скачать рефераты
  RSS    

Меню

Быстрый поиск

скачать рефераты

скачать рефератыРеферат: Основы общей экономической теории

В Программе были определены долговременные цели региональной экономической политики центра:

1)   повышение уровня и качества жизни населения, обеспечение примерно равных условий социального развития во всех регионах России;

2)   укрепление экономического единства страны на основе принципов федерализма, местного самоуправления и общероссийского рынка;

Документ содержал конкретизацию этих стратегических целей региональной политики, подробный список проблем, выделенных в качестве приоритетных на ближайшие годы.

Программа содержала положения о необходимости государственного регулирования регионального развития на основе экономических методов: через бюджетно-финансовые рычаги, государственное финансирование федеральных программ регионального развития, размещение федеральных заказов.

Приоритетным направлением региональной политики была выделена поддержка проблемных регионов, в качестве которых были определены:

-             отстающие в экономическом отношении, имеющие низкий уровень среднедушевых доходов населения, слабо развитую производственную базу и недостаточный налоговый потенциал;

-             депрессивные регионы, обладающие достаточным экономическим потенциалом, но испытывающие непреодолимый в среднесрочной перспективе спад производства, связанный с перестройкой структуры национальной экономики;

-             кризисные регионы, в которых проблемы экономического, социально-политического и экоприродного порядка оказались крайне острыми вследствие чрезвычайных обстоятельств;

-             регионы особого стратегического значения, к которым отнесены Крайнего Севера, Дальнего Востока и нового приграничья[46].

Указывалось, что федеральное содействие развитию проблемных регионов может осуществляться через финансовую поддержку на основе разработанных федеральных программ. Большинство проблемных регионов требовало государственного содействия в кредитовании, привлечении частных инвестиций, предоставлении налоговых льгот, в переподготовке кадров, техническом переоснащении производства и в других формах.

Развитие экономического федерализма и межрегиональной интеграции - вторая важнейшая задача региональной политики, выдвинутая Правительством на 1995 - 1997 гг. Она требовала развития бюджетно-налоговой системы, разделения государственной собственности и доходов от собственности (включая приватизацию) между федеральным, региональным и муниципальным уровнями, уточнения разграничений предметов ведения и экономической ответственности между федеральными органами, органами субъектов Федерации и местного самоуправления.

В 1996 году были одобрены Правительством и утверждены Президентом «Основные положения региональной политики в Российской Федерации»[47]. Раздел «Основные положения региональной экономической политики» занимает в них центральное место. В нем очерчены стратегические цели и задачи региональной политики, методы и формы ее реализации. В особый пункт выделены вопросы государственного регулирования международной и внешнеэкономической деятельности субъектов Российской Федерации.

В полном соответствии с изложенными выше принципами территориального развития выделен раздел «Основные положения региональной политики в социальной сфере».

Думается, при разработке местных программ социально-экономического развития необходимо руководствоваться положениями этого важного документа.

В начале 1997 года была опубликована Концепция среднесрочной программы Правительства РФ на 1997-2000 годы «Структурная перестройка и экономический рост». Ее 9-й раздел - «Региональная экономическая политика».

Ядро основных стратегических целей региональной политики сохранено и практически полностью совпадает с соответствующими предыдущими документами Правительства. И это справедливо. Основные задачи, методы и формы региональной экономической политики не могут быть краткосрочными и изменяться ежегодно. Такой подход характерен при подготовке социально-экономических программ на любом уровне: государственном, региональном, межгосударственном. Непременной их чертой является повторение стабильной части, обновление и корректировка разделов и частей, которые требуют модификации.

Итак, в области региональной экономической политики на 1997 - 2000 гг. федеральное Правительство обозначило следующие цели:

1)   обеспечение единства экономического пространства страны.

2)   укрепление экономической самостоятельности регионов посредством разграничения компетенции и ответственности между органами государственной власти Российской Федерации, субъектов Федерации, местного самоуправления;

3)   укрепление финансовой самостоятельности регионов на основе принципов бюджетного федерализма;

4)   '- сглаживание региональных различий (в Программе отмечено, что за годы реформ региональная дифференциация усилилась) за счет централизованной финансовой поддержки;

5)   стимулирование развития регионов, располагающих мощным научно-техническим и производственным потенциалом, могущих стать «точками роста»;

6)   государственное регулирование социально-экономического развития регионов Крайнего Севера;

7)   поддержка районов экологического бедствия, с демографическими и др. проблемами;

Оказание финансовой помощи регионам предполагается проводить в целях реализации конституционных социальных гарантий.

По формам такой поддержки регионы разделены на два типа: «сильные» и «слабые». Для «сильных» предполагается оказывать содействие их самостоятельному развитию, укреплению и расширению налогооблагаемой базы. Для «слабых» регионов активная экономическая политика будет включать участие центра в программах структурной перестройки экономики регионов, испытывающих трудности, формирование условий для привлечения в них инвестиций, осуществления программ создания дополнительных рабочих мест с минимальными затратами.

Все годы переходного периода были годами усиления региональной дифференциации. «Прогноз социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2000 года», выполненный Минэкономики РФ в 1996 году, предполагает двукратное усиление дифференциации уровня социально-экономического развития регионов к 2000-му году. Прогнозируется трехкратное увеличение численности группы регионов «крайне низкого уровня развития». Это говорит о том, что используемые меры государственной региональной политики «не работают» и нуждаются в серьезной модернизации.

В 90-е год социально-экономическое положение ухудшилось в каждом регионе - субъекте Российской Федерации, усилилась региональная дифференциация, раскручивалась экономическая дезинтеграция страны. Недостаточная результативность проводившейся региональной политики, казалось бы, очевидна. Но, во-первых, отрицательный опыт - тоже результат. Во-вторых, начинать разработку и реализацию новой региональной политики теперь уже не приходится «с нуля». Специалисты подчеркивают, как минимум, три положительных момента, связанных с реализацией федеральной региональной политики 90-х: она способствовала:

1)      формированию достаточно развитой нормативной базы региональной политики;

2)      содействовала пониманию региональных проблем и способов их решения;

3)      способствовала координации региональной политики субъектов Федерации и консолидации усилий регионов России по решению проблем территориального развития.

3.         Проблемы совершенствования региональной политики

Для выявления истинного положения вещей в регионах трудно полагаться на официальную статистику. Она не предоставляет данных о действительном уровне доходов населения, действительных источниках существования миллионов бедствующих людей. В таких условиях нельзя проводить разумную социальную политику как в отношении отдельных групп населения, так и в отношении конкретных территорий.

Неудивительно, что общество с недоверием воспринимает меры по селективной поддержке регионов, часто расценивает их как поощрение центральной властью своих политических «любимчиков».

Отсутствие объективных критериев классификации регионов заставляет пользоваться размытыми словесными характеристиками и группировками регионов. Так, в законах о федеральном бюджете на 1995-1996 гг. использованы понятия «нуждающиеся» и «особо нуждающиеся» регионы, а для расчета трансфертов применялись показатели «бюджетной обеспеченности». В 1996 г. стали активно использоваться группировки типа «доноры» и «реципиенты», а в законе о бюджете-97 фигурируют «группа 1», «группа II» и «группа III» (две первых - «северные» и «приравненные к северным» регионы, третья - все остальные).

Разумеется, любая группировка приемлема, если осуществляется по единому признаку и не претендует на роль универсальной характеристики. Но в соответствии с этими группировками осуществляется поддержка регионов! Предлагаются меры по «выравниванию»! Так, в программно-прогнозных материалах на 1996 год Минэкономики РФ выделены регионы с «относительно высоким уровнем развития», «выше среднего», «со средним уровнем», «ниже среднего», «с низким уровнем» и с «крайне низким уровнем». В основу заложена «комплексная оценка социально-экономического уровня развития регионов (в баллах)». По этой классификации в одной группе оказались регионы, в которых среднедушевой ВРП различается на 60% о, уровень безработицы - в 4 раза, обеспеченность местами в школах - более чем вдвое, продолжительность жизни - на 7 лет и т.д. Что же в таком случае предлагают выравнивать авторы материалов при проведении государственного регулирования регионального развития?

Экономя на оценке региональной ситуации, мы неизбежно способствуем неэффективному использованию ресурсов «поддержки».

Для получения рассматриваемой оценки необходим учет совокупности системных оценок:

·     уровня и качества жизни всех групп населения региона;

·     всех составляющих экономического потенциала территории;

·     природно-ресурсного потенциала (в том числе в стоимостном выражении);

·     финансового состояния территории (включая все средства федерального бюджета, «оседающие» в данном регионе);

·     кризисных, чрезвычайных и др. аналогичных ситуаций и т.д.

Региональная аналитика - особый и самостоятельный предмет, но следует иметь в виду хотя бы то, что такая проблема существует и есть достаточно интересные и полезные наработки в этой области.

Современная российская региональная политика реализуется в условиях децентрализации функций государства, становления региональной самостоятельности и регионального самоуправления. Децентрализацию

государственной власти, передачу полномочий регионам нередко обозначают как федерализм, включая в это понятие не только расширение полномочий в управлении развитием территорий субъектов федерации, но и развитие местного самоуправления. В других случаях говорят о становлении местного самоуправления, подразумевая под последним также и расширение прав субъектов РФ. Безусловно, процессы становления федерализма и местного самоуправления тесно взаимосвязаны, взаимообусловлены. Невозможно развивать местное самоуправление, управляя регионами уровня субъектов федерации исключительно из федерального центра, лишив субъекты РФ полномочий по решению региональных проблем. В то же время логика становления федерализма требует распространения самостоятельности в решении определенной части региональных проблем на уровень местных сообществ. Имея в виду единство и неразрывность процессов становления федерализма (и расширения в этой связи полномочий, прав и ответственности субъектов федерации) и местного самоуправления, а также в целях удобства, мы используем термин "региональное самоуправление" для обозначения обеих взаимосвязанных форм реорганизации региональных отношений.

Стремление к развитию регионального самоуправления и региональной самостоятельности обнаружилось на самых первых шагах социально - экономических реформ в нашей стране. Традиционная централизация управления региональным развитием не обеспечивала необходимых параметров территориального развития: сохранения и воспроизводства регионального потенциала, тормозила экономический рост, сдерживала повышение уровня жизни населения.

Это побуждало регионы к обособлению, региональной самостоятельности и, в чрезвычайных случаях (особенно проявившихся в национально-территориальных образованиях) - к сепаратизму. Реализация региональной самостоятельности на практике выразилась в различных формах так называемого регионального, или территориального хозрасчета. В конце 80-х - начале 90-х годов проблемы регионального хозяйственного расчета широко обсуждались в печати, велись практические работы по внедрению хозрасчетных начал в управление региональным социально-экономическим развитием. Сегодня о региональном хозрасчете если и вспоминают, то как правило, как о неудачном широкомасштабном экономическом эксперименте, обреченном на провал. Как в период практического распространения регионального хозяйственного расчета, так и по прошествии времени особое неприятие в кругах экономистов-теоретиков вызывает термин "хозяйственный расчет", применяемый в региональном аспекте.

Мы не склонны считать термин "региональный хозрасчет" неприемлемым, учитывая расширенную трактовку категории "хозяйственный расчет"[48]. Вместе с тем, допуская терминологическое разнообразие в обозначении форм территориальной самостоятельности, самоуправления и самофинансирования, не исключая возможности использования термина "региональный хозрасчет", следует признать, что предпринимавшиеся в рамках территориального хозрасчета практические шаги к реализации региональных самоуправленческих начал были неорганичны прежней политической и социально-экономической системе нашего общества, разрушали целостность административно-командной хозяйственной системы, базисные основы унитарного государства, каковым в действительности и была Россия. Вследствие этого многообразные инициативы регионов разных уровней по внедрению элементов региональной самостоятельности были обречены на провал. Более того, они явились одним из факторов, ускоривших развал прежней системы национального хозяйствования, всего социального государственного устройства.

Развитие регионального самоуправления сопряжено с подлинной демократизацией государственного устройства и децентрализацией хозяйственной жизни общества. Региональное самоуправление - это не самоизоляция регионов, не автаркия. В то же время это - не просто разделение государственной власти, передача отдельных государственных функций на места. Региональное самоуправление является системой власти, дополняющей федеральную систему территориального управления, или федеральную региональную политику, но не тождественную ей.

Прежде чем рассматривать конкретные формы и экономические аспекты становления регионального самоуправления, следует определиться в терминах "самоуправление", "региональное самоуправление".

Достаточно полное определение самоуправления дается в Большой советской энциклопедии: "Самоуправление, управление делами территориальной общности, организации или коллектива, самостоятельно осуществляемое их членами через выборные органы, либо непосредственно (с помощью собраний, референдумов и т.п.). Основные признаки самоуправления - принадлежность власти населению или избирателям соответствующей территории, членам коллектива; самостоятельность в решении вопросов внутренней жизни; отсутствие органов, назначаемых извне"[49].

Необходимость становления регионального самоуправления предопределяется специфическими российскими условиями: обширной территорией, неравномерностью и чрезвычайным многообразием экономического потенциала, социокультурного развития, дифференциацией в качестве и объеме природных ресурсов, спецификой экологических проблем.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41


Новости

Быстрый поиск

Группа вКонтакте: новости

Пока нет

Новости в Twitter и Facebook

  скачать рефераты              скачать рефераты

Новости

скачать рефераты

© 2010.