скачать рефераты
  RSS    

Меню

Быстрый поиск

скачать рефераты

скачать рефератыРеферат: Основы общей экономической теории

Известный отечественный экономист Н.Шмелев считает, что это - следствие “сознательно проводившейся в 1992-1995 г.г. политики резкого сокращения денежной массы и платежеспособного спроса.  За эти годы цены в стране выросли примерно в 8,5 тыс. раз, количество же наличных и безналичных денег в  обороте увеличилось в 230 раз.”[40] “... действием этого фактора можно объяснить до 57% общего объема падения производства.”[41]

В известном учебнике по экономической теории П.Хейне “Экономический образ мышления” указывается: “Монетаристские меры имеют довольно узкий диапазон применения (не годятся в условиях спада) и не всегда достигают цели. Монетаристская концепция имеет антисоциальную направленность, ставит во главу всего деньги, их добывание, утверждает социальный эгоизм”.

В 1976 г. М.Фридмен получил Нобелевскую премию  в области экономики, но в 80-е годы рекомендации монетаристов перестали давать надлежащий  эффект, что обусловило волну критики со стороны экономистов и политиков.

В последние десятилетия в западных странах получило развитие новое классическое направление экономическое теории, которое обозначило себя как “теория рациональных ожиданий”.

Суть теории рациональных ожиданий (ТРО) сводится к следующим основным положениям:

·   потребители, предприниматели и рабочие понимают, как функционирует экономика, они способны оценить будущие результаты политических и других изменений и ведут себя в соответствии с принципами рациональности так, чтобы извлечь из этого максимум выгоды (иметь минимум потерь);

·   когда люди реагируют на ожидаемые результаты стабилизационной политики, эффективность ее сводится к нулю. Поэтому сторонники ТРО выступают против  проведения дискретной бюджетной или денежно-кредитной политики.

Рассмотрим принципы ТРО на примере политики дешевых денег. Пусть в целях увеличения объемов производства и занятости правительство намерено увеличить денежную массу. Если правительство заблаговременно оповестило население о необходимости проведения экспансионистской денежно-кредитной политики, то экономические агенты, опасаясь инфляционных потерь, предпримут защитные меры:

·   рабочие будут требовать повышения заработной платы;

·   фирмы - повышать цены на выпускаемую продукцию;

·   кредиторы - поднимать уровень процентной ставки.

Денежный импульс в этих условиях вызовет лишь пропорциональное увеличение цен и заработной платы, а реальный национальный доход и занятость останутся на прежнем уровне. Другими словами, эффективность денежно-кредитной политики будет близка к нулю.

Среди наиболее популярных макроэкономических концепций в последние десятилетия также рассматривают теорию экономики предложения. Ее сторонники  считают, что кейнсианство не может справиться с проблемой стагфляции потому, что придает  ключевое значение совокупному спросу.  Действительно, в кейнсианской теории производственные издержки и совокупное предложение играют пассивную роль. 

Известно, что, согласно кейнсианству, важнейшим направлением государственного регулирования является бюджетно-налоговая политика. Так, более высокий уровень налогов сокращает покупательную способность и совокупный спрос, следовательно, имеет антиинфляционный эффект.

Приверженцы теории экономики предложения убеждены, что большая часть налогов в конечном счете трансформируется в издержки предпринимателей и перекладывается на потребителей через цены. Налоги ускоряют инфляцию издержек.

Сторонник теории экономики предложения Артур Лаффер вывел, что более низкие ставки налогов вполне совместимы с прежними, или даже большими налоговыми поступлениями. Его концепция интерпретируется “кривой Лаффера” - моделью, указывающей на взаимосвязь между налоговыми ставками и суммарными налоговыми доходами государства.

На рисунке представлено, что до точки М возрастание налоговой ставки способствует увеличению поступлений налогов в бюджет. Но дальнейшее увеличение налоговой ставки приведет к снижению стимулов деловой активности, а также к стремлению уклониться от уплаты налогов. В результате суммарные налоговые поступления снизятся.

Рисунок 76. Кривая Лаффера

Определение оптимальной ставки налогообложения - сложная задача экономического анализа и налоговой политики.

Рекомендации теории экономики предложения использовались администрацией Р.Рейгана для стабилизации американской экономики.

В условиях стагфляции 70-х - 80-х годов для нормализации экономики применялся “коктейль” мер, с одной стороны, направленных на сдерживание роста денежной массы, а с другой - на расширение предложения вследствие сокращения налоговых ставок. Последнее обстоятельство привело к увеличению бюджетного дефицита и росту государственного долга, что, вкупе с высокими процентными ставками, содействовало высокой инфляции и росту безработицы. Однако в дальнейшем темпы роста цен замедлились, а безработица постепенно рассосалась. Тем не менее такой путь избавления от стагфляции является слишком тяжелым.

Альтернативой неоклассическому подходу борьбы со стагфляцией может быть использование системы мер воздействия на кривую совокупного предложения:

·   целевое финансирование и кредитование;

·   селективная поддержка отраслей;

·   протекционистские меры;

·   элементы политики доходов.

Такие меры обусловливают  меньшие социальные издержки.

Представляется. что преодоление спада российской экономики требует внимательного изучения разнообразных подходов к макроэкономической стабилизации. Наш опыт макроэкономического регулирования 90-х годов показал применимость монетарной политики дорогих денег для обуздания инфляции и низкую эффективность монетаристских мер для преодоления экономического спада. Проведение антициклической политики в современных условиях России требует большего внимания к мерам, стимулирующим спрос и предложение в национальной экономике, их гибкого применения и динамичной тонкой настройки.

Глава 10. Введение в региональную экономику. Региональная экономическая политика в российской федерации

ВОПРОСЫ:

1.   Предмет и задачи курса «Региональная экономика». Территориальное развитие и региональная экономика

2.   Государственное регулирование территориального развития. Региональная экономическая политика государства

Предмет, цели и задачи курса «Региональная экономика», ее связь с другими дисциплинами.

Вклад отечественных и зарубежных ученых в разработку теории региональной экономики.

Территориальное развитие и региональная экономика. Государственное регулирование территориального развития; необходимость, цели и механизмы.

Регион как субъект и объект региональной экономической политики Российской Федерации.

Правительственные программы региональной экономической политики 90-х годов: содержание и результативность.

1.         Предмет и задачи курса «Региональная экономика». Территориальное развитие и региональная экономика

Доминантой современного развития нашей страны, наряду с переходом к рыночному хозяйствованию, является утверждение нового порядка отношений между федеральным центром и регионами, заметное расширение прав н ответственности территорий в решении собственных социально-экономических и других проблем.

Каждый гражданин России все в большей мере ощущает себя как «Homo regionalius», испытывает как в быту, так и в профессиональной деятельности свою зависимость от условий территориального развития, от того, в каком регионе он живет и работает.

Значительно изменились задачи и функции работников региональных органов власти. Прежняя ориентация на скрупулезное выполнение установок вышестоящих инстанций, Центра не является гарантией успеха дела, которому служат управленцы. Для принятия эффективных управленческих решений необходимо основательное знание:

a)               местных проблем,

b)               отечественного и зарубежного опыта управления региональными социально-экономическими процессами,

c)               научных достижений в области регионального анализа и управления

С учетом этого во многих вузах страны, прежде всего, в региональных филиалах академии госслужбы, в соответствии с государственным образовательным стандартом вводится курс «Региональная экономика». К сожалению, по курсу отсутствуют не только учебно-методические пособия, но и типовая программа. Предлагаемый нами вариант структуры курса был утвержден в Северо-западной Академии государственной службы при Президенте Российской Федерации.

Ряд исследователей считают региональную экономику разделом экономической географии или аналогом отраслевых экономик (экономики сельского хозяйства, экономики промышленности). Мы придерживаемся точки зрения, согласно которой региональная экономика является ветвью общей экономической теории, относящейся к разделу «Мезоэкономика», то есть рассматриваем региональную экономику как часть крупную подсистему национальной экономики (Макроэкономики).

Курс методологически опирается на основы экономической теории и органически связан с конкретными экономическими дисциплинами, такими как экономическая география, менеджмент, маркетинг, финансы и кредит, экономика отраслей, статистика и др.

Целью темы является изучение системы экономических условий территориального развития. Позднее мы укажем на нетождественность территориального развития и роста экономического потенциала регионов. Однако, в большинстве случаев, благоприятное региональное развитие опирается на растущую экономику регионов.

Задачами темы являются:

·     выявление экономических условий становления федерализма и местного самоуправления в Российской Федерации;

·     анализ региональной экономической политики России 90-х годов;

·     рассмотрение условий становления региональной собственности и региональные аспекты приватизации государственной собственности;

·     анализ финансовых проблем регионального развития: вопросов становления бюджетного и налогового федерализма, формирования местных бюджетов;

·     исследование форм и методов регулирования региональной экономики в условиях становления рыночного хозяйствования и регионального самоуправления.

За рубежом известны работы таких специалистов в области региональной экономики как Вигман Ф., Изард У., Перлофф Г., Ричардсон X. и др., ряд этих работ переведены на русский язык. На наш взгляд, непосредственное использование разработок зарубежных исследователей для выработки рекомендаций по региональной экономике затруднено: все они ориентированы на условия развитого рыночного хозяйства, "привязаны" к специфике национальных государственных отношений, построены на основе сложившейся системы региональной статической отчетности.

Представляется проблематичной целесообразность простого копирования зарубежного опыта в российской региональной экономике.

Рассмотрение региональных экономических проблем требует уточнения понятия "регион". В советской экономической науке понятие «регион» было введено академиком Н. Некрасовым. Существует много точек зрения на это понятие. По-латыни "regio" - страна, область. В этом смысле чаще всего "регион" отождествляют с некоторой абстрактной территорией, частью территориального пространства страны, не выделяя каких-либо факторов, кроме пространственного.

В некоторых случаях под регионами подразумевают крупные экономические районы, то есть группу соседних административно- и национально-территориальных образований, таких как Урал, Западная Сибирь, Дальний Восток, Север и т.п. В других - субъекты федерации: края, области, автономии. В третьих - районы, города, городские районы в крупных городах, села и т.д.

В монографии классика американской региональной экономики У.Изарда "Методы регионального анализа" регион характеризуется как открытая экономическая единица в пределах данного государства[42]. Социальное управление. Словарь. /Под ред. В.И. Добренькова, И.М. Слепенкова. - М., Изд-во МГУ, 1994. - С. 134:

«В настоящее время понятие «регион» широко трактуется в научных исследования и повседневной практике. В узком смысле под регионом понимается относительно самостоятельная часть, подсистема единого народнохозяйственного комплекса страны, выделившаяся в процессе территориального разделения труда.»

Федоров Ю.И. Ассамблея европейских регионов. // Регионология. - 1995, № 1.-С. 43:

«В соответствии со ст.3 Устава Ассамблеи Европейских регионов термин «регион» относится к уровню правительства, следующего сразу после центрального, с политическим представительством, гарантированным существованием выборного Регионального Совета или, при его отсутствии, ассоциацией или органом, учрежденным на региональном уровне местными властями на следующем за ними более высоком уровне.»

Обоснованной представляется точка зрения, выраженная в коллективном труде "Системное регулирование территориального развития: экономико-правовой аспект"[43] По мнению авторов монографии,

регион есть часть экономического, социального, природно-ресурсного, экологического, культурно-исторического, собственно пространственного потенциала государства в границах властно установленных административно - территориальных единиц, имеющих управленческие структуры, призванные обеспечить интересы регионального развития.

Подобный подход к определению понятия "регион" используется и в работах ведущих специалистов по региональным социально-экономическим проблемам.[44]

Опираясь на этот методологический подход, мы будем рассматривать в составе регионов следующие уровни территориальных образований:

1)   регионы областного уровня (субъекты федерации), т.е. республики, края, области, города федерального значения;

2)   сельские районы, города, городские районы в крупных городах, сельские поселения и объединения последних, то есть то, что принято называть «муниципальные образования».

Именно им в наибольшей мере присуща целостность, нарастающее единство экономических, социальных, демографических и иных процессов. Эти регионы наделены определенным юридическим статусом, они обладают определенными правомочиями в сфере власти и управления, имеют органы власти и управления.

Выделенные уровни региональных образований существенно отличаются по пространственным масштабам, степени замкнутости воспроизводственных экономических, социальных, демографических и экологических процессов. Однако, преобразования территориальных социально-экономических отношений, происходящие сегодня в России, имеют в значительной степени схожие черты и проявления на указанных уровнях региональной структуры государства.

Понятие «региональная экономика» в управленческой практике чаще всего используется в значении «хозяйство региона», то есть совокупность региональных экономических и финансовых ресурсов и хозяйственных организаций.

Региональная экономика как наука имеет несколько иное определение.

Основоположник отечественной регионологии Некрасов Н.Н. считал, что региональная экономика изучает совокупное? фонетических и социальных факторов в каждом регионе страны, а главной задачей региональной экономики как научной дисциплины является исследование вопросов рационального размещения производительных сил. В рамках централизованно планируемой экономики это был целесообразный и эффективный подход.

Однако развитие региональной экономики как науки, исследующей проблемы территориального развития в условиях перехода к рыночному хозяйствованию, заставляет взглянуть на предмет региональной экономики под иным углом зрения.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41


Новости

Быстрый поиск

Группа вКонтакте: новости

Пока нет

Новости в Twitter и Facebook

  скачать рефераты              скачать рефераты

Новости

скачать рефераты

© 2010.