скачать рефераты
  RSS    

Меню

Быстрый поиск

скачать рефераты

скачать рефератыРеферат: Трансформации социально-экономических систем в КНР и Венгрии

В Китае же ситуация оказалась альтернативной: политическая стабильность в ходе радикальных и весьма результативных для большинства населения экономических преобразований обеспечивалась путем сохранения монопольного положения одной - коммунистической - партии в качестве ядра политической системы при консервации квазидемократических форм государственного правления.

Политическая консолидация общества в прибалтийских республиках, способствовавшая относительно успешному рыночному реформированию, была достигнута на основе националистических, сепаратистских идеологических установок на обретение государственной независимости и выход из состава СССР. Чрезвычайная острота политического противостояния (вплоть до вооруженной борьбы) задержала на несколько лет рыночные преобразования в ряде стран-участниц СНГ — бывших республик СССР (Таджикистане, Грузии и Армении).

Весьма сложным оказалось решение проблемы политической стабильности в России. Здесь ярко проявился феномен упомянутой обратной связи, С одной стороны, политическая нестабильность, кроме всего прочего, провоцировалась изъянами самих реформ, их многочисленными негативными последствиями, особенно в социальной сфере. А с другой, приоритеты политической борьбы, властные императивы становились главенствующими, оттесняя на второй план и прямо подавляя интересы экономической эффективности, задачи стратегического народнохозяйственного развития и обеспечения социальной справедливости.

Таким образом, политический фактор ни в коем случае нельзя сбрасывать со счетов социально-экономического реформирования. При этом практическое решение вопроса о политической стабильности явилось многовариантным, достигаемым и до, и в ходе экономических реформ, на путях развития демократических принципов и посредством укрепления авторитарных режимов; политическое сплочение общества осуществлялось как на базе стремления к общечеловеческим ценностям, так и в русле идей национализма.

Разбираться в тонкостях этих ситуаций есть смысл предоставить историкам и политологам, а для экономистов принципиален сам тезис, согласно которому в решении проблем социально-экономической трансформации политика имеет громадное значение. Коль скоро тем или иным путем политическая стабильность достигнута, обеспечивается благоприятный фон для экономических преобразований. Если ее нет, этот фон априори ущербен. Хуже того, тогда некоторые рыночно-реформационные решения и их последствия не имеют рационального экономического объяснения и могут трактоваться только с позиций первенства политики, соперничества группировок различной идеологической направленности, под углом зрения борьбы за власть.

1.3   Методы трансформации

Существует несколько форм трансформаций социально-экономических систем. Трансформации социально-экономических систем различного иерархического уровня осуществляется на основе процессов воспроизводства и созидания при функционировании природно-хозяйственных комплексов и производственных объектов в рамках многоуровневой системы отношений: природно-хозяйственных, хозяйственно-экономических, социально-экономических, социально-правовых. Эти базовые отношения, а также распределение власти, формы организации деятельности и совокупность отношений различных объектов образуют операционную среду, в которой развивается хозяйственная и социально-экономическая деятельность. Исходя из представлений о развитии иерархических социально-экономических систем на основе процессов созидания, обновления элементов, качественного преобразования элементов и функциональных подсистем, структурного преобразования отношений между субъектами и подсистемами, операционной среды их функционирования, выделим 5 типов развития социально-экономических систем:

1.   на основе расширенного воспроизводства и созидания путем тиражирования элементов и подсистем определенной структуры;

2.   на основе преобразования структуры отношений подсистем, упорядочения и совершенствования структуры организационного управления подсистемами;

3.   на основе качественного преобразования элементов при сохранении структуры функциональных подсистем и отношений;

4.   на основе качественного преобразования структур и функций подсистем и их отношений;

5.   на основе качественного преобразования структур и функций подсистем всех уровней, операционной среды, системы отношений, средств организационного управления[7].

     Ход исторического развития социально-экономических систем можно представить многостадийным процессом, на каждой стадии которого используется свой режим. При расширенном воспроизводстве и созидании реализуется режим непрерывного равновесного развития в течение определенного времени, пока обеспечивается согласованность процессов и поддерживается потенциал развития.

     Направленность данного режима развития - освоение нового жизненного пространства. Однако равновесное динамическое взаимодействие множества условно согласованных и взаимно поддерживающих процессов всегда может быть дезорганизовано внутренними или внешними факторами. Наличие же связей и возможности дополнительных путей обмена приводит при любом изменении условий как к локальным изменениям отдельных процессов, так и изменениям общесистемных характеристик. Поэтому необходим второй режим, обеспечивающий приспособление социально-экономических систем, коррекцию процессов и отношений подсистем при воздействии возмущений. Это позволяет предотвращать резкие спады валового продукта и поддерживать поступательное развитие с накоплением благ. Назначение второго режима - обеспечивать устойчивость поступательного непрерывного развития социально-экономических систем при воздействии определенных сочетаний факторов.

Со временем падает эффективность деятельности в той или иной сфере (за счет ухудшения условий, снижения цен). В этом случае третий режим позволяет за счет качественного преобразования элементов (замены их более совершенными) улучшить свойства подсистем и обеспечить эффективное приспособление к новым условиям. В процессе взаимодействий социально-экономических систем возникают противоречия, следствием которых являются невосполнимые затраты, потери источников развития (угодий, пашни, ресурсных баз) социально-освоенных территорий, систем жизнеобеспечения, ресурсного и экологического потенциала. Изменение условий существования приводит к необходимости перехода к режимам развития четвертого или пятого типа на основе качественного преобразования структур подсистем и их отношений. Во время структурной перестройки прерываются процессы воспроизводства и созидания, возникают переходные режимы со спадом характеристик валового продукта, показателей уровня жизни населения. Спад показателей в каждой сфере деятельности зависит от характера и преобразований, которым они подвергаются. Если перестройка охватывает все сферы, то возникают дополнительные системные убытки, обусловленные дефицитом ресурсов, потерей рынков сбыта, неупорядоченностью связей и дезинтеграцией подсистем.

     Режимы полной трансформации, когда реформируются абсолютно все уровни государственной, социальной и экономической деятельности, возникают крайне редко.

     В рамках сложившейся системы слабо согласованных отношений власть использует принцип ограничительного управления независимыми активными субъектами хозяйственной деятельности, что в условиях несбалансированности, неплатежей, отсутствия нормального денежного оборота не стимулирует развитие производства. Отсутствие регулярности изменения характеристик целостных свойств социально-экономических систем из-за неоднозначности влияния множества факторов на результаты деятельности ее элементов вносит неопределенность в оценки направленности развития социально-экономических систем по интегральным экономическим показателям. Несколько большей определенностью обладают показатели, учитывающие социальные аспекты: благосостояние, качество жизни, уровень удовлетворения потребностей населения. Следует учитывать неоднозначность оценок благ и уровня удовлетворения потребностей, ввиду различия систем ценностей у разных индивидуумов. Ценность благ относительна как для отдельных социальных групп, так и для одного индивидуума. Предлагается оценивать направленность развития социально-экономических системы по изменениям показателей относительного удовлетворения потребностей населения. Пусть задано n критериев. Определив относительную численность людей, удовлетворенных по одному какому-либо из заданных критериев, относительную численность людей, удовлетворенных по двум критериям, по трем, четырем, ... до n, получаем распределение оценок относительного удовлетворения потребностей населения (ОУПН) при определенном состоянии социально-экономических системы. Аналогично определяются оценки уровня неудовлетворенности населения (УНН) по одному, двум, трем, ... n факторам качества жизни (жилищные, бытовые условия, уровень обеспеченности товарами, экология, личная безопасность, сохранность имущества, работа по специальности, медицинское обеспечение, качество услуг, доступность образования и т. п.)

     Изменение распределения оценок ОУПН и оценок УНН через определенный промежуток времени характеризует социальную направленность развития социально-экономических системы.

1.4   Обоснования показателей, оценивающих трансформации

Статистические (количественные) показатели являются основой каждого объективного научного исследования. Какие же существуют показатели, по которым можно судить о трансформации социально-экономических системы страны? В первую очередь, это абсолютные показатели, характеризующие экономическую мощь: валовой внутренний продукт  (ВВП) сумма всех благ, произведенных на территории данной страны за год, и валовой национальный продукт (ВНП) - объем произведенных благ по национальному принципу: ВВП за вычетом прибылей иностранных компаний, переведенных за рубеж и заработной платы иностранных рабочих, плюс аналогичные поступления из-за границы. Как правило, разница между этими показателями не превышает долей процента, но есть страны, где эта доля значительна (Сингапур).

Рис.1. Страны мира с максимальными объемами ВВП в 1991 году.

Рис.2. Страны мира с минимальными объемами ВВП в 1991 году.

В странах мира используются различные методы подсчета ВВП и ВНП, поэтому данные, приводимые национальной статистикой и международной почти всегда различны. Так, в национальной статистике России, в отличие от других стран, в ВВП не включаются отрасли нематериального производства - прибыли банков, услуги.

Чтобы обеспечить возможность межстрановых сопоставлений, в международной статистике данные о ВВП приводятся в едином денежном измерении - долларах США. Они рассчитываются экспертами ООН по особым методикам - по официальным обменным курсам или по паритетам покупательной способности валют. друг от друга.

Важным показателем является ВВП на душу населения, отражающий распределение произведенного богатства между населением страны.

Рис.3. Страны мира с минимальными и максимальными показателями ВВП                                                                  на душу населения.

Структура экономики (соотношение секторов "первичного" сельское и лесное хозяйство, отрасли обрабатывающей промышленности, рыболовство; "вторичного" отрасли промышленности; "третичного"- услуги и сфера управления) находит свое отражение в Структуре ВВП и Структуре занятости экономически активного населения.

Динамика ВВП за ряд лет дает представление о темпах экономического роста.

Важными индикаторами при межстрановых сопоставлениях являются демографические показатели - средняя продолжительность предстоящей жизни мужчин и женщин, коэффициенты рождаемости и смертности (соответственно, количество родившихся и умерших на тысячу жителей), темпы прироста населения, численность и доля экономически активного населения, доля городского населения.

Показатели, отражающие социальные аспекты жизни населения и "качество жизни": количество пациентов на одного врача, уровень грамотности (доля грамотного населения в численности населения страны), количество автомобилей на 100 семей и др., так же важны при экономико-географическом анализе.

По всем этим показателям существуют весьма ощутимые различия между тремя группами стран.

  1. Характеристики трансформаций  социально-экономических систем в КНР и Венгрии

2.1    Трансформации социально-экономической системы КНР

2.1.1       Предыстория и цели трансформации

Социально-экономические сдвиги в Китае 1918-1927 гг.

Завершение Национальной революции 1925-1927 гг. означало завершение определенного этапа социально-экономического развития Китая, начатого Синхайской революцией. Бурные политические события первого послевоенного десятилетия с особой отчетливостью «высветили» глубинные социально-экономические сдвиги, которые, прежде всего, характеризовались ускорившимся втягиванием Китая в мировое капиталистическое хозяйство и в мировое распределение труда, при котором Китай оставался полуколонией и экономической периферией мирового хозяйства.

Усиление экономической вовлеченности Китая в мировой рынок проявилось в значительном увеличение экспорта капитала в Китай, в увеличение роли иностранного капитала в социально-экономическом развитии страны. Если в годы мировой войны иностранные капиталовложения в Китае почти не возрастали и в 1918 г. составили 1691 млн. US долл., то в послевоенное десятилетие они подскочили до гигантской суммы – 3016 млн. Это обострение межимпериалистического соперничества которое характеризовалось, прежде всего, активным наступлением Японии и основного инвестора Англии.

Существенные различия в характере капиталовложений этих двух держав отражали и существенные различия в подходах эксплуатации Китая вообще. Если Япония стремилась к колониальным захватам за счет Китая и к вытеснению китайского капитала и капиталов своих конкурентов, то Англия предпочитала иметь дело с зависимым Китаем в целом и при определенном сотрудничестве с китайским капиталом. К позиции Англии была близка и позиция США, чьи капиталовложения в Китае быстро росли, хотя еще и отставали от Японии и Англии. В условиях обострения японо-американских противоречий в послевоенные годы все это вело к образованию империалистических группировок, вражда которых в дальнейшем существенно повлияла на исторические судьбы Китая.

Усилившаяся и углубившаяся включенность Китая в мировое хозяйство вели в то же самое время к дальнейшему развитию китайского капитализма.

Ускорение капиталистической революции проявилось и в сельском хозяйстве, где оно определялось своеобразием производственных социально-экономических процессов аграрной сферы.

В рассматриваемое десятилетие валовое сельскохозяйственное производство страны росло примерно на 0,89% в год, едва опережая темпы прироста населения (0,8%). Тенденции поступательного развития сельского хозяйства обеспечивалось, прежде всего, за счет расширения производства основных механических культур (соевые, бобы, хлопок, льняные культуры, табак), а также развитие животноводства. Наиболее же важным фактором роста сельскохозяйственного производства оставалось увеличение рабочей силы, обеспечиваемое за счет прироста сельского населения.

Все процессы роста и развития китайского сельского хозяйства в рассматриваемое десятилетие непосредственно связаны с дальнейшим втягиванием деревенской экономики в рыночные отношения, со специализацией производства, с выделением районов торгового земледелия[3].

Социально-экономическая политика нанкинского правительства 1928-1937.

Социально-экономическая полтика правительства тех лет может быть охарактеризована в первую очередь как националистическая и как таковая она имела значительную поддержку в различных слоях китайского общества.

Главной особенностью этой политики была все возрастающая роль государства в экономическом строительстве.

В это время успешно провели восстановление таможенной автономии, а затем радикально воздействовали, используя ее, на развитие внутреннего рынка: после введения нового таможенного тарифа в 1929 г. правительство еще четырежды существенно повышало ввозные пошлины, особенно на потребительские товары (фактически запретительные пошлины), стремясь надежно оградить «свой» рынок от иностранной конкуренции. Развитию национального рынка способствовало и решение правительства (17 мая 1930) о ликвидации внутренних таможенных барьеров («лицзинь»).   

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19


Новости

Быстрый поиск

Группа вКонтакте: новости

Пока нет

Новости в Twitter и Facebook

  скачать рефераты              скачать рефераты

Новости

скачать рефераты

© 2010.