Дипломная работа: Анализ и оценка финансовых результатов деятельности предприятия (на примере ОАО "Московский завод "Сапфир")
Наименование показателя | 2004 | 2005 | 2006 | 2007 |
Затраты на 1 руб. реализованной продукции, коп. (Вр от продаж / полную с/с) |
53,6 | 69,4 | 75,4 | 82,4 |
Производственные затраты на 1 руб. продукции, коп. (Вр от продаж / производств. с/с) | 53,6 | 55,6 | 54,4 | 48,6 |
Среднесписочная численность ППП, чел. | 687 | 691 | 738 | 845 |
Производительность на одного рабочего, тыс. руб. | 186 | 256 | 298,3 | 276,4 |
По результатам таблиц 2.20 и 2.21, наблюдается снижение себестоимости производственной, и увеличение полной. Это происходит:
1. за счет уменьшения доли материальных расходов, а именно используемого сырья и материалов (доля с 42% до 17%). Снижение себестоимости могло бы быть больше, но очень большой прирост расходов произошел на ремонт основных средств (за 2007 г. 23% общего прироста затрат) и техническое обслуживание оборудования (на 16%) в связи с сильной их изношенностью.
2. наибольший прирост в затратах происходит по зарплате (2006 г. – 61% общего прироста затрат, 2007 г. – 50%), в результате чего увеличилась ее доля в общем объеме затрат с 28% до 51,5%. Это указывает на увеличение административно-управленческого персонала, т. к. прирост численности за 2007 г. – 112 человек, в то время когда снизились объемы и производительность на 1 рабочего. Также прирост управленческих затрат произошел за счет роста расходов на связь, консультационные услуги, расходы на содержание, амортизацию помещений и оборудования для непроизводственного персонала.
Оценка рентабельности деятельности
Для принятия управленческих решений нужно знать не только размер полученной предприятием прибыли, но и его доходность, т.е. эффективность деятельности. Рентабельность это относительный показатель, определяющий уровень доходности. Эта группа показателей практически не подвержена влиянию инфляции, поскольку представляет собой различные соотношения прибыли и вложенного капитала. Экономический смысл – показывают величину прибыли, получаемой с каждого рубля средств, вложенных в предприятие.
В обобщенном виде формулы выглядят следующим образом:
(2.12)
(2.13)
В формулах не конкретизирован показатель прибыли, поскольку в качестве него может быть взята прибыль от продаж, валовая прибыль, чистая прибыль.
Рентабельность продаж, показывает, сколько прибыли приходится на единицу реализованной продукции. Включает в себя следующие показатели:
1. Рентабельность от продаж, представляющую собой отношение прибыли от реализации продукции на выручку от её реализации;
2. Валовая рентабельность, равная отношению валовой прибыли к выручке от реализации продукции;
3. Коммерческая рентабельность, определяемая как отношение чистой прибыли к выручке от реализации.
Рентабельность капитала, показывает эффективность использования всего имущества предприятия. Среди них можно выделить следующие:
1. Общая рентабельность вложений, показывающая какая часть прибыли от продаж приходится на 1 руб. имущества предприятия;
2. Экономическая рентабельность или рентабельность активов – отношение чистой прибыли к средней стоимости активов. Показывает эффективность использования имущества;
3. Рентабельность текущих активов. Демонстрирует возможности предприятия в обеспечении прибыли по отношению к используемым оборотным средствам компании. Чем выше значение коэффициента, тем эффективнее используются оборотные средства.
4. Рентабельность внеоборотных активов. Демонстрирует способность предприятия обеспечивать прибыль посредством использования основных средств.
5. Финансовая рентабельность или рентабельность собственного капитала.
Позволяет определить эффективность использования капитала, инвестированого собственниками предприятия. Обычно его сравнивают с возможным альтернативным вложением средств в ценные бумаги. Он показывает, сколько чистой прибыли заработала каждая единица, вложенная собственниками.
Таблица 2.22. Показатели рентабельности
Показатели рентабельности | 2004 | 2005 | 2006 | 2007 |
Рентабельность продаж | ||||
Рентабельность продаж | 46,4 | 30,6 | 24,6 | 17,6 |
Валовая рентабельность | 46,4 | 44,4 | 45,6 | 51,4 |
Коммерческая рентабельность | 42,1 | 23,8 | 18,3 | 11,3 |
Рентабельность капитала | ||||
Общая рентабельность (по прибыли от продаж) | - | 17,3 | 15,4 | 10,9 |
Экономическая рентабельность | - | 13,4 | 11,5 | 7 |
Финансовая рентабельность (собственный капитал) | - | 20,9 | 14,04 | 8,6 |
Рентабельность оборотных активов | - | 29,1 | 23,2 | 13,4 |
Рентабельность внеоборотных активов | - | 25 | 22,7 | 14,6 |
По результатам таблицы 2.22 наблюдается всеобщая тенденция снижения доходности предприятия, которая вызывает крайнее опасение относительно его будущего состояния. В группе рентабельности продаж только лишь валовая рентабельность имеет небольшой рост, что опосредовано снижением производственной себестоимости. Доходность же производства снижается сильными темпами и к концу отчетного года составляет 17 коп. на 1 руб. реализованной продукции, т.е. снижение на 29 коп. за 4 года. Это говорит о росте затрат на производство (постоянных) в условиях снижения спроса.
В группе рентабельности капитала четкая тенденция по всем позициям на снижение, причем наибольшее падение произошло в отчетном году. Это свидетельствует о снижении эффективности использования и имущества в целом, и по основным видам активов. Снижение рентабельности оборотных активов наибольшими темпами (на 15 пунктов) происходит ввиду их увеличения в общей массе имущества, а также формирования излишних запасов и затоваривания складов готовой продукцией.
Определение показателей рентабельности необходимо для выяснения тенденции, но непосредственно воздействовать на рентабельность нельзя. Необходимо выявить факторы, в наибольшей степени, повлиявшие на ее изменение, и использовать их для разработки «реанимационных» мероприятий [13].
Проведем факторный анализ рентабельности продаж 2007 г. В числителе находится прибыль от продаж, следовательно, на рентабельность продаж действуют те же факторы что и на нее. Используем метод цепных подстановок.
1. влияние изменения выручки:
= +4,3%
2. влияние изменения себестоимости:
= +2,6%
3. влияние изменения коммерческих расходов:
= -0,3%
4. влияние изменения управленческих расходов:
= -13,6%
4. Совокупное влияние факторов: +4,3% +2,6% – 0,3% -13,6% = -7%
Основными факторами снижения рентабельности продаж является:
– рост коммерческих и управленческих расходов;
– падение объемов реализации (за отчетный год прирост составил лишь 6%, в то время как индекс потребительских цен составил 15%).
Рентабельность активов, включающих основные и оборотные активы, можно разложить [23]:
(2.14)
FЕ – фондоемкость, ЕО величина оборотных средств на единицу продукции.
Методом цепных подстановок выявим влияние факторов на рентабельность активов, используя трехфакторную модель и данные таблицы 2.23:
Таблица 2.23. Анализ влияния факторов на рентабельность активов
Показатели | 2006 г. | 2007 г. | Отклонения |
Объем продукции (N) | 220139 | 233558 | +13419 |
Среднегодовая величина основных фондов (F) | 176837 | 180277 | +3440 |
Среднегодовая величина оборотных фондов (Е) | 173560 | 196566 | +23006 |
Рентабельность продаж (общая), % | 24,6 | 17,6 | -7 |
Фондоемкость (F/N) | 0,8 | 0,77 | -0,03 |
Оборотные фонды на рубль продукции (Е/N) | 0,79 | 0,84 | +0,05 |
Рентабельность производственных фондов, % | 15,4 | 10,9 | -4,5 |
Изменение рентабельности активов в результате изменения фондоемкости:
RF = 24,6%: (0,77+0,79) = 15,8% 15,8% – 15,4% = +0,4%
Изменение в результате изменения оборачиваемости оборотных активов:
RЕ = 24,6%: (0,77+0,84) = 15,3% 15,3% – 15,8% = -0,5%
Изменение в результате изменения рентабельности продаж:
Rпродаж = 17,6%: (0,77+0,84) = 10,9% 10,9% – 15,3% = -4,4%
Таким образом, снижение рентабельности активов в большей степени произошло из-за падения рентабельности продаж. На повышение рентабельности активов сказалось лишь уменьшение основных фондов в каждом рубле выручки, что произошло из-за снижения темпов прироста основных фондов.
Мы можем оценить влияние основных фондов на прирост выручки от продаж через стоимость основных средств (ОС), их структуру и фондоотдачу активной части [25]: (2.15)
Таблица 2.24. Анализ влияния изменения основных фондов на выручку
Показатели | 2005 г. | 2006 г. | 2007 г. |
Исходные данные | |||
Выручка от продаж | 176721 | 220139 | 233558 |
Среднегодовая стоимость основных средств (х) | 157510 | 166141 | 171969 |
Среднегодовая стоимость активной части | 29272 | 39702 | 46991 |
Удельный вес активной части в общей сумме (y) | 0,176 | 0,239 | 0,273 |
Фондоотдача активной части (z) | 6,037 | 5,545 | 4,97 |
Изменение выручки от продаж | - | +43418 | 13419 |
Прирост выручки за счет (∆Вр): | |||
Увеличения основных средств (х) | - | +7170 | +8724 |
Изменения структуры основных средств (y) | - | +58188 | +29059 |
Снижения фондоотдачи активной части (z) | - | -21536 | -23995 |
Совокупное влияние всех факторов | - | +43822 | +13788 |
Из таблицы 2.24 видно, что большее значение имело обновление активной части основных средств и увеличение их доли в составе основных фондов, но велико влияние снижения фондоотдачи активной части.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15