скачать рефераты
  RSS    

Меню

Быстрый поиск

скачать рефераты

скачать рефератыРеферат: Эффективность школьной риторики

     Молодцы!  Сегодня  на  уроке  мы  научились  здороваться  с  разными  людьми  в  разных  ситуациях.  Вы  все  хорошие  актёры,  а  особенно  ……Много  говорил  сегодня….  И …..

Урок  третий.  БУДЕМ  ЗНАКОМЫ.

     У  каждого  из  вас,  бесспорно,  много  друзей  и  знакомых.  И  вы,  вероятно,  помните  момент,  когда  и  как  вы  с  ними  познакомились:  ребята  во  дворе,  в  классе,  новые  учителя,  знакомые  друзей,  родителей  и  т. д.

     Расскажите  об  одном  из  ваших  знакомств.  Сложно  ли  это  было  для  вас?

     Только  что  приведённые  вами  примеры   показывают,  что  уже  инстинктивно  (  хотя  и  не  всегда  )  вы  говорили  именно  то,  что  нужно.  Но  как  часто  приходилось  ошибаться.

     По  правилам  этикета  взрослый  человек  (  если  он  один  )  сам  представляет  себя  (  как  учитель  ).  Давайте  разыграем  эту  ситуацию.

     Если  в классе  новый  ученик,  то  его  представляют  после  огласки  списка  учащихся.

     В  ситуации,  где  один  человек  знаком  со  всеми  присутствующими,  а  все  остальные  -  только  с  ним,  то  сперва  представляют  младшего  старшему.  Потом  наоборот.  Первенство  старших  перед   младшими  и  женщин  (  девочек  )  перед  мужчинами  принято  у  очень  многих  народов.

     В  компании  ровесников  как  поступают,  знаете?  Да,  сперва  знакомят  с  новеньким,  а  только  потом  всех  представляют  ему.

     Давайте  проинсценируем  эти  ситуации,  включив  сюда  и  разные  формы  приветствия.  Но  в  начале  давайте  спишем  с  доски  принятые  в  этикете  формы  знакомства:

-      РАЗРЕШИТЕ  ПРЕДСТАВИТЬСЯ…

-      ПОЗВОЛЬ(  ТЕ  )   ПРЕДСТАВИТЬ  ТЕБЕ(  ВАМ  )…

-      ЗНАКОМЬСЯ(  ТЕСЬ  )…

-      ПОЗНАКОМЬСЯ(  ТЕСЬ  ),  ПОЖАЛУЙСТА…

-      ВЫ  НЕ  ЗНАКОМЫ?  ЭТО…

-      ДАВАЙТЕ  ПОЗНАКОМИМСЯ…

-      БУДЕМ  ЗНАКОМЫ…

-      МОЖНО  С  ТОБОЙ(  ВАМИ  )  ПОЗНАКОМИТЬСЯ ?  МЕНЯ  ЗОВУТ…

     На  сегодняшнем  занятии  мы  усвоили  правила  и  способы  знакомства  с  различными  категориями  людей,  вспомнили  как  и  с  кем  мы  когда – то  знакомились,  разыграли  много  интересных  сценок.  Особенно  мы  с  вами  отметили…   и  …..  Мне  очень  понравились  высказывания……..  Молодцы!

     Д/з:  подумайте,  в  каких  случаях  при  знакомстве  называют  имя,  отчество  и  фамилию  человека;  имя  и  отчество;  только  имя;  только  фамилию?  В  каких  ситуациях  сообщают  краткие  сведения  о  человеке,  которого  представляют?  Если  вы  не  сможете  придумать  сами,  то  поинтересуйтесь  у  родителей.

Урок  четвёртый.  НЕ   БУДЕТ   ЛИ   ДОСТОПОЧТИМЫЙ   ДЖИН   ТАК   ЛЮБЕЗЕН…

     Здравствуйте,  ребята!  Извините,  что  отвлекаю  вас  от  урока,  но  мне  бы  очень  хотелось,  с  вашего  позволения,  ещё  раз  извините,  вас  поотвлекать.

     Какую  странную  фразу  я  вам  сейчас  произнесла,  да?  Какими  словами  сейчас  изобиловала  моя  речь?  (  простительными  и  извинительными  )  Но  нет  ли  тут  перебора  с  извинительными  словами?  Да,  их  слишком  много,  но  я  их  включила  в  свою  речь  умышленно,   так  как  они  являются  темой  нашего  сегодняшнего  занятия.

     Умеем  ли  мы  извиняться,  не  обидев  людей?  Умеем  ли  мы  прерывать  друг  друга  и  делать  это  тонко  и  аккуратно?  Давайте  попробуем  сегодня  научиться  делать  это  правильно,  ведь  бывают  моменты,  когда  просто  необходимо  вмешаться  в  разговор.  Например,  когда  мама  разговаривает  с  подругой,  а  в  это  время  ей  звонят  по  телефону.  Что  нужно  сказать,   чтобы   твоё  вмешательство  в  разговор  не  выглядело  некорректным?  Правильно,  сперва  нужно  извиниться,  а  потом  маму  позвать  к  телефону.

     Другая  ситуация.  Вы  опоздали  на урок.  Как  нужно  себя  повести?  Молодцы! 

     Давайте  спишем  с  доски  следующие  этикетные  фразы:

 будьте  любезны                                              извините,  пожалуйста

 с  вашего  позволения                                    простите

 тысяча  извинений                                         прошу  прощения

 очень  извиняюсь                                           позвольте….

Не  будет  ли  наглостью  с  моей  стороны…

     Попробуйте  составить  и  проиграть  ситуации,  где  можно  было  бы  воспользоваться  этими  конструкциями.

     Хочу  обратить  ваше  внимание  ещё  раз  к  словам  на  доске.  С  какой  ещё  целью  их  можно  произнести?  Правильно,  с  целью  привлечения  внимания  к  себе.  (  Например,  в  магазине  или  в  другом  общественном  месте,  где  интересующий  вас  незнакомый  или  малознакомый  человек  чем – то  занят.  )  Не  забывайте,  что  к  взрослому  человеку  как  нужно  обращаться?  Молодцы,  на  « Вы «.

     В  оставшееся  время  давайте  сочиним  сказку  о  Незнайке,  который  ищет  своих  друзей.

     Сегодня  мы  с  вами  замечательно  поработали  и  научились  привлекать  внимание  занятых,  но  нужных  нам  людей  и  познакомились  с  различными  «  извинительными  «  фразами.  Мне  вы  сегодня  все  понравились.  Спасибо.

     Д/з:   приготовить  карточки  с  цифрами  1,   2,    3,  со  знаком  « - «   и  со  словами  ЛИСА  и  ЖУРАВЛЬ.  Повторите  всё,  что  мы  с  вами  проходили  на  предыдущих  занятиях.  У  нас  будут  гости.

Пятый  урок.  УРОК – ИГРА  «  СКАЗКИ  И  РЕЧЕВОЙ  ЭТИКЕТ  «.  (  23;  31 – 33  )

Цели  урока: 1)  формирование  и  закрепление  навыков  внутригрупповой  коммуникации  с  акцентом  на  позитивную  мотивацию  поведения;   2)  продолжение  ознакомления  и  усвоения  основ  речевого  этикета.

Ход  урока:

     Сегодня  мы  поучимся  у  любимых  сказочных  героев  общаться,  говорить  друг  другу  приятные  слова;  доброжелательно  высказывать  не  совсем  положительное  мнение  о  человеке,  его  поступках,  если  нас  что – то  не  удовлетворяет  в  его  поведении;  вежливо  отказать  в  просьбе,  если  не  хотим  или  не  можем  её  выполнить;  научимся  утешать  товарища,  когда  ему  приходится  трудно,  а  также  попробуем  научиться  правильно  поздравлять  друг  друга  с  праздником.

     Главная  задача  нашего  сегодняшнего  урока  -  научиться  по – доброму  относиться  друг  к  другу.  И  пусть  эпиграфом  к  нему  станут  слова :    «  ЕСЛИ  КТО – ТО  ЗАГРУСТИТ,

                                 ТЫ  ЕГО  НЕ  ОСТАВЛЯЙ,

                                 ДОБРЫМ   СЛОВОМ,  ДОБРЫМ  ДЕЛОМ

                                 УТЕШАЙ  И  ПОМОГАЙ!  «

     Урок  проходит  в  виде  соревнования  двух  команд.

Конкурс  первый.  «  Давайте  говорить  друг  другу  комплименты  «

     Ребята,  вам  приятно  слышать,  когда  вас  за  что – то  хвалят?  А  сами  вы  умеете  говорить  людям  приветливые  и  добрые  слова?  Вот  сейчас  мы  и  попробуем  это  сделать.  Представьте,  что  мы  находимся  в  сказочной  стране  и  участвуем  в  конкурсе  похвал.  Жюри  состоит  из  сказочных  героев  (  члены  жюри  сидят  в  костюмах  Кощея,  Бабы  Яги  и  Золушки  ).  Наверное,  не  все  они  вам  нравятся,  но  ваша  задача  -  выбрать  из  предложенных  комплиментов  для  каждого  из  них  такой,  чтобы  сказать  ему  (  или  ей  )  приятные,  но  в  то  же  время   правдивые  слова.  (  Отвечают  карточками:  1  -  для  Кощея,  2  -  для  Бабы  Яги,  3  -  для  Золушки.  Знак  « – «,  если  комплимент  никому  не  подходит.  )  (  Сперва  читаются  все  комплименты,  затем  -  по  одному,  а  учащиеся  сигнализируют  карточками  ответы.  Группа  оценивается  по  количеству  правильных  ответов  в  ней.  )

«  Ты  очень  ловкий,  быстрая  и  всегда  всюду  успеваешь «  ( 2 )

«  Наверное,  ты  всегда  будешь  счастлива,  ведь  ты  такая  ловкая  и  трудолюбивая «  ( 3 )

«  Как  хорошо  иметь  такого  друга,  на  тебя  всегда  можно  положиться «  ( - )

«  Ты  так  долго  живёшь  на  свете,  и  ты  наверняка  много  видел «  ( 1 )

     Надеемся,  что  теперь  вы  поняли,  как  можно  говорить  людям  приятные  и,  что  очень  важно,  правдивые  слова.  Попробуйте  сегодня  дома  сказать  похвальные  слова  родным,  друзьям,  знакомым   и  делайте  это  как  можно  чаще!

Конкурс  второй.  «  Вежливая  критика  «.

     Вам,  наверное,  не  раз  приходилось  высказывать  своё  мнение  о  человеке,  его  поступках,  и  оно  не  всегда  было  положительным.  Давайте  попробуем  это  сделать  вежливо  и  доброжелательно.  Представьте  себе,  что  героев  сказки  «  Лиса  и  журавль  «   пригласил  к  себе  в  гости  Ёжик.  Во  время  обеда  они  высказывают  своё  мнение  о  том,  как  их  принимали  в  гостях  друг  у  друга.  Вам  нужно  обсудить,  кому  принадлежит  какое  высказывание.  (  Игроки  поднимают  карточки  с  надписями  «  ЛИСА  «  или  «  ЖУРАВЛЬ  «.  )

     «  Всё  хорошо  было  на  званом  обеде.  И  вежливое  обращение,  и  хорошее  угощение.  Жаль  только  попробовать  ничего  не удалось.  Не  подумала  хозяйка  о  подходящей  посуде.  «  (  Журавль  )

     «  Уж  не  знаю,  зачем  пригласили  меня  на  обед.  Ни  крошечки  нельзя  съесть  из  этой  посуды.  Больше  не  просите,  не  приду.  «  (  Лиса  )

     Как  вы  думаете,  что  мог  сказать  Ёжик  на  это?  Выберите  и  покажите  номер  наиболее  вежливой  реплики.

1)         Журавль  был  добрее  и  вежливее,  Лисонька,  он  тебя  не  обидел  ни  одним  словом.

2)         Лисонька,  ты,  мне  кажется,  не  совсем  права.  Ведь  ты  первая  пригласила  Журавля  к  себе  в  гости.

3)         Ну,  ребята,  вы  оба  не  правы,  и  мирить  я  вас  не  буду.  ( - )

     Ну  вот,  надеемся,  что  вы  поняли,  что  критика  тоже  может  быть  и  должна  быть  доброжелательной.

Конкурс  третий.  «  Утешители  «.

     Дорогие  команды,  к  вам  попала  записка  для  ослика  Иа – иа,  который  потерял  свой  хвост  и  очень  огорчился.  Его  надо  утешить,  но  вот  беда  -  записка  порвалась,  вам  нужно  её  собрать.  Для  этого  на  листочках  у   себя  запишите  через  запятую  номера  предложений  утешительной  записки.   (  Предложения  записаны  на  доске.  )

1)         Не  огорчайся,  дорогой  Иа – иа!

2)         Полно  печалиться,  дело  поправится.

3)         Стоит  ли  переживать  из – за  таких  пустяков!

4)         Я  обязательно  помогу  тебе.  И  все  наши  друзья  помогут.  Мы  найдём  твою  потерю.

5)         Нечего  искать  иголку  в  стоге  сена.

     Правильный  ответ  -  1,  2,  4.  Мы  уверены,  что  ослик  успокоится  после  таких  слов,  а  вы,  конечно,  выполните  обещание  помочь  ему.

Конкурс  четвёртый.  «  В  гостях  хорошо,  а  дома  лучше.  «

      Сейчас  вам  предстоит  вежливо  отказать  в  просьбе,  которую  вы  не  можете  выполнить.  Представьте,  что  вы  -  Садко.  Вы  попали  в  подводное  царство  и  морской  царь  предлагает  вам  сундук  с  сокровищами,  чтобы  вы  остались  у  него  навсегда  развлекать  его  своей  игрой  на  гуслях  и  пением.  Но  вы  не  хотите  оставаться.  Какой  из  вариантов  отказа  вы  выберите?  Объясните,  почему?

1)         О,  подводный  царь!  Я  бы  с  удовольствием  взял  любое  из  твоих  бесценных  сокровищ,  но  никак  не  могу  остаться  в  твоём  царстве.

2)         Не  нужны  мне  твои  сокровища,  я  хочу  домой!

3)         Благодарю  тебя,  о  великий  царь,  за  прекрасные  подарки!  Но  не  могу  взять  их  и  остаться  в  твоём  царстве,  т. к.  ждут  меня  на  земле  друзья  и  невеста.

(  (1)  Ты  не  убедишь  царя, он  не  понял,  почему  ты  не  можешь  остаться.  (2)  Царь  рассердится  на  тебя  и  бросит  в  темницу.  Подумай,  как  ответить  ему  в  следующий  раз.  (3)  Ты  убедил  царя,  он  отпустит тебя  домой  и  даст  в   подарок  невесте  жемчужное  ожерелье.  )

Конкурс  пятый.  «  Поздравления   «.

     Папа  Карло  решил  написать  поздравительные  письма  к  женскому  празднику  героиням  сказки  «  Золотой  ключик  «.  Но  по  рассеянности  он  забыл  написать  имена  адресатов.  (  На  доске  записано  слово  и  объяснено.  )  Помогите  ему  разобраться.  Сигнализируем  карточками:

1)         Мальвина

2)         Лиса  Алиса

3)         Черепаха  Тортила

«  Достопочтенная…!  Поздравляю  Вас  с  праздником!  Желаю  Вам  быть  по – прежнему  доброй,  мудрой  и  щедрой,   как   и  300  лет  назад.  Вы  по – прежнему  обаятельны.  Так  держать!  Ваш  преданный  друг  Карло.  «  ( 3 )

«  Изобретательная…!  Поздравляю  Вас  с  женским  днём!  Желаю  Вам  оставаться  такой  же  умной,  лукавой  и  привлекательной!  Пусть  Вам  повезёт  с  честным  и  предприимчивым  другом  и  Вы  сможете  заработать  миллион.  Поклонник  Ваших  талантов  Карло.  «  ( 2 )

«  Милая…!  Поздравляю  тебя,  дорогая  девочка,  с  праздником  больших  и  маленьких  женщин!  Желаю  тебе  счастливой  и  безоблачной  жизни,  стать  звездой  театра  и  кино,  а  ещё  -  сохранить  дружбу  со  старыми  друзьями  -  Буратино  и  Пьеро.  Целую  тебя.  Папа  Карло.  «  ( 1 )

     Можно  устроить  ещё  несколько  внеконкурсных  заданий,  пока  жюри  подсчитывает  баллы.

     Ребятам  предлагается  представить  себя  Красной  Шапочкой,  пишущей  своей  бабушке  открытку  ко  Дню  Рождения.

     Ещё  один  конкурс  -  кто  больше  вежливых  слов  назовёт.

     В  конце  урока  учитель  подводит  итоги:

Итак,  сегодня  мы  с  вами  поиграли,  вспомнили  любимых  сказочных  героев,  поучились  вежливо общаться  друг  с  другом.  Убедились  в  том,  что  можно  думать,  фантазировать,  помогать  друг  другу  в  общем  деле,  а  всё  это  необходимо,  чтобы  стать  настоящим  другом.

     Жюри  объявляет  результаты.  Награждаются  все. 

     Конечно,  мы  не  ожидали,  что  после  пяти  уроков  учащиеся  будут  в  совершенстве  владеть  этикетными  формами  -  этого  времени  было  бы  недостаточно.  Но  некоторые  результаты  всё  же  были.  Мы  заметили,  что  ученики  стали  больше  говорить  и  на  остальных  уроках.  Нам  удалось  слегка  растормошить  и  самых  молчунов.  У  учащихся  наметились  позитивные  сдвиги  в  отношении  друг  к  другу,  к  окружающим.  Но,  это  ни  для  кого  ни  секрет,  что  эти  изменения  могут  быть  лишь  временным  следствием  недавнего  прохождения  материала  и  проведения  этого  эксперимента.  Этой  дипломной  работой  мы  постараемся  выяснить  эффективность  данного  учебного  предмета,  и,  в  положительном  случае,  убедить  в  его  необходимости  в  школьной  программе.

     Проведённый  нами  эксперимент  позволил  нам  определить  методику  проведения  уроков  риторики.  Сюда  входит:

1.         Знакомство  с  риторическим  понятием.  (  Например,  структура  аргументации  )

2.         Создание  проблемной  речевой  ситуации.  (  Например,  «  Нужна  ли  человеку  (  мужчине/ женщине  )  физическая  сила?  «  )

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10


Новости

Быстрый поиск

Группа вКонтакте: новости

Пока нет

Новости в Twitter и Facebook

  скачать рефераты              скачать рефераты

Новости

скачать рефераты

© 2010.