Дипломная работа: Анализ нефтесклада СХПК "Присухонское"
Gт = mт ∙ q (4.25)
Gт = 45 ∙ 10 = 450Н
Gтел = 0,5 ∙ 450 = 225Н
4.2.8.2 Определение размера ходового колеса
Средний диаметр обода определяется по формуле:
Dк ≥ 1,7 Rмах
где Rмах нагрузка на колесо
Rмах = (G+Gт+Gтел)/Zк (4.26)
Rмах = (300+450+225)/4 = 243,75Н
Dк = 1,7 ∙ 243,75 = 36,54
Принимаем Dк 100 мм
Определяем диаметр цапфы:
Dц = Dк/(4…6) (4.27)
Dц = 100/(4…6) = 16,6…25мм
Принимаем Dц = 20мм
Выполняем проверочный расчет ходовых колес по контактным напряжениям:
δк.л. = λт ∙ 2Кv ∙ Rмах / bDк (4.28)
где λт коэффициент пропорциональности для стальных колес, λт = 126;
Кv коэффициент влияния скорости при ручном приводе, Кv = 1;
b ширина поверхностей контакта, b<0,5b 0,5S – R r (4.29)
где b ширина принятого двутавра. При Dк = 100мм принимаем двутавр №18, b = 90мм;
S толщина стенки двутавра, S=5,1мм;
R радиус закругления полки, R=9мм;
r радиус закругления полки, r=3,5мм
b < 0,5 ∙ 90 – 0,5 ∙ 5,1 – 9 – 3,5 = 29,95. Принимаем b=25мм.
δкл = 126 ∙ 2 ∙ 1 ∙ 243,75 / (25 ∙ 100) = 55,64МПа
Допустимое напряжение [δкл] = 350МПа > δкл = 55,64МПа.
4.2.8.3 Определение сопротивления передвижению в ходовых частях тележки
Wтр = (Gг + Gт + Gтел) ∙ (2µ + fdu) ∙ Кр / Dк (4.30)
Wтр = (300+450+225) ∙ (2 ∙ 0,3 + 0,015 ∙ 20) ∙ 1,5 /100 = 13,16Н
Момент от сил трения:
Тс = Wтр ∙ Dк /2 (4.31)
Тс = 13,16 ∙ 0,1 / 2 = 0,658Н/м
Момент на приводном валу создаваемый рабочим.
Тр = Fр ∙ Dт.к. /2 (4.32)
где Fр усилия рабочего, Fр = 80Н
Dт.к. диаметр тягового колеса, Dт.к. = 0,2м
Тр = 80 ∙ 0,2 / 2 = 8Н/м
4.2.8.4 Определение передаточного отношения механизма передвижения.
И ≥ Тс / (Тр ∙ η) (4.33)
где η – КПД передачи, η = 0,85.
И = 0,658 / (8 ∙ 0,85) = 0, 0967. Принимаем И = 1.
4.2.8.5 Определение основных геометрических параметров открытой прямозубой цилиндрической передачи
Делительный диаметр резца зубчатого колеса,dк, расположенного на ободе ходового колеса, должен быть больше Dк.
Принимаем d1 = 130 мм, число зубьев шестерен Z1 = 20.
Число зубьев колеса:
Z2 =Z1 ∙ И (4.34)
Z2 = 20 ∙ 1 = 20
Модуль зацепления:
m = d1 /Zк (4.35)
m = 130 / 20 = 6,5 мм.
Делительный диаметр шестерни:
d2 = Z1 ∙ m (4.36)
d2 = 20 ∙ 6,5 = 130 мм
межосевое расстояние:
аw = (d1+d2)/2 (4.37)
аw = (130+130)/2 = 130мм.
Расстояние между осями ходовых колес с зубчатыми венцами:
l = d1+(30…40) = 130+30 = 160 мм.
4.2.9Расчет привода механизма подъема
Тгр = Gгр ∙ dзв / (2Кn ∙ ηбл) (4.38)
где Gгр масса груза, Gгр = 3000Н ;
dзв делительный диаметр звездочки;
Кп – краткость полиспаста, Кп = 2;
ηбл – КПД блока, ηбл = 0,98.
dзв = Рt/Sin(180/z) (4.39)
где Рt шаг цепи, для цепи с калибром 70, Рt = 18,5мм;
z число зубьев на звездчатке, z = 8.
dзв = 70/ Sin(180/8) = 182,97мм
Тгр = 3000 ∙ 0,183 / (2 ∙ 2 ∙ 0,98) = 140Н/м
4.2.9.1 Определение тягового момента
Тр = Fр ∙ Dтк / 2 (4.40)
где Fр усилие рабочего, прикладываемого к тяговой цепи, Fр=120Н;
Dтк диаметр тягового колеса. Принимаем Dтк = 400мм.
Тр = 120 ∙ 0,4 / 2 =24Н/м
4.2.9.2 Выбор редуктора
Выбор редуктора делаем по значению передаточного отношения к максимальному крутящему моменту на тихоходном валу редуктора.
Определяем передаточное отношение:
И = Тгр / (Тр ∙ ηр) (4.41)
И = 140 / (24 ∙ 0,8) = 7,29
Выбираем червячный редуктор с типоразмером Ч-80, с передаточным числом И=8 и максимальным вращающим моментом на тихоходном валу 280Н/м.
4.2.10 Расчет клещевого захвата
Рисунок 3 «Схема клещевого захвата»
Задаемся одним из рычагов: b=300мм и углом γ=45˚. Определяем другое плечо рычага:
С¹ = b/f а/2 ∙ cos γ (4.42)
где f коэффициент трения. Сталь по резине f = 0,6;
а- диаметр бочки, а = 550мм.
С¹ = 300/0,6 550/2 ∙ cos45˚ = 159,1мм
с учетом запаса сцепления β = 1,3…1,5
С = С¹ ∙ β (4.43)
С = 159,1 ∙ 1,3 = 206,83мм
4.2.11 Рсчет на прочность бочки
На бочку действуют силы сжатия. Определяем напряжение сжатия в бочке:
δсж = N ∙ D / ((πD 300) ∙ h ∙ δ ∙ λ) ≤ [δа] (4.44)
где N сила, действующая на бочки.
где G вес бочки с маслом, Н
где V объем бочки, V = 200л = 0,2м³;
γ – плотность масла, γ = 920кг/м³;
Gб масса бочки, Gб = 150Н;
D диаметр бочки, D = 550 мм;
λ – коэффициент, учитывающий неполноту охвата бочки, λ = 0,98;
πD 300 – длина, охватываемая клещами;
h высота, охватываемая клещами. Принимаем h=50мм.
δ – толщина бочки, δ = 1мм.
N = G/2f (4.45)
G = 10V ∙ γ + Gб
G = 10,2 ∙ 920 + 150 = 1990Н
N = 1990 / (2 ∙ 0,6) = 1658,3Н
[δсж] допустимое напряжение сжатия, [δсж] = 100МПа
δ сж = 1658,3 ∙ 550 / ((3,14 ∙ 550 – 300) ∙ 50 ∙ 1∙ 0,98) = 23,03МПа<[δсж] =100МПа
При захвате клещами бочка выдерживает усилие сжатия, при ширине захвата 500 и длине захвата равное 1427,8мм.
5. ОХРАНА ТРУДА И ПРИРОДЫ ПРИ РАБОТЕ С НЕФТЕПРОДУКТАМИ
5.1 Охрана труда
При поступлении на работу работники проходят обязательный медосмотр и в последующем 2 раза в год.
К работе на нефтескладе допускаются лица не моложе18 лет, прошедшие профессиональную подготовку, вводный и первичный инструктаж. На время работы рабочие обеспечиваются средствами индивидуальной защиты: хлопчатобумажными комбинезонами, усиленными накладками из прорезиненного капрона; сапогами резиновыми бензостойкими; зимними полусапогами; прорезиненными перчатками; противогазом и аптечкой.
Все огневые работы на территории нефтесклада выполняются по наряду-допуску, согласованному с представителями пожарной охраны.
Скорость движения автотранспорта на территории нефтесклада не более 5км/ч.
Автомобили заправляются при неработающем двигателе, а другие самоходные машины при работающем на малых оборотах двигателе.
Ответственность за организацию и выполнение мероприятий по охране труда , техники безопасности и производственной санитарии, а также пожарной безопасности на складе нефтепродуктов, постах заправки и заправочных агрегатов возлагается на заведующего нефтескладом.
В соответствии с СаНПиН 2.2.4.548 -96 работы на нефтескладе относятся к категории1б с интенсивностью энергозатрат 121-150 ккал/ч (140-174 Вт), производимые сидя, стоя или связанные с ходьбой и сопровождающиеся с некоторым физическим напряжением. По электробезопасности хозяйство относится к категории Б, разряд зрительных работ – v.
5.1.1 Опасные и вредные производственные факторы, действующие на работников
- Нефтебазы, склады ГСМ, АЗС и ПАЗС - сложные
многофункциональные системы с объектами различного производственного назначения, обеспечивающие хранение, прием и отпуск нефтепродуктов, многие из которых токсичны, имеют низкую температуру испарения, способны электризоваться, пожаровзрывоопасны.
В связи с этим работники нефтебаз, складов ГСМ, АЗС и ПАЗС могут быть подвержены воздействию различных физических и химических опасных и вредных производственных факторов.
- Основные физические опасные и вредные производственные факторы:
движущиеся машины и механизмы, подвижные части производственного оборудования;
повышенная или пониженная температура поверхностей оборудования, нефтепродуктов;
повышенная или пониженная температура воздуха рабочей зоны;
повышенный уровень шума на рабочем месте;
повышенный уровень вибрации;
повышенная или пониженная влажность воздуха;
повышенная (пониженная) подвижность воздуха;
повышенное значение напряжения в электрической цепи, замыкание которой может произойти через тело человека;
электромагнитные поля; излучения в области низких и сверхнизких частот;
повышенный уровень статического электричества;
недостаточная освещенность рабочей зоны;
расположение рабочего места на значительной высоте (глубине) относительно поверхности земли.
- Основным опасным и вредным химическим фактором является токсичность многих нефтепродуктов и их паров, особенно этилированных бензинов.
5.1.2 Требования безопасности, предъявляемые к организации производственных процессов
- Безопасность производственных процессов на нефтебазах, складах ГСМ, АЗС и ПАЗС достигается профилактическими мерами по предупреждению опасной аварийной ситуации и должна быть обеспечена: применением технологических процессов приема, хранения, отпуска и учета нефтепродуктов в соответствии с действующими правилами и инструкциями; применением производственного оборудования, удовлетворяющего требованиям нормативной документации и не являющегося источником травматизма и профессиональных заболеваний; обустройством территории нефтебаз, складов ГСМ, АЗС; применением надежно действующих и регулярно поверяемых контрольно-измерительных приборов, устройств противоаварийной защиты, средств получения, переработки и передачи информации; применением быстродействующей герметичной запорной ирегулирующей арматуры и средств локализации опасных и вредных производственных факторов; рациональным размещением производственного оборудования и организацией рабочих мест; профессиональным отбором, обучением работников, проверкой их знаний и навыков безопасности труда; применением средств индивидуальной и коллективной защиты работников; осуществлением технических и организационных мер по предотвращению взрыва и противопожарной защите.
- Производство работ в местах, где имеется или может возникнуть повышенная производственная опасность, должно осуществляться по наряду-допуску на работы повышенной опасности.
Перечень таких работ, а также перечни должностей специалистов, имеющих право выдавать наряд-допуск и руководить этими работами, утверждаются работодателем или лицом, им уполномоченным. - Для взрывоопасных технологических процессов приема, хранения и отпуска нефтепродуктов должны предусматриваться автоматические системы противоаварийной защиты, предупреждающие образование взрывоопасной среды и другие аварийные ситуации при отклонении от предусмотренных регламентом предельно допустимых параметров во всех режимах работы и обеспечивающие безопасную остановку или перевод процесса в безопасное состояние.
5.1.3 Требования к территории нефтебазы, склада ГСМ, АЗС
- Территория нефтебазы, склада ГСМ, АЗС должна быть спланирована, иметь автомобильные дороги, пожарные проезды и выезды на дороги общего пользования.
- Дороги на территории нефтебазы, склада ГСМ, АЗС должны иметь асфальтовое, гравийное или бетонное покрытие.
- Для обеспечения безопасного проезда все дороги и проезды следует содержать в исправности, своевременно ремонтировать, в зимнее время очищать от снега, в темное время суток освещать.
- Для пешеходного движения должны быть устроены
асфальтированные тротуары шириной не менее 0,75 м.
- В целях безопасности пешеходов при переходе рельсовых путей в местах их пересечения с дорогами необходимо устраивать сплошные настилы вровень с головками рельсов, а также защитные барьеры, устанавливать сигнализацию для предупреждения об опасности.
- Наземные трубопроводы в местах пересечения
автомобильных дорог и переходов должны быть подвешены на опорах высотой не менее 4,25 м над автомобильными дорогами и переездами и не менее 2,2 м - над переходами.
- Территория нефтебазы, склада ГСМ должна быть ограждена оградой из негорючих материалов высотой не менее 2 м. Ограда должна отстоять от зданий и сооружений (кроме административных) не менее чем на 5 м.
- Размещение зданий, сооружений и оборудования на территории нефтебазы, склада ГСМ, АЗС должно соответствовать требованиям действующих строительных норм и правил.
- Территории нефтебазы, склада ГСМ, АЗС необходимо содержать в чистоте и порядке. Не допускается засорение территорий и скопление на них мусора. В летнее время трава в резервуарном парке должна быть скошена и вывезена с территорий в сыром виде.
- На территориях нефтебазы, склада ГСМ, АЗС, ПАЗС запрещается применение открытого огня.
- Курение на территориях нефтебазы, склада ГСМ, АЗС, ПАЗС запрещается и может быть разрешено только в специально отведенных и оборудованных местах, обозначенных надписью "Место для курения".
- Во всех местах, представляющих опасность, должны быть установлены предупреждающие знаки безопасности в соответствии с действующими государственными стандартами.
5.2 Охрана природы
На нефтескладах продуктами загрязнения атмосферного воздуха являются пары нефтепродуктов, а рек и водоемов - нефтесодержащие стоки ливневых и производственных вод. Источниками загрязнения могут быть утечки через неплотности соединений трубопроводов и сальниковые уплотнения, переливы в резервуарах, разрывы технологических трубопроводов, переливы и утечки во время сливо-наливных операций, выбросы в атмосферу паров нефтепродуктов при заполнении резервуаров, автоцистерн и других емкостей для нефтепродуктов.
Для защиты окружающей среды в проектах нефтескладов следует предусматривать герметизацию технологических трубопроводов при сливоналивных операциях и минимально необходимое число фланцевых соединений, применять насосы со специальными торцевыми уплотнениями и т.д.
Кроме того, необходимо предусматривать сбор, отведение и очистку стоков, загрязненных нефтепродуктами, из резервуарных парков, с площадок сливоналивных устройств, с площадок заправки тракторов и автомобилей.
Если в резервуарном парке хранится этилированный бензин, то в проектах нефтебаз эти емкости выделяют в отдельную группу с самостоятельным обвалованием.
5.3 Противопожарные мероприятия
Основные мероприятия по защите зданий и сооружений нефтесклада от пожара - назначение при проектировании нормативных противопожарных расстояний до зданий и сооружений соседних предприятий, жилых и общественных зданий населенных пунктов, а также между зданиями и сооружениями нефтесклада. Кроме того, обвалования резервуарных парков должны вмещать полный объем отдельно стоящего резервуара. Все здания и сооружения должны быть не ниже II степени огнестойкости.
На нефтескладах III категории с резервуарами вместимостью менее 5000 м3 каждый, допускается тушение пожаров мотопомпами или автонасосами из противопожарных или естественных водоемов. На нефтескладе предусматривается противопожарный водоем. Если на расстоянии менее 250 м от нефтесклада есть естественный водоем, противопожарного водоема не требуется, но нефтесклад должен быть обеспечен дополнительно к средствам первичного пожаротушения двумя углекислотными огнетушителями.
При проектировании мероприятий по технике безопасности и санитарии следует учитывать, что резервуарные парки с нефтепродуктами должны быть расположены с подветренной стороны по отношению к зданиям и сооружениям с постоянным пребыванием работающих и также по отношению к зданиям и сооружениям, где применяют открытый огонь (котельные, сварочные участки и т. п.).
Резервуарные парки размещают ниже по рельефу местности или вертикальной планировки по отношению к зданиям и сооружениям соседних предприятий.
В генеральном плане должен быть предусмотрен необходимый комплекс очистных сооружений для хозфекальных и ливневых стоков, содержащих нефтепродукты, в том числе этилированные.
При типовом проектировании должно быть предусмотрено благоустройство и озеленение территории нефтесклада.
В специальных разделах проекта ". Мероприятия по предотвращению взрывопожарной. и пожарной опасности" и "Охрана окружающей среды" должны быть изложены мероприятия по снижению пожарной и взрывной опасности технологических процессов, по уменьшению вредных выбросов в атмосферу и загрязненных стоков в водоемы, по ограничению возможного пожара и снижению разрушительных последствий возможного взрыва и пожара.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9