скачать рефераты
  RSS    

Меню

Быстрый поиск

скачать рефераты

скачать рефератыДипломная работа: Проблемы использования трудовых ресурсов на примере Южного федерального округа

Направления демографической политики в отношении стимулирования рождаемости и укрепления семьи должна строиться на создании условий для самореализации молодежи и обеспечения социальной защиты семьи, мерами, реально соответствующими современным социально-экономическим условиям (акцент в мерах по стимулированию рождений второго и третьего ребенка в семье, выделение безвозмездных субсидий на жилье молодым семьям).

Несмотря на значительный естественный прирост населения, в данной группе регионов ЮФО наблюдается устойчивый миграционный отток, в особенности русскоязычного населения. Поэтому направления реализации демографической политики в отношении миграции и расселения мигрантов должны строиться на создании условий для приостановки миграционного оттока русских, а также решение проблемы возвращения вынужденных мигрантов в места своего прежнего проживания.

В депрессивных в демографическом отношении регионах ЮФО можно наметить иные цели и направления реализации демографической политики. Для всей группы цель демографической политики состоит в необходимости создания условий для демографического оздоровления при одновременном формировании предпосылок для последующей стабилизации и увеличении численности населения.

Несмотря на общий тренд демографических процессов - сокращение численности населения, эта группа регионов разнородна. Для подгруппы депрессивных в отношении естественного прироста населения регионов (Республика Адыгея, Краснодарский и Ставропольский края, Ростовская область) в качестве приоритетных направлений демографической политики должна стать влияние на процесс воспроизводства населения по вопросам укрепления института семьи как формы гармоничной жизнедеятельности личности, улучшением здоровья населения трудоспособного возраста за счет профилактики травматизма и отравлений, а также за счет раннего выявления и адекватного лечения болезней системы кровообращения, новообразований и инфекционных болезней. Кроме того, здесь миграционный приток населения в последние годы уже не может компенсировать естественную убыль населения. Данные регионы ЮФО могут привлекать ограниченное количество иммигрантов с необходимыми качественными характеристиками для покрытия убыли населения и достижения баланса на рынке труда. Однако расселение иммигрантов следует проводить дисперсно в отдалении от государственных границ, учитывая приграничное положение данных территорий. Кроме этого, для регионов данной подгруппы актуальна проблема легализации и адаптации ранее въехавших мигрантов, решение проблем беженцев и вынужденных переселенцев.

Для подгруппы депрессивных в миграционного прироста регионов (Кабардино-Балкарская Республика, Республика Калмыкия) значительный миграционный отток населения перекрывает положительный естественный прирост населения. Для них стратегическим направлением демографической политики должно стать, создание условий для прекращения миграционного оттока и стимулирования возвратного миграционного притока населения. Добиться реализации данных мер в современных условиях можно только через экономические инструменты (привлечение инвестиций, развитие производства, создание рабочих мест).

Для подгруппы абсолютно депрессивных регионов (Карачаево-Черкесская Республика, Республика Северная Осетия-Алания, Астраханская и Волгоградская области), в которых отрицательный показатель имеют и естественный, и миграционный прирост населения демографическая политика должна складываться на сочетании приоритетов описанных выше подгрупп.

Для улучшения демографической ситуации и развития рынка труда в ЮФО можно предложить следующие рекомендации:

1) Администрации области, Федерации профсоюзов, Союзу работодателей обеспечить, с учетом изменяющейся ситуации на рынке труда, корректировку Программы содействия занятости населения Ростовской области на 2005-2007 г. г., городских и районных мероприятий по е реализации, осуществлять контроль за ходом их выполнения.

Разрабатывать дополнительные меры по обеспечению занятости населения в моногородах, где уровень общей безработицы превышает среднеобластной показатель.

Расширять доступ незанятых и безработных граждан к активным программам содействия занятости на основе повышения их мотивации к трудовой деятельности.

Повышать мотивацию безработных к самостоятельному поиску работы.

Ежегодно рассматривать в областной 3-х сторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений выполнение мероприятий по содействию занятости населения, миграционной политике и вносить предложения по корректировке данных направлений деятельности.

2) Рекомендовать руководителям предприятий и организаций всех форм собственности совместно с выборными профсоюзными органами, администрациями городов и районов в целях минимизации отрицательных последствий массовых увольнений работников не допускать случаев массового высвобождения работников без предварительной разработки альтернативных вариантов по созданию новых или сохранению экономически целесообразных рабочих мест.

При чрезвычайном возникновении массового высвобождения соблюдать сроки предоставления информации в полном объеме органам службы занятости, профсоюзам и поэтапное его проведение в соответствии с действующими нормативно-правовыми актами.

Для смягчения последствий массовых высвобождений проводить совместно с центрами занятости населения предувольнительные консультации с гражданами, намеченными к высвобождению, о возможностях дальнейшего трудоустройства.

3) Союзу работодателей, Администрации области для обеспечения занятости населения способствовать развитию малого и среднего предпринимательства, надомного труда, личных подсобных хозяйств населения.

Рассмотреть в 2007-2008 г. г. возможность введения налоговых льгот для организаций, вкладывающих средства в расширение производства, создание новых рабочих мест.

Осуществлять комплекс мер, направленных на получение незанятыми гражданами необходимых знаний для осуществления предпринимательской деятельности, индивидуального и надомного труда.

Сторонам Соглашения на основе выявления тенденций развития малого предпринимательства способствовать включению вопросов подготовки и переподготовки профессиональных кадров для малого бизнеса в Программу государственной поддержки малого предпринимательства в Ростовской области на 2005-2007 г.

Оказывать финансово-кредитную поддержку субъектам малого предпринимательства на условиях микрокредитования, отдавая при этом приоритеты развитию молодежного предпринимательства.

4) Предложить работодателям, профсоюзным организациям области предусматривать в коллективных договорах на 2007-2010 г. г. раздел о занятости трудящихся, включающий обязательства по сохранению и развитию рабочих мест, увеличению средств на развитие материально-технической базы обучения, формирование системы внутрифирменной профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации персонала в тесной связи с системой подготовки кадров массовых профессий и специальностей учреждениями начального, среднего и высшего профессионального образования, предусматривая увеличение затрат на эти цели.

5) Союзу работодателей, Администрации области в целях повышения квалификационного уровня рабочей силы последовательно осуществлять работу по совершенствованию действующих и внедрению новых современных программ образования, технологий подготовки и переподготовки квалифицированных рабочих кадров и специалистов на базе учреждений начального, среднего, высшего и дополнительного профессионального образования в соответствии с профессионально-квалификационной структурой спроса и предложения рабочей силы на рынке труда и потребностью работодателей.

На основе анализа взаимосвязи рынка образовательных услуг Ростовской области и спроса на выпускников учреждений профессионального образования разработать методику прогнозирования потребности рынка труда в специалистах для экономики области.

6) Предложить администрациям городов и районов, исходя из ситуации, складывающейся на региональном рынке труда, на договорных условиях ежегодно устанавливать квоты рабочих мест предприятиям, организациям, независимо от форм собственности, для трудоустройства граждан, особо нуждающихся в социальной защите. В установленном порядке предусматривать льготы работодателям, создающим (выделяющим) рабочие места для данной категории граждан.

7) Администрации области, Союзу работодателей обеспечить выполнение Указа Президента Российской Федерации от 16.12.93 г. №2146 "О привлечении и использовании в Российской Федерации иностранной рабочей силы", используя принцип приоритетного права российских граждан на занятие вакантных рабочих мест. В случаях привлечения иностранной рабочей силы принимать на работу только высококвалифицированных специалистов и при отсутствии спроса на имеющиеся вакансии у российских граждан.

Повысить ответственность руководителей предприятий за прием на работу иностранной рабочей силы без оформления соответствующих документов и учета мнения Федерации профсоюзов области.

8) Рекомендовать администрациям городов и районов считать организацию и развитие общественных работ важнейшим направлением деятельности в сфере поддержания занятости населения. Предоставлять приоритетное право участия в общественных работах безработным гражданам, особо нуждающимся в социальной защите: молодежи, лицам уволенным с военной службы, инвалидам, лицам, освобожденным из мест лишения свободы и др. В целях увеличения объемов и расширения видов общественных работ ежегодно разрабатывать и утверждать мероприятия по развитию общественных работ.

9) Союзу работодателей, Федерации профсоюзов, Администрации области, в целях снижения социальной напряженности в подростковой среде, продолжить организацию временных рабочих мест, лагерей труда и отдыха для учащейся молодежи в период летних каникул и в свободное от учебы время, отдавая приоритеты особо нуждающимся подросткам. Предусматривать финансирование на оплату труда подростков. Содействовать созданию и развитию молодежных бирж труда.

Обеспечить соблюдение норм охраны труда и безопасности работ, временных ограничений, предусмотренных для этой возрастной категории.

10) Союзу работодателей, Администрации области, Федерации профсоюзов принимать меры по сохранению рабочих мест работающим инвалидам трудоспособного возраста, родителям неполных семей и имеющим двух и более детей на предприятиях и в организациях, проводящих сокращение штатов (без ликвидации предприятия).

11) Рекомендовать работодателям предусматривать расходы на увеличение оплачиваемого отпуска и сохранение заработной платы при сокращении рабочего дня, недели, остановках производства из-за отсутствия материалов, сырья, комплектующих и по другим причинам экономического и производственного характера; устанавливать для работников, высвобождаемых с предприятий по сокращению штатов, разовые пособия в качестве компенсации за потерю работы в размере, определенном администрацией предприятия и профсоюзным комитетом сверх выплат, установленных законодательством РФ. Включить эти вопросы в коллективные договоры.

12) Рекомендовать департаменту федеральной государственной Службы занятости населения по Ростовской области постоянно информировать население через средства массовой информации о положении дел на рынке труда, профессиях, имеющих спрос, вакансиях рабочих мест на предприятиях, в организациях и учреждениях области, а также за ее пределами, в том числе по Южному Федеральному округу.

В целом, система регулирования демографических процессов в ЮФО должна учитывать неоднородность его регионов, прежде всего при расстановке акцентов демографической политики на воспроизводственной и миграционной частях.


Заключение

Исходя из проведенного выше исследования, можно сделать следующие выводы:

Обеспечение рационального использования трудовых ресурсов во всех регионах страны составляет одну из важнейших задач социально-экономического развития хозяйственного комплекса России. Для ее решения требуется объективная оценка трудовых ресурсов, которыми располагает общество, потребностей хозяйственного комплекса в рабочей силе и путей наиболее эффективного и полного использования трудовых ресурсов в стране и регионах, исходя из интересов всего общества.

К трудовым ресурсам относится население в трудоспособном возрасте. Для мужчин он составляет 44 года (от 16 до 59 лет включительно), а для женщин - 39 лет (от 16 до 54 лет включительно). Трудовые ресурсы включают в себя как занятое, так и незанятое в экономике трудоспособное население. Численность трудовых ресурсов охватывает две категории лиц. Первая - трудоспособное население в трудоспособном возрасте. Вторая - работающее население вне пределов трудоспособного возраста. Первая категория лиц определяется посредством вычитания из численности населения в трудоспособном возрасте неработающих инвалидов I и II групп, а также неработающих лиц, получивших пенсию на льготных условиях. Численность второй категории населения определяется численностью работающих подростков (до 16 лет) и работающих пенсионеров.

Важнейшей проблемой наличных трудовых ресурсов является их полная занятость и эффективное использование, обеспечивающие экономический рост и на этой основе - повышение уровня и качества жизни населения. Управление трудовыми ресурсами является центральной проблемой управления общественным воспроизводством, ибо функционирование главной производительной силы выступает решающим фактором экономического развития и общественного прогресса в целом.

С середины 1993 г. в нашей статистике осуществлен переход на рекомендуемую международными конференциями статистиков труда и Международной организацией труда систему классификации населения, в соответствии с которой оно делится на экономически активное и экономически неактивное.

Экономически активное население (рабочая сила) - это часть населения, обеспечивающая предложение рабочей силы для производства товаров и услуг. Численность этой группы населения включает занятых и безработных.

Численность экономически активного населения ЮФО по данным выборочных обследований населения по проблемам занятости в среднем за 2006г. составила 9,5 млн. человек, или 60,8% общей численности населения округа и 13,2% общей численности экономически активного населения страны.

Чрезвычайно выгодное территориальное положение на Юге России, между европейской частью СНГ и Кавказом, способствовало динамичному развитию региона.

Большая часть населения округа занята:

в промышленности - 17,8%,

в сельском хозяйстве - 17,1%,

на транспорте и связи - 6,5%,

в социальной сфере - 16,7%,

в торговле, общественном питании, материально-техническом снабжении - 21,0%.

В последние годы на окружном рынке труда (около 5500 тыс. человек ежегодно) происходят качественные изменения, характеризующиеся увеличением спроса на квалифицированную рабочую силу и ростом интенсивности перемещений работников между отраслями экономики. Структурное несоответствие спроса и предложения рабочей силы определяет наличие на рынке труда значительной доли безработных граждан. В настоящее время не имеют работы и в соответствии с методологией МОТ классифицируются в качестве безработных 190,1 тыс. человек или 9,1% экономически активного населения.

Проанализировав современные подходы, региональные особенности и уровень регулирования демографических процессов в ЮФО, на наш взгляд, можно выделить несколько основных моментов.

Во-первых, в 2001 году Правительством РФ была одобрена концепция демографического развития Российской Федерации на период до 2015 года, и, несмотря на это, только в двух регионах ЮФО - Республике Калмыкия и Кабардино-Балкарской Республике приняты региональные концепции демографического развития.

Во-вторых, в сфере стимулирования рождаемости и укрепления семьи в ЮФО регулирование демографических процессов осуществляется в рамках федеральных целевых программ. Только в некоторых регионах приняты меры по стимулированию рождаемости (Республика Адыгея, Кабардино-Балкарская Республика, Астраханская область) в основном материального порядка - накопительные вклады, открываемые на новорожденных, единовременное пособие, семейное пособие, пособие при рождении очередного ребенка. При этом размеры материальных выплат достаточно низки.

В-третьих, в сфере укрепления здоровья и увеличения продолжительности жизни населения основная часть мероприятий в регионах ЮФО вообще не предусматривается и реализуется только в рамках федеральных программ. При этом они направлены в основном на улучшение здоровья детей и матерей и практически отсутствуют меры, направленные на улучшение здоровья населения трудоспособного возраста, где сосредотачиваются основные причины смертности. Необходимо рекомендовать разработку на региональном уровне мероприятий по профилактике внешних причин смертности (травматизма, убийств, самоубийств и отравлений), болезней системы кровообращения и новообразований. Не уделено особого внимания также снижению потребления алкоголя, который является достаточно частой причиной смертности населения трудоспособного возраста.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20


Новости

Быстрый поиск

Группа вКонтакте: новости

Пока нет

Новости в Twitter и Facebook

  скачать рефераты              скачать рефераты

Новости

скачать рефераты

© 2010.