скачать рефераты
  RSS    

Меню

Быстрый поиск

скачать рефераты

скачать рефератыРеферат: Основы общей экономической теории

При использовании классификации «цель - средства» совершенно очевидно, что целью является региональное развитие, а средством, одним из важнейших условий ее реализации, является региональная экономика.

Развитие региональной экономики, рост экономического потенциала не может быть самоцелью, ибо экономический рост сам по себе может быть и причиной деградации территорий.

Для формулирования предмета и задач региональной экономики как науки прежде всего определим, в чем состоит действительный смысл регионального развития.

Территориальное развитие должно быть ориентировано на позитивную динамику уровня и качества жизни населения, достигаемую на основе устойчивого и сбалансированного воспроизводства социального, хозяйственного, ресурсного и экономического потенциалов регионов.

В условиях, когда регионы страны гораздо в большей степени озабочены физиологическим выживанием, а государство по отношению к регионам осуществляет режим «поддержки», которая в крайне малой степени способствует выходу их из бедственного положения, подлинный смысл развития территорий отодвинут на задний план.

Но только таким образом трактуемая цель регионального развития, ориентация на обозначенную выше взаимосвязанную систему характеристик может являться нормой и смыслом регионального бытия. Любое отклонение от указанных характеристик будет означать деградацию, депрессию и т.п.

Устойчивость - важнейший признак регионального развития -предполагает длительность сохранения условий воспроизводства потенциала территорий в режиме сбалансированности и социальной ориентации. Поэтому, например, чрезмерное изъятие природных ресурсов (даже обещающее мощное одноразовое обогащение территории) никак не укладывается в концепцию регионального развития.

Сбалансированность - соблюдение для каждого региона пропорции вышеуказанных составляющих его потенциала, обеспечивающей устойчивость и социальную ориентацию системы. В современных условиях наиболее уязвимыми являются экологическая, природоресурсная, а во многих регионах и социальная составляющая потенциала территориального развития. Так, возросшая социальная нагрузка на территорию Псковской области вследствие изменения геополитической ситуации требует дополнительных финансовых ресурсов для обеспечения устойчивого социально ориентированного развития.

Социальная ориентация - обеспечение необходимого уровня и качества жизни населения региона, которые характеризуются реальным уровнем потребления социальных благ, параметрами физического и духовного здоровья, образования и т.п. Социальная доминанта является приоритетной, но она также должна быть устойчиво сбалансирована с ресурсами территории. Временное благополучие может быть обеспечено и за счет строительства атомного полигона, и за счет захоронения радиоактивных отходов, и за счет развития теневой экономики.

Таким образом, территориальное развитие в современном осмыслении не может отождествляться с рациональным размещением производительных сил. Эффективное с народнохозяйственной точки зрения размещение производства, обеспечивающее рост экономического потенциала территории без учета требований территориального развития часто сопровождается деградацией всей системы ресурсов территории, доводит регионы до бедственного положения. Такова сегодня ситуация в районах индустриального Крайнего Севера, в центрах оборонной, металлургической, горнодобывающей и химической промышленности.

Таким образом, мы можем сформулировать следующее определение педмета региональной экономики.

Региональная экономика - это наука, занимающаяся исследованием экономических условий обеспечения территориального развития.

Региональная экономика изучает явления и процессы, связанные с нормированием, использованием и развитием ограниченного хозяйственного и финансового потенциала территорий в целях обеспечения стойчивого, сбалансированного, социально ориентированного развития регионов.

Региональная экономика является наукой, которая позволяет срабатывать эффективные рекомендации по управлению экономикой региона.

2.         Государственное регулирование территориального развития. Региональная экономическая политика государства

Отечественные и зарубежные исследования регионалистов показывают, что обеспечение территориального развития требует активного государственного регулирования. Причем, чем больше масштабы государства, тем более разнородны его регионы по экономическим, экологическим, социальным, политическим параметрам. Устойчивость, сбалансированность и социальный прогресс, в конечном счете, целостность государства нереальны при наличии глубоких региональных диспропорций, при соседстве относительно процветающих и безнадежно депрессивных регионов. Поэтому региональная политика государства - это прежде всего средство сглаживания территориальных диспропорций, приводящих к территориальной дезинтеграции страны.

Территориальные различия естественны, более того, они являются необходимым условием экономического и социального развития. Формируя условия межрегиональной конкуренции, территориальные различия способствуют повышению эффективности размещения производства, оптимизируют структуру расселения и рынков труда.

Однако, стихийное саморазвитие зачастую приводит к территориальным различиям, которые приходится признавать аномальными, нежелательными. Они обусловливают массовую миграцию, политические выступления, порождают сепаратистские устремления.

Аномально высокая территориальная дифференциация - характерная черта современной российской действительности. Так, в 1995-1996 годах существовали следующие различия между отдельными субъектами Федерации:

·     продолжительность жизни различалась на 17 лет у мужчин и на 12 лет у женщин;

·     доля пенсионеров в населении различалась в 3,5 раза,

·     среднемесячные доходы населения различались в 14,

·     средняя оплата труда с учетом социальных выплат - в 1 1,5,

·     стоимость набора девятнадцати основных продуктов питания - в 4,2 раза,

·     отношение этой стоимости к средней заработной плате - в 7,3 раза,

·     разница между покупательной способностью населения (отношения среднедушевых доходов к региональному прожиточному уровню) в 1996 году была шестикратной и продолжает расти,

·     более чем в 10 раз различаются показатели официально зарегистрированной безработицы;

·     в «разы» отличаются субъекты Федерации по насыщенности дорогами, развитию систем связи, энерго-, топливо-, и водоснабжению,

·     то же относится и к социальной инфраструктуре, к потреблению населением социальных услуг.

В условиях отсутствия единого рыночного пространства, слабости всех государственных институтов идет стихийное рассечение страны на атомарные образования, нередко с антагонистическими интересами. По большинству параметров наиболее резко начинает выделяться Москва как уникальный финансовый и социальный центр.

Традиционно главной движущей силой «самовыравнивания» территориального развития была социальная мобильность населения. Люди сами снижали социальную нагрузку на худшие территории, переселяясь в более благоприятные места. Классическим примером в этом отношении являются США. Но, вопреки расхожему мнению, русские «всегда были легки на подъем», иначе не состоялось бы самостоятельное заселение огромных пространств России. В настоящее время «голосование ногами» теряет свою прежнюю значимость как фактор «саморегулирования». Основная часть населения неблагополучных регионов не имеет финансовых возможностей переезда из депрессивных территорий: переезд семьи из 3-х человек на расстояние в 1000 км потребует He менее 500 минимальных зарплат. Кроме того, ни в одном регионе переселенцев не ждут как необходимую рабочую силу.

Столь же маловероятно и направление частных инвестиций в депрессивные регионы: спад экономики в них формирует плохие ожидания прибылей. Отсюда ясна необходимость государственного регулирования регионального развития. Более типично сейчас обозначение государственного регулирования территориального развития как проведение региональной политики государства.

Региональная политика государства в широком смысле слова - это правовая, экономическая и социальная деятельность центральных и региональных властей по оптимизации взаимодействия Федерации и регионов для обеспечения устойчивого, сбалансированного и социально ориентированного развития регионов.

С учетом того, что наше государство многоуровневое, регулирующие воздействия могут быть также многоуровневыми и осуществляться:

·     федеральным центром;

·     органами субъектов Федерации;

·     местными органами.

В силу того что Конституция РФ закрепила самостоятельность местного самоуправления, государственное регулирование и государственную региональную политику следует рассматривать в федеральном и субфедеральном уровнях. Остановимся первоначально на федеральном уровне региональной политики, или, иначе говоря региональной политике Центра.

Федеральная региональная политика представляет собой систему намерений и действий, позволяющих реализовать общенациональные интересы в отношении регионов.

Проведение федеральной региональной политики необходимо осуществлять с учетом того, что регионы - не только объекты, но и реальные субъекты реформ, имеющие специфические региональные интересы, далеко не всегда тождественные общегосударственным. В отличие от последних, региональные интересы, которые в нормальных условиях, прежде всего, ориентированы на стабильное воспроизводство и приумножение социального (в том числе национально-этнического), природноресурсного и экологического, демографического, хозяйственного потенциала региона.

Поскольку поддержка конкретного субъекта Федерации, с одной стороны, полезна для всей Федерации, а, с другой, она идет, по крайней мере частично, за счет прочих субъектов Федерации, федеральная региональная политика должна быть результатом решений всей Федерации, всех ее субъектов, а не одного лишь Центра.

В Правительственных Программах 90-х годов региональная политика занимает довольно значительное место. Проследим эволюцию их регионального аспекта.

Раздел «Региональный аспект реформы» содержался уже в «Программе углубления экономических реформ» (1992-1995 гг.). В ней указывалось, что региональная политика призвана ослабить внутренние социальные напряжения, сохранить целостность и единство страны. В экономической сфере ставилась цель рационального использования многообразия экономических возможностей регионов, объективных преимуществ территориального разделения труда и экономической кооперации регионов.

Кроме традиционных стратегических задач, таких как:

·     реконструкция экономики старопромышленных районов,

·     преодоление депрессивного характера АПК Нечерноземья, Южного Урала, Сибири и Дальнего Востока;

·     создание условий для возрождения малочисленных народов;

·     развитие межрегиональных и региональных инфраструктурных систем и т.п. были сформулированы новые задачи региональной политики:

·     переспециализация новых приграничных районов, создание здесь новых рабочих мест и ускоренное развитие социальной инфраструктуры;

·     стимулирование развития экспортных зон, формирование свободных экономических зон, технополисов и региональных центров внедрения достижений отечественной и мировой науки;

·     осуществление региональных программ создания новых экономических форм, адаптированных к местным условиям (приватизация, аграрная реформа, рыночная инфраструктура и т.д.).

В Программе предусматривался перенос центра тяжести с административных регуляторов на экономические. В качестве форм прямого участия предусматривались:

1)          региональные программы, реализуемые за счет средств федерального бюджета и федеральных внебюджетных средств;

2)          осуществление особо важных структурообразующих инвестиционных проектов;

3)          размещение заказов на поставку продукции для общегосударственных нужд.

Однако преобладающей формой государственного экономического регулирования территориального развития должно было стать финансовое, денежно-кредитное, налоговое регулирование. В примерный перечень экономических регуляторов были включены:

·     создание специального фонда регионального развития (его источником предполагалась дифференциальная рента, частично изымаемая у предприятий и регионов, использующих благоприятные природные и географические факторы, эффект прежних государственных инвестиций);

·     стимулирование привлечения частных отечественных и иностранных инвестиций в регионы за счет налоговых льгот, льготных кредитов и т.п.;

·     введение ускоренной амортизации для предприятий, расположенных в регионах со сложными условиями и т.д.

Для осуществления региональной политики, согласованной на всех уровнях, Программа предусматривала разработку Комплексного прогноза развития и размещения производительных сил Российской Федерации на период до 2000 года.

Программа создавалась в ситуации, когда угроза дезинтеграции России была весьма реальной, а правовые нормы общероссийского рынка еще отсутствовали. Поэтому задачей-минимумом ставились:

·     сохранение внутреннего рынка, общей денежно-кредитной системы, единства ключевых инфраструктурных сетей.

·     недопущение введения регионами явочным порядком одноканальной системы налогообложения,

·     недопущение полной децентрализации экономического механизма природопользования,

·     содействие снятию ограничений межрегионального движения товаров и услуг, капиталов и труда,

·     недопущение отказа от поставок продукции другим регионам и иных подобных шагов.

Программа поддержала инициативу «снизу» по созданию региональных и межрегиональных ассоциаций экономического взаимодействия, по разработке и осуществлению совместных программ по возрождению малых городов. заповедных зон и т.п.

Программа «Реформы и развитие российской экономики в 1995-1997 годах» (1995 г.) включала раздел «Региональная экономическая политика»

В программе отмечалось, что общий спад производства, галопирующая инфляция, кризис неплатежей и др. негативные макроэкономические факторы оказывают решающее влияние на ухудшение социально-экономического положения регионов. Вместе с тем, кризисные явления имели значительные региональные особенности.

Наибольший спад был характерен для трех групп регионов.

·     с высокой концентрацией отраслей с сокращающимся спросом (особенно оборонной промышленности и тяжелого машиностроения),

·     не выдержавших конкуренцию внешнего рынка («текстильные» регионы),

·     удаленных от основных поставщиков и потребителей (Крайний Север и Дальний Восток).

Продолжала усиливаться территориальная дезинтеграция.

Из экономического кризиса первыми начали выходить крупные городские агломерации - центры банковского и торгового капитала, регионы с развивающейся рыночной инфраструктурой межрегионального значения, регионы, экспортирующие продукцию с высокой валютной эффективностью.

В Программе региональная экономическая политика характеризуется как «часть общей региональной политики, создающая экономические основы целостности Российского государства, всех жизненно важных направлений развития российского общества»[45].

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41


Новости

Быстрый поиск

Группа вКонтакте: новости

Пока нет

Новости в Twitter и Facebook

  скачать рефераты              скачать рефераты

Новости

скачать рефераты

© 2010.