Реферат: Эффективность школьной риторики
3. Осуществлять организованное словесное и невербальное воздействие, логически и эстетически оправданное.
4. Формировать риторические приёмы как средство отклонения от речевой нормы, эстетически допустимые и психологически обусловленные. При этом важно помнить положение академика Л. В. ЩЕРБЫ: “ Когда чувство нормы воспитано у человека, тогда – то и начинает он осознавать всю прелесть обоснованных отступлений от неё “.
5. Создавать ситуации информационной и коммуникативной комфортности, когда значительно улучшаются условия восприятия новой информации и общения. Способствовать культуре монолога и диалога.
6. Стремиться к формированию яркой и эмоциональной речи, регулировать речевое поведение в соответствии с коммуникационными потребностями и психологическими особенностями собеседника или слушателя.
7. Помогать формированию индивидуальной речевой манеры говорящего. ( 45; 15 – 16 )
Даются рекомендации к прочитанному и упражнения на развитие ритмико – интонационной и стилистической зоркости.
ГЛАВА II. КОММУНИКАТИВНЫЙ АКТ. ПРЕПОДАВАНИЕ КАК ТВОРЧЕСКОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ УЧИТЕЛЯ И УЧЕНИКА.
По мнению автора, РИТОРИКА - система функций художественного мышления. ( 45; 28 ) Отсюда следует, что каждый раз необходимо свободное восприятие информации, т. е. творческое.
В этой главе говорится об особенностях общения ученика и учителя. Приведены веские доводы по необходимости привнесения риторики во все предметы.
Даны рекомендации к прочитанному и сделаны выводы из содержания главы. Для учащихся предложены вопросы и упражнения на оценку всевозможных афоризмов и формирование собственных высказываний.
ГЛАВА III. РЕЧЕВАЯ КУЛЬТУРА - ОСНОВА РИТОРИКИ.
Основная мысль главы - преподавание риторики немыслимо без владения нормами грамотной речи.
В конце главы даны упражнения на акцентологические, лексические, морфологические и синтаксические нормы.
ВЫВОД ИЗ III ГЛАВЫ:
Культура общения - фундамент организованного речевого воздействия на личность.
ГЛАВА IV. АРТИКУЛЯЦИОННАЯ КУЛЬТУРА И ЕЁ ФОРМИРОВАНИЕ.
По мнению автора, учитель обязан работать над своей дикцией и правильной организацией темпа своей речи. Исходный момент - верное фонационное ( речевое ) дыхание.
Даны рекомендации - упражнения с дыханием и тому подобные.
Приводится описание занятий над голосом ДЕМОСФЕНА ( по ПЛУТАРХУ ).
Даны следующие упражнения для работы с заикающимися детьми:
· « Горное эхо «,
· « Разговор в лесу «,
· « Иностранец «.
Автор подчёркивает взаимосвязь риторики с логопедией.
В конце главы даны упражнения на правильное произношение некоторых звуков и интонаций.
ГЛАВА V. ПАМЯТЬ И АССОЦИИРОВАНИЕ В РИТОРИКЕ.
Мнемотехника и её приметы. Автор уверен, что, развивая память, нужно начинать с асоциирования. Он считает, что в риторике встал вопрос самоповторения, призванный развивать память. Сюда же следует отнести и « вторичное конспектирование «.
Приводятся советы Е. ТАРАСОВА по развитию запоминания, где перечислены как вербальные, так и невербальные приёмы.
В конце главы - вопросы по прочитанному и упражнения на создание ассоциативного текста.
ГЛАВА VI. ЧТО НАДО ПОМНИТЬ ПЕРЕД ВЫХОДОМ К АУДИТОРИИ.
Изложены следующие советы:
· Нужно составить план лекции и саму лекцию, естественно.
· Выучить начало и конец лекции.
· Нужно учесть возможное поведение учеников.
Прилагается список из 12 правил риторики, которые необходимо помнить, готовясь к уроку.
Задания - упражнения на составление различных планов.
Выведено несколько АКТУАЛЬНЫХ « НЕ « ( о поведении на уроках ), последнее из которых - НЕ СТРЕМИТЕСЬ ПРИВОДИТЬ ПРИМЕРЫ ИЗ СОБСТВЕННОЙ ЖИЗНИ!
ГЛАВА VII. ОРАТОР ПЕРЕД АУДИТОРИЕЙ. ВОЗДЕЙСТВИЕ И ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ.
Основные положения главы:
· Педагогу никогда не стоит пускать в ход все имеющиеся риторические резервы одновременно.
· Нет для учителя признания поражения более яркого, чем крик, который он не в силах контролировать.
· Эмоциональность и экспрессивность должны сопутствовать учителю, но только в присущих его личности характеристиках.
· Каждый учащийся должен чувствовать себя в фокусе учительского внимания.
· Важно показать учащимся, что их внимание необходимо.
· Нужно помнить, что молчание может быть различным.
· Начало всякого познания в удивлении ( что было замечено ещё АРИСТОТЕЛЕМ ).
Ниже автор даёт перечень риторических приёмов, помогающих педагогу импульсировать процент общения, значительно снизить фактор усталости аудитории. Вот это перечень:
1. Активное введение риторического вопроса.
2. Выдвижение полемичных, дискуссионных точек зрения.
3. Педагог подчёркнуто обращается к уровню личностной самооценки школьников, чтобы вызвать в них попытку самоутвердиться.
4. Переход на иной род риторического воздействия, смена частного коммуникативного намерения, формы и характеристики общения.
5. Регулирование самого времени урока, его риторического самопроявления в речи учителя и ученика.
В конце главы делаются выводы.
ГЛАВА VIII. РИТОРИКА - ТВОРЧЕСКАЯ МОТИВАЦИЯ УЧЕНИЯ.
Вся глава построена на мысли, что урок должен быть интересен не только учителю, но и ученику.
Интерес к предмету и теме формируется и такими риторическими приёмами, как:
- запланированная неожиданность,
- нестандартность ситуации постановки проблемы,
- умение диалогически потенцировать монолог, вводя в него риторические вопросы и обращения к аудитории.
После лекции даны вопросы по ней. Ниже - упражнения на самооценку и анализ учителей, на выявление « + « и « - «. Ещё автор задаёт учащимся вопрос о влиянии музыкального сопровождения на коммуникативные способности и риторическую манеру говорящих.
ГЛАВА IX. РИТОРИКА ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ. ДИДАКТИЧЕСКИЙ МОНОЛОГ.
Глава посвящена преподаванию в XIX веке. Выведены личности знаменитых преподавателей, таких, как ГРАНОВСКИЙ, КЛЮЧЕВСКИЙ, ГРИГОРОВИЧ. Автор указывает на их заслуги и упоминает об оплошностях и заблуждениях.
2.4. ПРОГРАММА Т. А. ЛАДЫЖЕНСКОЙ « ШКОЛЬНАЯ РИТОРИКА «.
Прежде, чем проанализировать учебник Т. А ЛАДЫЖЕНСКОЙ, нам бы хотелось поподробнее остановиться на самой программе этого курса. Это речевой курс современной риторики - со своим содержанием, логикой построения, методами и средствами обучения. В центре его внимания - человек, который общается, - общение - обучение эффективному общению.
Содержание предмета, характеристика программы.
В разработанной Т. А. ЛАДЫЖЕНСКОЙ программе школьной риторики ( I – XI классы ) можно выделить два смысловых блока:
1) « Общение «, соотносящееся в определённой мере с тем, что в классической риторике называлось ОБЩЕЙ РИТОРИКОЙ;
2) « Речевые жанры «, соотносящиеся с так называемой ЧАСТНОЙ РИТОРИКОЙ. ( 30; 36 )
Блок « ОБЩЕНИЕ « ( I – V кл. ) даёт представление о том, что такое риторика, как люди общаются, какие виды общения существуют. В этот блок входят и вопросы, связанные и с культурой речевого поведения ( речевого этикета ).
На основе этих элементарных сведений у детей формируются важнейшие умения - ориентироваться в ситуации общения, определять коммуникативные намерения, оценивать его реакции в общении.
Таким образом, основные понятия первого блока: общение, виды общения, речевая ситуация, речевой этикет.
Блок » РЕЧЕВЫЕ ЖАНРЫ « даёт представление о тексте, о таких речевых жанрах, как личное письмо, поздравление, объявление и т. д.
Таким образом, основные понятия второго блока: текст, стили речи, речевые жанры.
В программу каждого класса включены компоненты и первого, и второго блоков, при этом учитывается органическая взаимосвязь как самих блоков, так и их отдельных компонентов. Так, речевой жанр « Вывески « рассматривает в связи с темой первого блока « Для чего нужна речь « как пример, иллюстрирующий мысль о сообщающей, информативной функции речи. А речевой жанр « Скороговорки « - в связи с таким видом общения, как устное и таким свойством речи, как темп.
Многие риторические понятия раскрываются от класса к классу в динамике, по ступенчатому признаку. Эта форма программы даёт возможность судить об общем объёме и содержании предмета для каждого класса, о соотношении частей того целого ( риторики ), которое изучается на протяжении ряда лет. Осознавая эти соотношения, их преемственность и перспективу, любой практик легко внесёт коррективы в предлагаемую программу, сокращая, дополняя или передвигая части материала с одной ступени обучения на другу.
Проиллюстрируем высказанную мысль примером.
Таблица № 1
Понятийный компонент программы
I класс |
II класс |
III класс |
IV класс |
В И Д Ы О Б Щ Е Н И Я
С помощью слов (словесное ) и жестов ( несловес - ное ). Общение устное и письмен - ное.
|
Общение в быту (обыденное, быто- вое, повседневное ) и общение в офи- циальной обстанов- ке ( в канцелярии школы, в классе) - ( официальное) |
Общение один - на один ( личное ), ), один - много ( (группповое, мас- ас- совое ). |
Общение для контакта и об- мена мыслями, информацией ( фактическое - нефактическое ). |
( 30; 37 )
Понятийный компонент занимает в программе ограниченное место, т. к. курс риторики имеет практическую направленность. Теоретические сведения включаются в той мере, в какой это необходимо для формирования соответствующих умений и навыков ( дети не должны заучивать определения понятий ). Значительно большее место занимают так называемые ИНСТРУМЕНТАЛЬНЫЕ ЗНАНИЯ - типа правил, конкретных рекомендаций ( « Как слушать собеседника «, « Правила для говорящего « и т. д. ).
Главное же внимание уделяется формированию коммуникативных, риторических умений и навыков. Одни из них связаны с умением анализировать и оценивать общение ( степень его эффективности, корректность поведения, уровень владения языком ); другие - с умением общаться в пределах, обозначенных в блоке « Речевые жанры « (оценивается умение ориентироваться в ситуации, учитывать адресата, аудиторию; формировать своё коммуникативное намерение ).
Курс школьной риторики должен вызвать у учеников размышление о том, что такое взаимопонимание, контакт между людьми, как важно в современном мире владеть словом, о том, какое это бесценное богатство. Эти размышления, связанные с проблемами эффективности общения, составят основу для формирования у выпускников школы взглядов, вкусов, идей, имеющих общекультурную ценность. Поэтому в программу впервые включён такой компонент, как риторические идеи.
Выбор риторических идей учитель должен корректировать и дополнять в соответствии с особенностями детского коллектива и своими личными воззрениями.
Таким образом, в разработанную программу включены:
- риторические умения и навыки;
- инструментальные знания;
- риторические понятия;
- риторические идеи.
При этом структура программы для каждого класса выглядит так: вначале формулируются идеи, затем основные умения, которые должны быть сформулированы к концу обучения в данном классе;
затем конкретные умения, формируемые на основе понятийных и инструментальных знаний.
Методы и приёмы преподавания.
Курс риторики в школе - предмет сугубо практический. Если мы действительно хотим научить эффективному общению, то на уроках риторики дети должны как можно больше сами говорить и писать. При этом большая часть времени уделяется риторическому анализу устных и письменных текстов; риторическим задачам; риторическим играм.
Риторический анализ предполагает обсуждение по крайней мере трёх вопросов:
1. Что сказал говорящий ( ритор );
2. Что он хотел сказать;
3. Что сказал ненамеренно.
Риторические задачи основываются на описаниях всех значимых компонентов речевой ситуации:
- кто говорит - пишет ( адресант );
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10