скачать рефераты
  RSS    

Меню

Быстрый поиск

скачать рефераты

скачать рефератыРеферат: Экономика 90 вопросов

Первый закон Госсена: желаемость данного блага убывает по мере увеличения его потребления. В точке полного удовлетворения она равна нулю. Если классическое понимание обмена – «равное на равное», то Госсен понимал обмен как источник прироста полезности, каждый меняет то, что ему менее полезно на то, что более полезно. Отсюда второй закон.

Второй закон Госсена: Лицо максимимизирует свою полезность, когда распределяет имеющиеся у него денежные средства между различными благами так, что достигает равного удовлетворения от последней единицы денег, потраченных на каждый из товаров.

Детерминантами спроса называются неценовые факторы влияния на спрос. Факторы, которые связаны с ценой, изменяют спрос в соответствии с вышеприведенным графиком. Неценовые факторы действуют при данном фиксированном уровне цен. Влияние детерминантами спроса сказывается в смещении графика вправо, когда спрос увеличивается и влево, когда убывает (при прочих неизменных условиях). К детерминантам спроса относятся:

-    изменение доходов потребителя. В отношении большинства товаров рост благосостояния ведет к увеличению спроса и, наоборот, в то же время достижение более высокого благосостояния сокращает спрос на одни товары (боле дешевые) и увеличивает спрос на другие (более дорогие),

-    изменение различных форм инвестиционных расходов (процентных ставок, изменение налогового бремени – увеличение налогов снижает спрос, новые технологии – увеличивают спрос и т.д.)

-    изменение вкусов. Так пропаганда здорового образа жизни снижает потребление сигарет,

-    изменение числа покупателей. Уменьшение этого числа сокращает спрос. Так происходит с понижением рождаемости – снижается спрос на детские товары.

-    государственные расходы. Их увеличение приводит к росту совокупного спроса

-    валютный курс и т.д.

Существует эффект замещения – изменение величины спроса на товар в результате замещения более дорогих товаров менее дорогими. Так при уменьшении запасов нефти побуждает замещать ее потреблением газом, запасы которого более велики. Закон Энгеля (дохода) заключается в том, что по мере роста доходов потребителей, увеличиваются расходы на покупку более дорогих товаров

50. Понятие предложение и его детерминанты. Смещение кривой предложения

Предложение – это совокупность товаров находящихся на рынке или способных быть произведенными и представленными к продаже по соответствующим удовлетворяющим производителя товара ценам. На предложение влияют следующие факторы: цена на выпускаемую продукцию, уровень прибыли; снижение издержек производства. В свою очередь сказываются и такие факторы как: а) достижения научно-технического прогресса; б) степень монополизации рынка; в) движением цен на другие товары, т.е. влияет взаимозаменяемость товаров. Предложения определяют закономерную взаимосвязь между рыночными ценами и количеством производимого и  предлагаемого к продаже. Соотношение цены и количества, поставляемых на рынок и предлагаемых к продаже товаров в течение фиксированной единицы времени — кривая предложения товаров в зависимости от их цены:

Закон предложения: с повышением цен соответственно вырастает и величина предложения с понижением цен сокращается так же и предложение. Все продавцы будут стремиться получить на рынке самую высокую цену, и чем выше будет цена, тем активнее они будут пытаться продать большее количество товара, т.е. увеличить предложение. Иными словами, у каждого продавца объем предложения будет меняться в зависимости от цены: чем выше цена, тем, при прочих равных условиях, выше размер предложения на рынке данного товара. Графически данная зависимость –изображена на рис. 2 (абсцисса служит для обозначения
количества товара Q, доставленного на рынок; ордината обозначает движение цены Р). Кривую S называют кривой предложения.

график

Главный фактор, воздействующий на предложение, — издержки производства.

Детерминантами предложения называются неценовые факторы влияния на предложение. Факторы, которые связаны с ценой, изменяют предложение в соответствии с вышеприведенным графиком. Неценовые факторы действуют при данном фиксированном уровне цен. Особенностью неценовых факторов является то, что они все определяются, в конечном счете, издержками на единицу продукции. Влияние детерминант предложения сказывается в смещении графика вправо, когда издержки уменьшаются и влево, когда увеличиваются (при прочих неизменных условиях). К детерминантам предложение относятся:

-    цена на ресурсы (земельные, капитальные, трудовые). С увеличением ее увеличиваются производственные издержки, а в результате совокупное предложение понижается.. кривая предложения смещается влево.

-    производительность труда. С увеличением производительности можно получить больший объем продукции, т.е. предложение возрастет. График сместиться вправо

51. Понятие эластичности в экономической науке. Общее экономическое понятие эластичности спроса

Под термином эластичности в экономической науке понимают изменение одного фактора под воздействием другого фактора. Спрос и предложение испытывают на себе влияние многочисленных факторов и по-разному на них реагируют. Например, рост цены сопровождается ростом уменьшением спроса и, наоборот, снижение цены приводит к его увеличению. Степень изменения спроса и предложения под воздействием того или иного фактора характеризует их эластичность. Эластичность спроса - это степень реакции покупаемого количества товара на колебание его рыночной цены. Поскольку речь идет об общем количестве товаров, или общей выручке, то она определяется путем умножения цены на количество (РхG). Эластичность спроса выражает, как изменяется общая выручка РхG в зависимости от цены. Если снижение цены Р вызывает такое увеличение количества G, что общая выручка РхG возрастает, то принято говорить об эластичном спросе. Если снижение цены Р приводит к такому незначительному увеличению G, что общая выручка падает, то спрос определяется как неэластичный. Третий вариант - изменение цены оставляет выручку неизменной. Для количественной оценки вводиться коэффициент эластичности.

Коэффициент эластичности - это процентное отношение изменения количества товара к проценту изменения цены товара. Количественно и качественно эластичность спроса может быть представлена тремя моментами:

1.   Когда процентное снижение цены вызывает такое процентное увеличение количества продаж товара, что общая выручка возрастает. Эластичность спроса при этом > 1. Т.е. коэффициент эластичности больше 1.

2.   Процентное снижение цены в точности компенсируется соответствующим ростом количества продаж, так что общая выручка остается абсолютно неизменной. Эластичность спроса равна 1

3.   Снижение цены вызывает настолько незначительный рост количества продаж, что общая  выручка  снижается. Это неэластичный спрос. Эластичность < 1, но > 0.

Факторы, влияющие на эластичность: наличие хороших заменителей товаров, удельный вес этой цены в бюджете потребителя, размер дохода, качество товаров, размеры запаса.

Эластичность предложения характеризует изменения между ценой и предлагаемым к реализации товаром, а так же относительное изменение объема производства и предложения товара в связи с изменением его цены на рынке.

52. Цена равновесия. Функция рыночной цены, изменение рыночного равновесия

Равновесие рыночных цен устанавливается при таких ценах и количествах товаров, при которых: количество, которое покупатели хотят купить, соответствует количеству, которое продавцы хотят продать. Цена равновесия -цена такого уровня, при котором предложение соответствует спросу. Рассмотрим ценообразование на конкурентном рынке, где действует закон спроса и закон предложения. Равновесие рыночных цен находится в  точке  пересечения  кривых спроса и предложения. Ценой равновесия  следует  считать  цену  такого уровня, при котором предложение соответствует спросу.   Равновесная цена устанавливается при двух условиях:

-    когда количество, которое покупатели хотят купить  соответствует количеству, которое продавцы хотят продать;

-    отсутствует тенденция к изменению цены и количества.

график

На графике изображены кривые спроса и предложения на определенный товар. На рынке автоматически установится цена Црын, при которой величина спроса Ср равна величине предложения Пр. Если покупатели захотят купить товар по цене Ц1, которая ниже Црын, то спрос С1 окажется большим, чем предложение П1, возникнет дефицит товара, изменяемый разностью Ц1-П1, и цена вследствие этого будет возрастать, пока предложение не уравняется со спросом. Если же продавцы пожелают продавать товар по цене Ц2, которая выше равновесной Црын, то предложение П2 окажется выше спроса С2, образуется избыток товара, равный 1П-С2, и вследствие этого цена станет уменьшаться до тех пор, пока спрос и предложение не уравновесятся. Смысл равновесия: в точке пересечения (в точке равновесия) совпадает количество, которое потребитель желает купить, а производитель продать. И только при такой цене, когда эти планы продажи и покупок совпадают, цена не имеет тенденции к изменению.

Закон рыночного равновесия: фактор цены на данный товар в ситуации рын.равновесия не ведет к его нарушению, т.к. избыток предложения и дефицит равны нулю. Стабильное равновесие - состояние, отклонение от которого приводит к возвращению в это же состояние. Конкурентная цена - цена равновесия, образованная на конкурентном рынке.

Таким образом, на конкурентном рынке, при условии зависимости спроса на товар только от его цены, устанавливается равновесная рыночная цена, соответствующая выравниванию спроса и предложения. Рыночная цена называется свободной, то есть она свободна от внешнего диктата, но не свободна от законов рынка. Механизм колебания цен исследовали многие экономисты. Еще Смит писал о "невидимой руке", которая направляет действия разрозненных производителей и потребителей продукции. Каждый действует, преследуя свой личный интерес. Ориен­тиром для нее является лишь повышение или понижение цены. Однако в результате разрозненных действий, основан­ных на подчинении ценовому механизму, рождается опреде­ленный порядок, и структура общественного продукта в большей или меньшей степени соответствует структуре об­щественных потребностей. "Невидимая рука" — это деперсонифицированный, безличностный ценовой механизм.

Само равновесие в экономике следует понимать не статически (как неизменное и фиксированное), а динамически. Оно тоже меняется под влиянием различных обстоятельств, такое равновесие рассматривается как спонтанный порядок, возникающий в рыночной системе в результате взаимодействия спроса и предложения. Рыночная цена, складывающаяся на свободном, конкурентном рынке под воздействием спроса и предложения — это  равновесная цена в данный отрезок времени, но она может изменяться. При более высокой цене Р2 возникает избыток предло­жения над спросом (равный по величине отрезку АВ). Этот избыток в результате конкуренции продавцов будут спо­собствовать снижению цены. При цене ниже уравновеши­вающей (рз) спрос превышает предложение (отрезок CF). В этом случае излишек спроса и конкуренция покупателей будет толкать цену вверх. Лишь в точке Е достигается равновесие сил и устойчивая цена, которая может сохра­няться

53. Мгновенное, кратковременное и долговременное равновесие в экономике

На конкурентном рынке, при условии зависимости спроса на товар только от его цены, устанавливается равновесная рыночная цена, соответствующая выравниванию спроса и предложения. Смысл равновесия: в точке пересечения (в точке равновесия) совпадает количество, которое потребитель желает купить, а производитель продать. Само равновесие в экономике следует понимать не статически (как неизменное и фиксированное), а динамически. Оно тоже меняется под влиянием различных обстоятельств, такое равновесие рассматривается как спонтанный порядок, возникающий в рыночной системе в результате взаимодействия спроса и предложения. В теории рыночного равновесия важное значение уделяют фактору времени и с этой точки зрения различают:

-    мгновенное равновесие, когда предложение неизменно;

-    краткосрочное равновесие, когда предложение растет без увеличения оборудования;

-    длительное равновесие нормальной цены, когда предприятия заменяют и увеличивают оборудование, а количество самих предприятий может изменяться за счет свободного входа и выхода их из отрасли.

Цена длительного равновесия немного ниже цены краткосрочного равновесия и значительно ниже цены мгновенного равновесия. Этот случай называется случаем растущих издержек. Мгновенное, краткосрочное и длительное равновесие можно рассматривать как временные этапы для установления нормального равновесия между спросом и предложением.

Эту проблему рассматривал Маршалл, который и ввел понятия мгновенного, краткосрочного и долгосрочного равновесия. При мгновенном равновесии предложение товара не меняется, но в связи с увеличением спроса равновесная цена на него увеличивается. Типичный пример — продажа скоропортящегося товара, например фруктов, которые необходимо реализовать в короткие сроки. Эту ситуацию можно изобразить на графике путем передвижения точки равновесия вверх по прямой линии, изображающей постоянное предложение (рис. 1).

Краткосрочное равновесие устанавливается на более длительный промежуток времени, когда предложение увеличивается, но число предприятий предлагающих производящих товар не меняется. Убедившись в том, что данный товар пользуется спросом, то же самое число предприятий начинает интенсивно его производить. При этом равновесная цена, конечно, будет ниже той, которая возникает при мгновенном равновесии (рис. 2)

Долгосрочное равновесие, или нормальное равновесие устанавливается тогда, когда изменяется как число предприятий, так и объем используемых ресурсов для производства товаров. Благодаря этому предложение товара значительно увеличивается за счет снижения издержек, а это приводит к понижению равновесной цены. (рис. 3)

Таким образом, долгосрочное равновесие называется нормальным потому, что оно отражает типичную ситуацию, когда возникает конкуренция между производителями и в результате устанавливается длительное равновесие между спросом и предложением.

Понятия мгновенного, краткосрочного и долгосрочного равновесия можно рассматривать как временные этапы для установления нормального равновесия между спросом и предложением. Само равновесие в экономике следует понимать не статически (как неизменное и фиксированное), а динамически. Оно тоже меняется под влиянием различных обстоятельств, такое равновесие рассматривается как спонтанный порядок, возникающий в рыночной системе в результате взаимодействия спроса и предложения.

54. Нарушение рыночного равновесия цен

На конкурентном рынке, при условии зависимости спроса на товар только от его цены, устанавливается равновесная рыночная цена, соответствующая выравниванию спроса и предложения. Само равновесие в экономике следует понимать не статически (как неизменное и фиксированное), а динамически. Оно тоже меняется под влиянием различных обстоятельств, такое равновесие рассматривается как спонтанный порядок, возникающий в рыночной системе в результате взаимодействия спроса и предложения. Рыночное равновесие, товары определяемое через равенство объемов продаж и покупок, может нарушаться в зависимости от изменения цен не только на рассматриваемый товар, но и от цен на конкурирующие товары. Например, изменение цен на кофе, может повлиять на объем продаж чая. Нарушение рыночного равновесия может происходить вследствие монопольного положения какого-то производителя. Например, когда фирма-монополист выбрасывает на рынок большое количество товара по заниженным ценам (демпинговым) с целью разорить конкурентов, равновесие нарушается. Т.е. несовершенная конкуренция в условиях рынка, значительно отличается от идеальных, теоретических представлений о чистой конкуренции. Существует монополистическая конкуренция, складывается на рынке с большим кол-вом продавцов и покупателей при различном разнообразии предложенных товаров, предлагаемые по разным ценам; отличается следующими важнейшими чертами: — монополист — это единственный продавец товара, не имеющего близких субститутов (т.е. взаимозаменяемых товаров), монополист-продавец вступает в рыночные отноше­ния только с покупателями его продукции. Характер этих взаимоотношений таков: если монополист снижает цену, у него будут покупать больше. Олигополия - небольшое кол-во крупных продавцов товара, способно существенно оказывать влияние на цены, при котором продается данный товар. Подразделяется на 2 типа: олигополия первого вида — это отрасли с совершенно однородной продукцией и большим размером предприя­тий. Олигополия второго вида — положение, когда есть несколько продавцов, продающих дифференцированные товары. Дуополия - частный случай ограниченной конкуренции, при котором, на рынке действуют в основном два независимых продавца идентичной продукции(при множестве покупателей). Монополистическая конкуренция с дифференциацией продукта- предполагает, что покупатель предпочитает товар определенного вида: его привлекает именно данный сорт, качество, упаковка, торговая марка, уровень обслу­живания и т.п. Дифференциация продукта означает отсутствие одно­родности предоставляемых потребителю благ и услуг. В случае фирмы несовершенного конкурента  кривая спроса DD имеет отрицательный наклон, поскольку чем больше ее Q, тем меньшую цену может она установить. Следовательно, когда фирма-монополист выбрасывает на рынок большое количество товара, его цена падает. Выбрасывает на рынок большое количество товара, его цена падает, если же фирма не обладает полной монополией, сокра­щение Р (т.е. цены) ее конкурента сдвинет линию спроса 00 влево, в положение D1D1, как это показано на рис. В условиях совершенной конкуренции власть монопо­листа над ценой тесно связана с эластичностью спроса. При прочих равных условиях, чем меньше эластичность спроса покупателей, тем больше возможностей для уста­новления высоких цен у фирмы-монополиста. В связи с этим может возникнуть ситуация, когда фирме выгодно разделить свой рынок: продавать один и тот же товар разным группам потребителей по разным ценам, причем различия в ценах не обусловлены различиями в издержках производства. Такая практика продажи называется ценовой дискримина­цией. Слово «дискриминация» здесь означает не ущемление чьих-либо прав, а «разделение». При пониже­нии цены можно привлечь новых покупателей, которые в противном случае просто не купят продукцию по высоким ценам. Но провести это снижение цен нужно так, чтобы состоятельные покупатели по-прежнему покупали продук­цию

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29


Новости

Быстрый поиск

Группа вКонтакте: новости

Пока нет

Новости в Twitter и Facebook

  скачать рефераты              скачать рефераты

Новости

скачать рефераты

© 2010.