скачать рефераты
  RSS    

Меню

Быстрый поиск

скачать рефераты

скачать рефератыРеферат: Эразм Роттердамский и гуманистическое движение в Германии

О.Ф. Кудрявцева[22],  А.Н. Немилова[23], С.Л. Плешковой[24],  Н.В. Рувенковой[25], Л.П. Урмановой[26], Л.С. Чиколини[27], А.Э. Штекли[28]) представлены в обосновании третьей главы дипломной работы.  В этих монографиях освещается широкий круг проблем, в том числе дискуссионных, по истории общественной мысли, культуры, искусства эпохи Возрождения и Реформации. Рассматриваются идейные истоки, этапы духовной эволюции, выдающиеся творческие достижения Эразма, а также его иконография. В статьях даются сравнительные исторические характеристики социально-политических, философских, педагогических и иных аспектов творчества Эразма, уделено внимание исследованию редких изданий его работ. Данный совместный монографический труд советских историков, на рубеже 80- 90 гг. XX вв., представляет особый интерес и является определенным итогом работы Всесоюзной научной конференции приуроченной к 450-летию со времени кончины Эразма, которая проходила в Москве в 1986 г.[29] Проблема развития личности в контексте ведущих «положений» о человеке эпохи Возрождения уже ярко просматривается в трудах историков этого поколения. Каким должен быть внутренний, духовный  мир человека, чтобы он мог реализовать себя как личность и стать достойным членом общества? Какова культура самосознания современного человека? Как правильно «строить» самого себя на основе усвоения высоких идейно-нравственных принципов? Какова роль личности в жизни общества? Какова связь эпохи Возрождения и Античности с современностью?  Данные  и многие другие вопросы гуманистической направленности рассматривает в своей работе «Культура самосознания: Человек в поисках истины своего бытия» доктор  философских наук  Л.В.Скворцов[30]. Острые полемические «рассуждения» автора с философами,  историками, юристами, психологами разных стран мира и своими соотечественниками поднимают проблематику гуманизма на более высокий уровень.

              Интерес к наследию эпохи Возрождения  и Реформации продолжает расти. Рост гуманистического и одновременно религиозного движения - два ярких исторических явления рубежа XX- XXI вв. И концепция венгерского историка Т.Кланицай, которая ранее подвергалась сомнению, имеет место на утверждение: «Гуманизм и Реформация, два тесно взаимосвязанных явления, по существу две стороны или два течения внутри культуры Ренессанса, которые взаимодействуя выработали единый стиль Возрождения»[31]. Эту же мысль развивает уже современный историк В. Феллер в своих трудах «Эволюция христианства»[32] и  «Эскиз германской истории»[33].

        Исходя из вышеизложенного, не возможно не согласиться с высказыванием современного гуманиста Б.Г.Кузнецова., в котором наиболее полно проявляется смысл преемственности в истории развития исторической мысли: «Связь эпох теряет смысл, если все, что придает ценность человеческой жизни, - поиски истины, добра и красоты – ограничено данным мгновением (хотя бы историческим «мгновеньем», данным этапом истории), если нет ощущенья живой преемственной связи эпох, если мы не ищем в настоящем результаты прошлого и зародыши будущего. И если не ищем в прошлом живого, близкого нам, подготовлявшего нашу жизнь, любимого нами. Сейчас нам особенно близка в культурном прошлом человечества проходящая через его историю сквозная струя живой, неудовлетворенной ищущей мысли».[34]

         Можно утверждать, что из узко, локально «социалистического» и «буржуазного» гуманизма, на основе уже сформулированных основных принципов гуманизма эпохи Возрождения рождается «новый гуманизм», единый в своем понимании Человека и его жизненного предназначения. Гуманистические принципы уже легли в основу  законодательной деятельности различных «институтов» и организаций государственного и мирового масштаба.  Несомненно, просматриваются они и в концепции нового личностно-ориентированного образования.

       Целью дипломной работы является изучение развития  и особенностей гуманистического движение в Германии в XIV – XVI вв, его роли в формировании предпосылок  и идейной подготовке Реформации на основе анализа мировоззрения и деятельности выдающегося гуманиста - Эразма Роттердамского, а также обоснование преемственности гуманистического учения Эразма в контексте с современными идеями гуманизма. При этом непосредственными задачами дипломной работы являются:

-   выявление социально - экономических, политических и   культурных условий в которых развивалось Возрождение и реформационные воззрения в Германии;

- изучение мировоззрения представителей различных гуманистических  течений и роли их в развитии гуманизма и реформационной идеологии в Германии;

- «зарисовка» исторического портрета Эразма Роттердамского, как наиболее яркого представителя гуманистического движения этого периода, наиболее последовательного в своих убеждениях в отстаивании идей гуманизма в период реформации и народных волнений;

- конкретизация мировоззрения Эразма Роттердамского по отношению к католической церкви и религии, выявление представлений гуманиста о социальной структуре и политической организации Германии, а также прослеживание целостного восприятия проблем человека, как центральной идеи эпохи Возрождения.

-   актуализация проблем прошлого в контексте с современной историей;

            Основными источниками для достижения цели дипломной работы являются труды самого Эразма Роттердамского   в переводе с латинского языка на русский. Всего изучено 12 источников- произведений, из них полных текстов 9, и во фрагментах 3. В  непосредственном пользовании находились такие произведения Эразма, как «Декламация о достойном воспитании детей для добродетели и наук, и при этом с самого рождения» (О достойном воспитании детей с первых лет жизни)[35], «Жалоба мира»[36], «Книжица о приличии детских нравов»[37], «Разговоры запросто»[38]. Существует и другая группа источников- произведений Эразма изучение которых осуществлялось через библиотечные фонды сети Интернет. В их числе: «Адагии», «Воспитание христианского государя»,  «Кинжал  христианского воина», «О возлюбленном согласии в Церкви», «О свободе воли», «О приличии детских нравов», «О чистоте скинии», «Похвала глупости», «Приготовлении к смерти». Характеристика данных источников, их смысловое  и структурное содержание, время   издания описывается во второй и третьей главах дипломной работы.

        В структурном отношении дипломная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы и материалов приложения. Первая глава называется «Гуманистическое движение в Германии в XIV-XVI вв., в которой исследуются истоки зарождения  и развития гуманизма, а также  изучаются мировоззренческие позиции представителей различных гуманистических течений и школ. Вторая глава имеет заглавие «Исторический портрет Эразма Роттердамского». В ней изучается процесс формирования гуманистического мировоззрения гуманиста. В третьей главе дипломной работы «Мировоззрение Эразма Роттердамского» рассматриваются взгляды гуманиста по отношению к католической церкви и религии, его представления о социальной структуре и политической организации Германии, а также прослеживается целостное восприятие проблемы человека, как центральной идеи эпохи Возрождения. Каждой главе  предшествуют эпиграфы, которые определяют  главную идею соответствующей части дипломного проекта, и в целом  отражают актуальность их  в современных условиях, тем самым подчеркивая определенную историческую связь. В заключении даются выводы обобщающего характера о значении деятельности и творческого наследия Эразма Роттердамского, как одного из крупнейшего гуманиста эпохи Возрождения в пору наивысшего расцвета ренессансной культуры и кануна Реформации.

                                                ГЛАВА  1

   ГУМАНИСТИЧЕСКОЕ     ДВИЖЕНИЕ    В   ГЕРМАНИИ 

                                     В     XIV –XVI    ВВ.

          Для более полного выявления  исторической значимости Эразма Роттердамского (1469-1535) в гуманистическом движении Германии необходимо обратиться к истокам зарождения  и развития гуманизма, которое по времени соотносится с XIV – XVI вв. Общей целью первой главы дипломной работы является выявление социально - экономических, политических, культурных условий в которых развивались гуманистическое движение и реформационные воззрения, а также  изучение мировоззренческих позиций представителей различных гуманистических течений и школ, которые излагаются тезисами  и приводятся в приложении к работе в виде таблиц.[39] Гуманистическая деятельность Эразма Роттердамского, которая приходится в основном на XVI в., не рассматривается в данной главе, так как этому посвящены отдельные разделы дипломной работы.

         Посредством изучения исследований крупных специалистов по данной проблематике М.А. Ауганбаева[40], В.М. Богуславского[41], В.М. Володарского [42],  А.Н. Немилова.[43], Н.В.Ревунковой[44], М.М. Смирина[45], А.Д.Сухова[46], Л.С.Чиколини [47] выстраивается  обоснование общей цели главы. В обосновании использованы также высказывания  Ф. Энгельса из его работ «Крестьянская война в Германии»[48], «Из области истории»[49], «Развитие социализма от утопии к науке» [50], А.И. Герцена «Письма об изучении природы»[51]. Содержание первой главы включает в себя следующие разделы:

1.1.     Зарождение гуманистического движения в Германии в XIV в.

1.2.     Развитие гуманистического движения в Германии в XV в.

1.3.     Гуманистическое движение в Германии в XVI в.

В конце каждого раздела дается общий вывод по основным тенденциям развития гуманистического движения в Германии на определенный момент времени и обобщающий вывод по первой главе дипломной работы.

 

         1.1. ЗАРОЖДЕНИЕ   ГУМАНИСТИЧЕСКОГО ДВИЖЕНИЯ

                                         В ГЕРМАНИИ В XIV В.

 

                                                                                  Безумию дарована привилегия

                                                                                  говорить правду, никого  не

                                                                                  оскорбляя.

                                                                                               Эразм Роттердамский

              XIV в. – Треченто, как называют его итальянцы, в истории Западной Европы имеет значение рубежа, от которого в развитии общественных отношений наблюдается поворот, начало того важнейшего социального сдвига, каким явилось зарождение раннего капитализма. Этот век наполнен бурными событиями классовой борьбы, проявляющейся в разнообразных формах и выражающей первые признаки социального и политического кризиса.

          В Европе возникает и крепнет с каждым десятилетием новый общественный уклад – ранний капитализм. Италия стала первенцем в этом процессе. В силу того, что Италия и экономически, и политически была тесно связана со странами Центральной Европы, век этот был новым этапом и в их истории. Общение с итальянскими купцами и финансистами становится посевом новых представлений и жизненных принципов, которые постепенно разрушали привычные представления былых времен о моральных и политических устоях. В представлениях современников еще жило понятие « Священная Римская империя», хотя в  результате различных исторических процессов происходило обособление государств и определение их независимости от империи.

          Германия представляла собой четыре комплекса земель и городов, которые имели разный «политический вес»: Северо-немецкая Ганза во главе с Бременом и Любеком, Швабский союз и менее слабые в политическом значении Союз рейнских городов и Верхняя Саксония и Тюрингия, экономически связанные также с Польшей, Венгрией и входившим в состав империи Чешским королевством. В этих странах, своим языком и древними племенными традициями сильно отличающихся от немецких, города по составу населения более, чем наполовину были немецкими и возникали на основе заимствованного из Германии городского права, что давало возможность немецким купцам чувствовать себя в них господами. Первые шаги раннего капитализма в Германии связывают с возникновением крупных торговых компаний, аккумуляцией торгового капитала, развитием производства.

           Немецкое национальное самосознание в конце XIV и начала XV в. едва зарождалось. Благодаря крепнущей взаимосвязи между отдельными землями возникло понимание «немцев», как с аналогичными проявлениями национального самосознания в Германии. То и дело шла речь о «тюрингах» и «франках», о

«баварской нации», «саксонской нации», «остфалах» и «вестфалах». Отражение таких различий находится и в университетских статутах, и в торговых договорах, и в ремесленных уставах.

         Особенно трагичным для  судьбы немецкого народа в этот период исторического развития было то, что монархии, в силу объективных закономерностей  приобретавшей все более национальный характер, недоставало политического центра, такого, каким был для Франции Париж, для Англии – Лондон, а для освобождавшейся от татарского ига Руси уже становилась Москва. В Германии не было города, который мог бы стать опорой и резиденцией правящей династии, способной (независимо от происхождения) выразить интересы нации. Историческим парадоксом можно счесть то, что на подобную роль в Центральной Европе мог претендовать лишь один город – и именно он сделался в середине  XIV в. резиденцией правящей династии Люксембургов -  но это была Прага, которая никак не могла стать центром национального сплочения Германии просто потому, что не была немецким городом

            Политическая борьба, охватившая Германию в первой половине XIV в., стимулировала возникновение оппозиционных католической ортодоксии идей. По существу своему идеи эти всецело входили  понятие средневековой, феодальной идеологии, не затрагивая основ сословности общества, безусловного признания авторитета «священного писания» и» отцов церкви».

Но мятежный дух отразился в своеобразном «возрождении номинализма», в признании равенства людей перед богом и в критическом отношении к папству и ряду католических институтов. В какой-то мере это проявление

вольномыслия можно связать с классовой борьбой в немецком городе. В

XIV в. По западной Германии чередой прокатились цеховые восстания против патрицианского режима. В это же время возникают и распространяются мистические учения.[52] Мистики были неизменно представителями церкви, как правило доминиканцами. Орден этот был органически связан с городами, причем его деятельность развертывалась в первую очередь в крупных промышленных центрах, там, где было много ремесленников и торговцев. Скептицизм по отношению ко многим вопросам церковной догматики, столкновения бюргерства и церкви в борьбе за коммунальные права способствовали быстрому распространению еретических идей. В большинстве

своем мистики уже во второй половине XIV в. вновь стали самой верной опорой папства и томисткой схоластики. Рассадниками вольнодумства  и оппозиции церкви становились и возникшие университеты. Уже в начале XIV в. в Германии получают распространение осужденные Парижским университетом учения Дунса Скота и Вильгельма Оккама.[53]  Оба «иностранца» для Германии, уживаются здесь благодаря покровительству  императора Людовика Баварского. Распространению вольнодумству в определенной мере способствует и то, что немало немцев получило образование в Италии. «По подсчетам Г.О. Швёбеля из 100 каноников аугсбургского соборного капитула в течение первой половины XIV в. 19 получили образование в итальянских университетах, 2 из них имели ученую степень доктора прав. Но эти данным, как подчеркивает Немилов, не следует придавать слишком большого значения – они отнюдь не свидетельствуют о том, что ренессансная культура Италии оказала значительное влияние на Германию в ту пору».[54]

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16


Новости

Быстрый поиск

Группа вКонтакте: новости

Пока нет

Новости в Twitter и Facebook

  скачать рефераты              скачать рефераты

Новости

скачать рефераты

© 2010.