Реферат: Трансформации социально-экономических систем в КНР и Венгрии
К 2000 г., по существу, была завершена приватизация. Она началась еще до смены системы, а пик процесса пришелся на 1995-1997 гг. Ее отличительной чертой была преимущественная платность. В середине 1994 г. степень приватизации составила около 50%, при этом доля национальной частной собственности достигла 25-30%, иностранной 15-20%. В этом же году процесс замедлился, поскольку на руках у государства оставались в основном предприятия ключевых отраслей венгерской экономики, приватизация которых была непосильной для отечественных предпринимателей (энергетика, металлургия, тяжелая химия, монополии в области транспорта), и крупные банки. Дальнейшее проведение приватизации требовало серьезных политических решений. Они были приняты пришедшим к власти летом 1994 г. социал-либеральным правительством во главе с социалистами. Был взят курс на ускоренную приватизацию при активном участии иностранного капитала, но с сохранением льгот для отечественного менеджмента и работников[10].
Участие иностранных инвесторов, как правило, транснациональных компаний, обеспечивало вложение дополнительных средств в приватизируемые предприятия и банки. Законом о приватизации, принятом в мае 1995 г., определялись цели, условия и механизм приватизации. Начался процесс приватизации энергетического сектора, телекоммуникационного концерна, важнейших коммерческих банков. Доходы от приватизации были важным источником пополнения государственной казны. Только за один рекордный в истории приватизации 1995 г. государство получило около 4,5 млрд долл., которые пошли на сокращение внешнего долга. В 1997 г. в основном была завершена массированная приватизация, доля частной собственности в экономике превысила 75%. При этом в Венгрии, даже по европейским масштабам, чрезвычайно велика доля иностранного капитала: она составляет более половины в промышленности, около четверти в энергетическом комплексе и более 60% в банковском секторе. Сократилась доля государства в перераспределении доходов: в 1990 г. она составляла 60% ВВП, в 1995 г. - 51, в 1999 г. - 44-45% и столько же в 2000 г. Это соотношение не намного превышает уровень Западной Европы, где оно составляет около 40%2.
После принятия Венгрией нового валютного кодекса МВФ причислил 1 января 1996 г, венгерский форинт к разряду конвертируемых валют.
В 1996-1997 гг. были приняты новые законы в сфере банковской деятельности, рынка ценных бумаг, финансов, учитывающие
изменения в экономике и подготовку к вступлению в ЕС, гармонизирующие ее правовые нормы с нормами европейских стран. Наряду с рынком товаров в Венгрии образовался рынок капитала.
Если в начале 90-х годов происходил трансформационный спад в экономике, обусловленный как переходом к рыночной экономике, так и потерей традиционных восточных рынков в связи с развалом СЭВ и Советского Союза и резкой переориентацией на Запад, то с конца 1995 г. начался период стабилизации.
Спад экономики к 1994 г. закончился, а с середины 1996 г. начался относительно устойчивый рост общественного производства: в 1997 г. темпы роста ВВП составили уже 4,6%, в 1998 г. -4,9, в 1999 г. - 4,1, в 2000 г. - 5,2, в 2001 г. 3,8%, что в условиях ухудшения конъюнктуры в Западной Европе было не мало. В 1996-1997 гг. начала снижаться внешняя задолженность. Венгрия расплатилась с МВФ и перестала брать у него новые кредиты. Норма инфляции упала в 1999 г. до уровня 10%, в 2000 г. она составила 9,8%, в 2001 г. - 9,2%.
После резкого падения жизненного уровня в 1990-1992 гг. и снижения его в 1995 г. наметился рост реальной заработной платы, составивший 4,9% в 1997 г., 3,5% в - 1998 г., 2,5% - в 1999 г. и 1,5% - в 2000 г. (средняя заработная плата превышает 250 долл. в месяц на одного занятого). В 2001 г. повысились темпы роста реальных заработков несмотря на резкое снижение темпов экономического роста - более чем в 4 раза. Это объясняется спецификой предвыборного года. (В апреле 2002 г. в Венгрии прошли новые выборы в парламент страны.) По официальному курсу средний заработок составляет в Венгрии 10% от среднего уровня стран ЕС, а ВВП на душу населения - 20%, по покупательной же способности это соотношение равно 30 и 50%. Улучшилась структура производства и экспорта, более половины объема последнего составляет продукция машиностроения. Благодаря прямым иностранным инвестициям в производство (в 2000 г. около 23 млрд евро) повысилась конкурентоспособность венгерской продукции.
В результате стабилизации улучшились экономические показатели Венгрии. В начале 2002 г. статистическое ведомство Ев-росоюза - Евростат - опубликовало данные о странах претендентах на вступление в ЕС, согласно которым по показателю объема ВВП на душу населения Венгрия находилась на пятом месте среди них. Его уровень равен 51% среднего уровня стран ЕС (Кипр - 86%, Словения - 69, Чехия - 59, Мальта - 56, замыкают ряд Болгария - 28%, Турция - 26 и Румыния -23%).
В 90-е годы развитие страны происходило на фоне политической и экономической ориентации на Запад, что оказывало влияние на характер происходящих процессов. Если в начале 90-х годов продолжалось начатое еще до смены политической системы создание институциональных основ рыночного хозяйства, то вторая половина минувшего десятилетия характеризуется интенсивным продвижением в этом направлении. Если в первой половине десятилетия ощущалось шоковое влияние обвала традиционных рынков и переориентации на более требовательные западные рынки, то во второй половине Венгрии в большей мере, чем другим странам региона удалось адаптироваться к новым условиям. В этот период начались практические шаги по вхождению в европейские интеграционные структуры. Оба процесса ~ переход к рыночной экономике и переориентация экономических связей на Запад, включая будущее вступление в ЕС, - имеют свою социальную и экономическую цену, но они так тесно переплетены друг с другом, что трудно отделить цену перехода к рынку от цены переориентации связей и количественно определить последнюю.
год | Добавленная стоимость с/х, % от ВВП | Уровень рождаемости, рождений на 1000 чел. | Уровень смертности, смертей на 1000 чел. | Экспорт товаров и услуг, млн.долл.США | Прямые иностранные инвестиции, млн.долл.США | ВВП, млн.долл.США | ВВП на душу населения, долл.США на чел. |
1978 | 28,00 | 28,60 | 6,30 | 18974,50 | 0,00 | 190786,00 | 151,00 |
1979 | 31,00 | 24,30 | 6,50 | 25800,50 | 0,00 | 206780,00 | 160,00 |
1980 | 30,00 | 21,50 | 6,70 | 31524,40 | 0,00 | 221370,00 | 168,00 |
1981 | 32,00 | 21,30 | 6,70 | 37985,50 | 0,00 | 236149,00 | 175,00 |
1982 | 33,00 | 21,00 | 6,70 | 45588,80 | 542,70 | 254452,00 | 189,00 |
1983 | 33,00 | 20,00 | 6,60 | 50966,60 | 802,60 | 279174,00 | 206,00 |
1984 | 32,00 | 20,50 | 6,60 | 59495,40 | 1587,60 | 317990,00 | 235,00 |
1985 | 28,00 | 20,40 | 6,60 | 50037,40 | 2093,70 | 348785,00 | 261,00 |
1986 | 27,00 | 20,60 | 6,60 | 48684,40 | 2366,30 | 380502,00 | 279,00 |
1987 | 27,00 | 20,90 | 0,70 | 55554,00 | 2920,30 | 424509,00 | 305,00 |
1988 | 26,00 | 22,00 | 6,70 | 61884,80 | 4030,80 | 467271,00 | 332,00 |
1989 | 25,00 | 22,10 | 6,70 | 67961,90 | 4282,00 | 484938,00 | 341,00 |
1990 | 27,00 | 22,10 | 6,70 | 76460,40 | 4400,60 | 503673,00 | 349,00 |
1991 | 24,00 | 21,80 | 6,80 | 91889,20 | 5509,90 | 545529,00 | 376,00 |
1992 | 22,00 | 21,50 | 6,90 | 105227,40 | 14078,90 | 614333,00 | 424,00 |
1993 | 20,00 | 20,60 | 7,00 | 115003,70 | 34723,90 | 688641,00 | 476,00 |
1994 | 20,00 | 19,20 | 7,10 | 148593,20 | 42639,20 | 767536,00 | 532,00 |
1995 | 21,00 | 18,30 | 7,30 | 167960,20 | 45241,40 | 839461,00 | 581,00 |
1996 | 20,00 | 17,70 | 7,30 | 179481,00 | 50707,20 | 912784,00 | 630,00 |
1997 | 19,00 | 17,20 | 7,20 | 228329,40 | 55827,10 | 987831,00 | 679,00 |
1998 | 19,00 | 16,60 | 7,10 | 232868,00 | 55213,80 | 1044864,00 | 725,00 |
1999 | 18,00 | 16,20 | 7,00 | 252089,60 | 48906,30 | 1112750,00 | 769,00 |
2000 | 16,00 | 14,50 | 7,00 | 245668,40 | 46581,40 | 1204922,00 | 824,00 |
КНР
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19