Курсовая работа: Организация работы грузового автотранспортного предприятия и оценка эффективности его экономической деятельности
Себестоимость перевозок является комплексным экономическим показателем, характеризующим экономические результаты и качество работы АТП, и представляет собой денежное выражение затрат, произведенных АТП на производство единицы транспортной работы. Затраты на перевозки группируют по статьям в зависимости от их назначения.
Статья «Основная и дополнительная заработная плата персонала» включает в себя все виды заработной платы: основную заработную плату всех работников АТП, надбавки, доплаты к заработной плате, премии и др.
Статья «Отчисления на социальные нужды» отражает обязательные отчисления по установленным законодательством нормам на государственное социальное страхование – 5,4 %; в пенсионный фонд – 28 %; государственный фонд занятости населения – 2 %, а также на обязательное медицинское страхование – 3,6 % от расходов на оплату труда всего персонала АТП.
В статью расходов «Топливо для автомобилей» входит стоимость всех видов топлива, используемых при эксплуатации автомобилей на данном АТП.
Расходы по статье «Смазочные и прочие эксплуатационные материалы» учитывают затраты на данный вид ресурсов на АТП.
По статье «Техническое обслуживание и эксплуатационный ремонт подвижного состава» учитывают затраты на все виды ТО и ремонта (текущего и капитального) автомобилей и прицепов: стоимость материалов и запасных частей; заработную плату ремонтных рабочих, занятых на проведение технического обслуживания и ремонта с отчислениями на социальные нужды (39%), затраты на капитальный ремонт (2/3 от суммы амортизационных отчислений).
Расходы по статье «Восстановление износа и ремонт автомобильных шин» определяют на основании пробега автомобилей, количества шин, гарантийного пробега одной шины и стоимости одного комплекта шин.
В статью «Амортизация подвижного состава» входят предназначенные для полного восстановления подвижного состава амортизационные отчисления, которые перечисляются на расчетный счет АТП. Сумму амортизационных отчислений определяют в соответствии с нормами отчислений в зависимости от стоимости автомобиля и его амортизационного (ресурсного) пробега.
В статью «Общехозяйственные расходы» {накладные расходы) включают стоимость электроэнергии, тепловой энергии; плату за пользование землей; стоимость содержания вышестоящих организаций по уставам и договорам; амортизацию на полное восстановление по прочим основным фондам; плату за воду; страхование имущества, загрязнение окружающей среды, содержание автомобилей хозобслуживания; плату по процентам за краткосрочный кредит; налоги: с владельцев транспортных средств, на приобретение транспортных средств и др.
Величина общехозяйственных расходов принимается исходя из сложившейся на АТП структуре соответствующих затрат. В целях планирования данные затраты условно могут быть рассчитаны исходя из следующего условия, , р.:
,(5.1)
где - размер накладных расходов на один среднесписочный автомобиль (прицеп и полуприцеп), р. Принимается 3-7 % от балансовой стоимости автомобиля (прицепа и полуприцепа).
Для автомобиля Камаз-65201, Камаз-65117:
р.
р.
Общие общехозяйственные расходы находятся формуле, ,р.:
,(5.2)
р.
После расчета расходов по каждой статье определяется себестоимость автомобильных перевозок делением суммы затрат на выполненную за то же время транспортную работу, , р.:
(5.3)
Результаты расчетов сведены в таблицу 5.1.
Таблица 5.1 – Смета затрат на эксплуатацию подвижного состава и калькуляция себестоимости грузовых автомобильных перевозок
Статьи расходов | Сумма затрат, р. |
Себестоимость перевозок, |
|
р. | Удельный вес в полной себестоимости, % | ||
Условно-постоянные расходы | |||
Заработная плата работников с начислениями | 18174306,28 | 1,52 | 35,68 |
Переменные расходы | |||
Топливо для автомобилей | 17978262,2 | 1,5 | 35,21 |
Смазочные и прочие эксплуатационные материалы | 4902851 | 0,41 | 9,62 |
ТО и эксплуатационный ремонт подвижного состава | 62707,64 | 0,01 | 0,24 |
Восстановление износа и ремонт автомобильных шин | 925219,33 | 0,08 | 1,88 |
Амортизация подвижного состава | 6233510,25 | 0,52 | 12,21 |
ИТОГО переменных расходов | 30102550,42 | 2,52 | 59,16 |
Общехозяйственные (накладные) расходы | |||
ИТОГО общехозяйственных расходов | 2661000 | 0,22 | 5,16 |
ИТОГО всех затрат | 50937856,7 | 4,26 | 100 |
6. Расчет доходов и прибыли предприятия
Общий (валовый) доход АТП определяется по формуле, , р.:
,(6.1)
где - доход от перевозочной работы, р.; - доход от транспортно-экспедиционных операций, р.; - доход от погрузочно-разгрузочных работ, р., (р.); - доход от прочих услуг (внутрискладская переработка груза – перемещение, затаривание, пакетирование, взвешивание без погрузки-разгрузки на транспорт), (р.).
Доходы от эксплуатации грузовых автомобилей, работа которых оплачивается по повременным тарифам находится по формуле, , р.:
,(6.2)
где - тариф за каждый час работы автомобиля в зависимости от его грузоподъёмности с учетом всех надбавок, р./час; - тариф за каждый километр пробега, р./км.
Перевозка керамзита (Камаз-65201):
р./час, р./км
р.
Аналогично получены значения для перевозки остальных грузов:
р.
р.
р.
р.
Суммарные доходы от эксплуатации грузовых автомобилей определяются по формуле, , р.:
(6.3)
р.
Доходы от транспортно-экспедиционных операций определяется по формуле, р.:
,(6.4)
где - тариф за экспедирование 1 т груза, р./т; - объем работ, т.
Перевозка керамзита (Камаз-65201):
р./т т.
р.
Аналогично получены значения для остальных видов груза:
р.
р.
р.
р.
Суммарные доходы от транспортно-экспедиционных операций определяется по формуле, р.:
(6.5)
р.
р.
Прибыль АТП. Общая сумма прибыли автотранспортного предприятия устанавливается суммированием прибыли от выполнения перевозок (за вычетом отчислений на строительство дорог), транспортно-экспедиционных, погрузоразгрузочных и других работ и услуг.
Балансовая прибыль АТП определяется как разность между суммой доходов от всех видов деятельности и суммой расходов, , р.:
,(6.6)
где – сумма расходов согласно смете затрат, р.; отчисления в размере 2% от получаемых доходов по перевозкам на строительство и ремонт автомобильных дорог.
р.
7. Расчет стоимости основных производственных фондов и нормируемых оборотных средств
Для определения показателей рентабельности необходимо рассчитать стоимость основных производственных фондов и нормируемых оборотных средств.
Стоимость основных производственных фондов определяется как сумма стоимости подвижного состава и стоимости строительства, рассчитываемой по нормативам удельных капитальных вложений на один списочный автомобиль, , р.:
,(7.1)
где - балансовая стоимость подвижного состава – автомобиля и прицепа (полуприцепа), р.; - норматив удельных капитальных вложений на один списочный автомобиль, р.
Норматив удельных капитальных вложений на один списочный автомобиль находится по формуле, , р.:
,(7.2)
где - нормативная величина норматива, р., (р.); , , , , – поправочные коэффициенты, корректирующие величину норматива в зависимости от типа подвижного состава, количества прицепов, способа хранения автомобилей, условий эксплуатации соответственно, (приложение Г [2]).
р.
р.
р.
Нормативы собственных оборотных средств определяют в рублях, исходя из среднесуточного расхода отдельных элементов оборотных фондов и необходимого их запаса в днях, , р.:
,(7.3)
где - затраты производства по элементу оборотных средств согласно смете на планируемый период (год), р.; - запаса по данному элементу оборотных средств, дн; - продолжительность планируемого периода ( дней).
Годовые затраты по отдельным статьям составят:
1) годовые затраты на спецодежду принимают из расчета 500 р. на одного рабочего;
2) малоценный и быстроизнашивающийся материал определяют из расчета 1300 р. в год на один списочный автомобиль;
3) топливо для хозяйственный нужд принимают по фактическим данным, а если нет, то не учитывают;
4) по прочим материалам затраты принимают из расчета 350 р. в год на один списочный автомобиль.
Фонд оборотных агрегатов:
(7.4)
,(7.5)
где - суммарная стоимость подвижного состава.
(7.6)
р.
Расчет норматива собственных оборотных средств представлен в виде таблицы.
Таблица 7.1 - Расчет норматива собственных оборотных средств
Наименование статей | Годовые затраты, р. | Норма запаса, дн. | Норматив собственных оборотных средств, р. |
Топливо для автомобилей | 17978262,2 | 4 | 197022,05 |
Смазочные и обтирочные материалы | 4902851 | 30 | 402974,05 |
Автошины | 925219,33 | 30 | 76045,42 |
Запасные части | 16376,33 | 80 | 3589,33 |
Ремонтные материалы | 18612,98 | 30 | 1529,83 |
Фонд оборотных агрегатов | 2128800 | 2128800 | |
Малоценный и быстроизнашивающийся инвентарь | 39000 | 200 | 21369,86 |
Спецодежда | 33000 | 180 | 16273,97 |
Прочие материалы | 10500 | 100 | 2876,71 |
ИТОГО собственных оборотных средств | 2850481,22 |
8. Расчет показателей экономической эффективности производства
Рентабельность характеризует эффективность использования основных производственных фондов АТП и оборотных средств, служит одним из показателей экономической эффективности работы предприятия. Определяет общую рентабельность, расчетную рентабельность и рентабельность производства.
Общая рентабельность определяется выраженным в процентах отношением балансовой прибыли () к планируемой среднегодовой стоимости основных производственных фондов () и нормируемых оборотных средств () по формуле, , %:
, (8.1)
.
Расчетная рентабельность – это отношение плановой суммы балансовой прибыли, уменьшенной на сумму платы за основные производственные фонды и нормируемые оборотные средства, фиксированных платежей в бюджет () и платежей по процентам за банковский кредит () к планируемой среднегодовой стоимости основных производственных фондов и нормируемых оборотных средств определяется по формуле, , %:
, (8.2)
где - норматив платы за основные производственные фонды и нормируемые оборотные средства в год. Обычно равен 0,5; 1,5; 3; 6 %.
Рентабельность производства определяется соотношением балансовой прибыли к общей сумме расходов предприятия по формуле, , %:
(8.3)
Рентабельность производства характеризует экономическую эффективность издержек предприятия на производственно-хозяйственную деятельность.
Производительность труда одного работника АТП () измеряется величиной общего дохода, р., приходящегося на одного среднесписочного работника, занятого в основной деятельности.
Производительность труда одного водителя находится по формулам, , т·км, , р.:
,(8.4)
,(8.5)
т·км
р.
Производительность труда ремонтных рабочих рассчитывается по формуле, , чел.-ч.:
(8.6)
чел.-ч.
Результаты расчетов занесены в таблицу 8.1.
Таблица 8.1 – Производительность труда персонала, занятого в основной деятельности
Показатель | Ед. изм. | Значение показателя |
Производительность труда одного водителя | ткм | 254569,15 |
р. | 2020942 | |
Производительность труда ремонтных рабочих | чел.-ч | 1897 |
К показателям эффективного использования основных производственных фондов относятся фондоотдача, фондоемкость и фондовооруженность.
Фондоотдача – показывает, сколько предприятием получено доходов на каждый рубль среднегодовой стоимости основных производственных фондов, рассчитывается по формуле, :
(8.7)
Фондоемкость – обратная величина фондоотдачи, показывает, какой размер основных фондов приходится на каждый рубль полученного дохода.
(8.8)
Фондовооруженность труда характеризует степень оснащенности каждого работника основными производственными фондами:
(8.9)
где - численность работающих на предприятии в рассматриваемый период ( чел.).
К показателям эффективного использования оборотных средств относятся коэффициент оборачиваемости (число оборотов) и продолжительность одного оборота.
Коэффициент оборачиваемости равен:
(8.10)
Продолжительность одного оборота, дн.:
(8.11)
дн.
Основные технико-экономические показатели представлены в виде таблицы 8.2.
Таблица 8.2 - Технико-экономические показатели работы грузового АТП
Показатель | Ед. изм. | Величина |
1. Производственная мощность предприятия - количество автомобилей - грузоподъемность - общая грузоподъемность парка |
ед. т т |
|
30 | ||
14 – 25,8 | ||
437,5 | ||
2. Производственная программа АТП - объем перевозок - грузооборот - общий пробег автомобилей |
т ткм км |
|
215000 | ||
11964750 | ||
2063864,69 | ||
3. Производительность одного автомобиля - суточная - годовая |
ткм ткм |
|
4. Общая численность персонала - всего работающих - водителей - ремонтных рабочих |
чел. чел. чел. |
|
66 | ||
47 | ||
12 | ||
5. Производительность труда - водителей - ремонтных рабочих |
ткм р. чел.-ч |
|
254569,15 | ||
2020942 | ||
1897 | ||
6. Доходы АТП - общая сумма валовых доходов - доходная ставка на 1 ткм |
р. р. |
|
94984293,8 | ||
7,94 | ||
7. Расходы АТП - общая сумма расходов - себестоимость 1 ткм |
р. р. |
|
50937856,7 | ||
4,26 | ||
8. Основные производственные фонды - общая стоимость ОПФ - фондоотдача - фондоемкость - фондовооруженность |
Р. р./р. р./р. р./чел. |
|
53224804,17 | ||
1,78 | ||
0,56 | ||
806436,43 | ||
9. Нормируемые оборотные средства - общая сумма средств - число оборотов - продолжительность одного оборота |
р. раз дней |
|
2850481,22 | ||
33 | ||
11 | ||
10. Рентабельность АТП - общая рентабельность - расчетная рентабельность - рентабельность производства (перевозок) |
% % % |
|
75,24 | ||
25,24 | ||
82,83 | ||
11. Прибыль | р. | 42189751,22 |
Выводы
Планирование - это процесс непрерывный, т.к. под действием различных факторов, планы предприятия постоянно меняются.
Основным показателем в определении целесообразности существования предприятия является его рентабельность. Общая рентабельность составляет 75,24%, что определяет данное предприятие как безубыточное и способное к функционированию.
Список литературы
1. СТО СГУПС 1.01 – 2007. Система управления качеством. Курсовой и дипломный проекты. Требования к оформлению.
2. Шаламова О. А., Манаков А. Л., Шаламов В. А. организация работы автотранспортного предприятия и оценка эффективности его экономической деятельности: Методические указания по выполнению курсовой работы для студентов специальности 150200 – «Автомобили и автомобильное хозяйство» очной и заочной форм обучения. Новосибирск : Изд-во СГУПСа, 2005. 46 с.
3. Единые нормы времени на перевозку грузов автомобильным транспортом и сдельные расценки для оплаты труда водителей. М., 1990. 48 с.
4. Привалов П.В. Алгоритм расчета технологических показателей производственных зон и участков автотранспортных предприятий: Методические указания по курсовому и дипломному проектированию. Новосибирск 2003. 44 с.
5. Савин В. И. Перевозка грузов автомобильным транспортом: Справочное пособие. 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательство «Дело и Сервис», 2004. 544 с.
6. Новые нормы расхода топлив и смазочных материалов на автомобильном транспорте. – М.: ИНФРА-М, 2004. 74 с.
7. Правила перевозки сыпучих грузов // www.west-cargo.ru/pravila/sip.html
Приложение
Структура себестоимости перевозок