скачать рефераты
  RSS    

Меню

Быстрый поиск

скачать рефераты

скачать рефератыРеферат: Эффективность школьной риторики

     Формирование  этих  качеств  и  составляет  ПРЕДМЕТ  риторики  как  учебной  дисциплины,  поскольку,  по  словам  ДЕМОКРИТА,  « ни  искусство,  ни  мудрость  не  могут  быть  достигнуты,  если  им  не  учиться «  (  47;  52  ).

     РИТОРИКА  в  настоящее  время  -  это  филологическая  наука,  изучающая  способы  построения  художественно  выразительной,  направленной  и  определённым  образом  воздействующей  речи.  Формы  существования  риторических  структур  -  сверхфразовые  единства:  текст,  сложное  синтаксическое  целое,  диалогическое  единство,  организующее  фразы  в  общее  смысловое,  коммуникативное  и  структурное  целое  (  45;  10  ).

     В  средние  века  риторика  вошла  в  число  изучаемых  предметов  в  университеты  и  школы  многих  стран,  в  том  числе  и  в  России.

     Знаменательно  появление  в  России  в  XVII – XIX   в.в.  большого  количества  учебников  по  риторике   ( красноречию,  сладкоречию,  витийству,  теории  словесности  и  т.д. ).  В  библиографии  учебных  книг  по  риторике  около  150  наименований.  При  этом  первая  из  них  -  митрополита  Макария,  датирована  1617 – 1619  гг.,  последняя  -  1923  г.  Д. Н. Овсянико-Куликовского.

     Первым  учебником  риторики  на  русском  языке  было  « Краткое  руководство  к  риторике  на  пользу  любителей  сладкоречия «   ( 1743 г. )  М. В. ЛОМОНОСОВА.  До  этого  времени  риторика  писалась  и  выходила  в  России  на  латыни  и  церковно – славянском  языке.  В  этом  труде  говорится,  что  « риторика  есть  наука  о  всякой  предложенной  материи  красно  говорить  и  писать…»  (  47;  71 – 72  ).  Данное  определение  риторики  отражает  сложившийся  к  тому  времени  взгляд  на  риторику  как  на  науку,  которая  учит  искусному  -  не  только  устному,  но  и  письменному  общению.

     Все  последующие  российские  риторики  писались  на  основе  риторики  Ломоносова   ( И. С. Рижский,  Н. Ф. Кошанский,  А. С.

Никольский,  Е. Кари  и  др. ).  Небезынтересно  отметить,  что  в  1877  году  вышла  « Детская  риторика,  или  Благоразумный  вития  к  пользе  и  употреблению  юношества  сочинённый «.  В  названии  книги  точно  отражён  её  адресат:  дети,  юношество.  Адресатно – ориентированные  учебники  риторики  получили  широкое  распространение  в  России:  для  дворян ( Феоктист  Мочильский ),  в  пользу  молодых  девиц ( К. Глинка ),  для  учащихся  в  российских  духовных  училищах  ( А. Никольский ),  военное  красноречие  ( Я. В. Толмачёв )  и  др.

     Известно,  что  к  середине  XIX  в.  в  России,  как  и  во  многих  других  европейских  странах,  риторика  подверглась  резкой  критике  за  схоластику,  схематизм,  рецептурность.   Она  вытеснялась  другими  предметами  -  вначале  теорией  словесности   ( где  предметом  изучения  становятся  главным  образом  художественная  речь,  тропы ),  а  затем   ( конец  XIX – начало  XX  вв. )  культурой  речи   (  где главным  предметом  внимания  становятся  нормы  литературного  языка ).  В  школе  занимаются  развитием  связной  речи  у  детей,  где  основное  внимание уделяется  обучению  с  помощью  изложений  и  сочинений,  умению  создавать  устные  и  письменные  тексты.  При  этом  в  школах  России  развитию  коммуникативных  умений  всегда  уделялось  известное  внимание,  хотя  далеко  не  во  всех  случаях  эта  работа  обозначалась  как  риторическая.   

     Возрождение  риторики  началось  в  середине  ХХ  века.  Риторика  настоящего  времени  преодолела  рамки,  изначально  очерченные  её  создателями:  речь,  ею  организованная,  существует  как  в  устной,  так  и  в  письменной  форме;  она  все  более  вторгается  в  область,  прежде  считавшуюся  исключительной  компетенций  поэтики. 

Разрабатываются  критерии  невербальной   ( несловесной )  риторики  -  характеристики  взаимодействия  и  воздействия  мимики,  жеста,  голосовых  модуляций,  цвета.  Современная  риторика  непредставима  вне  лингвистики  текста,  герменевтики   ( науки  о  восприятии ),  семиотики  ( науки  о  способах  означивания  и  характерах  знаков ),  психологии,  физиологии,  а  также  дидактики.

     Сейчас  в  активе  риторики  труды  БАРТА  и  в  целом  неориторической  группы  «  Мю «,  опубликованные  на  русском  языке  в  сборнике  « Общая  риторика «   ( 1986 ),  работы  ЛОТМАНА,  Б. А. УСПЕНСКОГО,  в  известной  мере  продолженные  коммуникативно – лингвистические  исследования  БАХТИНА.  В  1958  г.  вышел  сборник  статей  и  фрагментов  « Об  ораторском  искусстве «,  1967  г.  -  сборник  « Мастерство  устной  речи «,  в  1978  г.  появилось  издание  « Античные  риторики «,  включившие  работы   АРИСТОТЕЛЯ,  ДЕМЕТРИЯДИОНИСИЯ  ГАЛИКАРНАССКОГО  и  др.  В  настоящее  время  объем  литературы  по  проблемам  риторики  исключительно  велик;  полные  библиографические  справочники  содержатся  в  номерах  журнала  « Риторика «,  издаваемом  с  1995  года  (  45;  12  ).  Появилось  и  большое  количество  учебных  пособий,  но  это  уже  тема  нашей  следующей  главы.

ГЛАВА  2.

СОВРЕМЕННЫЕ  ПРОГРАММЫ  И  УЧЕБНИКИ  ПО  РИТОРИКЕ.

 

     Как  нами  уже  было  упомянуто  ранее,  в  настоящее  время  риторика  все  чаще  стала  вводиться  в  программу  не  только  специализированных  школ,  лицеев  и  гимназий,  но  ею  заинтересовались  и  общеобразовательные  школы    (  что,  на  наш  взгляд,  более  важно ).  Возникает  вопрос:  может  быть,  следует  восстановить  ту  риторику,  которая  существовала  в  XVIII – XIX  вв.,  переиздать  лучшие  учебники,  и  тем  самым  проблема  будет  решена?  Нет.  Это  не  было  бы  удачно  найденным  выходом,  хотя,  безусловно,  переиздать  популярные  в  своё  время  риторики  И. С. РИЖСКОГО,   А. С. НИКОЛЬСКОГО,  А. Ф. МЕРЗЛЯКОВА,  Н. Ф. КОШАНСКОГО,  М. СПЕРАНСКОГО  было  бы  очень  полезно.

     Дело  в  том,  что  все  эти  учебники  также  безнадёжно  устарели,  как  и  учебники  грамматики  того  же  периода,  несмотря  на  то,  что  и  в  тех,  и  в  других  есть  много  ценного.

     Повышенный  интерес  к  риторике  неминуемо  нашёл  отклик  во  многих  издательствах.  К  сожалению,  далеко  не  всю  литературу  можно  рекомендовать  в  качестве  обучающей  для  школьников.  Всё  чаще  она  рассчитана  на  людей,  имеющих  за  плечами  солидный  багаж  знаний  по  этому  предмету.  А  иногда  авторы  пускаются  в  столь  туманные  рассуждения,  что  читатель  не  всегда  уверен  в  том,  что  сам  автор  до  конца  понимает,  о  чём  он  говорит.  На  наш  взгляд,  первейшим  критерием  в  подборе  методической  литературы  должна  быть  ясность  изложения  мысли  и  простота  в понимании  не  только  самим  автором,  но  и  аудиторией,  на  которую  и  рассчитано  учебное  пособие.

     Из  всех  учебных  пособий  по  риторике  мы  отобрали  следующие:

-      Н. А. Михайличенко.  Риторика.

-      Н. Н. Кохтев.  Риторика.

-      А. А. Мурашов.  Основы  педагогической  риторики.

-      Т. А. Ладыженская.  Школьная  риторика.

-                 Немного  расскажем  о  содержании  этих  учебников,  после  чего  попробуем  оценить  их  с  точки  зрения  пригодности  для  работы  в  школе.

 

2. 1. Н. А. МИХАЙЛИЧЕНКО.  РИТОРИКА.


     Это  пособие  представляет  собой  краткий  конспект  лекций  по  основам  риторики,  дополненный  вопросами  для  самопроверки,  практическими  заданиями  и  упражнениями,  которые,  по  мнению  автора,  должны  помочь  учащимся  выработать  и  закрепить  необходимые  навыки  и  умения.  В  основе  пособия  лежит  опыт  преподавания  составителем  курса  риторики  на  факультетах  Института  Молодёжи  и  в  старших  классах  гимназий  Петровского  района  города  Москвы.  Пособие  является  учебно – методическим;  предназначено  для  старших  классов   ( 8 – 11 )  гимназий,  лицеев  и  школ  гуманитарного  профиля.  Оно  состоит  из  следующих  частей:

-      Введение;

-      VI  разделов;

-      Заключение;

-      Упражнения;

-      Краткий  словарь  трудных  слов;

-      Список  рекомендуемой  литературы;

-      Литература  по  проблемам  риторики;

-      Список  словарей.

     Немного  поподробнее  о  каждом  из  пунктов.

ВВЕДЕНИЕ.

     Во  введении  говорится  о  проблемах  правильной  речи  в  современное  время.  Риторика  определяется  как  особая  наука  о  законах  “ изобретения,  расположения  и  выражения  мыслей  в  речи “. 

Автор  также  упоминает  определение  риторики,  данное   ПЛАТОНОМ  ( “ Искусство  управлять  умами “  (  44;  4  ) ),  подводя,  таким  образом,  к  другому  названию  риторики  -  ораторское  искусство.  Судя  по  всему,  данное  учебное  пособие  только  с  этой  точки  зрения  и  будет  рассматривать  риторику.

     Далее  автор  ставит  ряд  вопросов:

·           Как  достичь  цели,  поставленной  оратором?

·           Как  завоевать  аудиторию,  привлечь  её  на  свою  сторону?

·           Какую  речь  считать  наиболее  действенной?

·           В  чём  секреты  убедительности  устного  публичного  выступления?

·           Из  чего  слагается  успех  хорошей  ораторской  речи?

·           Какие  возможные  способы  убеждения  следует  считать  наиболее  эффективными?

По  всей  вероятности,  эти  вопросы  можно  считать  в  данном  пособии установочными.   

                                                                                                                                                          РАЗДЕЛЫ.

РАЗДЕЛ  I.  РИТОРИКА  КАК  НАУКА  И  УЧЕБНЫЙ  ПРЕДМЕТ.

     В  этом  разделе  идёт  речь  о  мастерстве  оратора,  о  вопросах,  поставленных  перед  ним,  и  о  его  целях.  Немалое  место  уделено  вопросу  взаимодействия  оратора  и  аудитории.  Автор  классифицирует  ораторское  выступление.  Раздел  снабжён  опорными  схемами:

  Схема  1.  Основные  виды  красноречия;

  Схема  2.  Основные  этапы  работы  перед  речью;

  Схема  3.  Основные  этапы  подготовки  и  проведения  публичной  речи;

и  таблицами.  Определяются  науки,  являющиеся  слагаемыми  речевого  мастерства.

     В  конце  раздела  учащимся  предлагается  ряд  вопросов,  направленных  не  только  на  знание  лекции,  но  и  на  её  понимание.  В  завершении  -  предложение  подготовить  учащимися  трёхминутную  речь  на  тему:  « Зачем  нужна  риторика? «.

РАЗДЕЛ  II .  ИЗ  ИСТОРИИ  РИТОРИКИ.

     В  этом  разделе  говорится  о  возрасте  риторики   (одна  из  древнейших  наук ),  о  возрастающем  к  ней  интересе  в  переломные  моменты  истории  и  в  современное  время.  Автор  убеждает  учащихся  в  необходимости  последовательного  изучения  риторики  с  античности  по  современное  время.  Отсюда  и  логическое  деление  раздела  на  3  главы:

1.         Античная  риторика;

2.         Развитие  теории  красноречия  в  средние  века  и  в  новое  время;

3.         Ораторское  искусство  России.

В  этих  главах  упоминаются  авторы:  ПЕРИКЛ,  АРИСТОТЕЛЬ,  ДЕМОКРИТ,  ЦИЦЕОН,  КВИНТЛИОН   (даны  разные  понимания  и  трактовки  красноречия  и  риторики  этими  философами ),  ПАСКАЛЬ,  БЭКОН,  ГЁТЕ,  М. М.СПЕРАНСКИЙ   ( и его  « Правила  высшего  красноречия « ),  М. В. ЛОМОНОСОВ   (  и  его  структура  публичной речи ).  В  качестве  примеров  приведены  работы  различных  ораторов  от  средневековья  до  современности,  в  числе  которых  КОНИ  и  П. С. ПОРОХОВЩИКОВ.  Рассмотрены  формы  красноречия  от  элементарных  до  судебного  и  политического.

     Как  и  прежде,  раздел  завершается  рядом  вопросов  и  заданием  написать  небольшое  выступление  на  тему:  « Великие  ораторы  прошлого «.

РАЗДЕЛ  III.  ЛОГИКА  В  ОРАТОРСКОЙ  РЕЧИ.

     В  этом  разделе  автор  рассуждает  о  последовательности  в  выступлении  оратора  и  о  роли  аргументов.  Здесь  же  даётся  толкование  логической  культуры,  как  способности  определённо  изложить  содержание  основных  идей;  непротиворечивость  в  рассуждении;  последовательность  перехода  от  одной  мысли  к  другой;  доказательное  изложение  материала.

     Вновь  приведён  ряд  схем.

     На Схеме 4. показано,  использование  каких  законов  логики  обеспечивает  вышеперечисленные  качества.  Здесь  же  указаны  и  требования  логики  к  различным  этапам  работы  над  речью.

     На  Схеме  5. намечены  целевые  установки  каждой  части  работы  оратора  над  речью  и  названы  основные  приёмы,  которые  он  должен  использовать  для  достижения  поставленных   целей.

     На  Схеме  6.  -  подчинение  начала  и  конца  речи  тезису,  к  которому  относится  все  приводимые  аргументы.  Схема  отражает   главное  правило  композиционно – логического строения  речи,  сформулированное  М. М. СПЕРАНСКИМ: « Обозначить  свой  предмет,  раздробить  его  на  части,  слить  одну  часть  с  другой,  приметить,  какое  положение  для  каждой  выгоднее,  какая  связь  между  ними  естественнее,  в  каком  расстоянии  они  более  друг  на  друга  отливают  света;  приметить  всё  сие  и  установить  их  в  сем  положении,  дать  сию  связь,  поставить  в  сём  расстоянии  «  (  47;  90 – 91  ).

     Раздел  несколько  сложнее  предыдущих  не  только  по  своему  содержанию  и  терминологии,  но  и  по  подобранным  к  нему  вопросам.  Много  вопросов  на  понимание  материала  и  его  самостоятельный   разбор  с  указанием  ряда  авторов.

РАЗДЕЛ  IV.  КУЛЬТУРА  РЕЧИ  ОРАТОРА.

     Автор  рассуждает  о  составляющих  речи  оратора,  где  немаловажное  место  занимает  знание  родного   языка  и  личный  стиль  оратора. 

     Даётся  перечень  частых  ошибок  учащихся.  Например,  тафтология,  слова – паразиты,  неправильное  и  неуместное  употребление  цитат.

     Говоря  о  богатстве  речи,  составителем  упоминаются  литературные  средства  выразительности  речи,  даются  определения  основных  из  них.

     Перечислен  ряд  советов  для  будущих  ораторов.

     Вновь  приложены  схемы.  Их  3:

  Схема  7.  Стили  русской  речи.

  Схема  8.  Требования  к  языку  публичного  выступления.

  Схема  9.  Языковая  норма.

     Кроме  традиционных  вопросов  в  конце  раздела  содержатся  и  вопросы  практического  характера,  типа:

·           Проанализировать  язык  теле-   и  радиопрограмм  в  течение  1 – 2 -ух   дней.  Какие  ошибки  заметили?  Привести  1 – 2  примера  неточного  словоупотребления,  нарушения  норм  ударения,  избитых  выражений.

·           Составить  2 – минутную  речь  о  необходимости  борьбы  за  чистоту  и  культуру  речи   ( Этот  вопрос  предназначен  для  одновременной  проверки  и  степени  усвоенности  лекции. ).

РАЗДЕЛ  V.  ОРАТОР  И   АУДИТОРИЯ.

       

     В  разделе  автор  приступает  уже  к  непосредственной  работе  с  аудиторией.  Он  подчёркивает  связь  риторики  с  психологией,  этикой  и  педагогикой. 

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10


Новости

Быстрый поиск

Группа вКонтакте: новости

Пока нет

Новости в Twitter и Facebook

  скачать рефераты              скачать рефераты

Новости

скачать рефераты

© 2010.