скачать рефераты
  RSS    

Меню

Быстрый поиск

скачать рефераты

скачать рефератыДипломная работа: Казахстано-российские отношения в постсоветский период

• транспортировка и переработка казахстанского газа на газоперерабатывающих заводах России, включая объемы газа, предназначенные для потребления в Республике Казахстан;

• оптимизация маршрутов транспортировки природного газа и организация обменных операций на принципах экономической целесообразности для газоснабжения потребителей в Республике Казахстан;

• выполнение функций оператора при осуществлении совместных проектов транспортировки природного газа через территории России и Казахстана на рынки третьих стран;

• создание новых экономически конкурентоспособных газотранспортных мощностей и необходимой инфраструктуры. [29; с 55]

Вновь создаваемому совместному предприятию гарантируется предоставление возможностей для использования и расширения действующих на территории Казахстана и России мощностей.

Координация и контроль над выполнением пунктов двустороннего соглашения возложена на Министерство энергетики и минеральных ресурсов Республики Казахстан и Министерство энергетики Российской Федерации. Предполагается, что по итогам каждого полугодия в период всего срока действия соглашения стороны будут осуществлять необходимый обмен информацией по всем вопросам, обеспечивающим развитие сотрудничества и выполнение поставленных задач. В России "эра дешевого газа" подходит к концу, а ввод в эксплуатацию новых месторождений, расположенных в экстремальных климатических условиях, вряд ли кардинальным образом повлияет на наметившуюся тенденцию снижения общего объема добычи природного газа. В этой связи, интерес Москвы к газовым проектам на территории сопредельного государства (причем интерес стратегический) вполне закономерен: гораздо экономичнее получить доступ к дешевому казахстанскому газу, чем осваивать практически "с нулевого цикла" отдаленные от потребителей месторождения где-нибудь в Заполярье.

При этом "северный сосед" сохраняет полный контроль над доступом газа из Центральной Азии на рынки европейских стран. Возможности же окрепшего российского бизнеса таковы, что не исключено, что уже в ближайшее время россияне получат новые доли в уже действующих на территории Казахстана совместных нефтегазовых проектах, потеснив иностранных партнеров. [30; с 54]

Геополитические изменения, произошедшие в мире после известных событий 11 сентября 2001 года, заставляют Москву пересматривать свои позиции в регионе и более активно лоббировать проникновение российского капитала в экономику центрально-азиатских стран. При этом интеграция газовых секторов двух сопредельных государств как нельзя лучше дополняет традиционно благоприятные внешнеполитические взаимоотношения между Казахстаном и Россией.

О стратегическом партнерстве свидетельствует и то, что Москва и Астана предполагают дальнейшую автоматическую пролонгацию соглашения на последующие пятилетние периоды, если одна из сторон не менее чем за два года до истечения очередного срока не уведомит другую сторону о своем намерении его расторгнуть.

Похоже, российский бизнес намерен твердо закрепиться на казахстанском газовом рынке, активизируясь как в сфере транспортировки и экспортных поставок, так и в секторе газодобычи.

В ноябре 2001 года казахстанское Министерство энергетики и минеральных ресурсов (МЭМР) представило на рассмотрение правительства проект Концепции развития газовой отрасли республики на период до 2015 года. По замыслу разработчиков, концепция должна дать четкое представление о том, как организовать работу газовой отрасли Казахстана на перспективу. [31; с 6]

Однако, по словам Касымжомарта Токаева, предложенный проект вызвал много вопросов, так как в нем хотя и подробно рассказывалось о том, что министерство намеревалось делать в ближайшие годы, но, в то же время, ни слова не говорилось о конкретных механизмах реализации намеченного. Кроме того, в проекте концепции отсутствовал один из основных программных блоков - фискальный (как известно, проблема налогообложения является наиболее острой при организации производства и экспорта энергоресурсов). Проект обсуждался на нескольких заседаниях правительства, после чего был отправлен на доработку в МЭМР.

В своем окончательном варианте концепция была утверждена в середине января текущего года. В качестве основных направлений поэтапного развития газовой отрасли Казахстана определялись:

• формирование и расширение ресурсной базы; • завершение строительства газоперерабатывающих мощностей;

• стабильное обеспечение газом внутреннего казахстанского рынка;

• развитие отечественной газохимической индустрии;

• расширение газотранспортных мощностей;

• организация экспортных поставок казахстанского газа на зарубежные рынки. [32; с 5]

В рамках утвержденной концепции основными источниками "голубого топлива", формирующими ресурсную базу страны, определяются нефтегазовые месторождения Тенгиз, Карачаганак, Жанажол, расположенные в Западном регионе Казахстана, а также перспективная нефтегазоносная структура Кашаган на шельфе Каспийского моря. Производственные мощности указанных месторождений позволят довести к 2005 году уровень добычи до 20,5 млрд. кубометров газа, к 2010 году - до 35 млрд. кубометров, а к 2015 году - до 45-50 млрд. кубометров газа. В частности, только на Карачаганакском и Тенгизском месторождениях к 2015 году планируется добывать, соответственно, 25 млрд. и 8-10 млрд. кубометров газа. [33; с 90]

Вместе с этим, ожидается завершение разведки и переход к промышленному освоению ряда новых, так называемых "малых" газовых и нефтегазовых месторождений на западе и юге республики. По мнению экспертов, наиболее перспективными из них являются газовое месторождение Амангельды (25 млрд. кубометров газа), нефтегазовые Алибекмола и Кожасай (каждое с 6-7 млрд. кубометров попутного газа).

Промышленную переработку добываемого углеводородного сырья предполагается наладить как на базе модернизируемых мощностей Жанажолского ГПЗ, так и на российских заводах.

Рост производства газа предполагает увеличение на его базе экспортного потенциала республики. Прогнозируется, что уже к 2015 году Казахстан будет способен экспортировать в страны ближнего и дальнего зарубежья до 35 млрд. кубометров газа. По словам вице-министра энергетики и минеральных ресурсов Узакбая Карабалина, основными направлениями экспорта казахстанского природного газа станут Россия и страны Западной Европы.

В числе приоритетных моментов сотрудничества, обсуждавшихся в ходе встреч на высшем уровне, следует отметить вопросы, связанные с функционированием энергетических систем Казахстана и России, которые сегодня восстановлены и работают в параллельном режиме, более того, рассматриваются вопросы продажи энергии в Европу. И, пожалуй, самым значимым пунктом этого блока является решение о создании в этом году совместного предприятия на базе Экибастузской ГРЭС-2.

Достигнуты договоренности по вопросу развития сотрудничества в космической сфере, в частности по эксплуатации уникального научного и технического комплекса "Байконур". Тесное партнерство в этой сфере выглядит весьма перспективным для обоих государств и, безусловно, будет способствовать реализации Казахстаном собственной космической программы.

Космодром Байконур - не только самый большой и лучше всего оборудованный, но и единственная точка, откуда Россия способна выводить спутники на геостационарную орбиту, имеющую уникальное значение в коммерческом и военном отношениях. Полигон стратегической противоракетной обороны в Сарышагане Россия еще долго не сможет воссоздать в другом месте. Учитывая растущий интерес США к ПРО и перспективы пересмотра Договора 1972 г., России в недалеком будущем этот полигон может снова понадобиться для поддержания стратегического паритета или создания совместной с США глобальной системы защиты от ракетной угрозы. Радар СПРН там же в Сарышагане перекрывает широкий веер ракетоопасных направлений с юга, где распространение ракетных носителей и оружия массового уничтожения идет наиболее интенсивно. Наконец, образцовый полигон ракет тактической ПРО/ПВО в Эмбе позволяет России все еще удерживать мировое первенство в этой области (включая испытания знаменитой системы С-300 и ее новых модификаций). Конечно, межгосударственные отношения страдают от того, что Москва не платит за аренду Байконура[34; с 65]

Весь ход экономического и политического сотрудничества Казахстана и России, его нынешнее состояние свидетельствуют о том, что альтернативы тесным, взаимовыгодным и конструктивным взаимоотношениям двух стран не существует. Они по праву являются примером прагматического подхода в решении многих вопросов, дающим необходимый импульс дальнейшему развитию межгосударственных связей.

«Казахстан удовлетворен темпами развития сотрудничества с нашим традиционным партнером и стратегическим союзником – Россией. Наши отношения динамично развиваются по всем направлениям. Только в 2005 году состоялись восемь моих официальных встреч с Президентом России Владимиром Путиным» - заявил Нурсултан Абишевич Назарбаев на встрече с иностранным дипломатическим корпусом в октябре 2005 года. «Каждая встреча Нурсултана Назарбаева и Владимира Путина - это всегда наглядная иллюстрация наших достижений и презентация новых совместных проектов» -сказал Крымбек Елеуович Кушербаев, Чрезвычайный и полномочный посол РК в РФ, в одном из интервью.

2.2 Сотрудничество Республики Казахстан и Российской Федерации в военно-политической сфере

Если у государства нет границы очерченной, международно признанной, то нет и государства. Так что подписанный в этом году с Россией документ о границе является историческим, почти что равным с нашей независимостью», - заявил Нурсултан Назарбаев в 2005 году в одном из интервью. Граница между Россией и Казахстаном является уникальным, не имеющим аналогов политико-географическим феноменом евразийского и мирового масштаба. Поэтому важнейшим вопросом взаимоотношений двух стран стало российско-казахстанское сотрудничество по пограничным вопросам.

По своей протяженности она является самой длинной в мире сплошной сухопутной границей, к которой добавляется небольшой участок на Каспийском море. Самая протяженная граница, которую обрела Россия после развала Советского Союза, - это граница с Казахстаном, поэтому закономерным стал тот факт, что с обретением независимости требовал решения вопрос о делимитации и организации охраны границы. Главный принцип взаимодействия в пограничных вопросах и Казахстана, и России заключается в том, чтобы границы не разъединяли народы, а объединяли их.

Что касается первой задачи, то за время, прошедшее после обретения независимости, наработана достаточная правовая база двустороннего сотрудничества с большинством стран-членов СНГ, определены приоритеты внешней политики на постсоветском пространстве. Говоря о приоритетах необходимо отметить важное значение взаимоотношений с Российской Федерацией. Равноправное и взаимовыгодное партнерство с Россией имеет стратегический характер и оказывает серьезное влияние на укрепление взаимовыгодного экономического, оборонного, информационного и гуманитарного пространства в рамках СНГ. Партнерству, добрососедству и сотрудничеству с Россией альтернативы не существует.

Мы также исходим из фундаментальной посылки о том, что демократические развитие России является необходимым условием стабильного и безопасного развития Казахстана. Дружественные казахстанско-российские отношения - мощный фактор стабилизации ситуации на огромной части евразийского пространства, весомый вклад в глобальную стабильность и безопасность.

Не стоит обходить такой аспект казахстанско-российских отношений, как проживание в Казахстане миллионов этнических русский и возникающие в связи с этим псевдоконфликтные ситуации. Как бы то ни было, подписанные в Москве в январе 1995 года соглашения в экономической, гуманитарной, внешнеполитической областях не только направлены на решение сложившихся вопросов, связанных с выбором гражданства, но и стали, по признанию ряда политиков, шагом на пути к образованию общего пространства - в известной степени предтечи Евразийского союза. Историческая общность, взаимосвязь и взаимозависимость экономики двух стран составляют основу казахстанско-российских отношений.

Следует исходить также из того, что Россия в настоящий момент и в перспективе представляет собой наиболее широкий и надежный рынок для разнообразной казахстанской продукции, и наоборот, источник получения необходимых для нас товаров и технологий. Стабильное и динамичное развитие казахстанско-российских связей в новых исторических условиях обеспечивается серьезной договорно-правовой базой.

Основу составляет Договор о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи между РК и Российской Федерацией от 25 мая 1992г., а также - договоры и соглашения, подписанные в ходе первого официального визита в Россию Президента Н. А. Назарбаева в марте 1994 г. и его рабочей встречи с Президентом Б. Н. Ельциным в январе 1995 г. 28 марта 1994 г. был подписан пакет из 22 договоров и соглашений, в том числе 4 на уровне глав государств. [35; с 62]

Прежде всего - это Договор о дальнейшем углублении экономического сотрудничества и интеграции, Договор о военном сотрудничестве, Соглашение об основных принципах использования космодрома Байконур и Меморандум по вопросам гражданства и правового статуса граждан двух стран. 20 января 1995 года президенты Н. А. Назарбаев и Б. Н. Ельцин скрепили своими подписями Договор между РК и Российской Федерацией о правовом статусе граждан РФ, постоянно проживающих на территории РК и граждан РК, постоянно проживающих на территории РФ, а также Соглашение между РФ и РК об упрощенном порядке приобретения гражданства гражданами РФ, прибывающими для постоянного проживания в РК и гражданами РК, прибывающими, для постоянного проживания в РФ.

Тогда же в Кремле были подписаны Соглашение между двумя правительствами о едином порядке регулирования внешнеэкономической деятельности, Протокол о введении режима свободной торговли без изъятий и ограничений при объединении таможенных территорий РК и РФ, целый ряд двусторонних соглашений в области военного сотрудничества, в финансовой сфере и, наконец, трехстороннее Соглашение о Таможенном союзе между Казахстаном, Россией и Беларусью.

28 января 1995 года на встрече глав правительств наших государств был подписан ряд трехсторонних документов, прежде всего Программа действий правительств РК, РФ и республики Беларусь по реализации договоренностей о дальнейшем расширении и углублении взаимного сотрудничества, предусматривающая не только конкретные мероприятия и сроки их реализации по созданию Таможенного союза, но и дальнейшие меры по гармонизации законодательства, развитию производств и предпринимательства, а также в области финансов и платежных отношений между тремя странами.

Такие шаги хорошо согласуются с интеграционными усилиями наших государств в рамках СНГ. Положено начало созданию Экономического и Платежного союзов, в Москве начал функционировать Межгосударственный экономический комитет (МЭК), который является координирующим и исполнительным органом Экономического союза. Наши страны выработали единый проект Концепции охраны внешних границ СНГ и согласованную пограничную политику.

Сегодня можно с удовлетворением констатировать, что, несмотря на известную противоречивость политических и социально-экономических процессов, протекавших в 1991-1993 годах как в России, так и в Казахстане, между нашими двумя государствами характер двусторонних отношений неизменно сохранялся добрососедским и дружественным. Все эти годы продолжалось последовательное и планомерное наращивание сотрудничества во всех сферах.

Но в нашем двустороннем сотрудничестве ряд вопросов решается трудно. До сих пор российская сторона не ратифицировала Договор о военном сотрудничестве и Соглашение о стратегических ядерных силах, временно расположенных на территории Казахстана, подписанные в марте 1994 г. Не ратифицированы пока и важные документы по гражданству. Вместе с тем, в России положительно оценивается активная поддержка Казахстаном проекта Концепции охраны внешних границ СНГ и согласованная пограничная политика с Россией. В интересах стимулирования двустороннего товарообмена подписано казахстанско-российское Соглашение о единстве управления Таможенными службами.

Президент Н.А. Назарбаев на совещании по вопросам внешней политики, состоявшейся в феврале 1995 г., подводя итоги внешнеполитической деятельности за 3 года, отметил, что сложился международный имидж нашей Республики как серьезного и надежного партнера, заложены необходимые предпосылки для интегрирования Казахстана в мирохозяйственные связи. [36; с 90]

В наступившем новом этапе развития внешних связей, подчеркнул Президент, вся наша политика должна быть подчинена интересам динамичного экономического и культурного развития внешних связей. В наступившем новом этапе развития внешних связей, подчеркнул Президент, вся наша политика должна быть подчинена интересам динамичного экономического и культурного развития Казахстана, привязке внешнеэкономического курса к собственным реалиям. Президент нацелил внешнюю политику Республики на формирование и поддержание благоприятных условий для успешной реализации стратегии становления и развития Казахстана как суверенного государства.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11


Новости

Быстрый поиск

Группа вКонтакте: новости

Пока нет

Новости в Twitter и Facebook

  скачать рефераты              скачать рефераты

Новости

скачать рефераты

© 2010.