скачать рефераты
  RSS    

Меню

Быстрый поиск

скачать рефераты

скачать рефератыРеферат: Экономика 90 вопросов

-    бумажно-кредитные, основывающиеся на банк. билетах, разменных на золото,

-    бумажно-кредитные, основывающиеся на символич. дензнаках, не разменных на золото.

Металлические ден. системы сначала были биметаллическими (основывались на золотых и серебр. дензнаках). В конце 19в. осущ. переход к монометаллическому золотому единству. Характерные черты:

-    свободная чеканка дензнаков гос. моноп. двором из золота частных владельцев.

-    беспрепятств. движение металлич. монет между странами.

-    свободное превращение ден. массы в сокровище и наоборот.

Бум.-кред. ден. система, основанная на банковских билетах, разменных на золото. Широкое развитие купли-продажи товаров в кредит привело к возникновению кредита бумажных денег. Вексель- их первая  форма, это долговое обязательство. Вексель- письменное долговое обязательство, содержащее векселедатедя, векселедержателя, сумму долга и срок уплаты. Векселедержатели путем индоссамента (передаточной надписи) очень часто используют векселя в качестве платежного средства. Век-ля, таким образом, обращались наравне с металлическими деньгами и были обеспеченны товарной массой, проданной в кредит, Но обращение век-лей ограниченно, т.к. они замещают крупные денежные суммы и неразменны на мелкие суммы, могут обращаться лишь в пределах обозначенного срока, лишь между предпринимателями, хорошо осведомленными в платежеспособности век.-дателя. Банки осуществляют учет векселей. Банкноты, возникшие на основе учета век-лей, - это банковские билеты различных достоинств бессрочного действия, обменные на золото. За такой банкнотой стоит вексель, обеспеч. тов. массой и золотом банкира.

Бум.-кред. ден. система, основанная на символических дензнаках, неразменных на золото. Обмен монет банкнот на золото почти во всех странах был прекращен в связи с первой мир. войной или же с мировым кризисом 1929-33 гг. Дольше всех валют обменивался на золото амер. доллар, обмен его прекращался поэтапно и в 1977 г. Международный валютный кризис подорвал связь валют с золотом, а все­общее распространение получили плавающие валютные курсы. Новый валютный порядок был закреплен соглашениями на конференции на Ямайке. Обновленный Устав МВФ не предполагал более привязки валюты к золоту, что исключает установления соотношения валют на базе золотого паритета. Была установлена так называемая  ямайская валютная система с плавающим валютным курсом. В связи с этим в 70 гг. возникла современная ден. сис-ма. Основу этой сис-мы составляют кредитно-бумажные дензнаки с символическим масштабом цен, за которыми стоит гос. долг. Такое ден. обращение регулируется гос-ом. Обращение наличных дензнаков сокращается при широком развитии безналичного обращения, в том числе электронных денег. Прекращение размена дензнаков на золото обусловлено рядом обстоятельств:

-    крупномасштабное нарастание тов. масс, поступающих на рынок так, что золота не хватало для чеканки соответствующей ден. массы.

-    возрастание потребности в золоте, как в сырье для современной электроники и промышленности.

-    высокие издержки ден. обращения при золотых дензнаках.

Международная торговля товарами и услугами, движение капиталов неразрывно связано с обменом национальных валют. Для обеспечения эквивалентности обмена необходимо знать валютный курс, в виде соотношения между национальной и иностранной валютами. Вал. курс - это цена денежной единицы одной страны, выраженная в денежных ед-цах другой. В.к. могут иметь разные режимы: плавающие и фиксированные. Фиксированные валютные курсы предполагают осуществление обмена одной валюты на другую на основе золотого паритета. Золотой паритет определяется равенством золотого содержания валют. Ф.в.к. колеблется вокруг золотого паритета в зависимости от спроса и предложения. Плавающий в.к. предполагает обмен одной в. на другую в зависимости от спроса и предложения. Виды п.в.к.:

-    свободно плавать в.к. (исключительно под воздействием спроса и предложения на валютном рынке – это доллар)

-    плавать совместно (страны, использующие этот вид в.к. в расчетах друг с другом фиксируют колебания курсов, а с другими странами используют режим свободного плавания — страны Евросоюза.)

-    плавать связанно с другими валютами (страны, использующие данный вид устанавливают жесткую фиксацию своего валютного курса по отношению к валюте одной из ведущих стран, например к доллару США).

Валютный курс определяется:

-    покупательской способностью каждой из валют, которая зависит от спроса и предложения товара;

-    их качественных признаков;

-    спроса и предложения национальной валюты на валютном рынке;

-    о6еспеченности валюты национальным богатством страны;

-    устойчивости валюты;

-    доверием к ней.

В настоящее время обмен нац. денег осуществляется по обменному или валютному курсу. В связи с отсутствием золотого паритета обменный и валютный курсы определяются на основе паритетов их покупательной способности. Паритеты не постоянны, колеблются, их определяют путем сопоставления цен условной корзины потребительских товаров, конвертируемых в валюте. В формировании обменного и валютного курсов весьма значительна роль спроса и предложения на валютных курсах. Котировку валют осуществляют государственные или крупные коммерческие банки. Торговля иностранными в. ведется на валютных 6иржах (Лондонская биржа). В 1992 основана ММВБ — Московская межбанковская валютная биржа (не государственная организация, хотя ЦБР является учредителем и проводит активную политику на валютном рынке, влияя на курс рубля (метод поддержания).

48. Цены и теория ценообразования. Закон стоимости и его функции

Цена — это денежное выражение стоимости товара. Уровень цен определяется стоимос­тью самих товаров, стоимостью денежного металла (золота).

Существуют 2 концепции ценообразования:

-    в основе 1 лежит трудовая теория стоимости. Согласно этой концепции основы цены составляют затраты прошлого и живого труда, т.е. стоимость. Чем она выше, тем выше цена.

-    2-ая концепция характерна для представителей неоклассического направления, объединившего множество школ прошлого века и нынешнего. Она утверждает, что каждый покупатель имеет свою шкалу ценностей и оценивает товар с учетом собственных потребностей, а поэтому и цена будет разной.

Суть это концепции сводится к тому, что стоимость, или цена, товара определяется не затраченным на его производство трудом, а исключительно спросом и пред­ложением. Согласно этой теории, если спрос превысит пред­ложение, то стоимость товара повысится, а когда увеличится предложение при неизменном спросе, стоимость товара уменьшится. При определении цены товара учитываются спрос и предложение, качество товара, взаимоотношения продавца и покупателя и т.д. На механизм колебания цен обращали внимание многие экономисты. Наиболее известным является положение А. Смита о "невидимой руке", которая направляет действия разрозненных производителей и потребителей продукции. Каждый действует, преследуя свой личный интерес. Ориен­тиром для нее является лишь повышение или понижение цены. Однако в результате разрозненных действий, основан­ных на подчинении ценовому механизму, рождается опреде­ленный порядок, и структура общественного продукта в большей или меньшей степени соответствует структуре об­щественных потребностей. "Невидимая рука" — это деперсонифицированный, безличностный ценовой механизм. Сторонниками теории спроса и предложения были французский экономист Ж.Б.Сей и английский эконо­мист Г.Д.Маклеод. Математическое выражение теории спро­са и предложения встречается у Л.Вальраса (Швейцария). Этой теории придерживались также представители австрий­ской школы - К.Меигер, Э.Бём-Баверк, Ф.Визер. Та же идея лежит в основе исследования современным экономистом Ф. Хайеком спон­танного, т.е. самопроизвольного порядка. На практике цены не просто отклоняются от стоимости, а формируются вокруг "конструирующего стержня", отлича­ющегося от стоимости. Англий­ский экономист А.Маршалл пытался соединить теорию спро­са и предложения с теорией предельной полезности и теорией издержек производства. Американский экономист П.Саму-эльсон это соединение называл оптимистическим неокласси­ческим синтезом.

Но, тем не менее, общепризнанно, что цены имеют свой верхний и нижний предел. Продавец не может продавать товар по цене, которая не компенсирует затраты вложенные в него. Верхний предел определяется платежеспособностью покупателя и готовностью покупает этот товар. Нижний и верхний пределы цены постоянно изменяются под воздействие множества факторов: спроса и предложения, монополизации рынка, возможности выбора альтернативного товара и т.д.

Закон стоимости - это закон товарного производства, по которому производство и обмен товаров осуществляются в соответствии со стоимос­тью, общественно необходимыми затратами труда, и цена является денежным выражением стои-ти. Он тре­бует сведения индивидуального рабочего времени к общест­венно необходимому, индивидуальной стоимости - к обще­ственной, а также к эквивалентности в экономических отно­шениях между субъектами хозяйствования. Общественно необходимые затраты труда выступают в роли своеобразного общественного норматива, который выявляется на рынке и в который товаропроизводители должны укладываться. Если индивидуальные затраты ниже общественно необходи­мых, то товаропроизводители выигрывают, а когда они выше, их экономическое положение ухудшается. Закон стоимости является законом цен, он регулирует ценообразование, составляя его исходную основу.

Согласно закону стои-ти сумма цен товаров = сумме их стоим-ей. В каждом отдельном случае цена товара колеблется вокруг стоим-ти, тяготеет к ней как к своей основе. Важным в механизме действия закона стои-ти являются: - 1 конкуренция; -2 - спрос и предложение. Спрос и предложение—это рыночная форма, проявления произ-ва и потребления. Конкуренция—это борьба за лучшее условие сбыта и произ-ва товаров на рынке. Конкуренция может быть и на стороне предложения и на стороне спроса. Конкуренция на стороне товаропроизводителей, прежде всего, обеспечивает сведение индивидуального раб. времени к общественно-необходимому. При превышении предложения данного товара над спросом этот вид конкуренции еще более усиливается стои-ть товара модифиц-ся в рыноч-ю стои-ть, ее стои-ть регулирует уже не общественно-необходимое раб. время, а несколько меньшее раб. время. При повышении спроса над предложением возникает конкуренция на стороне покупателей, в этом случае стои-ть товара модифицир-ся, но ее регулирует уже худшее по сравнению с лучшими условиями прои-во.

В реаль­ной жизни в процессе установления рыночных цен учиты­ваются и другие факторы. Поэтому в процессе использования закона стоимости могут сочетаться свободные, лимитные, контрактные, коммерческие и другие разновидности цен. На ценообразование влияет уникальность продукта. Это касается произведений художников и скульпторов. Известно, что цены на картины растут с ростом известности их авторов.

Закон стоимости выпол­няет следующие функции:

-    осуществле­ние учета общественного труда через формирование обще­ственно необходимых затрат труда;

-    обеспечивает распределение труда между различными сферами произ­водства. Через механизм колебаний рыночных цен вокруг стоимости происходят перелив и перемещение факторов производства из одних отраслей национальной экономики в другие, регулируется соотношение между выпуском раз­личных товаров;

-    стимулирующая. Закон стоимости стимулирует снижение производственных затрат. Если индивидуальные затраты труда превышают общественно необходимые, то для того, чтобы не разориться, товаро­производитель обязан снижать величину этих затрат. Предприниматели стремятся производить продукцию с меньшими индивидуальными затратами труда, что при данных ценах обеспечивает больший доход и прибыль.

-    распределительная, когда с по­мощью цен осуществляется распределение и перераспреде­ление общественного продукта между регионами, предпри­ятиями;

-    на его основе происходит дифференциация товаропро­изводителей. Индивидуальные затраты труда у товаропро­изводителей неодинаковы. При продаже товаров товаро­производители, у которых они ниже общественно необхо­димых, окажутся в выгодном положении - получат до­полнительный доход. И наоборот, те из них, у кого индивидуальные затраты выше общественно необходимых и они не в состоянии возместить свои затраты труда, несут убытки, нередко подвержены банкротству, разоряются.

По мере формирования мирового рынка действие зако­на стоимости распространяется и на мирохозяйственные связи. Здесь национальные стоимости выступают как индивидуальные, из которых образуются интернациональ­ные. Страна с высокой производительностью труда имеет низкие индивидуальные затраты труда и при продаже товаров по интернациональной стоимости получает допол­нительную прибыль, а с высокой индивидуальной стоимостью — проигрывает. Однако это не означает, что стране с низкой производительностью труда внешнеторговые связи невыгодны. Они целесообразны, если она получает товары дешевле, чем могла бы сама их производить. Здесь важна не столько сама по себе величина стоимости товаров, сколько соотношение национальной и интернациональной стоимостей экспортируемых и импортируемых товаров.

49. Понятие спроса и его детерминанты. Закон Госсена. Феномен Гимффена. Смещение кривой спроса

Рыночный механизм – это механизм формирования и распределения ресурсов, механизм взаимодействия продавцов и покупателей товаров по поводу установления цен и качества, объема производства. Основой механизма рыночной саморегуляции являются спрос и предложение. Рыночное равновесие устанавливается, когда планы покупателей (спрос) и продавцов (предложение) совпадают так, что при данной цене величина предложения равна величине спроса. Спрос - это форма выражения потребности, представленной на рынке и обеспеченной соответствующими денежными средствами. Спрос - количество продукта, которое потребители готовы и в состоянии купить по некоторой цене из возможных, в течение определенного периода. На спрос влияют следующие факторы: уровень доходов в обществе; размеры рынка данного товара; наличие взаимозаменяемых товаров; объективные вкусы покупателей. На рынке действует объективный закон спроса. Если цены на товар растут, то спрос уменьшается. Соотношение цены и количества, реализованных на рынке товаров отражает кривая спроса и количества продаж:

Изобразим эту зависимость между ценой и величиной спроса графически. Если на абсциссе обозначить количе­ство товара Q, покупаемого на рынке, а на ординате — движение цены Р, то получится
следующий результат.

график

Эту кривую в экономической литературе называют кривой спроса. С ее помощью можно определить, как изменится величина спроса при изменении цены. Полученная кривая иллюстрирует закон постепенного убывания спроса, который можно сформулировать следу­ющим образом: если цена какого-либо товара повышается (и при этом все другие условия остаются неизменными), то спрос будет предъявляться на меньшее количество этого товара, т.е. спрос уменьшиться.

Покупатель приобретает товар ради его потребительной стоимости, потому что этот товар обладает полезностью и необходим ему для удовлетворения его потребностей. Спрос и потребительский выбор связываются теорией предельной полезности. Основные положения: во-первых, большая часть потребностей человека рано или поздно насыщается, т.е. постепенно удовлетворяется по мере того, как используется благо; во-вторых, переход от неполного удовлетворения по­требности к ее полному удовлетворению происходит не внезапно, а через более или менее многочисленные ступе­ни. Но если напряженность потребности убывает по мере того, как потребность удовлетворяется, то и полезность блага для потребителя тоже должна убывать по мере роста количества этого блага. Так, если для голодного человека первая небольшая порция еды будет иметь наибольшую полезность, то по мере утоления голода каждая последую­щая порция еды будет иметь все меньшую полезность, Для более точного описания процесса убывания полез­ности в экономической науке используется понятие пре­дельная полезность, т.е. добавочная полезность, прибавля­емая каждой последней порцией товара. Используя это понятие, сформулируем закон убывающей предельной по­лезности: по мере увеличения количества потребляемого товара его предельная полезность имеет тенденцию к со­кращению.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29


Новости

Быстрый поиск

Группа вКонтакте: новости

Пока нет

Новости в Twitter и Facebook

  скачать рефераты              скачать рефераты

Новости

скачать рефераты

© 2010.