скачать рефераты
  RSS    

Меню

Быстрый поиск

скачать рефераты

скачать рефератыДипломная работа: Проблемы использования трудовых ресурсов на примере Южного федерального округа

В законодательном поле некоторых регионов ЮФО были попытки разработки и введения системы квот на прием мигрантов для отдельных территорий.

Согласно "Временному положению о пребывании и определении на постоянное место жительства..." граждане России имели право на выбор места жительства во всех населенных пунктах Ставропольского края, кроме городов Кавказских Минеральных Вод, прилегающих к ним населенных пунктов. Разрешение на регистрацию в этом регионе можно было получить в пределах ежегодных квот, равных 0,5% от жителей соответствующего населенного пункта. В Республике Северная Осетия-Алания закон "О миграции" определяет необходимость введения квот в приеме и размещении вынужденных мигрантов.

Позднее в законодательных актах регионов ЮФО происходит переориентация квотирования на иностранцев. Иммиграционный кодекс Ставропольского края содержал положение о миграционных квотах, распространяемое исключительно на иностранных граждан, которые могли получить вид на жительство в населенных пунктах региона в пределах квоты, равной 0,5% жителей любого населенного пункта. Закон "О привлечении и использовании иностранной рабочей силы на территории Краснодарского края" определяет, что исполнительный орган государственной власти региона устанавливает квоты на привлечение иностранной рабочей силы в городах и районах края.

Закон "О мерах по пресечению незаконной миграции в Ставропольский край", принятый в июне 2002 года, гласит, что Правительство края на основании предложений органов внутренних дел и краевой комиссии миграционного контроля ежегодно устанавливает максимально возможную численность переселенцев, которые могут быть определены на постоянное место жительства в регионе. Эта численность устанавливается исходя из возможностей социально-экономической инфраструктуры... с учетом мнения органов местного самоуправления. Также устанавливаются квоты на привлечение в край иностранной рабочей силы. Правда, прокуратура края протестовала данную статью закона.

Ряд законодательных актов регионов ЮФО направлен на организованное расселение вынужденных мигрантов. Например, власти Ставропольского края распоряжением Главы администрации № 237 "О зонах организованного размещения беженцев и вынужденных переселенцев" от 17 апреля 1992 года определили в качестве приоритетных для расселения мигрантов десять наименее населенных и экономически наименее развитых административных районов Ставропольского края.

Между правительствами России и Республики Северная Осетия-Алания было подписано соглашение "О разграничении полномочий по вопросам возвращения беженцев и вынужденных переселенцев к местам постоянного проживания", предусматривавшее координацию действий по обеспечению мероприятий по возвращению беженцев в Грузию. В перечень этих мероприятий входило: строительство жилья, создание рабочих мест, ведение переговоров с Грузией, выделение финансовых средств на решение проблем вынужденных мигрантов.

В других регионах проблемы вынужденной миграции находят отражение в нескольких постановлениях правительства Республики Дагестан об оказании помощи вынужденным мигрантам, в законодательных актах Краснодарского края о межнациональных отношениях, мерах по борьбе с преступностью и защите трудовых прав особо нуждающихся категорий граждан, в положениях о порядке пребывания и жительства в Республике Адыгея и Карачаево-Черкесской Республике. Но самый большой перечень законов по проблеме регулирования потока вынужденных мигрантов отмечается в Республике Ингушетия, что связано с близостью региона к Чеченской Республике - основному месту исхода вынужденных мигрантов на Северном Кавказе. Принятые в Республике Ингушетия различные акты определяли мероприятия по расселению, обеспечению, организованному возвращению в прежние места проживания вынужденных мигрантов.

Особым образом региональные миграционные программы рассматривают положение, проблемы и направления интеграции вынужденных переселенцев и беженцев в местах нового проживания. Подобные программы были приняты в Ставропольском крае, Ростовской области, Краснодарском крае.

На Северном Кавказе имел место опыт регулирования миграции на основе учета этнической составляющей. В мае 1997 года в Республике Адыгея был принят закон "О репатриантах", который регламентировал правовое положение репатриантов - представителей адыгской диаспоры, способы приобретения статуса репатрианта, права и обязанности, возникающие в связи с приобретением подобного статуса. Закон предоставлял репатриантам определенные льготы экономического характера в отношении налогов и собственности. Кроме того, для содействия реализации прав репатриантов были созданы общественные объединения. В их числе общество "Историческая родина" ("Самгъур"), провозгласившее в качестве уставных задач реализацию мер по практическому и правовому обеспечению решения проблем возвращения адыгов на историческую родину.

В законе Республики Северная Осетия-Алания "О миграции" декларируется покровительство соотечественникам, находящимся за пределами региона, предоставление им на территории республики "преференциального режима", необходимость учета исторических, а также этнополитических реалий жизни титульной национальности.

Договор между федеральными органами власти и Республикой Кабардино-Балкария от 1 июля 1994 года рассматривал в качестве предмета совместного ведения вопросы репатриации этнических кабардинцев и балкарцев, проживающих за рубежом, а также связанные с этим вопросы гражданства.

Для регулирования порядка привлечения иностранной рабочей силы в некоторых законодательных актах прописывались отдельные положения.

Иммиграционный кодекс Ставропольского края определял порядок и условия привлечения и использования иностранной рабочей силы в регион. Устанавливалось, что для приема на работу иностранных граждан требовалось разрешение, выдаваемое работодателю миграционной службой края, и наличие подтверждения на право трудовой деятельности, выдаваемого иностранному работнику на основании полученного работодателем разрешения.

В Иммиграционном кодексе определялась плата за право привлечения иностранной рабочей силы в край.

Затем появились специальные законодательные акты. Например, был принят Закон № 82-КЗ "О привлечении и использовании иностранной рабочей силы на территории Краснодарского края".

Устанавливается, что иностранная рабочая сила может использоваться на территории края только в случае, если удовлетворены приоритетные права граждан России, проживающих в регионе, на занятие вакантных рабочих мест или отсутствуют возможности перераспределения трудовых ресурсов из других районов и городов края. Также введены ограничения по некоторым специальностям. Например, запрещается привлечение иностранных рабочих общестроительных специальностей, за исключением специалистов узкого профиля и уникальных профессий (перечень утверждается исполнительным органом государственной власти Краснодарского края).

Определен порядок работы с иностранными работниками. Решение о привлечении иностранной рабочей силы принимается исполнительным органом государственной власти края на основании заключений его структурных подразделений, краевой службы занятости населения, отраслевых профсоюзных органов, а также органов местного самоуправления края.

На основании заключения исполнительного органа государственной власти краевая миграционная служба выдает разрешение на привлечение и использование иностранной рабочей силы, которое устанавливает общее число привлекаемых иностранных рабочих, а также численность иностранной рабочей силы по группам профессий. Исполнительный орган государственной власти края до начала следующего года устанавливает квоты на привлечение иностранной рабочей силы в городах и районах края.

Власти некоторых регионов ЮФО активно противодействуют нелегальной миграции. В марте 1997 года в Ростовской области был создан межрегиональный центр временного размещения иммигрантов на 100 мест. Центр принимает нелегальных мигрантов из числа иностранных граждан и лиц без гражданства, в том числе ищущих убежище в России, из всего округа. Основными задачами центра являются: определение правового статуса иммигрантов, их прием и размещение до определения правового статуса, в том числе временное содержание иммигрантов, которым отказано в признании беженцами, до их выбытия к новому месту пребывания или жительства.

Закон "О привлечении и использовании иностранной рабочей силы на территории Краснодарского края" от 9 июня 1997 года предусматривает процедуру депортации нелегальных мигрантов. В частности, в нем говорится, что "иностранные граждане, выехавшие в край с целью осуществления профессиональной деятельности и принятые на работу с нарушением настоящего Закона, подлежат депортации за счет средств работодателя. Финансирование затрат по выдворению иностранных граждан производится за счет средств, отчисляемых в краевой бюджет от взимания платы за выдачу разрешений на привлечение иностранной рабочей силы и подтверждений на право занятия трудовой деятельностью, а также штрафов".

В Ставропольском крае в июне 2002 года был принят закон "О пресечении незаконной миграции", который учел многие из перечисленных выше недостатков.

Региональная специфика Северного Кавказа - наличие договоров и соглашений по вопросам регулирования миграции между различными заинтересованными сторонами. Данные документы бывают нескольких типов.

Первый тип - договоры и соглашения между федеральными органами государственной власти. В них регулирование миграционных процессов отнесено к совместному ведению. Исходя из особенностей социально-политической и экономической ситуации в данном субъекте, акцент делается на раз - личные миграционные проблемы. Обустройство вынужденных мигрантов (договор с Республикой Северная Осетия-Алания), регулирование миграции с точки зрения политической стабильности (договор с Краснодарским краем от 30 января 1996 года и с Ростовской областью от 11 июня 1996 года), репатриация соотечественников (договор с Республикой Кабардино-Балкария от 1 июня 1994 года).

Второй тип - многосторонние договоры и соглашения с участием федерального центра и субъектов Федерации. Они заключаются для ликвидации последствий вооруженных конфликтов и возращения беженцев и вынужденных переселенцев в места постоянного проживания. В частности, был заключен четырехсторонний договор между Россией, Грузией, Республикой Северная Осетия-Алания и Южной Осетией о добровольном возвращении беженцев, а также договоренность между федеральным центром, Республикой Ингушетия и Республикой Северная Осетия-Алания по вопросам возвращения вынужденных переселенцев в места постоянного проживания.

Третий тип - договоры и соглашения между субъектами Федерации. Республика Адыгея и Краснодарский край подписали соглашение "О сотрудничестве в сфере межнациональных отношений..." от 31 января 1996 года, в котором договорились "... проводить согласованную миграционную политику в духе гуманного отношения к репатриантам, беженцам и вынужденным переселенцам с учетом интересов... народонаселения".

На наш взгляд, подобная схема построения отношений учитывала региональную специфику миграционных процессов, ликвидировала проблемы в федеральном законодательстве по конкретным проблемам, позволяла регулировать миграцию с учетом реалий времени. Однако отдельные договоры не были лишены недостатков, иногда некоторые их положения выходят за рамки правового поля.

3.3 Рекомендации по совершенствованию демографической политики и развитии рынка труда в Южном федеральном округе

Проанализировав современные подходы, региональные особенности и уровень регулирования демографических процессов в ЮФО, на наш взгляд, можно выделить несколько основных моментов.

Во-первых, в 2001 году Правительством РФ была одобрена концепция демографического развития Российской Федерации на период до 2015 года, и, несмотря на это, только в двух регионах ЮФО - Республике Калмыкия и Кабардино-Балкарской Республике приняты региональные концепции демографического развития.

Во-вторых, в области стимулирования рождаемости и укрепления семьи в ЮФО регулирование демографических процессов осуществляется в рамках федеральных целевых программ. Только в некоторых регионах приняты меры по стимулированию рождаемости (Республика Адыгея, Кабардино-Балкарская Республика, Астраханская область) в основном материального порядка - накопительные вклады, открываемые на новорожденных, единовременное пособие, семейное пособие, пособие при рождении очередного ребенка. При этом, размеры материальных выплат достаточно низки.

В-третьих, в области укрепления здоровья и увеличения продолжительности жизни населения основная часть мероприятий в регионах ЮФО вообще не предусматривается и реализуется только в рамках федеральных программ. При этом они направлены в основном на улучшение здоровья детей и матерей и практически отсутствуют меры, направленные на улучшение здоровья населения трудоспособного возраста, где сосредотачиваются основные причины смертности. Необходимо рекомендовать разработку на региональном уровне мероприятий по профилактике внешних причин смертности (травматизма, убийств, самоубийств и отравлений), болезней системы кровообращения и новообразований. Также не уделено особого внимания снижению потребления алкоголя, который является достаточно частой причиной смертности населения трудоспособного возраста.

В области миграции и расселения законодательные акты некоторых регионов ЮФО (Ставропольский и Краснодарский края) нарушали конституционное право свободы перемещения в пределах страны граждан России, за счет выделения "постоянных жителей" региона по цензу оседлости (например, "О статусе жителя Ставропольского края").

Также недостатком многих региональных законов является отсутствие дифференцированного подхода к регистрации мигрантов из бывших республик Советского Союза, где проживает до сих пор огромное количество наших соотечественников. Кроме того, противоречило Конституции России и взимание платы за регистрацию граждан РФ на постоянное место жительства в Ставропольский край.

Еще следует отметить, что некоторые законодательные акты ограничивают права российских граждан (внутренних мигрантов) на владение собственностью и при использовании системы квот на прием мигрантов в определенные районы некоторых регионов ЮФО (Ставропольский край, Кабардино-Балкарская Республика, Республика Северная Осетия-Алания).

Также законодательные акты, направленные на расселение вынужденных мигрантов в наименее заселенные и менее экономические развитые районы региона не увенчались успехом. Так как, они не были подкреплены реальными экономическими мерами, то это не привело к активному притоку мигрантов во все эти районы.

Согласно Концепции демографического развития России на период до 2015 г. (Распоряжение правительства РФ от 24 сентября 2001 г. № 1270-р) в качестве основных целей определялись стабилизация численности населения и формирование предпосылок к последующему росту и регулирование миграционных потоков в целях замещения естественной убыли населения.

Демографическая политика, проводимая в ЮФО должна учитывать следующие особенности региона с позиций территориальной целостности и национальной безопасности государства. Во-первых, должен учитываться особый геополитический статус региона, который является южным приграничьем страны, обеспечивая выход в Закавказье, в Черноморский бассейн и на Ближний Восток. Во-вторых, должен учитываться значительный экономический потенциал региона, в особенности уникальности агроклиматических и рекреационных ресурсов для всей страны. В-третьих, очень важны для страны минеральные ресурсы ЮФО, в особенности потенциальные (нефть шельфа Каспийского моря). В-четвертых, значительный конфликтогенный потенциал региона (наличие латентных и актуализированных конфликтов, проблема разделенных народов), который значительно нарушает естественный ход демографических процессов.

Но также следует учитывать региональную специфику - ЮФО является крупной и неоднородной в демографическом отношении территорией, в его пределах можно выделить несколько типов регионов, различающихся по результативности демографических процессов, для которых цели, концепции и меры реализации демографической политики должны различаться.

В благополучных в демографическом отношении регионах (Республика Дагестан, Республика Ингушетия и Чеченская Республика) в качестве цели демографической политики должна быть поставлена необходимость повышения вклада данных регионов в общероссийский прирост населения страны.

Направления демографической политики в части укрепления здоровья и увеличения ожидаемой продолжительности жизни должна строиться на создании условий для снижения младенческой смертности за счет профилактики инфекционных заболеваний. Также для улучшения репродуктивного здоровья населения должны осуществляться меры, направленные на совершенствование профилактической и диагностической помощи. Так должны развиваться и совершенствоваться государственные и негосударственные формы оказания специализированной медицинской помощи, включая использование высоких медицинских технологий.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20


Новости

Быстрый поиск

Группа вКонтакте: новости

Пока нет

Новости в Twitter и Facebook

  скачать рефераты              скачать рефераты

Новости

скачать рефераты

© 2010.