скачать рефераты
  RSS    

Меню

Быстрый поиск

скачать рефераты

скачать рефератыКнига: Словарь экономических терминов

ЛИЦЕНЗИАР (англ. lisenser) - физическое или юридическое лицо, собственник изобретения, патента; продает другому лицу (лицензиату) права на промышленное и коммерческое использование изобретения в течение определенного времени и за определенное вознаграждение.

ЛИЦЕНЗИАТ (англ. lisensee) - физическое или юридическое лицо, покупающее права на промышленное и коммерческое использование изобретения на определенный срок.

ЛИЦЕНЗИОННАЯ ТОРГОВЛЯ (англ. license trade) - основная форма международной торговли технологией (ноу-хау). Предметом Л.т. являются лицензии на использование технологического опыта, изобретений, промышленных секретов, товарных знаков и др.

ЛИЦЕНЗИОННОЕ ВОЗНАГРАЖДЕНИЕ (англ. royalty) - вознаграждение продавцу (лицензиару) за предоставление покупателю (лицензиату) прав на использование лицензионного соглашения. Л.в. устанавливается исходя либо из действительного экономического эффекта от использования лицензии, либо из предполагаемой прибыли лицензиата, не связанной во времени с фактическим использованием лицензии. В первом случае предусматриваются процентные отчисления от стоимости производимой и продаваемой лицензионной покупки (ройялти) или участия в прибыли лицензиата. Во втором случае - выплаты твердо установленных сумм паушального платежа, передача части ценных бумаг лицензиата или встречная передача технической документации.

ЛИЦЕНЗИОННОЕ СОГЛАШЕНИЕ (англ. license agreement) - договор о предоставлении прав на коммерческое и производственное использование изобретений, технических знаний, товарных знаков, ноу-хау. В Л.с. определяются: вид лицензии, производственная сфера и территориальные границы ее использования. Сторонами Л.с. выступают лицензиар и лицензиат.

ЛИЦЕНЗИОННЫЙ СБОР - налог, взимаемый с импортеров и экспортеров при получении ими письменного разрешения компетентного государственного органа данной страны на перемещение через ее таможенную границу товаров и транспортных средств.

ЛИЦЕНЗИРОВАНИЕ (англ. licensing) - регулирование компетентными государственными органами ввоза и вывоза товаров из данной страны путем выдачи специальных разрешений - лицензий; является формой государственного контроля за внешнеторговой деятельностью, рациональном использованием экспортных ресурсов и сбалансированностью импорта.

ЛИЦЕНЗИРОВАНИЕ АВТОМАТИЧЕСКОЕ одна из форм лицензирования; заключается в том, что импортер должен обратиться в государственный орган с заявкой на лицензию, которую он получает автоматически. Цель Л. а. состоит в контроле за поставками различных товаров со стороны государственных органов, что дает им возможность при необходимости регулировать импорт.

ЛИЦЕНЗИРОВАНИЕ ПЕРЕКРЕСТНОЕ - одна из форм лицензирования, предусматривающая обмен лицензиями на льготных условиях и взаимное информирование контрагентов обо всех усовершенствованиях, доработках и нововведениях в рамках предмета соглашения в течение периода его действия.

ЛИЦЕНЗИРОВАНИЕ ПРЕФЕРЕНЦИАЛЬНОЕ - лицензирование, распространяющее режим автоматического лицензирования на товары, поступающие из определенных стран. Как правило, Л.п. распространено среди стран, являющихся членами региональных ассоциаций, например Ассоциации Латиноамериканских стран.

ЛИЦЕНЗИРОВАНИЕ С ЦЕЛЬЮ НАБЛЮДЕНИЯ, МОНИТОРИНГ - применение автоматического лицензирования к определенному виду товаров, имеющих для данной страны особое значение, а также с целью контроля за выполнением договоров поставок. К примеру, в США М. подлежит весь импорт баранины, а также импорт станков из ФРГ и Швейцарии.

ЛИЦЕНЗИЯ (от лат. licentia - разрешение; англ. license) - 1) разрешение, выдаваемое компетентными государственными органами на ведение определенной коммерческой деятельности; 2) разрешение, выдаваемое компетентными государственными органами на осуществление экспортно - импортной деятельности; 3) разрешение, выдаваемое одним лицом (лицензиаром) другому лицу (лицензиату) на коммерческое использование изобретения, защищенного патентом в границах строго определенного рынка, в течение определенного срока и за обусловленное вознаграждение. Существуют различные виды Л.: патентная, беспатентная, чистая, сопутствующая, генеральная, открытая, разовая, принудительная, экспортная/импортная, комплексная и др. По характеру и объему прав на использование технологии, представляемой лицензиату, Л. делятся на простые, исключительные и полные.

 ЛИЦЕНЗИЯ ГЕНЕРАЛЬНАЯ (англ. general license) - разрешение на экспорт и импорт товаров, как правило, на срок до одного года.

ЛИЦЕНЗИЯ ИСКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ (англ. exclusive license) - лицензия, предоставляющая лицензиату исключительное право на использование предмета лицензионного соглашения в тех пределах, которые оговорены. Лицензиар в этом случае отказывается от представления аналогичных лицензий третьими лицами, а также от самостоятельной эксплуатации предмета соглашения в установленных пределах.

ЛИЦЕНЗИЯ ПАТЕНТНАЯ - документ, по которому владелец патента (лицензиар) предоставляет другому лицу (лицензиату) право на использование запатентованного им изобретения.

ЛИЦЕНЗИЯ ПОЛНАЯ - лицензия, предоставляющая лицензиату исключительное право на использование патента или ноу-хау в течение срока действия соглашения. Лицензиар в этом случае отказывается от самостоятельного использования предмета лицензионного соглашения в течение этого срока.

ЛИЦЕНЗИЯ ПРОСТАЯ - лицензия, предоставляющая лицензиату право на использование предмета лицензионного соглашения. Лицензиар в этом случае оставляет за собой право эксплуатировать предмет соглашения в собственных интересах, а также выдавать на тех же условиях лицензии другим лицензиатам на данной территории.

ЛИЦЕНЗИЯ РАЗОВАЯ - разрешение на экспорт и импорт товаров по каждой отдельной сделке на срок, необходимый для ее осуществления, но не более одного года.

ЛИЦЕНЗИЯ СОПУТСТВУЮЩАЯ - лицензия, связанная с продажей или приобретением комплектного оборудования или выполнением каких-либо услуг.

ЛИЦЕНЗИЯ ЭКСПОРТНАЯ/ИМПОРТНАЯ (англ.export/import license) - разрешение, получаемое от государственных органов на экспорт и импорт товаров. См. также квотирование и лицензирование экспорта и импорта.

ЛЛОЙДА РЕГИСТР - алфавитный перечень всех коммерческих судов мира водоизмещением более 100 тонн, отнесенных к различным категориям в соответствии с их мореходными качествами Публикуется В Лондоне.

ЛОКО (итал. loco) - условие договора, по которому цена товара не включает затрат на его дальнейшую транспортировку.

ЛОМБАРДНЫЙ КРЕДИТ краткосрочная ссуда, которая обеспечивается легко реализуемым движимым имуществом. Виды ломбардного кредита: под залог ценных бумаг, под залог товаров, под залог драгоценных металлов.

 ЛОРО – счет, открываемый банком своему банку, на который вносятся все суммы, получаемые последним или выдаваемые по его поручению.

ЛОТ (англ. lot) - партия товара. В аукционной торговле весь товар разбивается на Л., которые могут состоять из одного предмета или нескольких предметов. На каждый аукционный Л., имеющий порядковый номер, устанавливается своя цена.

ЛЮМПСУМ (англ. lumpsum) - оплата общей грузовместимости судна, независимо от количества принятого груза.

МАКЛЕР (нем. Makler; англ. broker) - посредник между сторонами при заключении сделок на фондовых и товарных биржах. М. специализируются на определенных видах операций, выступают в качестве юридического лица, действуют по поручению клиентов и за их счет. М. получают комиссионные, устанавливаемые биржевым комитетом.

МАНИФЕСТ - (англ. manifest) - документ, содержащий перечень коносаментов и предъявляемый судовой администрацией таможенным органам данной страны, а также агенту судовому и стивидору.

МАНИФЕСТ АГТ - единый таможенный сопроводительный документ грузов, перевозимых автотранспортом. См. также Соглашение АГТ.

МАРЖА (англ. margin) - термин, применяемый в торговой, биржевой, страховой и банковской практике для обозначения разницы между ценами товаров, курсами ценных бумаг, процентными ставками, другими показателями. В торговле М. - это разница между покупной и продажной ценой товара. В срочных фондовых операциях М. - это разница между курсом цены покупателя и цены продавца.

МАРЖИНАЛЬНАЯ ПРИБЫЛЬ - разница между выручкой от реализации и переменными затратами на реализуемые изделия, услуги, выраженная либо как абсолютная величина, либо как маржинальная прибыль на единицу изделий, либо как процент от выручки.

МАРЖИНАЛЬНОЙ ПРИБЫЛИ ПОКАЗАТЕЛЬ - соотношение выручки и получаемой маржинальной прибыли.

МАРКА (нем. Marke; англ. mark) - имя, термин, знак, символ, рисунок, клеймо или их сочетание, предназначенные для товаров или услуг одного продавца или группы продавцов и дифференциации их от товаров и услуг конкурентов.

МАРКЕТИНГ (англ. marketing) - система организации производственно-сбытовой деятельности предприятия, в основе которой лежит комплексное изучение рынка, оценка и учет всех условий производства и сбыта продукции, товаров, услуг в ближайшее и более отдаленной перспективе. Основными элементами М. выступают: маркетинговые исследования и сбор информации, планирование ассортимента продукции, реализация, реклама и стимулирование сбыта.

МАРКЕТИНГ И СТАНДАРТЫ КАЧЕСТВА ИСО - в 1987 г. принято решение о прямом применении в СССР международных стандартов ИСО серии 9000, в них отражен международный опыт по управлению качеством продукции на промышленных предприятиях. Стандарты ИСО-9000 находят все большее применение при заключении контрактов между фирмами разных стран в качестве моделей для оценки системы обеспечения качества продукции у изготовителя.

МАРКИРОВКА (англ. marking) - наносимое на упаковку грузового места условное обозначение, содержащее данные, необходимые для надлежащей перевозки и сдачи груза получателю. Применяются следующие виды М.: товарная, отправительская, специальная, транспортная. М. является одним из существенных объектов таможенного контроля. См. также знаки идентичности.

МАРОЧНОЕ НАЗВАНИЕ - часть марки, которую можно произнести вслух.

МАРОЧНЫЙ ЗНАК, ЭМБЛЕМА - часть марки, которую можно опознать, но невозможно произнести, например символ, изображение, отличительная окраска или специфическое шрифтовое оформление.

МАССА - (англ. mass) - выражение количества поставляемого или предлагаемого к поставке товара; измеряется, как правило, в единицах метрической системы мер - тоннах, центнерах, килограммах (до недавнего времени в международной торговле широко практиковались такие единицы как длинная тонна, английский центнерб, английский фунт, унция и др., принадлежащие англо-американской системе).

МЕЖДУНАРОДНАЯ ТОРГОВЛЯ (англ. world trade, international trade, world commerce) - система (совокупность) международных товарно-денежных отношений, складывающаяся из внешней торговли всех стран мира.

МЕЖДУНАРОДНОЕ ДВОЙНОЕ НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ - одновременное обложение в разных странах идентичными или имеющими одинаковую природу налогами.

МЕЖДУНАРОДНОЕ КООПЕРИРОВАНИЕ ПРОИЗВОДСТВА (англ. international industrial cooperation) - процесс установления и развития производственных связей между фирмами разных стран на базе разделения труда, специализации производства в целях большей загрузки производственных мощностей, налаживания массового производства, повышения производительности труда, снижения издержек производства, ускорения НТП и повышения эффективности производства.

МЕЖДУНАРОДНЫЕ БАНКОВСКИЕ ГРУППИРОВКИ - крупнейшие объединения транснациональных банков; появились в конце 60 - начале 70-х гг. Включают большинство крупных банков Западной Европы, ряд американских и японских банков Западной Европы, ряд американских и японских банков. К ведущим банковским группировкам относятся АБЕКОР, СФЕ, "Интер-Альфа", ЕБИК.

МЕЖДУНАРОДНЫЕ ВАЛЮТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ (англ. international currency relations) - объединение валютно-денежных и расчетно-кредитных связей в мировой хозяйственной системе.

МЕЖДУНАРОДНЫЕ ВЫСТАВКИ И ЯРМАРКИ (англ. international exhibitions and fairs) - особая форма мирового рынка, где демонстрируются образцы товаров, достижения народного хозяйства, науки и техники, культуры и искусства, проводятся деловые переговоры потенциальных участников сделок купли-продажи, уточняются коммерческие позиции, осуществляется оптовая торговля по образцам, подписываются, наконец, внешнеторговые договоры, контракты. В свою очередь, М.в. и я. выступают важным инструментом маркетинговой, рекламной, коммерческой и техникоэкономической деятельности заинтересованных физических и юридических лиц.

МЕЖДУНАРОДНЫЕ РАСЧЕТЫ - денежные расчеты между банками, организациями, учреждениями и другими юридическими и физическими лицами разных стран, связанные с внешней торговлей, кредитами, инвестициями, некоммерческими платежами (транспортные услуги, туризм и т.п.); осуществляются, как правило, в порядке безналичных расчетов.

МЕЖДУНАРОДНЫЕ ТОВАРНЫЕ СОГЛАШЕНИЯ - договоры, целью которых является регулирование мировых рынков отдельных товаров. М.т.с. способствуют развитию торговли, препятствуют возникновению излишков или нехватки товаров, сдерживают чрезмерное колебания мировых цен, регулируют производство и сбыт товаров и т.д.

МЕЖДУНАРОДНЫЕ ТОРГИ, ТЕНДЕРЫ (англ. international tenders) - конкурсная форма размещения заказов на закупку на мировом рынке определенных товаров, оборудования или привлечения подрядчиков для сооружения комплектных объектов, выполнение инжиниринговых, консалтинговых, технологических, строительных и др. услуг, обеспечивающая заказчику (покупателю) наиболее выгодные для него коммерческие условия поставок и выполнения работ. Условия конкурса объявляются заранее либо путем рассылки заказчиком (покупателем), который одновременно является организатором М.т., письменных предложений (приглашений) потенциальным продавцам об участии в торгах, либо через оповещение в открытых источниках информации (в первом случае М.т. имеют ограниченный, или закрытый характер, а во втором - открытый). В свою очередь, фирмы, заинтересованные в участии в торгах, направляют составленные по определенной форме официальные тендерные предложения (оферты, или тендеры).

МЕЖДУНАРОДНЫЕ ФИНАНСОВЫЕ ЦЕНТРЫ - центры международного рынка ссудного капитала: Нью-Йорк, Лондон, Токио, Париж, Цюрих, Франкфурт-на-Майне, Гонконг, Сингапур и др. М.ф.ц. характеризуются высокой концентрацией банков и других кредитно-финансовых институтов, наличием мощной системы компьютерной связи, либеральными валютными и налоговыми режимами для финансовокредитных операций. Растет специализация финансовых центров: на сделках с акциями и облигационных займах специализируются Цюрих, Франкфурт-на Майне, Париж: на краткосрочных межбанковских кредитах - Гонконг, Сингапур: на операциях по переводу нефтедолларов - Бахрейн.

МЕЖДУНАРОДНЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ (МИРОХОЗЯЙСТВЕННЫЕ СВЯЗИ) - связи, устанавливающиеся между странами мира в результате торговли, миграции рабочей силы, вывоза капитала, международного кредита, валютных отношений, научно-технического производственного сотрудничества.

МЕЖДУНАРОДНЫЙ КРЕДИТ (англ. international credit) - временная передача денежных средств, товаров и других ценностей одних стран другим на условиях возвратности, срочности и уплаты процентов за пользование.

МЕЖДУНАРОДНЫЙ РЫНОК ССУДНЫХ КАПИТАЛОВ (англ. international financial market, world market of loan capital) - система экономических отношений, складывающаяся между странами мира по поводу накопления и перераспределения ссудных капиталов. В эту систему входят кредитно-финансовые учреждения и фондовые биржи, предоставляющие займы и кредиты иностранным заемщикам.

МЕЖДУНАРОДНЫЙ ТОРГОВЫЙ СЕРТИФИКАТ - импортная лицензия, находящаяся в свободном обращении; предоставляет покупателю право продажи товаров на оговоренную сумму в твердой валюте в стране с неконвертируемой валютой.

МЕНА (англ. exchange, barter) - соглашение, по которому производится обмен одного имущества на другое между сторонами. В таком соглашении каждый из участников М. одновременно является продавцом и покупателем.

МЕНЕДЖМЕНТ – 1. система управления коммерческим производством, направленная на реализацию целей, поставленных перед предприятием, и получение прибыли. Менеджмент реализует систему принципов микросоциального управления: «гуманизации производственных отношений» (максимальный учет индивидуального потенциала каждого работника), «делового партнерства» («совместного управления»), «экономического децентрализма» (самостоятельность принятия решений каждым звеном фирмы); 2. теория социальной организации производства.

МЕРКАНТИЛИЗМ (от итал. mercante - торговец; фр. mercantilisme; англ. mercantilism) - экономическое учение и экономическая политика, отражавшие интересы торговой буржуазии в период становления капитализма (XV - XVIII вв.). Меркантилисты исходили из убеждения, что источником общественного богатства является не производство, а сфера обращения. Богатство же они отождествляли с денежным капиталом, полагая, что благосостояние государства зависит от возможно большего скопления в стране денег (золота, серебра), и добивались преобладания вывоза товаров за границу над их ввозом в страну.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22


Новости

Быстрый поиск

Группа вКонтакте: новости

Пока нет

Новости в Twitter и Facebook

  скачать рефераты              скачать рефераты

Новости

скачать рефераты

© 2010.