скачать рефераты
  RSS    

Меню

Быстрый поиск

скачать рефераты

скачать рефератыРеферат: Эффективность школьной риторики

-      кому  ( адресат );

-      для  чего  -  зачем  ( задача  высказывания );

-      что  -   о  чём  ( содержание  высказывания );

-      как  ( в  устной  или  письменной  форме,  в  каком  стиле  и  т. д.);

-      где  ( место,  где  происходит  общение,  расстояние между  общающимися,  если  это  важно );

-      когда,  как  долго  ( время,  когда  происходит общение,  -  сейчас,  в  прошлом;  время,  отведённое  а  общение,  если  это  важно.

     Учащимся  предлагают  войти  в  описанные  обстоятельства  и  в  речевую  роль.

     Риторические  игры  в  отличие  от  риторических  задач  содержат  соревновательный  элемент  и  предполагают  определение  победителя:  кто    ( какая  команда )  веселее,  забавнее,  смешнее.  В  отличие  от словесных  речевых  игр  риторические  игры  строятся  на  материале  программы  о  риторике  и  служат  решению  задач  этого  учебного  предмета.  Поэтому  так  важно  при  их организации  и  определении  победителя  осуществлять  риторический  подход:  чётко  описывать  ситуацию,  точно  обозначать  критерии  оценки  победителей.

     Для  проведения  риторических  игр  может  выбираться   (  назначаться )  жюри.  При  определении  победителя  могут  использоваться  карточки  разных  цветов,  хлопки    (  « Кому  больше  похлопаем? « )  и  т. п.

Вопросы  организации.

     Урок.  Начиная  курс  риторики  с  первого  года  обучения  в  школе,  составители  учитывали  благоприятный  для  развития  дара  слова  возраст,  когда  дети  легко  впитывают  образцы  речи,  когда  они  эмоциональны,  любят  играть  и  легко  входят  в  различные  речевые  роли.  Но  чтобы  уроки  состоялись,  учитель  должен  создать  в  классе  доброжелательную  обстановку,  где  дети  чувствовали  бы  себя  свободно,  раскованно,  спокойно.  Учителю  на  этих  уроках  надо  превратиться  в  ритора,  то  есть  в  человека,  владеющего  словом.

     Урок  риторики  имеет  свою  организационную  специфику.  Кроме  запланированного  программного  материала  в  него  включаются  сквозные,  необязательные  на  каждом  уроке:

-      речевые  разминки,  пятиминутки  речевой  гимнастики:  упражнения  типа  « Произнесём  шёпотом,  но  отчётливо…»,  « Задуем  свечу «  ( для  развития  дыхания );  « Пусть  сейчас  прожужжит  жук,  комар «,  « Вспомним  грустные  стихи.  Кто  начнёт? «  и  т. д,;

-      ортологические  разминки:  упражнения  на  усвоение  произносительных,  словообразовательных  и  т. п.  Норм  литературного  языка;

-      импровизационные  задачи,  т. е.  Неподготовленные  диалоги  и  монологи,  развивающие  спонтанную   (  неподготовленную )  речь.

          Эти  сквозные  виды  работ,  по  мнению  составителей  (  30;  40  ),  обеспечивают  формирование  определённых  умений  и  навыков  и  в  то  же  время  позволяют  переключить  учащихся  с  одного  вида  деятельности  на  другой,  снимают  усталость.  Поэтому  эти  виды  работ  проводятся  живо,  легко,  на  интересных  примерах,  с  использованием  различных  мнемонических  приёмов,  стихотворений,  песенок  и  музыкального  сопровождения.

     Уроки  риторики  требуют  особого  оснащения,  чтобы  было  легче  вводить  детей  в  предлагаемые  обстоятельства.  Но  и  в  обычном  классе  можно  сделать  многое:  посадить  учащихся  так,  чтобы  они  могли  видеть  друг  друга.  Безусловно,  в  классе  должен  быть  магнитофон  для  записи  высказываний  детей  и  создания  собственной  фонотеки  к  предмету.  И,  конечно,  очень  результативно  было  бы  использовать  видеомагнитофон  -  ведь  с  его  помощью  можно  увидеть  и  услышать,  как  происходит  общение,  тщательно  проанализировать  все  промахи  общающихся  и  самостоятельно  сделать  выводы.

     Учебный  комплект.  В  идеале  учебный  комплект  по  риторике  должен  включать:

1.  Учебник  для  учащихся;

1.         Хрестоматию  для  самостоятельного  чтения  любознательным  школьникам;

2.         Сборник  риторических  задач;

3.         Сценарий  и  сборник  риторических  задач  для  компьютера;

4.         Магнитофонные  записи  живой  речи;

5.         Фонограммы,  транспоранты  или  графопроекты;

6.         Видеоматериалы  и  др.  средства  общения;

7.         Книгу  для  учителя    (  методические  рекомендации ). 

     Важное  место  в  этом  комплекте  должны  занимать  видеоматериалы,  т. к.  учить  деятельности  на  показе  этой  деятельности,  её  анализе  весьма  результативно.

     В  настоящее  время  выпущены  и  удачно  применяются  на  практике  учебники  « Школьная  риторика «  с  I  по  VII  класс.

     Учебное  время.  На  изучение  риторики,  как  показывает  школьная  практика,  отводится  в  I – XI  классах  от  одного  до  трёх  часов  в  неделю  -  в  зависимости  от  типа  школ,  уровня  подготовки  учеников  и  ориентации  школы.  Усвоение  риторики  предполагает,  что  на  этих  уроках  не  бывает  молчащих,  поэтому  в  группе  должно  быть  не  более  12 – 13  учеников.  Это  важное  условие  обучения  речи,  общению.

     И  последнее:  начатая  в  начальных  классах  работа  должна  иметь  естественное  продолжение  в  старших  классах.  Основы  этой  программы  разработаны,  что  делает  возможным  представить  этот  предмет  в  целостной  форме.


2.4.1. Т. А. ЛАДЫЖЕНСКАЯ.  « ШКОЛЬНАЯ  РИТОРИКА «  ДЛЯ  V  КЛАССА.


     Учебник  создан  в  том  же  концептуальном  лингвистическом  ключе,  что  и  весь  курс  под  редакцией  Т. А. ЛАДЫЖЕНСКОЙ.

     В  соответствии  с  программой  здесь  также  выделяются  две  части:  «   Общение «,  « Речевые  жанры «,  но  естественно,  что  в  учебнике,  заключающем  курс  риторики  в  начальной  школе,  необходимо  выделить  ещё  одну  часть  -  «  Обобщаем  изученное   (  в  I – IV  классах  )».  В  этом  разделе  внимание  четвероклассников  привлекается  « Ориентация  в  ситуации «,  «  Главные  признаки  текста «,  «  Тексты  и  жанры «,  «  Этикетный  репертуар «  к  таким  обобщённым  темам,  как  и  др.

     Начинается  учебник  с  главы  «  Проверь  себя «,   цель  которой  вспомнить  изученное:  о  том,  что  изучает  риторика,  что  такое  общение,  речевая  ситуация,  её  компоненты.  В  главах  «  Особенности  говорения «,  « Какой  я  слушатель «,  « Я  читатель «  дети  не  только  повторяют  виды  речевой  деятельности,  но  и  узнают,  что  представляют  собой  различные  паузы  в  устной  речи,  как  важно  собирать  свою  домашнюю  библиотеку,  как  можно  оценить  себя  как  слушателя  и  как  читателя,  и  т. д.  В  V  классе  продолжается  работа  над  речевыми  жанрами.  В  главе  «  Знаки  вокруг  нас «  учащиеся  знакомятся  с  опорными  конспектами   (  первое  знакомство!  ),  занимаются  описанием   (  растений  ),  невыдуманными  и  выдуманными  рассказами  (  глава  «  Скажи  мне  почему  «  ).  Здесь  новым  является  понятие  о  типах  аргументов  и  фактах,  о  вступлении  и  заключении  в  выступлении  и  рассуждении.  Также  совершенно  новым  является  понятие  о  газетных  жанрах  -  хронике,  информационной  заметке,  подписи  под  фотографией.  Линия  речевого  этикета  продолжается,  но  вводятся  новые  по  смыслу  этикетные  диалоги:  утешение,  вежливая  оценка,  запрет,  улыбка.

     В  этом  учебнике  большое  место  занимают  задания,  требующие  активного  речевого  поведения,  разыгрывания  речевой  ситуации,  создания  речевых  жанров  на  основе  описанной  ситуации  или  рисунка,  помещённого  в  учебнике.   Дети  любят  риторические  игры,  и  хочется,  чтобы  учитель  (  или  жюри  )  называл  победителя,  а  также  те  критерии,  с  помощью  которых  он  определил  чемпиона.  И  наконец,  в  учебнике  есть  компьютерные  задачи  и  отдельно  компьютерные  программы,  правда,  только  по   речевому  этикету.  Эта  программа  может использоваться  для  объяснения,  закрепления  и  повторения  материала.  Кадры  программы  содержат  яркие,  красочные  рисунки,  на  них  изображены  знакомые  детям  по  книгам  и  мультфильмам  персонажи  (  Карлсон,  кот  Леопольд,  Знайка  и  т. д. ).  Задания  сформулированы  кратко  (  например,  «   Как  Карлсон  здоровается  с  Малышом?  Выбери  подходящие  приветствия «  ,  что  облегчает  их  восприятие. 

     В  компьютерной  программе  можно  выделить  три  серии  заданий:

а)  приветствия  разным  адресатам;

б)  приветствия  в  разное  время  дня;

в)  приветствия  разной  степени  вежливости  (  с  обращением,  с  личностным  оттенком ). 

     Ученик  получает  эмоциональную  оценку  свой  работы  по  каждому  кадру,  так  как  на  экране  появляется  лицо  Риторика  с  выражением  улыбки,  удивления  или  грусти.  Кроме  того,  в  программе  предусмотрена  оценка  в  виде  цветовой  рамки  на  пиктограмме  с  номером  задания.  (  Зелёный  означает,  что  задание  выполнено  правильно,  жёлтый  -  что  допущена  одна  ошибка,  красный  -  что  допущены  две  или  более  ошибки.  )   Итоговый  результат  работы  с  компьютерной  программой  выдаётся  в  виде  словесного  описания  (  « Удачно «,  « не  совсем  удачно «,  « неудачно « ).  Кроме  того,   ребёнок   услышит  весёлую  или  грустную  мелодию.

     В  программу  каждого  года  обучения  входить  учебник,  состоящий  из  двух  частей. 

     Каждый  учебник  начинается  с  предисловия,  обращённого  к  читателям,  где  перечисляются  положительные  стороны  риторики.

     На  второй  странице  нарисованы  условные  обозначения,  с  которыми  ребята  постоянно  будут  сталкиваться  во  время  обучения.  Это:

-      постановка  проблемы,  введение  в  теорию;

-      задание  после  текста;

-      сюжет  видео - ,  кинофрагмента;

-      задания,  связанные  с  прослушиванием  музыки;

-      задания  по  дыхательной  и  речевой  гимнастике;

-      работа  в  парах;

-      риторические игры.

     Немного  дальше  -  приветствие  постоянных  спутников  учащихся,  героев  учебника  -  ОЛИ,  КОЛИ,  ГРАММАТИКА,  РИТОРИКА  и  позже  появляется  ЭТИКЕША.

     Очень  красочные  учебники  с  изобилием  иллюстраций.

     Каждая  глава  начинается  с  небольшой  постановки  проблемы,  после  которой  следуют  всевозможные  задания  и  риторические  игры.

     Почти  все  задания  ориентируют  учащихся  на  деятельность,  т. к.  начинаются  с  глаголов  в  повелительной  форме  (  представьте,  подумайте,  ответьте,  приготовьте,  вспомните,  посмотрите,  рассмотрите,  попробуйте  и  т. д.  )  или   с  союзного  слова  (  какого,  как,  почему,  с  кем  и  др.  )

     Приведено  много  стихов,  песен  (  порой  с  нотами  ),  отрывков  из  художественных  произведений.  Обилие  схем.

     ИДЕИ  КУРСА:

     Суть  учтивости  состоит  в  стремлении  говорить  и  вести  себя  так,  чтобы  наши  ближние  были  довольны  и  нами,  и  самими  собою.  (  Ш.  де  ЛАБРЮЙЕР.  )  (  30;  57  )

     ОСНОВНЫЕ  риторические  УМЕНИЯ

     Первый  тип  ( У – 1 ).   Умение  анализировать  и  оценивать  общение  и  речь,  а  именно:

          -  взаимодействие  с  партнёром  общения,  понимание  его  мыслей                                                                                   и  чувств,   уместность  своего  речевого  поведения;

-      точность  речи  (  наличие  фактических  ошибок  ),  разнообразие  языковых  средств,  выразительность  речи  (  речевые  находки  );

-      особенности  речевых  жанров.

     Второй  тип  (  У – 2 ).  Умение  общаться,  создавать  тексты,  речевые  жанры  в  пределах,  обозначенных  в  программе,  а  именно:

-      умение  использовать  адекватные  приёмы  подготовки  и  средства  общения,  позволяющие  автору  успешно  решать  основную  речевую  задачу;

-      умение  создавать  ориентированные  на  адресата  и  на  решение  речевой  задачи  речевые  жанры:  этикетные  диалоги,  газетно-информационные  жанры  и  т. д.

 

 

 

 

                                                                                         Таблица  № 2

О Б Щ Е Н И Е

   У – 1.  Анализировать  и  оце-     нивать  свою  общительность:               я  очень  общительный,  малооб-щительный,  необщительный    человек.

Общение  -  общительный  чело-       век.  Твоя  общительность.

В И Д Ы   О Б Щ Е Н И Я

   У – 1.  Определить  вид  обще-        ния  по  его  основной  цели  (  сообщить,  запросить  инфор-           мацию,  обменяться  информа-       цией  и  т. д. -  поддержать        контакт,  общение )

   У – 2.  Вступать  в  этикетный    диалог  и  поддерживать  его             (  в  пределах,  обозначенных  в      разделе  «  Речевой  этикет «                                                          ( I – III )

     Общение  для  контакта  и  об-   щение  для  сообщения  нфор-       мации

Р Е Ч Е В О Й   Э Т И К Е Т

 

   У – 1.  Различать  истинную  ве-жливость  от  показной

   Что  такое  вежливость.  Вежли-         вая  речь  ( словесная  вежлиость)  и  воспитанность.  Вежливо – не-   вежливо - грубо

                                                                                                                                  Р Е Ч Е В А Я     Д Е Я Т Е Л Ь Н О С Т Ь

 

У—1. Определять вид речевой деятельности;  его  этапы Говорить — писать; слушать —   читать. (Что  общего  в  указан-         ных  парах ?  )

 

У—2. Продумывать, что нужно        сделать  до говорения,  чтения  и           т. д.(  на  этапе  ориентировки  ),      что - в процессе  говорения,  чтения  и  т. д.  (  на  этапе  реализации  ),  что  по-       сле­   говорения,  чтения  и  т. п.                (  на  этапе  контроля  ) Основные этапы речевой  деяте-    льности: до — в  процессе – пос-           ле  того,  как  сказал,  написал,  прочитал,  услышал.   ( Этап  ориентировки  и  планирования,  этап  реализации,  этап  контроля  ).

 

У—2. Составлять опорный   кон-    спект услышан­ного  в  форме     таблицы,  схемы  с  использова-        нием  принятых  и  продуманных  символов,  рисунков Опорный конспект как  коди-      рование  услышан­ного  в  форме  таблицы,  схемы  с  использова-           нием  рисунков,  символов

 

У—2. Воспроизводить по опор-            ному  конспекту  услышанное

 

У—1. Анализировать живую       устную речь, определять  её  осо-       бенности­ Говорение. Особенности    неподготовленной  (  спонтан-             ной  )  речи

 

 У—1. Определять, в какой мере устная речь подготовлена,  в  чём  от-

ражается  её  подготовленность­

 

У—2. Составлять опорный кон-     спект (как при  слушании  ) Опорный конспект   (  как при  слушании  )

 

Р Е Ч Ь    П Р А В И Л Ь Н А Я    И    Х О Р О Ш А Я              (успешная, эффективная)

 

У—2. Пользоваться толковым             слова­рём  синонимов Толковый словарь. Словарь  си-  нонимов.  Словарь  языка  писа-      телей.  Словарь  эпитетов .

 

Р Е Ч Е В Ы Е    Ж А Н Р Ы

 

У—1. Определять начальное  и  конечное   пред­ложения  как              признаки  тематического  и  смы-        слового  единства  текста

Тексты. Начальное и конечное (последнее)  предложения  тек-            ста  как  яркие  признаки  смыс-      ловой  цельности  текста

 

У—2. Подбирать конечное  (завершающее )  предложение  к  незавершённому  тексту

 

У—2. Создавать сжатый текст, пользуясь спо­собом  исключения  подробностей  и  способом  обоб-  -щения Сжатый пересказ сказанного  собеседником  в  процессе  обсу-    ждения  (  темы,  проблемы  )

 

У—1. Анализировать вывод (в   рассуждении  ),  его целесообраз-   -ность Вывод в рассуждении

 

У—2. Создавать к «новым» сло-         вам словарные  статьи Словарные статьи в толковом        словаре

 

У—2. Рассказывать весело (с        юмором ) о  забавных,  смешных  случаях  из  своей  жизни­

Речь разговорная с элементами  художественной  речи.  Весёлый  рассказ. 

 

У—2. Рассказывать (устно и  письменно) о памятных  собы-            тиях  своей  жизни­ Рассказ о памятных событиях           своей жизни

 

У - 1. Определять особенности  содержания  и  речевого  офор-      мления  писем  в  газету

Газетный (публицистический)       стиль

 

У—1. Анализировать  нформа-   ционную  заметку  в  газету,  её            соответствие  речевой  задаче  и         жанровым  особенностям Информационная заметка в газе-           ту. Хроника

 

У—2. Создавать текст — под-           пись под фотографией  в  газете­ Подпись под фотографией в газе-            те

 

У—2. Написать информацион-            ную заметку в  газету  типа - что,  где,  когда  и  как  произошло

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10


Новости

Быстрый поиск

Группа вКонтакте: новости

Пока нет

Новости в Twitter и Facebook

  скачать рефераты              скачать рефераты

Новости

скачать рефераты

© 2010.