скачать рефераты
  RSS    

Меню

Быстрый поиск

скачать рефераты

скачать рефератыРеферат: Экономика 90 вопросов

                Стабильная экономика может быть только при равновесии между спросом и предложением, между издержками и доходами, что выражается в равновесии между объемом производства и совокупными расходами на его производство.

Расширенный хозяйственный оборот — это повторение процесса производства в увеличенном размере. Размеры произведенного продукта увеличиваются в каждом последующем периоде. Не остаются неизменными и факторы производства. Для этого в начале каждого следующего производственного цикла необходимы дополнительные или более качественные ресурсы. Источником расши­рения производства является использование части прибавочной стоимости на расширение производства, (т.е. накопление капи­тала) или чистые инвестиции, добавляющие и расширяющие физический производственный капитал. Источниками инвестиции мо­гут быть: прибыль предприятия, накопления граждан, кредит и т.д.

29. Экономическая природа предпринимательства и его основные формы. Условия активизации предпринимательской деятельно­сти

Предпринимательство исторически и логически возникает на основе индивидуальной частной собственности на средства производ­ства В 18 в. это понятие ассоциировалось с понятием "собственник". А. Смит характеризовал предпринимателя, как собственника, идущего на экономический риск ради реализации какой-то коммерческой идеи и получения прибыли. Он сам планирует, организует про-во, распоряжается результатами про-ва. Позднее понятие "предпринимательства" не совпадает с понятием "собственник" трак­туется гораздо шире. Современная западная литература рассматривает "П" как экономическое организационное творчество, сво­бодное проявление инициативы, новаторства, готовности к риску ради получения прибыли. Предпринимательство отнесено к лич­ным факторам производства. В процессе производства все факторы взаимодействуют друг с другом, они могут влиять друг на друга, в результате взаимодействия усиливая друг друга. Предпринимательский фактор способствует такому подбору факторов, сочетание которых дает наилучший результат, когда выпуск продукции увеличивается, а издержки (затраты) снижаются. Предпри­ниматель сводит вместе все факторы производства и в случае успешного использования получает прибыль. Вознаграждение за риск, новые идеи и усилия, которые он вкладывает в работу - это прибыль, которая остается после того, как будут сделаны выплаты собственникам земли, труда и капитала.

В современном понятии предпринимательство — это такой вид целесообразной деятельности ради получения прибыли, который отличается рисковым характером, творческой активностью, инновационной деятельностью. Предприниматель действует на свой собственный страх и риск и под свою ответственность. Предпринимательство возникает на основе индивидуальной частной собственности на средства производства. Но он может не быть собственником всего функционирующего в его деле капитала, но должен обладать правом исключительного контроля над благами: т.е. иметь право использовать по собственному усмотрению, право управлять (решать кто и как будет обеспечивать использование) право на доход. Разумеется он должен он должен платить владельцу используемого капитала за отчуждение этих прав в свою пользу.

Процесс производства по мнению основоположника теории предпринимательства Шумпетера — «есть осуществление но­вых комбинаций, охватывающих 5 основных случаев: создание нового блага, внедрение нового метода производства, освоение но­вого рынка сбыта, получение нового источника сырья, осуществление реорганизации производства. Предприниматель выбирает и осуществляет новые комбинации, и этот новый вариант представляет собой конкурентное вытеснение старых предприятий. Стиму­лом новаторства служит предпринимательская прибыль, ее источник — рост доходов или уменьшение издержек в результате инно­ваций».

Основные формы предпринимательской деятельности: производственная и посредническая. Производственная связана с выпуском товаров. Посредническая предпринимательская деятельность осуществляется во многих формах. Например, быть по­средником между собственником товара и его потребителями (челночный бизнес в России); осуществлять кредитно-финансовые операции и т.д.

Развитие предпринимательства и его активизации предполагает наличие ряда условий:

1.   предпринимательство означает наличие определенной совокупности свобод и прав по выбору вида хоз-ой деятельности, по формированию произв-ой программы, по выбору источника финансирования, доступу к ресурсам, по сбыту продукции, установ­лении на нее цен, распоряжению прибылью.

2.   предпр-ство означает наличие прав собственности на средства производства, произведенный продукт и доход.

3.   необходимы: определенная экономическая среда и социально-политический климат, которые бы реально обеспечивали сво­боду хозяйственного выбора, возможность инвестирования дохода. Говоря шире - необходим рынок капиталов, рабочей силы, ресурсов и  конкурентный режим хозяйствования.

4.   свободное предпринимательство предполагает многообразие форм, видов и типов собственности, а следовательно и присвое­ния (Коллективная, государственная, индивидуально-частная, частно-корпоративная).

Экономическая среда предпринимательства состоит из: экономической обстановки, политической ситуации, правовой среды, физи­ческой географической среды, институциональной организационно-технической среды, включая всю совокупность институтов от рекламных агентств до банков.

Наиболее эффективной формой реализации собственности является предпринимательский бизнес, как производственно- хозяйственная деятельность приносящая доход. Это обусловлено такими обстоятельствами:

1) бизнес основан на экономической свободе хозяйствования субъектов в рамках действующего законодательства и направлен на получение максимального возможного дохода;

2) каждый хозяйствующий субъект вступает в экономические связи с ему подобными бизнесменами, поэтому все экономические связи между бизнесменами являются взаимовыгодными и содержат в себе взаимную заинтересованность в их наилучшей реализа­ции;

Предпринимательский бизнес исторически и логически возникает на основе индивидуальной частной собственности на средства производства. С индивидуальной частной собственностью, как собственностью одного лица связан мелкий бизнес, а в крупном биз­несе - она явление довольно редкое и основывается на акционерной, кооперативной и др. формах собственности - коллективных. В связи с этим в крупном бизнесе имеет место разграничение предпринимательской экономической власти и управления. Управление в форме менеджмента. Менеджмент - текущее управление и координация операций предприятия, осуществляемых в соответствии с поставленными предпринимателями-собственниками целями. Функции менеджеров выполняют наемные специалисты, а предпри­ниматели- собственники сохраняют за собой лишь ограниченный круг судьбоносных обязанностей и принятие окончательных реше­ний. Менеджмент призван доводить в конкретизированной форме замыслы предпринимателей-собственников до непосредственных исполнителей. Дух предпринимательства, исходящий от высшего руководства должен пронизывать всю производственно-хозяйст­венную атмосферу и способствовать высокой результативности работы предприятия. В целях создания подобной атмосферы в ак­ционерных обществах практикуется наделение менеджеров и др. работников известным количеством акций, тем самым: 1) мобили­зуются их личные доходы в качестве предпринимательского капитала и 2) достигается социальное партнерство, т.е. известное единство интересов и собственников, и менеджеров, и работников.

30. Государственное предпринимательство

Предпринимательство исторически возникает на основе индивидуальной частной собственности на средства производства. В 18 в. это понятие ассоциировалось с понятием "частный собственник". А. Смит характеризовал предпринимателя, как собственника, идущего на экономический риск ради реализации какой-то коммерческой идеи и получения прибыли. Он сам планирует, организует про-во, распоряжается результатами про-ва. Позднее понятие "предпринимательства" трактуется гораздо шире. Современная за­падная литература рассматривает "П" как экономическое организационное творчество, свободное проявление инициативы, нова­торства, готовности к риску ради получения прибыли. Свободное предпринимательство предполагает многообразие форм, видов и типов собственности, а следовательно и присвоения (коллективная, государственная, индивидуально-частная, частно-корпоратив­ная). В современном понятии предпринимательство — это такой вид целесообразной деятельности ради получения прибыли, кото­рый отличается рисковым характером, творческой активностью, инновационной деятельностью. Государственное предпринима­тельство всегда гарантируется со стороны государства.

Наиболее эффективной формой реализации собственности, в том числе и государственной, является предприниматель­ский бизнес, как производственно-хозяйственная деятельность приносящая доход. Это обусловлено такими обстоятельствами:

1) бизнес основан на экономической свободе хозяйствования субъектов в рамках действующего законодательства и направлен на получение максимального возможного дохода;

2) каждый хозяйствующий субъект вступает в экономические связи с ему подобными бизнесменами, поэтому все экономические связи между бизнесменами являются взаимовыгодными и содержат в себе взаимную заинтересованность в их наилучшей реализа­ции;

Процесс производства по мнению основоположника теории предпринимательства Шумпетера — «есть осуществление но­вых комбинаций, охватывающих 5 основных случаев: создание нового блага, внедрение нового метода производства, освоение но­вого рынка сбыта, получение нового источника сырья, осуществление реорганизации производства. Предприниматель выбирает и осуществляет новые комбинации, и этот новый вариант представляет собой конкурентное вытеснение старых предприятий. Стиму­лом новаторства служит предпринимательская прибыль, ее источник — рост доходов или уменьшение издержек в результате инно­ваций». Все это справедливо и для государственного предпринимательства.

Государственное предприятие - обособленная хозяйственная  единица, которая функционирует на основе общегосударст­венной собственности (федеральной или субъектов федерации) или на основе собственности административно-территориальных единиц (государственное коммунальное предприятие).

Государственное предприятие для своего существования должно иметь: самостоятельный баланс; расчетный счет и другие счета в банках;  печать со своим наименованием; товарный знак (если выпускает продукцию). Государственное предприятие может существовать в следующих формах: автономное предприятие; ассоциация - договорное объединение, созданное с целью коорди­нации хозяйственной деятельности; корпорация - договорное объединение, созданное на основе сочетания производственных, на­учных, коммерческих интересов с делегированием отдельных полномочий одному центру управления; консорциум - временное ус­тавное объединение промышленного и банковского капитала для достижения общей цели; концерн — уставное объединение пред­приятий промышленности, транспорта, банков, торговли, научных учреждений на основе полной финансовой зависимости от одного или группы предпринимателей. Государственное предприятие создается по решению собственника имущества или уполномочен­ного им органа. Функционируют на основе устава, который утверждается собственником при участии трудового коллектива.

Государственное предприятие хозяйствует на основе хозяйственного расчета. Хозрасчет как метод хозяйствования осно­ван на следующих принципах:

-    хозяйственная самостоятельность, то есть предприятие само авансирует деньги на средства производства и рабочую силу, рационально  их использует, само решает вопрос о производственных товарах (или на  основе государственного заказа);

-    самоокупаемость, то есть за счет прибыли (выручки) покрывает свои затраты по производству и рассчитывается по налогам и кредитам;

-    самофинансирование, то есть обеспечение за счет прибыли расширения, совершенствования производства и решение со­циальных вопросов;

-    материальная заинтересованность предприятия в целом и каждого его члена;

-    экономическая ответственность, то есть предприятие само расплачивается за убытки и за невыполнение обязательств и до­говоров  с  партнерами.

31. Сущность и условия существования рынка. Объекты и субъекты рынка

В современной экономической лите­ратуре встречается несколько определений рынка: Рынок - это есть совокупность экономиче­ских отношений производства и обмена товаров при помощи денег; рынок - это обмен, организованный по законам товар­ного про­изводства и обращения; рынок - это механизм взаимодействия покупателей и продавцов, иными словами, отношение спроса и предло­жения; рынок - это сфера обмена внутри страны и между странами, связывающая между собой производителей и потреби­телей продукции.

В общем виде, рынок — это специфический способ организации экономической  деятельности в масштабе всей экономической сис­темы, при которой индивидуальные производители и потребители заимодействуют посредством рынка, отвечая на вопрос "Что, как, для кого производить" с помощью системы цен, прибылей и убытков, спроса и предложения. Рынок-это механизм реализации ры­ночной экономики.

Историческим условием возникновения рынка является общественное разделение труда. С разделением  труда появилась необхо­димость обмена деятельностью, в результате чего работник определенного вида конкретного труда получает возможность пользо­вать­ся продуктами любого другого конкретного вида труда. Не менее важным условием возникновения рынка яв­ляется специали­зация. Специализация — форма общест­венного разделения труда как между различными отрасля­ми и сферами общественного производства, так и внутри предприятия на различных стадиях производственного процесса. В промышленности различают три ос­новные формы специализации: предметную (например, автомо­бильные, тракторные заводы); по детальную (например, завод ша­рикоподшипников); технологическую — стадий­ную (например, прядильная фабрика).

Характерными чертами и условием существования современного рынка являются:

1.   Свободный доступ и свободный выход. Число участников рынка ничем не ограничивается. Чем больше участников, тем за­метнее проявляются рыночные законы.

2.   Цена, назначаемая отдельным производителем оказывает незначительое влияние на общую рыночную цены, т.к. на рынке действует множество производителей.

3.   Полная свобода перемещения материальных, финансовых и людских ресурсов.

4.   Равные шансы для всех, признается полное право всех на всю информацию о предложении и спросе, о ценах, прибыли и т.д.

5.   Исключаются какие-либо привелегии.

Функции рынка: Ценообразующая; Посредническая; Информационная; Регулирующая; Санирующая (очистка рынка от неконкурен­тоспособных производителей). Конечно, это идеальная модель, основанная на свободной конкуренции и потенциально равных шансах для всех продавцов и покупателей.

Субъектами рыночных отношений являются участники рыночных сделок (сделок купли-продажи). Это, во-первых, покупатели, про­давцы, предприниматели или физические лица. Во-вторых, это юридические лица, к которым относятся разного рода предприятия и объединения, организации, ассоциации, кооперативы, акционерные общества, фирмы, государст­во. Для классификации субъектов рыночных отношений используются разные подходы. С позиций выполняемых на рынке функций субъекты рыночных отношений делятся на продавцов и покупателей, с позиций форм собственнос­ти — на субъекты, функционирующие в рамках общественной собственности (государ­ственной собственности, коллективной и групповой собственности), и на субъекты, хозяйствующие на базе индивидуальной, част­ной собственности.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29


Новости

Быстрый поиск

Группа вКонтакте: новости

Пока нет

Новости в Twitter и Facebook

  скачать рефераты              скачать рефераты

Новости

скачать рефераты

© 2010.