скачать рефераты
  RSS    

Меню

Быстрый поиск

скачать рефераты

скачать рефератыДипломная работа: Казахстано-российские отношения в постсоветский период

11 документов и политическое заявление приняли по итогам саммита в июне 2005 года президенты шести стран Организации Договора о коллективной безопасности. В ОДКБ входят Россия, Киргизия, Армения, Казахстан, Таджикистан и Белоруссия, а занимается эта организация военным строительством на пространстве СНГ. В ходе заседания Комитета секретарей советов безопасности главное внимание уделялось укреплению взаимодействия в борьбе с новыми вызовами и угрозами, представляющими все большую угрозу для безопасности стран ОДКБ. В первую очередь это касается активизации террористических и экстремистских организаций, а также наркотрафика и незаконной миграции. В этой связи секретари совбезов обсудили возможность создания специальной структуры по противодействию незаконному обороту наркотиков. Как заявил секретарь Совета Безопасности РФ Игорь Иванов, «в рамках ОДКБ крепнет военный потенциал, способный адекватно реагировать на возможные вызовы и угрозы национальной, а также коллективной безопасности». При этом он сообщил, что в настоящее время в государствах организации проходит согласование проект межгосударственной целевой программы информационного противодействия современным вызовам и угрозам на период до 2010 года.

Касательно недавних событий в узбекском городе Андижане Игорь Иванов заявил, что «наше обязательство и со стороны государств ОДКБ, и со стороны международного сообщества - оказать содействие Узбекистану в укреплении возможности противостоять вылазкам экстремистских террористических элементов». «Мы поддерживаем усилия руководства республики, направленные на стабилизацию ситуации », - сказал глава Совета Безопасности РФ. [39; с 4]

Шанхайская Организация Сотрудничества, ШОС – субрегиональная международная организация, в которую входят 6 государств – Казахстан, Китай, Кыргызстан, Россия, Таджикистан и Узбекистан. Общая территория входящих в ШОС государств составляет 61% территории Евразии, ее совокупный демографический потенциал – четвертую часть населения земли, а экономический потенциал включает в себя самую мощную после США китайскую экономику. Официальные рабочие языки русский и китайский. Штаб-квартира в Пекине.

«Как мне представляется, большим потенциалом миротворчества и безопасности обладает Шанхайская Организация сотрудничества », - заметил Президент РК. Предшественницей ШОС была так называемая «Шанхайская пятерка» (Россия, Казахстан, Киргизия, Китай и Таджикистан), образовавшаяся в результате подписания Соглашения об укреплении доверия в военной области в районе границы (1996) и Соглашения о взаимном сокращении вооруженных сил в районе границы (1997). Сближение этих стран диктовалось в первую очередь угрозой безопасности их приграничным территориям со стороны главного очага нестабильности в Средней Азии – Афганистана, где шла гражданская война между войсками Северной коалиции и движения Талибан. Первое из этих двух соглашений было подписано в Шанхае, что дало основание для появления термина «Шанхайская пятёрка». Совместная работа на саммитах в Алма-Ате (1998), Бишкеке (1999), Душанбе (2000) позволили создать атмосферу того, что стало именоваться «шанхайским духом» – выработать атмосферу взаимного доверия, через первый опыт взаимных консультаций прийти к механизму достижения консенсуса и добровольному согласию выполнять положения достигнутых договорённостей. Постепенно круг вопросов расширился до сфер внешней политики, экономики, охраны окружающей среды, включая использование водных ресурсов, культуры и т.д. Все это привело к необходимости оформления системы саммитов и консультаций в новое региональное объединение. [40; с 49]

14–15 июня 2001 в Шанхае состоялась встреча глав шести государств России, Китая, Казахстана, Киргизии, Таджикистана и Узбекистана, на которой было объявлено о создании ШОС. В принятой на саммите Декларации в качестве основных целей провозглашались поддержание и обеспечение мира, безопасности и стабильности в Средней Азии, а также развитие сотрудничества в политической, торгово-экономической, научно-технической, культурной, образовательной, энергетической, транспортной, экологической и других областях. Другой важный документ – Конвенция о борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом впервые закрепляла на международном уровне определение сепаратизма и экстремизма как насильственных, преследуемых в уголовном порядке деяний. Ее подписание связано с тревогами Китая по поводу сепаратистских выступлений вблизи границ со Средней Азией, где проживают уйгуры – тюркоязычные мусульмане, населяющие запад Китая. Другая не менее заинтересованная страна – Узбекистан обладает самым многочисленным населением из всех государств Средней Азии и в наибольшей степени подвержена проявлениям сепаратизма со стороны радикально настроенных сторонников восстановления в регионе исламского халифата. По мнению Ермухамета Ертысбаева, «Президент РК не исключал того, что Россия будет поощрять соперничество между Казахстаном и Узбекистаном в своих интересах, удерживая первого в своей орбите, а второму давая возможность играть роль центральноазиатского гегемона».

В июне 2002 прошла вторая встреча глав государств-членов ШОС в Санкт-Петербурге, на которой были подписаны три документа – Хартия Шанхайской организации сотрудничества, Соглашение между государствами – членами ШОС о Региональной антитеррористической структуре и Декларация глав государств членов ШОС. В Хартии юридически были закреплены провозглашенные годом раньше в Декларации ориентиры развития ШОС. Этот устав придает «шестерке» статус международной организации и является базовым документом, определяющим, наряду с главными направлениями сотрудничества, внутреннюю структуру и механизм формирования общего курса и построения взаимоотношений с другими странами и организациями.

Хартия была подписана в 2002 и ратифицирована Советом Федерации в 2003. На основе Конвенции 2001 в целях улучшения взаимодействия в борьбе с терроризмом, сепаратизмом, экстремизмом, незаконным оборотом наркотиков и оружия, а также незаконной миграции, была создана Региональная антитеррористическая структура (РАТС), получившая в 2002 статус постоянно действующего органа ШОС. В ее функции входит координация действий правоохранительных органов и спецслужб государств ШОС.

В мае 2003 состоялась третья ключевая в истории ШОС встреча на высшем уровне в Москве. На ней были подписаны документы, определяющие порядок работы основных органов ШОС, механизм формирования бюджета и другие вопросы, связанные с текущей работой различных подразделений ШОС. Были приняты герб и флаг организации. Первым исполнительным секретарем ШОС был выбран русскоговорящий посол КНР в России Чжан Дэгуан. По оценкам большинства аналитиков, можно говорить о практическом завершении организационного оформления этой организации на Московском саммите, что и было отмечено в политической Декларации, принятой по итогам встречи. В ней также была поставлена задача отработать четкий механизм внешнеполитической координации действий членов ШОС как в Средней Азии, так и в целом на мировой арене. [41; с 7]

Пессимистично настроенные эксперты отмечают в качестве двух наиболее очевидных проблем ШОС слишком большие расхождения интересов между ее членами и неопределенность в вопросе о ее статусе из-за дублирования многих функций ШОС оформившейся недавно в Душанбе Организацией договора о коллективной безопасности (ОДКБ), в которую входят четыре из шести членов ШОС. К тому же Казахстан, Узбекистан и Киргизия пока не ратифицировали хартию ШОС, принятую в 2002. Это тормозило регистрацию ШОС в ООН и, как следствие, международное признание ее субъектности. Вместе с тем, такие страны как Иран, Монголия, Индия, Пакистан, Шри-Ланка, США и региональные организации в лице АСЕАН и ЕС проявляют интерес к сотрудничеству.

Вопрос о внешнеполитической ориентации стран-участниц остается одним из ключевых при оценке перспектив развития этой организации. Аналитики отмечают, что такие инициативы, как проект транспортного коридора от Шанхая до Санкт-Петербурга – прообраза возрожденного «Великого шелкового пути» – был принят ШОС как альтернативный после того, как ЕС и США поддержали проект транспортного коридора из Европы в Азию ТРАСЕКА (TRACECA, Transport Corridor Europe Caucasus Asia).

Наиболее четко расхождения между странами ШОС обозначились в отношении войны в Ираке в 2003. Тогда Россия вместе с Францией и Германией пыталась предотвратить начало войны, Китай на словах осудил действия антииракской коалиции, Казахстан, Киргизия и Таджикистан заняли в целом нейтральную позицию, а Узбекистан безоговорочно поддержал военную кампанию. Вместе с тем, тот факт, что Узбекистан вышел в 2002 из образованной в 1997 региональной организации ГУУАМ (Грузия, Украина, Узбекистан, Азербайджан, Молдова) и заблаговременно вступил в 2001 в ШОС, говорит о растущем весе и привлекательности этой организации для стран региона. [42; с 8]

Международный вес этой организации определяется не только совокупным демографическим и территориальным потенциалом входящих в него стран, но и обозначившимся стратегическим партнерством двух ядерных держав и постоянных членов Совета Безопасности ООН – России и Китая. Это определяет роль ШОС в построении системы коллективной безопасности, как в Средней Азии, так и в Азиатско-Тихоокеанском регионе. ШОС является открытой организацией для приема новых членов, разделяющих ее основные принципы. Хотя вопросы безопасности были изначально решающими в формировании ШОС и остаются одними из наиболее приоритетных, в то же время было бы неверно расценивать ее как военную организацию. Такой статус неприемлем по причине участия входящих в ШОС стран в международных союзах и организациях с различными обязательствами. Так для Китая его участие – вообще исключение из правила, ибо эта страна традиционно исповедует политику неприсоединения к блокам каких-либо государств, придерживаясь самостоятельности и независимости во внешней политике. Как отмечают многие эксперты, членство в ШОС во многом отвечает геополитическим интересам ее участников. Так некоторые инициативы ШОС, очевидно, нацелены на ослабление американского влияния в регионе, что соответствует стремлению Китая ослабить американское влияния в регионе и отвечает желанию России создать многополярный мир, озвученное еще при министре иностранных дел, а затем премьер-министре РФ Евгении Примакове. 2 мая этого года на заседании правительства Таджикистана были утверждены Соглашение между правительствами государств-участников Шанхайской Организации сотрудничества о сотрудничестве во время оказания помощи при ликвидации чрезвычайных ситуаций.По словам бывшего министра иностранных дел РФ Игоря Иванова, произнесенных после московского саммита 2003, «ШОС должна стать современной организацией нового типа, соответствующей требованиям многополярного мира».

2.3 Культурно-гуманитарное сотрудничество приганичных государств

Большое внимание в настоящее время уделяется культурному и гуманитарному сотрудничеству. Культурное взаимодействие стало важным фактором в отношениях между Казахстаном и Россией. Базовые принципы двустороннего культурного и гуманитарного сотрудничества отражены в договоре о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи от 25 мая 1992 г., соглашении о сотрудничестве в области культуры, науки и образования от 28 марта 1994 г., Декларации о вечной дружбе и союзничестве, ориентированном в XXI столетие, от 6 июля 1998 г. В исследовании приводится множество примеров казахстанско-российского культурного взаимодействия, в основе которых - объективная необходимость и внутренняя потребность лучше понимать друг друга, касаясь всех духовных ценностях, которые объединяют наши народы.

Как отметил Президент нашей страны Назарбаев Н.А., «В многостороннем взаимодействии государств СНГ гуманитарная составляющая является одним из важнейших направлений. Наши культурные, научные и просто человеческие связи имеют глубокие корни, они опираются на богатые традиции и опыт наших народов. Необходимость дальнейшего развития гуманитарных связей, укрепления взаимопонимания и дружбы приобретает все большую актуальность с ростом экономических возможностей наших государств».

Понимание неоспоримого факта: общество XXI века, это - общество знаний. Экономика XXI века, это - экономика знаний. Программные установки Президентов России и Казахстана созвучны - необходимо вкладывать средства в будущее, которое формируется уже сейчас в студенческих аудиториях и школьных классах. Через мобильность студентов, преподавателей, научных сотрудников, через развитие механизмов дистанционного обучения, через создание совместных образовательных программ, через «взаимное прорастание» гуманитарных структур, через гражданские инициативы, через информационную координацию. И, главное, через общую языковую среду.

Но возможности для научного и студенческого обмена ограничены, сталкиваются с организационными, законодательными и финансовыми препятствиями, а также несовместимостью образовательных стандартов. Например, один из ведущих гуманитарных вузов России, РГГУ заключил более десятка соглашений с казахстанскими вузами. Среди них, АТиСО, Западно-Казахстанский Университет, Университет Аль-Фараби. Практически ни один из договоров нельзя назвать работающим.

Через формирование единых стандартов оценки качества знаний, через создание единой информационной базы по гуманитарным наукам, через оптимизацию нормативных и законодательных актов, с тем, чтобы исключить ситуацию, при которой дипломы, полученные в России и Казахстане, не будут признаваться работодателями или бюрократическими структурами.

В конечном счете, Россия, Казахстан могут стать реальным, а не виртуальным ядром формирования единого научно-образовательного и культурного пространства. Речь идет о создании общей коммуникационной инфраструктуры в сфере науки, образования и культуры, создании объединенной системы электронного обучения. Для этого нет объективных предпосылок. Напротив, РК и РФ до сих пор сохраняют сходные системы образования, и, одновременно, готовятся к вхождению в единое образовательное пространство.

Однако для эффективной координации действий необходима единая стратегия реформирования национальных систем образования; формирование эффективной системы координации деятельности государственных органов управления образованием и наукой; общие стандарты оценки качества образования и образовательных программ.

Гуманитарное пространство - это сфера государственных усилий, государственной политики, и без позиционирования государственных структур его практически невозможно удержать от распада. Но столь же очевиден факт, что ключевую роль в "выстраивании" этого интеграционного проекта будет играть гражданская инициатива.

Важным фактором культурно-гуманитарного сотрудничества, влияющим на двустороннее и приграничное взаимодействие, является наличие активной российской диаспоры в Казахстане и казахстанской - в России. Н. Назарбаев отметил: «Диаспоры - это «живой мост» между нашими государствами и залог перспективного развития двусторонних отношений».

По информации пресс-службы президента Казахстана, в рамках форума было подписано Соглашение о казахстанско-российском сотрудничестве в области морского транспорта, программы экономического сотрудничества на 2008 - 2010 годы, сотрудничества в гуманитарной сфере на 2007 - 2010 годы, приграничного сотрудничества регионов Казахстана и России на 2008 - 2011 годы. Кроме того, подписаны Протокол об основных направлениях сотрудничества таможенных служб на 2008 год, Соглашение о сотрудничестве в приграничных регионах между Внешэкономбанком России и Банком развития Казахстана, администрацией Новосибирской области и акиматом Восточно-Казахстанской области.

Первый форум руководителей приграничных регионов Казахстана и России состоялся в апреле 2003 года в Омске, следующий - по предложению Н. Назарбаева - проведен в сентябре 2008 года в Костанае.

Затрагивая тему сотрудничества в области культурно-гуманитарных отношениях можно отметить культурные отношения Павлодарской области в близлежайшими российскими областиям и регионами.

Делегация во главе с заместителем акима Павлодарской области Жумабековой Р.М. приняла участие в III Международном фестивале приграничных территорий Российской Федерации и Республики Казахстан «Да будет дружба искренней и честной!», который проходил 26-29 июня 2008 г в городе Омске. Наш регион представляли руководители областных национально-культурных центров, лидеры молодежных объединений Малой Ассамблеи народа Казахстана Павлодарской области, ведущие артисты региона, представители СМИ. Члены делегации приняли участие в работе «круглого стола» на тему «Этнокультурная политика в приграничном регионе. Перспективы развития», своеобразной диалоговой площадки, отвечающей приоритетным сферам межрегионального взаимодействия.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11


Новости

Быстрый поиск

Группа вКонтакте: новости

Пока нет

Новости в Twitter и Facebook

  скачать рефераты              скачать рефераты

Новости

скачать рефераты

© 2010.