скачать рефераты
  RSS    

Меню

Быстрый поиск

скачать рефераты

скачать рефератыРеферат: Основы общей экономической теории

Горизонтальное выравнивание бюджетов страны сегодня реализуется через ФФПР в соответствии с принятой методикой выделения трансфертов.

Вместе с тем, в западных странах в термин "бюджетный федерализм" вкладывают несколько иное понимание. В учебнике Макконнелла К. и Брю С. фискальный (или бюджетный) федерализм определяется как система межправительственного перераспределения средств между федеральным бюджетом, бюджетами штатов и местных органов власти. В словаре понятий и терминов того же учебника указано: "Фискальный федерализм (fiscal federalism) - система трансфертов (дотаций), на основе которой федеральное правительство делится своими доходами с правительствами штатов и местными органами власти; разделение доходов"[35]. Таким образом, в федерализации финансовых отношений в западных странах акцент сделан преимущественно на функции централизации и перераспределения бюджетных средств.

Межбюджетные отношения внутри субъекта Российской Федерации (отношения между региональными и местными бюджетами) юридически выпадают из отношений бюджетного федерализма, так как органы местного самоуправления не входят в систему государственной власти. Однако, реальный бюджетный федерализм и развитие местного самоуправления требуют упорядочения и этой части межбюджетных отношений.

Становление бюджетного федерализма заключается в установлении нормативно-правовых основ бюджетных отношений между федерацией и регионами, параметров их взаимодействия на всех стадиях бюджетного процесса, механизмов перераспределения финансовых ресурсов между уровнями бюджетной системы и регионами.

В качестве основных принципов бюджетного федерализма выделяются:

·     самостоятельность бюджетов разных уровней, которая предполагает:

Ø закрепление за каждым уровнем власти и управления источников

Ø  доходов; вправо самостоятельно определять направления расходования

Ø бюджетных средств на каждом бюджетном уровне;

Ø недопустимость изъятия дополнительных доходов и неиспользованных или дополнительно полученных средств в вышестоящие бюджеты;

Ø вправо на компенсацию расходов, возникающих в результате решений, принятых вышестоящими органами власти и управления;

Ø вправо предоставления налоговых и иных льгот только за счет собственных доходов и т.д.

Бюджетный процесс представляет собой регламентированную законом деятельность органов власти по составлению, рассмотрению, утверждению и исполнению бюджетов.

Составление и исполнение бюджетов являются функциями органов исполнительной власти; рассмотрение, утверждение и контроль за исполнением бюджетов - функциями соответствующих представительных органов власти.

Финансовый год в Российской Федерации устанавливается в 12 месяцев (с 1 января по 31 декабря). Бюджетный процесс состоит из нескольких стадий, каждая из которых, в свою очередь, состоит из ряда этапов.

На первой стадии бюджетного процесса (которая начинается за 18 месяцев до начала бюджетного года) исполнительными органами власти соответствующих уровней составляется проект бюджета в соответствии с информацией от вышестоящих органов об особенностях составления расчетов к проектам бюджетов.

На второй стадии исполнительный орган власти вносит в соответствующий орган представительной власти проект бюджета для его рассмотрения. На уровне Российской Федерации Президент Российской Федерации представляет в высший законодательный орган бюджетное послание. Заканчивается стадия санкционированием представительным органом расходов бюджета, на основании этого решения исполнительный орган власти дорабатывает проект бюджета.

Третья стадия бюджетного процесса заключается в утверждении проекта бюджета. После рассмотрения в представительном органе власти, внесения поправок стадия заканчивается утверждением бюджета в форме закона или решения.

Четвертая стадия бюджетного процесса - исполнение бюджета возложено на соответствующие исполнительные органы власти. Исполнение бюджета заключается в обеспечении полного и своевременного поступления предусмотренных бюджетом доходов и в финансировании соответствующих мероприятий.

Совокупность принципов и механизмов бюджетно-финансовых отношений между различными уровнями власти и управления в федеративных государствах принято обозначать термином "бюджетный федерализм".

Также как государственный федерализм для России означает, прежде всего, децентрализацию государственной власти, передачу и разграничение полномочий между уровнями государства, так и становление бюджетного федерализма в нашей стране предполагает как исходный момент децентрализацию финансовой системы, расширение бюджетных прав регионов.

Однако пока механизм финансового выравнивания на основе распределения помощи субъектам федерации из фонда финансовой поддержки пока не заработал эффективно, фонд не стал основным каналом поступления федеральных дотаций: трансферты из фонда финансовой поддержки регионов в 1996 году составили 47% перечислений из федерального бюджета.

Остальные средства поступали через неформализованные и плохо контролируемые каналы, главным образом через взаимные расчеты между бюджетами разных уровней (объем ФФПР в 1996 г. оказался практически равным средствам, перечисленным в регионы в порядке взаимных расчетов).

Основные недостатки межбюджетных отношений продолжают сохраняться, имеющий наибольшее значение - предоставление дотаций и субвенций на основе практики субъективной индивидуализации межбюджетных отношений. В межбюджетных отношениях Российской Федерации сложилась ассиметричность, в результате двусторонних договоров РФ с рядом национальных республик в составе России (Татарстан, Башкортостан, Карелия, Якутия и др.) и регионов осуществлено введение особых режимов межбюджетных отношений.

В нарушение принципов бюджетного федерализма сохраняется тенденция передачи существенной части расходов вниз по бюджетной системе без соответствующего подкрепления доходными источниками, что приводит к дотационности многих, сбалансированных ранее бюджетов.

Интересна бюджетная статистика 1995 года, взятая за основу расчетов НИИ ЦБ РФ. Традиционно Псковская область считается регионом - реципиентом финансовой поддержки, существующим за счет доходов других территорий. Но, как следует из таблицы 3, область имеет положительное сальдо по расчетам с федеральным бюджетом, то есть больше «дает Центру», чем берет от него. Совсем другое положение в той же группе, например, у Республики Бурятии и Еврейской АО. Следовательно, можно считать, что причина дефицита бюджета Псковской области в неблагоприятной системе распределения доходов, взимаемых с ее территории.

Становление бюджетного федерализма требует коренной реформы всей налоговой системы страны, принятия Налогового Кодекса РФ, устанавливающего базовые принципы налоговой системы России в соответствии с требованиями Конституции РФ и условиями становления рыночного хозяйства. Современные вопросы формирования и функционирования бюджетной системы России представлены в принятом Бюджетном кодексе РФ[36].

 

3. Налоговая система

О важности налогов и необходимости их уплаты метко выразился в свое время Бенджамин Франклин: "Платить налоги и умереть должен каждый". Налоги - плата за цивилизованность, необходимое условие существования государства.

Налог - это устанавливаемая законом форма отчуждения собственности физических и юридических лиц в пользу субъектов государственной или местной власти, строящаяся на основе безвозмездности, безвозвратности, обязательности.

Налог - это:

1)   обязательный взнос в бюджет;

2)   изъятие части дохода или собственности субъекта, не сопровождающееся каким-либо обязательством со стороны налоговых органов;

3)   определенный по размерам и срокам платеж;

4)   юридически устанавливаемый платеж.


Налоговая система - это:

1)   совокупность налогов, законно взимаемых на территории страны;

2)   система методов и принципов налогообложения;

3)   система распределения платежей по звеньям бюджетной системы;

4)   государственные налоговые органы, обеспечивающие сбор налогов.

Современные системы налогообложения сложились в результате длительной эволюции. Налоги знали еще в древности. В разные времена вводились довольно экзотические виды налогов: на окна и дымовые трубы, на соль, на бани и огороды и пр.

Современные системы налогообложения ориентированы на эффективность. Но эффективность налоговой системы достижима лишь при условии ее построения с учетом принципа справедливости. То есть налогообложение должно быть справедливым в глазах общественного мнения. Это определяет следующие основные принципы установления налогов:

·     Принцип полученных благ. В соответствии с этим принципом те, кто получает большую выгоду от предоставления государством благ и услуг, должны их в большей мере и оплачивать. Примерами налогов, взимаемых в соответствии с этим принципом, являются налоги на владельцев транспортных средств, сборы с владельцев собак и другие виды налогов, которые используются на целевое финансирование каких-либо мероприятий.

·     Принцип платежеспособности. В соответствии с ним тяжесть налогов должна быть поставлена в зависимость непосредственно от конкретного дохода и уровня благосостояния. Чем больше доходов получает -человек или юридическое лицо, чем больше благосостояние, тем выше должны быть налоги. Примеры: налог на прибыль (доходы) предприятий и организаций, подоходный налог с физических лиц и т.п. Это - основной принцип установления налогов.

·     Налогообложение должно носить однократный характер. Многократное обложение дохода или капитала недопустимо. Так, в качестве примера несправедливого применения налогообложения обычно приводят взимание налогов с прибыли акционерных обществ, включающей дивиденды, а затем с дивидендов - в составе доходов акционеров.

·     Принцип простоты. Налоги должны быть простыми, понятными и удобными для налогоплательщика и экономичными для учреждений, собирающих налоги.

Существуют различные признаки классификации налогов.

По методу взимания различают прямые и косвенные налоги.

Прямые - это налоги, устанавливаемые непосредственно на доход или имущество, поэтому их называют еще подоходно-поимущественными.

Так, подоходный налог уплачивается с полученного дохода, налог на имущество уплачивают собственники определенных видов имущества.

Косвенные налоги - это налоги на товары или услуги, оплачиваемые в цене товара, или включенные в тариф. Косвенные налоги называют еще налогами на потребление.

Это такие налоги как акциз, налог на добавленную стоимость, таможенные пошлины. Хотя они попадают в бюджет разными путями, но в итоге оплачиваются потребителем товаров, так как включаются в стоимость последних.

Прямые налоги преобладают в ФРГ, Канаде, США, Японии, а косвенные - во Франции и Италии.

В зависимости от того, какой уровень власти устанавливает, взимает и распоряжается полученными средствами, налоги подразделяются на федеральные, субъектов Федерации и местные.

С позиций роли в формировании доходов региональных бюджетов налоги подразделяются на закрепленные и регулирующие.

Закрепленные фиксируются полностью или частично на длительный период как доходный источник определенного уровня бюджета, поступают непосредственно в региональные и местные бюджеты.

Регулирующие "дополняют" региональные бюджеты до уровня "необходимой достаточности", они ежегодно перераспределяются между бюджетами разных уровней с целью покрыть дефицит.

В качестве регулирующих, например, используются акцизы, налог на добавленную стоимость, подоходный налог.

Введем ряд понятий, необходимых для характеристики системы налогообложения. Это - элементы налога. Каждый налог содержит такие элементы как: субъект, объект, предмет, налоговая база, налоговая ставка, налоговые льготы.

Субъект налогообложения (налогоплательщик) - это лицо, на котором лежит обязанность уплатить налог за счет собственных средств.

Согласно принципу постоянного местопребывания (резидентства) налогоплательщиков делят на лиц:

·     имеющих постоянное местопребывание в определенном государстве (резиденты);

·     не имеющих в нем постоянного местопребывания (нерезиденты).

·     Важное различие их состоит в том, что резиденты платят налоги на все доходы, полученные на территории данного государства, нерезиденты

·     только на доходы, полученные из источников в данном государстве. Они несут ограниченную налоговую обязанность.

Субъекты налогообложения различаются и по другим признакам:

·     организационно-правовая форма предпринимательства. Так, различается налогообложение АО, товариществ и индивидуальных предпринимателей.

·     форма собственности. В силу декларированного Конституцией равенства форм собственности, это деление не может использоваться широко, однако для достижения фактического равенства в условиях экономической деятельности государственных и приватизированных предприятий, первым предоставляются налоговые льготы.

·     по численности работающих. При соответствии по численности критерию малого предприятия устанавливаются определенные льготы.

·     по видам хозяйственной деятельности. Для предприятий отдельных отраслей предлагаются налоговые льготы в целях стимулирования производства, структурной перестройки. Это - одна из форм селективной поддержки.

Объект налогообложения - это те юридические причины, которые обусловливают обязанность уплатить налог.

Например, право собственности на землю обусловливает необходимость уплаты собственником земельного налога; перепродажа ценных бумаг, получение наследства и т.д. влекут за собой необходимость уплаты соответствующих налогов.

Предмет налогообложения - это признаки фактического характера, которые обосновывают взимание соответствующего налога.

К примеру, земельный участок - предмет налогообложения, но объект, как уже было указано, - право собственности на него.

Налоговая база (основа налога) - часть предмета налогообложения, на которую начисляются налоги.  

Налоговая база всегда меньше предмета налогообложения.

Ставка налога - размер налога на единицу налогообложения.

По методу установления различают твердые ставки и долевые. При методе твердых ставок на каждую единицу налогообложения устанавливается абсолютная сумма налога (например, 1000 р. за 1 га пашни). Долевые ставки выражаются в определенных долях объекта обложения. Установленные в сотых долях объекты ставки называются процентными. Они характерны для налогообложения прибыли, дохода (например, 12 процентов с каждого рубля зарплаты).

Метод налогообложения - это порядок изменения ставки налога в зависимости от роста налоговой базы.

Выделяют три основных метода налогообложения, в соответствии с которыми формируются три типа налогов: пропорциональные, прогрессивные и регрессивные.

При пропорциональном налогообложении для каждого налогоплательщика равна ставка (а не сумма) налога. Пропорциональный налог означает неизменность ставки при изменении величины базы налогообложения. Пример пропорционального налогообложения - налог на прибыль. Ставка налога одинакова для плательщиков, имеющих прибыль в любых размерах. Исторически пропорциональные налоги рассматривались как справедливые.

Налог является прогрессивным, если его средняя ставка повышается по мере возрастания налоговой базы. Он предусматривает не только большую абсолютную сумму, но также и большую долю взимаемого дохода по мере роста налоговой базы. Примером прогрессивного налога является подоходный налог с физических лиц (граждан).

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41


Новости

Быстрый поиск

Группа вКонтакте: новости

Пока нет

Новости в Twitter и Facebook

  скачать рефераты              скачать рефераты

Новости

скачать рефераты

© 2010.