скачать рефераты
  RSS    

Меню

Быстрый поиск

скачать рефераты

скачать рефератыДипломная работа: Казахстано-российские отношения в постсоветский период

Экономические и географические особенности Казахстана делают его экономику одной из наиболее грузоемких в мире и обуславливают ее высокую зависимость от транспортной системы. Правительством Казахстана была разработана и утверждена Стратегия развития транспортной отрасли государства до 2015 года, предусматривающая инвестирование в размере 26 млрд. долларов США в создании инфраструктуры в течение ближайших 10 лет. Целью данной Стратегии является достижение опережающего развития траспортно-коммуникационного комплекса Казахстана в соответствии с задачами экономической стратегии государства.

Особую значимость в связи с этим приобретает казахстано-российское сотрудничество в транспортной сфере. Наиболее взаимозависимы друг от друга железнодорожные системы двух стран.

По территории Казахстана проходят и формируются на основе существующей в республике транспортной инфраструктуры четыре международных транспортных коридоров, в числе которых:

Северный коридор Трансазиатской железнодорожной магистрали (ТАЖМ):

Западная Европа-Китай, Корейский полуостров и Япония через Россию и Казахстан

ТРАСЕКА: Восточная Европа-Центральная Азия через Черное море, Кавказ и Каспийское море (на участке Достык-Алматы-Актау).

Север-Юг: Северная Европа - страны Персидского залива через Россию и Иран, с участием Казахстана

На первый взгляд, состояние российско-казахстанских торговых отношений не вселяет особого беспокойства. Во внешнеэкономических связях России с государствами СНГ Казахстан устойчиво занимает третье место после Украины и Белоруссии. В общем товарообороте Российской Федерации с государствами - членами СНГ доля Казахстана на протяжении ряда лет колеблется в пределах 13-15 процентов

Однако статистика свидетельствует, что торгово-экономические отношения между нашими странами претерпевают довольно значительный регресс. Дефолт 1998 года тяжело ударил по хозяйственным связям России со странами СНГ, включая Казахстан. В 1999 году товарооборот двух стран составил всего 69,2 процента от уровня 1998 года

В 2000 году взаимный товарооборот возрос до 4,24 миллиарда долларов, однако этот показатель уступает наиболее благоприятному 1996 году, когда он достиг 5,59 миллиарда долларов. При этом, если экспорт из России в Казахстан в 2000 году уменьшился по сравнению с 1996 годом, в общем, незначительно - с 2,55 до 2,46 миллиарда долларов, то импорт упал заметно - с 2,67 до 1,78 миллиарда долларов

Даже в периоды резкого снижения товарооборота между Россией и Казахстаном объем товаров и услуг, перемещаемых между казахстанскими приграничными областями и 12 соседними российскими регионами оставался стабильно высоким. В настоящее время он составляет 60 процентов общего объема товарообменных операций, что в значительной мере объясняется сохранением традиционных экономических связей, сформировавшихся в рамках прежнего народнохозяйственного комплекса

Важным событием в формировании отношений субъектов Российской Федерации с Республикой Казахстан стала состоявшаяся в Астане 21 декабря 1998 года встреча губернаторов приграничных российских областей с акиматами (администрациями) ряда областей сопредельного государства. По ее итогам подписан протокол - своеобразная программа сотрудничества на ближайшие годы. Важной положительной новацией также можно считать учреждение подкомиссии по приграничному сотрудничеству в рамках межправительственной комиссии по сотрудничеству между Российской Федерацией и Республикой Казахстан.

Вопросы приграничного сотрудничества регулируются также российско-казахстанским соглашением о сотрудничестве и взаимодействии по пограничным вопросам от 25 февраля 1993 года, межправительственным соглашением о сотрудничестве приграничных областей от 26 января 1995 года и российско-казахстанским договором об экономическом сотрудничестве на 1997-2007 годы и соответствующей программой от 12 октября 1998 года.

Позитивный импульс развитию межрегионального приграничного сотрудничества должны придать межправительственное соглашение и программа приграничного сотрудничества регионов Российской Федерации и Республики Казахстан на 1999-2007 годы, подписанные во время официального визита в Астану председателя правительства Российской Федерации В.В. Путина 24 сентября 1999 года. На основе предложений приграничных субъектов, министерств и ведомств Российской Федерации и с учетом пожеланий казахстанской стороны подготовлен проект мероприятий по реализации программы приграничного сотрудничества. В нем предусмотрены конкретные действия сторон в области топливно-энергетического комплекса, металлургии, информации и связи, координация деятельности центров стандартизации и сертификации и т.д. Намечены меры по укреплению правопорядка и контроля на государственной границе. 15 февраля 2000 года проект мероприятий был утвержден на очередном заседании российско-казахстанской межправительственной комиссии по сотрудничеству.

Количество совместных российско-казахстанских предприятий и фирм с участием российского капитала постепенно растет. Если в 1998 году их было 285, то в 2000 году - уже 396.

Однако по объему произведенных работ и услуг предприятия с российским участием занимают пятое место после США, Бельгии, Великобритании и Канады, а по экспорту товаров и услуг - третье место после США и Великобритании. Всего в республике зарегистрировано 1564 предприятия с иностранными инвестициями из 81 страны

Разрыв между США и Россией и по объему производства СП, и по их экспорту товаров и услуг достигает десяти раз. Правда, производства с участием российского капитала создали в Казахстане 10520 рабочих мест, по этому показателю они уступают лишь казахстано-американским предприятиям -14894 рабочих места.

К сожалению, среди казахстано-российских предприятий мало крупных, что не позволяет российскому капиталу занять ведущие позиции в экономике республики. По большей части это мелкие и средние заводы и фирмы, которые в нынешних сложных экономических условиях находятся на грани выживания.

Наиболее крупные российские инвестиционные проекты в Казахстане - покупка РАО "ЕЭС России" в счет погашения задолженности Казахстана угольного разреза "Северный", а также 9-го поля разреза "Богатырь" и участие компании "Лукойл" в разработке нефтяных месторождений "Кумколь" в Актюбинской области, "Карачаганак" в Западно-Казахстанской области и "Тенгиз" в Атырауской области.

С 1998 года ведутся переговоры о передаче российской стороне сырого газа с казахстанского газоконденсатного месторождения "Карачаганак" по схеме замещения в обмен на соответствующие поставки российского очищенного газа для потребителей Актюбинской и Кустанайской областей Казахстана. Объемы и схема поставок уже согласованы. Однако казахстанскую сторону не устраивает уровень цен на российский очищенный газ. Хотя предложенная Россией цена - 40 долларов за тысячу кубических метров значительно ниже мировой - 70-80 долларов, казахстанская сторона считает, что разрыв между этой ценой и ценой поступающего на переработку в Россию казахстанского неочищенного газа - 3-3,5 долларов за тысячу кубических метров - слишком велик

Переговоры, проведенные казахстанской стороной с РАО "ЕЭС России" о возможном создании совместного российско-казахстанского предприятия на базе нескольких энергетических объектов в республике позволили решить такие вопросы, как условия добычи, переработки и реализации казахстанского угля. В стадии рассмотрения находятся предложения, которые связаны с взаимными поставками электроэнергии в восточные районы России и в западные области Казахстана, а также российского и казахстанского природного газа по схеме замещения.

В мае 2000 года в правление РАО "Газпром" было передано предложение Казахстана о создании СП по управлению системой газопроводов Казахстана с участием российского предприятия и компании "КазТрансГаз" с долями соответственно 49 и 51 процент. В настоящее время "Газпром" изучает и прорабатывает это предложение. Кроме того, казахстанские власти предложили РАО "Газпром" участвовать в проектировании и строительстве газопровода к столице страны, причем финансирование проекта Казахстан берет на себя. Российское предприятие подтвердило возможность своего участия. Республика получила от США грант на проведение проектных работ по строительству трубопровода.

Взаимодействие двух стран в машиностроении предусматривает совместное использование имеющегося производственного потенциала для выпуска конкурентоспособной продукции. Программой экономического сотрудничества наших стран на 1998-2007 годы предусмотрено создание ряда совместных экономических структур: на базе Кентауского экскаваторного завода должно появиться сборочное производство экскаваторов совместно с ОАО "Тверской экскаваторный завод" и "Сарэкс" (г. Саратов); на Павлодарском тракторном заводе совместно с ОАО "Алтайский моторный завод" (г. Барнаул) и "Сибзавод" (г. Омск) будет организовано производство новых пропашных тракторов; предприятия сельхозмашиностроения республики (ОАО "Казахстантрактор" и другие) совместно с ОАО "Россельмаш" должны освоить сборочное производство зерно- и кормоуборочных комбайнов.

Однако в ряде случаев казахстанская сторона под разными предлогами пытается уйти от решения многократно обсужденных и решенных вопросов. Так, в последнее время казахстанские власти поднимают вопрос об увеличении поставок в страну российских зерноуборочных комбайнов и другой сельхозтехники по ценам заводов-изготовителей и реализации их в республике на условиях лизинга. Ясно, что налицо попытка пересмотреть таким способом ранее достигнутые договоренности о создании совместных производств. Российская сторона готова пойти навстречу казахстанским партнерам, но только при условии сохранения прежних планов о создании в Казахстане ранее обговоренных сельхозмашиностроительных СП.

Достигнутый в 1996 году пик товарооборота между Россией и Казахстаном, который вырос по сравнению с 1995 годом сразу на 460 миллионов долларов - до 5,59 миллиарда долларов, в значительной мере был связан с образованием Таможенного союза (сейчас - Евразийское экономическое сообщество). В результате реализации соглашения о едином порядке регулирования внешнеэкономической деятельности условия взаимной торговли между Россией и Казахстаном стали в определенной мере предпочтительней по сравнению с торговлей с третьими странами.

Однако уже в 1997 году наметился некоторый спад - с 5,59 до 5,24 миллиарда долларов, который в 1998 году принял обвальный характер -до 3,78 миллиарда долларов

Что послужило причиной падения?

В 1997 году главную роль сыграло изменение Казахстаном ввозных таможенных тарифов, а также нетарифного регулирования. Оно сразу сделало ряд наметившихся сделок невыгодными как для российских, так и для казахстанских участников внешнеэкономической деятельности. А передача иностранным фирмам в управление или в собственность ряда казахстанских предприятий, производящих экспортную продукцию, сделала российских партнеров не самыми выгодными для этих фирм. Произошло определенное смещение акцентов в их экспортной политике не в пользу нашей страны.

В частную собственность, в первую очередь иностранным предпринимателям, в Казахстане передано, по разным источникам, от 81 до 90 процентов промышленных предприятий. Металлургическая промышленность России, остро нуждающаяся в казахстанских хромовых рудах, меди, свинце, титане, сейчас полностью зависит от иностранных фирм, ставших хозяевами промышленности республики.

В 1998 и 1999 годах на товарообороте между нашими странами негативно сказался уже российский экономический кризис августа 1998 года, который сделал невыгодными для России закупки за рубежом многих товаров. Производителям из Казахстана также стало невыгодным поставлять в Россию уголь, железную руду и другую продукцию. В результате казахстанский экспорт угля в Российскую Федерацию уменьшился в 2,7, а железной руды - в 2,4 раза. Все это вместе взятое и привело в итоге к снижению доли Казахстана в торговле России со странами СНГ с 15,1 процента до 13,7 процента

Правда, российский дефолт имел и некоторые позитивные стороны: структура российского экспорта и импорта, в том числе и в отношении Казахстана, стала более прогрессивной. Так, доля машинотехнической продукции в российском экспорте увеличилась с 22 процентов в 1988-м году до 31,5 процента - в 1999-м, удельный вес продукции химической отрасли возрос соответственно с 10,6 до 14,3 процента. В то же время доля минеральных продуктов уменьшилась с 31,2 процента до 21,4 процента, а черных и цветных металлов - с 14,3 до 10,6 процента. Интересно, что и в казахстанском экспорте в России произошли структурные перемены в благоприятную сторону: доля минеральных продуктов уменьшилась с 50,5 до 42 процентов, удельный вес изделий химии возрос с 15,5 до 21,5 процента.

У продолжительного застоя во внешнеэкономических связях двух наших стран есть и много других причин. Это - и затянувшийся кризис в промышленности наших государств, в том числе и в экспорториентированных отраслях, и недостаточная согласованность финансово-кредитной политики, которая осложняет проблемы взаиморасчетов между хозяйствующими субъектами обеих стран, и несовершенство нормативно-правовой базы торгово-экономических связей, и отсутствие должной информации о спросе и предложении на различные товары в наших государствах, в том числе на региональном уровне, и т. д.

В 1999 году сократился казахский импорт из России из-за введения Казахстаном временного запрета на ввоз из России 24 товарных групп - нефтепродуктов, ряда изделий из черных металлов, продовольственных товаров, за которые казахстанские импортеры расплачивались преимущественно сырьем (то есть существовал своеобразный межгосударственный бартер), что резко уменьшало поступление средств в госбюджет. Эти запреты впоследствии были отменены, но двусторонние экономические связи оказались к тому времени разорваны, и не все из них удалось восстановить.

Несколько раньше, в 1997 году, власти Казахстана приняли решение в одностороннем порядке изменить принципы взимания налога на добавленную стоимость (НДС). Хотя эти принципы были взаимно согласованы, применять их на практике два государства собирались одновременно лишь через несколько лет.

В результате односторонних действий Астаны российские товары попали под двойное налогообложение - НДС взимался с них и в своей стране, и в Казахстане. Только оценив неблагоприятные последствия снижения товарооборота с Россией, казахстанская сторона в июле 1998 года отменила свое решение.

Вопрос о высоких тарифах на железнодорожную транспортировку товаров по территориям обеих государств, введенных для иностранных перевозчиков, постоянно поднимается представителями Казахстана в ходе практически всех двусторонних экономических переговоров. Казахская сторона настаивает на предоставлении своим производителям и перевозчикам российских внутренних тарифов, которые у нас в стране частично дотируются государством.

В 1998 году Казахстан обратился к руководству Российской Федерации с предложением снизить на 25-30 процентов применяемые у нас железнодорожные тарифы на транзит казахстанской продукции по российской территории до морских портов Санкт-Петербурга, Новороссийска, Туапсе, Таганрога, Одессы, стран Балтии, а также на перевозку казахстанских грузов, направляемых российским потребителям. Со своей стороны Астана заявила о готовности на 30-40 процентов уменьшить тарифы для российских грузов, следующих по территории республики. Стороны договорились, что в рамках российско-казахстанской межправительственной комиссии по сотрудничеству должна быть образована рабочая группа по рассмотрению на взаимовыгодной компенсационной основе вопросов железнодорожных тарифов в соответствии с предложениями российских и казахстанских производителей и потребителей промышленной и сельскохозяйственной продукции.

Однако российское министерство путей сообщения считает, что такой обмен льготами был бы неэквивалентным, выгодным только Казахстану, который нуждается в портах на российской и сопредельных территориях. Да и тонно-километраж перевозок казахстанских товаров в России во много раз превышал бы соответствующий показатель для российских товаров на железных дорогах Казахстана. В такой ситуации, по мнению МПС, возможны лишь конкретные договоренности по каждому конкретному маршруту и лишь на определенные группы товаров, импорт которых выгоден российской стороне; таковыми могут быть черные и цветные металлы, уголь, зерно. Данные льготы не должны, как полагает МПС, распространяться на транзитные грузы. В данном вопросе российская сторона исходит из того, что изменение порядка расчетов отрицательно скажется на конкурентоспособности российских производителей, приведет к необоснованным дополнительным потерям доходов российских железных дорог.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11


Новости

Быстрый поиск

Группа вКонтакте: новости

Пока нет

Новости в Twitter и Facebook

  скачать рефераты              скачать рефераты

Новости

скачать рефераты

© 2010.