скачать рефераты
  RSS    

Меню

Быстрый поиск

скачать рефераты

скачать рефератыДипломная работа: Казахстано-российские отношения в постсоветский период

Для обеих стран внешнеторговое сотрудничество играет весьма заметную роль. Так, Россия для Казахстана является партнёром № 1: на её долю приходится треть всего внешнеторгового оборота страны, который в 2006 г. достиг 12,8 млрд.долл. В свою очередь Казахстан занимает 13-е место во внешней торговле России со всеми странами, что сопоставимо с уровнем внешней торговли, например, России с Японией. В относительных показателях доля Казахстана в общем внешнеторговом обороте Российской Федерации составляла в 2006 г. 2,9%, а доля России во внешней торговле Казахстана превышает 20%.[18; с 6]

При этом обращает на себя внимание заметно ускорившийся темп роста несбалансированности взаимной торговли в последние три года, объяснение чему следует искать в структуре взаимных поставок и динамике мировых цен на основные поставляемые товары. Вместе с тем, возможно, и другое объяснение, связанное с развитием интеграционных проектов на постсоветском пространстве. В частности, в 2002 г., т.е. в преддверии старта процесса формирования ЕЭП, показатели российского товарооборота с Украиной были на уровне 9 млрд.долл., с Белоруссией - 10 млрд.долл., С Казахстаном - чуть больше 4 млрд.долл. В 2004 г. товарооборот России и Украины достиг уже 16 миллиардов долларов, столько же России и Белоруссии, 8 миллиардов долл. с Казахстаном. А в 2006 г. вновь последовало увеличение примерно в 1,5 раза. Можно предположить, что в данном случае в увеличении динамики товарооборота определённый вклад занимает фактор интеграции национальных экономик. Политики пока обсуждают возможность создания ЕЭП, но бизнес стран-участниц уже чувствует все потенциальные выгоды от намечаемого устранения ненужных барьеров. Таким образом, в интеграционном инструментарии скрываются возможности повышения конкурентоспособности продукции наших стран. [19; с 6]

Изучение товарной структуры казахстанского экспорта показало довольно высокую степень его концентрированности, что с одной стороны, свидетельствует о наличии отраслей специализации казахстанской экономики, но с другой стороны, говорит о её недостаточной дифференцированности, что в свою очередь может стать уязвимым элементом в случае нарастания неопределённости функционирования мировой экономики, признаки чего мы наблюдаем в 2007-2008 гг. [20; с 7]

Товарная структура экспорта России и Казахстана представлена в основном сырьевыми ресурсами. В частности, половину от общего объёма экспортных поставок в Россию составляет продукция только одной товарной группы - «минеральные продукты» (51,1%; главным образом уголь). В российском экспорте преобладают такие товары, как нефть и нефтепродукты, черные металлы, древесина, химическое сырье. На их долю приходилось 67,1% всего экспорта. [21; с 79]

Фактически, рост взаимного товарооборота наблюдается за счёт поставок сырья и материалов, а не готовой продукции с высокой добавленной стоимостью. Скорее всего, это является результатом сложившейся системы производственных связей, и в какой-то степени следствием недостаточной реформированности хозяйственных комплексов обеих стран, не позволяющей (или не стимулирующей) собственникам предприятий более эффективно организовать производственную и снабженческо-сбытовую деятельность.

Как представляется, подобная сырьевая ориентация является одной из серьёзных проблем двусторонних отношений, находящейся в рамках общей задачи по облагораживанию товарной структуры экспорта обеих стран. Другой не менее значимой проблемой развития двустороннего внешнеторгового сотрудничества России и Казахстана является организация внешнеторговых перевозок и комплекс факторов, воздействующих не неё. Одним из таких факторов выступает таможенное администрирование. Помимо таможенных проблем одним из главных приоритетов в развитии взаимного товарооборота должно стать достижение согласованных тарифов в области транспорта и энергетики. Осложняет развитие внешнеторговых связей и применение антидемпинговых и защитных мер во взаимной торговле.

Особую роль во внешнеторговом взаимодействии двух стран играет инвестиционное сотрудничество. Принимаемые в странах меры по улучшению инвестиционного климата способствовали активизации российско-казахстанского сотрудничества. Так, прямые российские инвестиции в экономику Казахстана в 2005 году составили более 1,3 млрд. долл. Казахстанский капитал, в свою очередь, также участвует в экономических проектах Российской Федерации.

В качестве институциональных предпосылок углубления двустороннего сотрудничества в работе рассматриваются вопросы формирования единого экономического пространства. Этот процесс исследуется с двух точек зрения: как необходимый элемент для развития внутреннего рынка и как предпосылка для интеграции нескольких государств.

В отношении первого подхода отмечается, что единое экономическое пространство может возникать, расширяться, сужаться, исчезать, то есть находиться в постоянном движении и развитии. Его развитие предполагает четыре уровня экономического пространства: пространственное размещение предприятий всех сфер и отраслей и их производственные отношения в рамках самодостаточного региона национальной экономики; объединение регионов с едиными условиями хозяйствования, единой конкурентной средой и едиными правилами деятельности институтов рынка; всё пространство страны, отвечающее предыдущим требованиям; экономическая интеграция без нарушения геополитических границ государства. Необходимыми признаками и условиями единого экономического пространства является общее экономическое (федеральное) законодательство, единство денежно-кредитной системы, единство таможенной территории и функционирование общих инфраструктурных систем, а важнейшими составляющими единого экономического пространства являются национальные рынки товаров и услуг, труда, капиталов.

Применительно ко второму подходу указывается, что исходным пунктом интеграции являются прямые международные экономические (производственные, научно-технические, технологические) связи на уровне первичных субъектов экономической жизни, которые, развиваясь и вглубь и вширь, обеспечивают постепенное сращивание национальных хозяйств на базисном уровне. За этим неизбежно следует взаимоприспособление государственных экономических, правовых, фискальных, социальных и прочих систем вплоть до определенного сращивания управленческих структур.

Одним из последних по времени появления интеграционных проектов является идея регионального объединения с участием России, Казахстана, Белорусии и Украины (т.н. «Единое экономическое пространство, (ЕЭП)»). Оно предполагает реализацию ряда основополагающих принципов: безусловный приоритет экономических проблем над всеми прочими, включая политические; главенство наднациональных решений над национальными, добровольная уступка части суверенитета во имя экономических преобразований; чёткая последовательность шагов по пути экономической интеграции: зона свободной торговли - таможенный союз - единое экономическое пространство с общими экономическими и внешнеэкономическими правилами - валютный союз.

Попытка гармонизировать не только законодательства четырех стран, но и деятельность существующих в них предприятий и фирм потребует серьезных экономических изменений. Во многом они будут связаны и необходимостью изменений в политике государств, прежде всего в экономической сфере. К тому же одновременно должна идти речь и о координации действий по вступлению в ВТО, где существуют достаточно жесткие правила.

Реализация интеграционных проектов находится в тесной зависимости от состояния внешнеэкономических отношений, и наоборот. В связи с этим важно наращивать темпы взаимной торговли. Для этого надо срочно снимать ограничительные меры во взаимной торговле и снижать транспортные тарифы. Особенно в части изъятий и ограничений из режима свободной торговли, антидемпинговых, компенсационных мер. Необходимо активизировать процесс создания Таможенного союза. С вопросом формирования Таможенного союза тесно связана проблема скоординированного вступления государств Сообщества в ВТО. Все эти вопросы решаемы в рамках ЕЭП и это в свою очередь является причиной и мотивацией участия Казахстана и России в процессе формирования единого экономического пространства.

Россия - главный экономический партнер Казахстана. Россия и Казахстан сохраняют устойчивые взаимоотношения практически во всех сферах деятельности, которые непрерывно укрепляются в процессе возникновения необходимости решения новых задач.

В условиях глобализации экономики растущие объемы добычи углеводородного сырья в прикаспийском регионе, и прежде всего нефти, приобретают стратегическое значение для потребителей как в Европе, так и в других регионах мира. В этой связи к числу приоритетных, стоящих перед каспийскими государствами, относятся задачи по выводу энергоресурсов на мировой рынок.

Казахстан - одно из ключевых государств региона, как в силу своего геополитического положения, так и ввиду наличия крупных запасов энергоресурсов крайне заинтересован в решении этих задач и стремится проводить активную политику в области экспорта нефти. Это обусловлено тем, что богатый ресурсный потенциал страны представляет собой важный источник экономического роста, обеспечивая не только значительную часть внутренних потребностей страны в сырье и топливе, но и формируя значительную часть валютных поступлений от экспорта.

В силу исторической и географической близости, интегрированности нефтетранспортной инфраструктуры Казахстан рассматривает сотрудничество с российскими компаниями как приоритетное. Одним из экономически привлекательных направлений развития внешнеэкономической деятельности является экспорт казахстанской нефти в западный Китай. Реализация проекта нефтепровода «Казахстан - Китай» открывает новое экспортное направление для транспортировки казахстанской нефти на перспективный рынок Поднебесной, возрастающие потребности в энергоресурсах которой обусловлены стремительными темпами экономического развития страны. Важно отметить, что проекты, реализуемые казахстанскими трубопроводчиками, будут способствовать дальнейшему укреплению позиций крупнейших нефтетранспортных компаний наших стран, как на евразийском пространстве, так и на мировом рынке транспортировки углеводородов. Принимая во внимание максимальную мощность трубопровода Казахстан - Китай в 50 млн. т., возможно и целесообразно долговременное участие российских компаний в данном нефтетранспортном проекте. [22; с 11]

Особое место в развитии сотрудничества Казахстана и России занимает приграничное сотрудничество. Наиболее стабильные торгово-экономические связи с различными регионами Казахстана поддерживают Оренбургская, Курганская, Омская, Астраханская, Челябинская, Новосибирская, Саратовская области, г. Москва и Алтайский край. В целом товарооборот приграничных субъектов РФ с Казахстаном возрос с 1,6 млрд.долл. в 1998 г. до 6,7 млрд.долл. в 2005 г., т.е. более чем в 4 раза. [23; с 32]

Развитие приграничных торгово-экономических связей сдерживается в определенной мере низким уровнем инвестиционного сотрудничества, отсутствием надежных механизмов взаиморасчетов и урегулирования экономических споров, высокими транспортными тарифами, различными требованиями к сертификации продукции, необорудованностью погранпереходов.

Вместе с тем, несмотря на ряд имеющихся достижений в области взаимного инвестиционного сотрудничества, целесообразно выделить ряд проблемных моментов:

- недостаточный удельный вес взаимных инвестиций в казахстанско-российском сотрудничестве;

- отраслевые диспропорции в направлениях инвестиций.

Политика взаимного инвестирования пока еще не имеет системного характера, хотя участие казахстанского капитала в развитии России может принести крупные дивиденды как экономического, так и политического характера. В последние годы становится очевидной активизация российского бизнеса в Казахстане.

Одним из перспективных направлений развития финансового сотрудничества между Казахстаном и Россией является взаимодействие в банковской сфере. В развитие сотрудничества стран СНГ, в частности российско-казахстанского, в январе 2006 г. в Астане было подписано межправительственное Соглашение об учреждении Евразийского банка развития (уставный капитал - $1,5 млрд). При этом доля России составляет $1 млрд, доля Казахстана - $500 млн. Деятельность данного банка направлена на расширение взаимовыгодных торгово-экономических связей между Казахстаном и Россией, а в перспективе - между государствами - участниками ЕврАзЭС и ЕЭП. Активное развитие межбанковских связей двух государств становится важным фактором их устойчивого экономического роста и будет способствовать успешной реализации совместных проектов в реальном секторе экономики, а так же в вопросах интеграции финансово-экономических инфраструктур России и Казахстана. [24; с 66]

Вместе с тем, следует констатировать, что рынок ценных бумаг Казахстана в настоящее время еще не в полной мере выполняет свои основные функции по аккумуляции сбережений и превращению их в инвестиции, в том числе в межгосударственном отношении. Хотя обладает огромным потенциалом развития, в том числе в части финансирования инвестиций в реальном секторе экономики.

До настоящего времени инфраструктура российского фондового рынка не так доступна для полной интеграции внешних инфраструктур (обслуживания иностранных депозитариев), как и инфраструктура фондового рынка Казахстана. В первую очередь, это законодательные ограничения в Российской Федерации, препятствующие работе депозитариев-нерезидентов в качестве номинальных держателей. Ситуация, когда казахстанские компании упорно не хотели выходить на фондовый рынок постепенно меняется. Однако необходимо отметить, что наибольшей популярностью при проведении первичного размещения акций у казахстанских компаний пользуется Лондонская фондовая биржа, а не российские или казахстанские биржи.

В период после обретения независимости Республика Казахстан стала активным участником общемировых экономических процессов. Международное экономическое сотрудничество и интеграция в мировую экономику служат, в том числе, цели повышения конкурентоспособности национальной экономики Республики Казахстан.

Не секрет, что сегодня только создание эффективных механизмов взаимодействия национальных экономик в рамках международного сотрудничества позволяет давать адекватные ответы на вызовы глобализации мировой экономической системы.

В настоящий момент в Казахстане созданы благоприятные предпосылки для успешного развития внешнеэкономических связей. К этим предпосылкам относятся: политическая стабильность, большие природные богатства, развитая промышленность, высокая квалификация рабочей силы, удачное геополитическое положение, разветвленные хозяйственные связи с большинством стран СНГ.

В Республике на основе международных правовых норм создана и постоянно совершенствуется законодательная база системы регулирования внешнеэкономической деятельности.

Главная задача внешнеэкономической деятельности Казахстана в условиях рыночной экономики - это активное участие экономики республики в международном разделении труда с целью совершенствования структуры народного хозяйства, ускоренного развития экономики и повышения ее значимости на международной арене.

С учетом существующих внешнеэкономических приоритетов Республики Казахстан, к ее основным международным партнерам можно отнести Российскую Федерацию, КНР, центральноазиатские страны, государства ЕС и др.

Российско-казахстанское экономическое сотрудничество является важным фактором устойчивого роста экономик двух государств. Основными стратегическими направлениями двухстороннего сотрудничества России и Казахстана является взаимодействие в сфере энергетики, торговли, транспорта, промышленности.

На сегодняшний день Россия является основным торговым партнером Казахстана, на ее долю приходится около 24% от общего товарооборота РК. Из 89 регионов РФ 76 имеют налаженные торгово-экономические связи с Казахстаном. Ярким примером долгосрочного торгово-экономического взаимодействия России и Казахстана стало создание совместного предприятия ООО «Астраханский зерновой терминал».

Участие российских и казахстанских компаний в освоении углеводородных ресурсов Каспия также представляют собой важный аспект регионального сотрудничества двух стран.

В сотрудничестве с Российской Федерацией Казахстан развивает и направление глобальной значимости - космические исследования

В Казахстане проводится разработка национальной космической программы на 2008-2020 годы. Ее целью является развитие космической деятельности для удовлетворения потребностей социально-экономического развития, перспектив вхождения в число ведущих космических держав мира.

Активно развивается и российско-казахстанское сотрудничество в банковской сфере. К настоящему времени заключены договора о сотрудничестве между российским ОАО «Омскбанк» и казахстанским « БанкТуранАлем».

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11


Новости

Быстрый поиск

Группа вКонтакте: новости

Пока нет

Новости в Twitter и Facebook

  скачать рефераты              скачать рефераты

Новости

скачать рефераты

© 2010.