рынка, что благоприятно сказалось на всем развитии китайской экономики[8].

К определенному плановому регулированию подталкивали и серьезные экономические трудности, вызванные влиянием мирового экономического кризиса  1929-1933 гг. на Китай. Правительство проводит ряд мероприятий антикризисного регулирования в спичечной, цементной, сахарной, шерстоткатской, угольной и некоторых других отраслях промышленности, наиболее пострадавших от кризиса. Направленные, прежде всего на стимулирование национального капитала, все эти мероприятия вели в то же время  к постепенному складыванию государственного сектора, к созданию довольно сильного механизма государственного вмешательства, к зарождению некоторых предпосылок монополизации важных отраслей промышленности.

Производство 15 основных отраслей выросло в 1936 г. по сравнению с 1926г. на 86%, т.е. среднегодовой прирост промышленной продукции равнялся 6,4%. При этом рост произошел в основном за счет деятельности национального капитала. 

Активно сказалась правительственная экономическая политика на развитие транспортной инфраструктуры. Была создана национальная гражданская авиация, как никогда быстро строились шоссейные дороги, расширился паровой флот, в том числе и океанский, существенно выросла протяженность железных дорог и их грузооборот. Характерно, что в новых условиях железные дороги строились уже на 2/3 на китайские капиталы (прежде на национальный капитал приходилось лишь менее 1/10 вкладов в это строительство).

Серьезные изменения произошли и в характере внешней торговли Китая. Под воздействием общего экономического оживления значительно изменился импорт. Ввоз потребительских товаров и продовольствия – этих традиционных для предшествующих десятилетий предметов импорта резко сократился. Мировой экономический кризис и потеря Манчжурии резко сократили китайскую внешнюю торговлю. Однако весьма примечательные последующие изменения в товарообороте – происходит постепенное снижение ввоза при постепенном росте вывоза товаров.

Слабость аграрных преобразований правительство пыталось компенсировать рядом мероприятий, рассматривавших как «аграрная реконструкция»: введение системы круговой поруки (баоцзя), некоторыми экономическими мерами по стимулированию сельскохозяйственного производства, особенно в экспортных отраслях, развитием мелиорации и агротехники, проведением некоторых мероприятий по улучшению здравоохранения и образования, помощью в создании различных форм кооперации.

Социально – экономическое развитие (1937-1943)

      Социально-экономическое развитие оккупированных районов

В годы войны японские захватчики попытались реализовать свои колониальные планы на китайской земле, что существенно изменило характер социально экономического развития некоторых районов Китая.

Хозяйственная активность японских захватчиков, стремившихся превратить Манчжурию в свою военно-промышленную базу, принципиально изменила экономический облик этой части Китая, причем экономические процессы, наметившиеся еще в предвоенное время, годы войны ускорились и углубились.

Прежде всего, дальнейшее развитие получила тяжелая промышленность. Добыча угля и железной руды утроилась, а выплавка чугуна и стали, возросли в пять раз, быстро развивалась цветная металлургия. Особенно большое развитие получило машиностроение: значительно расширился выпуск промышленного оборудования и станков, увеличилось производство локомотивов и автомобилей. Естественно, что захватчики особое внимание уделяли производству различных видов вооружения и боеприпасов, в том числе производству такого сложного вооружения, как самолеты и танки. В ином положении находились отрасли, производившие потребительские товары – большие японские капиталовложения сюда не поступали. Исключение составляли текстильная и бумажная промышленности, в которых была заинтересована японская армия, и которые значительно выросли в этот период.

В годы войны продолжалась и политика интенсификации сельского хозяйства Манчжурии, его дальнейшего подчинения интересам оккупантов. Выразилось это, прежде всего в расширении посевов технических культур, в росте производства которого японцы были особенно заинтересованы. Так, за годы войны производство хлопка удвоилось, а сахарной свеклы выросло даже в десять раз. За счет китайского крестьянства Манчжурии снабжалось оккупационная армия, в значительных количествах продовольствие и сельскохозяйственное сырье вывозилось в Японию. Постепенно все сельскохозяйственное производство было поставлено под строгий японский контроль, колонизаторы фактически забирали весь урожай. Крестьянство постепенно теряло заинтересованность в увеличение производства.

Итогом 14-летнего хозяйничества Японии в Манчжурии было принципиальное изменение социально – экономической структуры этой части Китая. Из отсталой аграрной окраины Манчжурия превратилась в индустриально – аграрный район с развитой инфраструктурой и преобладанием тяжелой промышленности.

Манчжурия стала действительно промышленной колонией, ибо основные экономические интересы захватчиков лежали именно в промышленной сфере. Манчжурия была превращена в военно-промышленную базу японской агрессии.

Под свой полный контроль японцы стремились взять не только промышленное производство и транспорт оккупированных районов, но и кредитно-банковскую систему, создав с этой целью резервные банки, контролировавшие денежный рынок[10].             

Социально – политическое развитие неоккупированных районов

Характер экономической политики в это время определяется нуждами войны. Война сделала неизбежным возрастание государственного вмешательства в экономику.

Сложнейшей проблемой военной экономики была инфляция, во многом определявшая весь хозяйственный климат страны. Вполне естественный значительный рост правительственных военных расходов , с одной стороны , и потеря основных источников доходов, заставляли правительство чем дальше, тем больше обращаться к необеспеченной денежной эмиссии: уже в 1941 г. печатный станок работал почти в 10 раз энергичнее, чем до войны, а в начале 1945 г. – уже почти в 300 раз. Если в первые два-три года войны инфляция носила весьма умеренный для военного времени характер  и реформированная в 1935 г. денежная система справлялась со своими функциями, то постепенно инфляция нарастала, приняв к концу войны катастрофический характер – цены 1945 г. более чем в 1000 раз превышали цены предвоенного года.

Одной из наиболее трудных экономических проблем являлось налаживание налоговой системы военного времени.

На нужды войны правительство пыталось перестроить и банковскую систему. Основные направления этой перестройки – централизация управления государственными банками и увеличение их роли в хозяйственной жизни, дальнейшая специализация банковской деятельности, усиление контроля над частными и местными банками. Эти мероприятия способствовали мобилизации финансовых средств для решения промышленного производства как в государственном , так и в частном секторе.

Большую роль в укрепление финансовых и экономических позиций правительства сыграла внешнеэкономическая поддержка. Всего за годы войны Китай получил внешнеэкономической помощи на сумму около 1,5 млрд. дол.

Для решения задач войны сопротивления особое значение имело промышленное развитие западных районов. Оно начиналось почти с нуля. Основой создания в этих отсталых районов промышленности послужили предприятия, эвакуированные из городов, захваченных японцами.

По мере роста промышленности в ней происходили важные структурные изменения, главное из которых – превращение государственного предпринимательства в ведущую и преобладающую силу.

В годы войны быстро росла и частная промышленность, однако частный сектор развивался при поддержке правительства и под его контролем. Правительство оказало значительную финансовую и техническую помощь предпринимателям, стремясь увеличить вклад частнокапиталистического сектора в развитии обороной промышленности.

Новый принципиально важный момент в экономической политике в годы войны – стремление поставить под полный государственный контроль внешнюю и внутреннюю торговлю страны.

Таким образом, за восемь лет войны принципиально изменилась роль государственного регулирования экономики и государственного предпринимательства. Из второстепенной экономической силы они превратились в важнейший фактор социально-экономического развития неоккупированного Китая.

Несмотря на нередкие  высказывания  западных  макро экономистов о том, что самым характерным в проводимых и проведенных китайских реформах является их полная непонятность и  нелогичность с точки зрения западной экономической науки, эти реформы с самого начала были и остаются сейчас одними из наиболее проработанных в теоретическом, идеологическом и, в целом, в научном плане.  Исключением может считаться только непродолжительный  период конца 70х-начала 80х годов, (время начала китайских реформ), который вообще-то можно назвать "заявлением о намерениях". Но уже в 1982 году для решения задач обеспечения реализации целей и задач реформы на  всех  уровнях  управления  китайской  экономикой  был создан Государственный комитет по реформе экономической системы при Госсовете КНР.  Параллельно  с ним  в  сжатые  сроки были созданы соответствующие комитеты по реформе экономической системы на уровне провинций,  городов  и ниже.  К  теоретическим  исследованиям  к  началу 90х годов было подключено уже свыше 60 центральных научных учреждений,  и еще весьма  значительное число научно-исследовательских учреждений регионального и местного масштабов.  Даже самый краткий экскурс в историю Китайской Народной Республики, дает богатую пищу для выводов о настроении китайского народа и перспективах развития,  к которым неизбежно должно было прийти  китайское руководство в конце 70х годов. Однозначно это можно было назвать усталостью от ошибок,  глухим,  но всеобщим нежеланием отвечать за ошибки своего руководства, для которого все это,  вместе взятое, являлось серьезным сигналом об иссякании народного энтузиазма, а с ним и кредита доверия партии-лидеру.  Больше ошибаться было нельзя, а отступать некуда. Чтобы не  быть  голословным,  сейчас,  очевидно,  нужно рассказать о предшествовавшей началу нынешних реформ короткой,  но насыщенной,  трагической, но неоднозначной истории Китайской Народной Республики.

В первые 8 лет после образования КНР, молодое социалистическое государство,  пережившее также и  кровопролитную  гражданскую войну,  прошло через коренные качественные изменения в социально-экономической структуре.  Трудно переоценимую помощь в  закладке материально-технической базы социализма оказал Китаю Советский Союз и другие  соцстраны.  Во  многом  благодаря этой помощи и действительно огромному революционному энтузиазму китайского народа,  в эти годы были  достигнуты  высокие  и стабильные темпы экономического роста.

С 1958 года начался "большой скачок",  призванный построить в Китае коммунизм,  минуя социалистический этап. Из-за завышения по этой причине степени  обобществления  производства, средств производства, системы оплаты труда, систем распределения продовольствия и товаров народного потребления  до  совершенного абсурда, общественные и экономические отношения приняли невиданно уродливые формы. Последствия недопустимого опережения  уровня  развития  производительных  сил  формами производственных отношений не замедлили сказаться. Со стороны, наиболее парадоксально выглядел тот факт, что фантастические темпы экономического роста,  достигнутые в первые годы  "большого скачка",  не  только  не увеличили промышленного и сельскохозяйственного производственно-экономических потенциалов страны, но и очень серьезно подорвали их - настолько,  что все последующие годы вплоть до конца 70х Китай оправлялся от этого удара, нанесенного самому себе[12].

Так, в 1961-65 годах,  проводя политику  "урегулирования" народного хозяйства,  направленного на разукрупнение "народных коммун" и выработку более реальных планов экономического  развития, китайское руководство так и не смогло оторваться от самой главной ошибки предыдущих лет,  о которой  уже  говорилось выше, - от  нарастающей  тенденции  отставания производительных сил от производственных отношений.  Этот отрыв снова остро дал себя знать в период так называемой "культурной революции". Как гипотезу о причине такого упорства в повторении ошибок я  могу предположить идеологический аспект.  По-моему,  само признание возможности таких ошибок  на  пути  строительства  социалистического и коммунистического общества через 10-15 лет после революции мог необратимо подорвать доверие народа к  самой  идее социализма-коммунизма.  Кстати,  здесь  я во многом оправдываю "недоговоренность"  политики  "урегулирования".  Скорее  всего, поступаться  и дальше идеологическими канонами даже ради здравого смысла в тот момент,  как мне кажется, было, действительно, нельзя. Разумеется, это не относится к периоду "культурной революции", которую не может оправдать ничто.

Попытки ускорить прохождение переходного периода и создания материально-технической  базы  социализма  предпринимались вплоть  до конца 70х годов и не дали результата все по той же, уже много раз повторенной причине - отрыве производственных отношений от производительных сил. Этого, я думаю, должно быть достаточно для общего впечатления  от  начального экономического плацдарма современных китайских реформ,  который само китайское руководство определило как "грань катастрофы".

2.1.2      Ход трансформации

Начало китайских реформ. Некоторые направления и  тезисы.

Отправным этапом китайских реформ стал 1978 год,  а конкретно - III Пленум ЦК КПК 11-го созыва,  прошедший в  декабре этого  года.  Кроме  серьезных идеологических сдвигов,  как то мощная критика левацкой идеологии,  в буквальном смысле взаимное  переименование многих принципов социализма и "отступлений от принципов социализма",  реабилитация некоторых  опальных  и репрессированных политических, научных деятелей, его результатом стало принятие постановления  о  развитии  системы  производственной ответственности в деревне,  которая, как оказалось потом, стала отправной точкой китайской экономической реформы. Еще более важным результатом этого пленума стали потенциальные возможности, открывшиеся для Китая в сфере управления экономикой.

Сразу после этого действительно исторического пленума был выдвинут   тезис   о  необходимости  совершенствовании  производственных отношений в соответствии  с  существующим  уровнем сравнительно отстающих  производительных  сил.  Другие выводы касались недопустимо однообразной сложившейся в стране  структуры собственности, связанных с ней закостенелых хозяйственного и политического механизмов, чрезмерной централизации власти и, в целом, скованности производительных сил и товарного производства. Эти и другие выводы, сделанные в октябре 1987 года на XIII съезде КПК, предшествовали принятию длительного трехэтапного плана на период до середины XXI века, включающего в себя:

1)  Удвоение  на  первом этапе (до 1990 года) валовой продукции промышленности и сельского хозяйства плюс решение проблемы обеспечения населения страны продовольствием и одеждой.

2)  Утроение на втором этапе (1991-2000)  валового  национального продукта,  что,  согласно расчетам,  должно создать в КНР общество "среднего достатка".

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19


Новости

Быстрый поиск

Группа вКонтакте: новости

Пока нет

Новости в Twitter и Facebook

  скачать рефераты              скачать рефераты

Новости

скачать рефераты

© 2010.