скачать рефераты
  RSS    

Меню

Быстрый поиск

скачать рефераты

скачать рефератыРеферат: Эффективность школьной риторики

     Опорная  Схема  раздела  -  Схема  10.  Взаимодействие  оратора  и  аудитории  в  процессе  речевого  общения   (  Особенно  подчёркивается  роль  психологии. ).  Большое  место  в  выступлении  автор  отводит  импровизации.  Преимущество  отдаётся  речевым  выступлениям.

     Составитель  приводит  примеры  композиционных  средств  активизации  внимания  и  интереса  аудитории   (  речевые  и  методические ).

  Схема  11.  Каналы  воздействия  оратора  на  аудиторию.   Заостряется  внимание  и  на  учёте  особенностей  аудитории.

  Схема  12.  Критерии  оценки  аудитории.

Здесь  приведены  основные  критерии,  на  основании  которых  оратор  даёт  предварительную  оценку  составу  слушателей.

  Схема  13 .  Признаки  аудитории.

  Схема14.  Мотивы  слушания.

  Схема  15.  Типы  слушателей.

     Уделяется  внимание  и  кинемике   ( науке  о  жестикуляции ),  подчёркивается  роль  жестов  и  их  искренности.

        После  вопросов  на  понимание  материала  дан  список  книг  для  прочтения,  где  содержится  ответ  на  последний  вопрос  раздела:  « Как  преодолеть  волнение  перед  началом  публичной  речи».

РАЗДЕЛ  VI.  ТЕХНИКА  РЕЧИ.

Раздел  не  содержит  вопросов.  Он  несколько  физиологичен,  но  не  менее  познавателен,  чем  предыдущие.  В  нём  автор  говорит  о  строении  речевого  аппарата.  Подробно  даны  характеристики  голоса:  тембр,  высота  звучания,  темп,  чёткость  дикции.  Оратор  должен  уметь  владеть  своим  голосом.

     Приведённый  ниже  ряд  упражнений  помогает  преодолеть  многочисленные  комплексы  учащихся  и  улучшить  их  технику  говорения  на  публике.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

     Заключение  состоит  из  16  советов  и  ряда  рекомендаций  в  помощь  начинающему  оратору.  Они  очень  последовательно  вытекают  из  всего  материала  книги.

УПРАЖНЕНИЯ.

     Это  15  упражнений,  комментарии  к  которым  даны  в  Разделе  VI.  Они:  развивают  полётность   голоса  и  правильность  речевого  дыхания; 

           расширяют  диапазон  голоса;

           направлены  на  умение  подбирать  нужный  темп  речи,  интонации;

            предназначены  улучшить  артикуляцию, научить  чёткому  произношению  окончаний  слов;

            направлены  на  самопроверку  в  нормативности  произношений.    

     КРАТКИЙ  СЛОВАРЬ  ТРУДНЫХ  СЛОВ  составлен  объёмом  в  540  слов.   

     СПИСОК  РЕКОМЕНДУЕМОЙ  ЛИТЕРАТУРЫ  составляют  43  книги  и  19  словарей.

2.2.     Н. Н.  КОХТЕВ.   РИТОРИКА.


     Пособие  для  учащихся  8 – 11  классов  учебных  заведений  с  углублённым  изучением  гуманитарных  предметов,  а  также  для  лицеев  и  гимназий.

     Цель  автора  пособия  -  возрождение  риторики  в  школе.  Основное  внимание  здесь  уделено  самой  известной  области  риторики  -  ОРАТОРСКОМУ  ИСКУССТВУ,  мастерству   публичной  речи.  Помимо  теоретических  сведений  о  предмете,  в  пособии  содержатся  задания  на  анализ  фрагментов  выступлений  известных  ораторов,  в  качестве  примера  прилагаются  образцы  подробного  анализа,  а  так  же  даны  задания  на  внимание  и  понимание  публичных  речей  и  составление  собственных  по  их  образцу.  На  многие  задания  в  конце  пособия  можно  найти  ответ  -  проверить  себя.

     Риторика  Кохтева  состоит  из  Х  глав,  каждая  из  которых  посвящена  отдельной  проблеме  риторики.  Сперва  излагаются  теоретические  сведения,  затем  даются  практические  упражнения,  правильность  выполнения  которых  учащиеся  могут  проверить  самостоятельно.  Рядом  с  упражнениями,  содержащими  в  пособии  ответ,  помещён  небольшой  рисунок – символ,  его  же  можно  найти  и  рядом  с  ответами.

     Пособие  изобилует  фрагментами  речей  выдающихся  учёных,  писателей,  юристов,  политиков,  государственных  и  общественных  деятелей,  проповедников.  Эти  фрагменты  тоже  обозначены  особым  рисунком,  что  позволяет  их  легко  находить  в  тексте.

     Дополнительное  чтение  изобилует  большим  количеством  рубрик,  к  числу  которых  относятся   следующие:

-      «  Из  «сравнительных  жизнеописаний « ПЛУТАРХА « ( приводятся  выдержки,  посвящённые  ораторам:  ДЕМОСФЕНУ  и  ЦИЦЕРОНУ  );

-      « Документы,  связанные  с  опубликованием  учебников  по   риторике  М. В. ЛОМОНОСОВА «;

-      « Пословицы,  посвящённые  речи «;

-      « Из  воспоминаний  о  публичных  выступлениях «.

     Материал  для  дополнительного  чтения  выделен  специальными  линейками.

     В  начале  каждой  главы  автор  обозначает  проблемы,  которые  учащиеся  должны  вскрыть  в  процессе  ознакомления  и  дальнейшего  обсуждения  материала.  Каждая  проблема  может  быть  выделена  в  тему  отдельного  урока     ( по  усмотрению  преподавателя ).

ГЛАВА  I.  РИТОРИКА  В  ДРЕВНЕЙ  ГРЕЦИИ  И  В  ДРЕВНЕМ  ЕГИПТЕ.

     Автор  говорит  о  красноречии  и  обозначает  его  родину   ( ЭЛЛАДА ),  как  место,  где  появляются  первые  работы  по  теории  красноречия.  Учащихся  знакомят  с  наукой  СОФИСТИКОЙ.  Далее  стоит  ряд  философов     (  ПЛАТОН,  СОКРАТ,  АРИСТОТЕЛЬ,  ПЛУТАРХ,  ДЕМОСФЕН.  ЦИЦЕРОН,  КВИНТИЛИАН   ),  которые  рассмотрены  с  точки  зрения  их  видения  основы  ораторского  искусства  и  путей,  которыми  они  к  этому  пришли.  Немного  дано  биографии,  но  основной  акцент  -  взгляд  Великих античной  эпохи  на  ораторское  искусство.  Даётся  перечень  их  трудов.

     Глава  завершается  блестящим  резюме,  позволяющим  вспомнить  основные  моменты  главы.

ГЛАВА  II.  РИТОРИКА  В  РОССИИ  XVII – XIX  ВВ.

     В  этой  главе  говорится  о  времени  создания  в  России  самых  ранних  риторик  и  об  их  авторах  -  н. XVII  в.  – метрополит  Новгородский  и  Великолуцкий  МАКАРИЙ;  о  том,  как  определял  риторику  М. В. ЛОМОНОСОВ  и  о  чём  шла  речь  в  его  труде  по  риторике.  Также  здесь  раскрывается  содержание  частной  и  общей  риторики.  Много  внимания  уделено  авторам  первых  риторик  и  изложению  их  содержания   ( И. С. РИЖСКИЙ,  А. Ф. МЕРЗЛЯКОВ,  А. И. ГАЛИЧ,  Н. Ф. КОШАНСКИЙ,  М. М. СПЕРАНСКИЙ ).

     Предложенный  в  конце  главы  практикум  заставляет  учащихся  думать  не  только  над  новым  материалом,  но  ещё  сравнивать  и  сопоставлять  его  с  недавно  пройденным.  Предложены  также  и  темы  для  самостоятельной  подготовки.

ГЛАВА  III.  ОРАТОРСКАЯ  РЕЧЬ:  ЕЁ  РОДЫ  И  ВИДЫ.

     В  главе  говорится  о  различных  видах  красноречия:

-      академическое,

-      социально – политическое,

-      социально – бытовое,

-      духовное,

о  их  своеобразии,  возникновении  и  развитии.  Делается  попытка  рассмотреть  проблему  сосуществования  родов  речей.  Автор  описывает  особенности  судебной  речи.  

     В  конце  главы  даны  блестящие  образцы  ораторского  мастерства:  КОНИ,  Т. Н. ГРАНОВСКОГО,  В. О. КЛЮЧЕВСКОГО,  АНДРЕЕВСКОГО,  ЛОМОНОСОВА,  МЕТРОПОЛИТА  МОСКОВСКОГО  ДИОНИСИЯ.

ГЛАВА  IV.  РЕЧЕВЫЕ  ОШИБКИ  ДЕЙСТВУЮТ  НА  СЛУШАТЕЛЕЙ  ОТРИЦАТЕЛЬНО.

     Глава  о  правильной  речи,  нормах  языка,  наиболее  часто  встречающихся  речевых  ошибках,  о  нарушении  норм  ударения  и  произношения   ( и  о  них  самих ).

     Автор  стремится  убедить  учащихся  в  необходимости  работы  со  словарём. 

     Даны  практические  советы  по  избежанию  речевых  и  стилистических  ошибок.  Часть  главы  посвящена  и  нарушениям  норм  грамматики.  Ниже  в риторике  приведён  ряд  пословиц,  типа:  « Слово  не  стрела,  а  разит «,  « Не  говори  всего,  что  знаешь,  а  знай  всё,  что  говоришь «.

     В  практикуме  даны  соответствующие  задания.   В  конце  главы  учащимся  предлагают  составить  схему  содержания  главы.

ГЛАВА  V.  ЧТО  ЗНАЧИТ  ВЛАДЕТЬ  СВОИМ  ГЛАГОЛОМ?

     Автор  рассуждает  о  темпе  речи,  силе  и  высоте  голоса,  о  произношении   ( его  ясности  и  чёткости ).  Немного  внимания  уделено  и  дикции.  Ниже  предложен  обширный  практикум,  направленный  на  развитие  голоса,  манеры  говорения,  темпа,  упражнения  на  тренировку  дикции  и  чёткого  произношения  звуков.  Предложен  ряд  скороговорок,  поделенных  в  соответствии  с  тем,  на  какие  звуки  идёт  акцент:

  ( б )  « ДОБЫЛ  БОБОВ  БОБЫЛЬ «;

  ( р )  « ДРОБЬЮ  ПО  ПЕРЕПЕЛАМ  ДА  ПО  ТЕТЕРЕВАМ «;

  ( с )  « У  ОСЫ  НЕ  УСЫ,  НЕ  УСИЩА,  А  УСИКИ «;

и  др.

     Ещё  приведены  упражнения  на  выражение  чувств  при  помощи  голоса.  В  конце  главы  содержатся  практические  советы  по  работе  над  голосом.

ГЛАВА  VI.  КАК  РАБОТАТЬ  НАД  УСТНЫМ  ВЫСТУПЛЕНИЕМ.

     В  этой  главе  повествуется  о  необходимости  хорошей  подготовки  перед  выступлением,  о  том,  зачем  она  нужна  и  по  какому  плану  её  вести.  Вводя  понятие  « рабочий  план «,  автор  рассказывает  и  его  составляющих,  о  способах  нахождения  и  использования  фактов,  о  работе  с  литературой.

     Составитель  учебника  выводит  учащимся  важное  правило:

РЕЧЬ  ДОЛЖНА  БЫТЬ  НАПИСАНА  ОТ  НАЧАЛА  И  ДО  КОНЦА!

     В  конце  главы  располагается  схема  подготовки  к  выступлению.  Само  же  выступление  учащиеся  должны  подготовить  самостоятельно,  сделав  план  и  подробно  расписав  своё  выступление.  Для  большей  пользы  свою  работу  они  должны  и  проанализировать,  учтя  все  « + «  и  « - «  её.

ГЛАВА  VII.  КОМПОЗИЦИЯ  РЕЧИ.

     Автор  раскрывает  само  понятие  « композиция  речи «,  разбивает  речь  на  составляющие  и  подробно  разбирает  каждый  пункт. Особое  место  уделено  вступлению, основной  задачей  которого  является  привлечь  внимание  и  заинтересовать.  В  качестве  образца  приводится  множество  примеров  из  ПЛЕХАНОВА  и  АНДРЕЕВА..   Не  последнее  место  уделено  и  главной  части  -  основному  содержанию  выступления.  Упомянуто  о  главных  его  приёмах:  изложение,  логические  формы  изложения,  объяснение;  о  различении  аргументов  и  о  сути  самого  понятия  « аргумент «.

     Последнее  по  схеме,  но  не  последнее  по  значимости  в  композиции  место  занимает  завершение  речи   (  и  тоже  приведено  множество  классических  примеров ). 

     Практикум:  поиск  логических  форм  изложения  и  из  ряда  примеров,  нахождение  известных  элементов  композиции,  выделение  основной  мысли  в  тексте. 

     И  в  завершении  учащимся  предложено  составить  доклад – размышление  над  прочитанным   и  сделать  собственное  резюме,  отталкиваясь  от  схем,  сравнить  его  с  авторским.

ГЛАВА  VIII.  ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ  ОРАТОРА  И  СЛУШАТЕЛЯ.

     Глава  об  ораторском  диалоге  и  монологе,  о  их  своеобразии,  о  языковых  средствах  создания  эмоциональности  и  оценочности  в  речи.

      Практикум  предлагает  сделать  своё  выступление,  учтя  новое  из  прослушанной  главы  и  помня  о  работе  на  слушателя.

     Автор  возвращает  учащихся  к  предыдущим  главам  с  разбором  отрывков  из  выступлений  великих  ораторов.  Ещё  здесь  даны  вопросы  на  определение  стиля  в  предложениях,  где  могут  встретиться  ошибки,  предназначенные  для  нахождения  и  исправления  их  учащимися.  Но  свою  правоту  нужно  ещё  и  доказать  словесно.

     Читателям  предлагают  поразмыслить  на  заданные  темы,   имея  перед  глазами  пример  выступления  КЛЮЧЕВСКОГО  «  Евгений  Онегин  и  его  предки «.

     В  конце  главы  даются  вопросы,  проверяющие  знание  предыдущих  глав,  слегка  усложнённые  новой  темой  и  учащимся  предлагается  озвучить  схему  краткого  содержания  главы.

    

ГЛАВА  IX.  ПРАВИЛЬНО  ВЫБИРАЙТЕ  СТИЛЬ  И  ТИП  РЕЧИ.

        Здесь  доказывается  возможность  письменного  стиля  употребляться  в  речах  разного  типа   (  вновь  с  примерами:  КОНИ,  МЕТРОПОЛИТА  КРУТИЦКОГО  И  КОЛОМЕНСКОГО  НИКОЛАЯ,  КЛЮЧЕВСКОГО,  ПАВЛОВА ).  Даны  примеры  использования  разных  типов  речи.

     В  практикуме  -  задания  на  определение  стиля.  Автор  задаёт  вопрос:  « КАКИЕ  ОСОБЕННОСТИ  РАЗГОВОРНОЙ  РЕЧИ  НЕПРИЕМЛЕМЫ  ДЛЯ  ОРАТОРА? «

     Учащимся  предложено  на  основании  некоторых  статей  составить  инструкции  по  работе  над  языком  публичного  выступления  и  переделать  газетную  статью  на  разговорный  язык.

     Резюме  состоит  из  3 – ёх  пунктов,  на  основании  прочитанного  учащимся  предлагают  4 – ый  пункт  составить  самостоятельно.

ГЛАВА  Х.  СЛОВЕСНАЯ  НАГЛЯДНОСТЬ:  ЧТО  ЭТО  ТАКОЕ?

     В  главе  идёт  речь  о  том,  что  такое  ассоциации,  как  они  действуют  на  чувства  слушателя.  Перечислены  типы,  передающие  словесную  наглядность.  Много  внимания  уделено  выражению  авторской  оценки,  рассказу  о  том,  что  такое  тропы,  художественные  образы,  что  они  дают  оратору.

     Вопросы  этой  главы  направлены  на  определение  учащимися  видов  тропов,  задания  -  на  пропущенные  слова   ( эпитеты )  в  речи  ТУРГЕНЕВА:  необходимо  подобрать  нужные  слова,  а  затем  сравнить  с  подленником.

     Резюме  автором  лишь  начато  -  написан  1  пункт,  а  остальные  нужно  додумать.

НЕСКОЛЬКО  ЗАДАНИЙ  НА  ПРОЩАНЬЕ.

     Автор  советует  не  забывать  пройденное  и  использовать  приобретённые  навыки  в  любых  видах  деятельности.

     В  конце  пособия  даны  ответы  на  вопросы,  которые  отмечены  во  всей  книге  определённым  значком,  также  приведены  вопросы,  которые  можно  поставить  к  каждой  главе  дополнительно.

     СЛОВАРЬ  ПРАВИЛЬНО  ПОСТАНОВКИ  УДАРЕНИЙ  В  ТРУДНЫХ  СЛОВАХ  расположен  на  8, 5  страницах    ( 733  слова ).

2. 3.  А. А. МУРАШОВ.  ОСНОВЫ  ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ  РИТОРИКИ.


     Книга  состоит  из  конкретных  рекомендаций  по  различным  областям  риторики  и  коммуникативной  лингвистике.  Автор  показывает  все  речевые  условия,  оптимизирующие  правильную  правильную  речь  на  многих  её  уровнях:  проблемы  формирования  дикции,  проблемы  диалога  и  монолога.  Большое  внимание  уделено  речевому  этикету,   умению  полемизировать,  культуре  высказываний.

     Риторика  Мурашова   состоит  из  IX  глав.

ОТ  АВТОРА.

     Приведена  замечательная  авторская  аргументация  в  пользу  необходимости  изучения  риторики  учащимися  и   учителями  в  первую  очередь.

ГЛАВА  I.  РИТОРИКА.  ПРЕМЕТ  И  ЗАДАЧИ  КУРСА.

     Основные   положения  главы:

     Работа  учителя  -  искусство,  и  важно  знать  психологию  восприятия,  чтобы  быть  правильно  понятым.

     Дидактическая  риторика  -  дисциплина,  способствующая  организации  и  функционированию  прозаической  устной  речи  в  ходе  учебного  занятия.

     В  любом  общении  закономерности  риторики  актуальны  для  наиболее  полного  взаимопонимания,  для  оптимальной  коммуникации.

     Автор  знакомит  нас  с  историей  риторики,  упоминает  имена  людей,  на  неё  повлиявших.  Формирует  её  задачи.

ЗАДАЧИ  РИТОРИКИ:

1.          Способствовать  формированию  направленной  и  направляющей  речи,  а  также  определённых  реакций  на  неё  со  стороны  слушателейЦЕЛЬ  РИТОРИКИ  -  КОММУНИКАТИВНАЯ  КОМПЕТЕНЦИЯ  ГОВОРЯЩЕГО.

2.         Учить:   А)  Аргументированному  доказательству  собственной  точки  зрения,  не  подвергая  даже  частичному,  незаметному  на  первый  взгляд  оскорблению  достоинства  собеседника;  Б)  Умению  стоять  на  его  позиции,  чтобы  с  его  точки  зрения  рассмотреть  предмет,  сделав  его  тем  самым  рельефнее,  ярче,  отвергнув  своё  утверждение,  если  оно  неверно.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10


Новости

Быстрый поиск

Группа вКонтакте: новости

Пока нет

Новости в Twitter и Facebook

  скачать рефераты              скачать рефераты

Новости

скачать рефераты

© 2010.