скачать рефераты
  RSS    

Меню

Быстрый поиск

скачать рефераты

скачать рефератыРеферат: Эразм Роттердамский и гуманистическое движение в Германии

между благородным и благородным точно так же, как между плебеем и плебеем, так что иных плебеев предпочитаешь иным благородным»[204].

        Это принцип внесословной, незамкнутой, открытой для всех аристократии неотделим от веры в могущество воспитания – несмотря на силу природных задатков. Испорченность или же добропорядочность детей зависит главным образом от родителей, потому что «обыкновенно от добрых добрые и родятся…Значит, приложим все усилия, чтобы самим быть добрыми. Затем постараемся, чтобы  дети еще с молоком матери впитали возвышенные правила и взгляды. Чрезвычайно важно, что нальешь впервые в новый сосуд. Позаботимся, наконец, чтобы они всегда имели дома пример для подражания»[205]

         Еще определеннее эта точка зрения сформулирована в «Воспитании детей...», где Эразм категорически возражает против того,  будто на детей великих мира сего общие педагогические правила не распространяются: « Разве дети граждан менее люди, чем сыновья царей? Разве собственный ребенок  не должен быть дорог каждому так, словно бы он царского рода? Если участь его не высока, тем больше потребность в воспитании и науках, которые помогают подняться с земли…Ведь немалое число людей из скромного состояния призываются к кормилу государственной власти, а иногда – и к наивысшему, папскому достоинству. Не все достигают этих вершин, но устремлять к ним с помощью воспитания должно всех»[206]. Также мысль, что «от природы все равны» звучит в «Адагиях»: «Большею частью чем родители богаче, тем меньше заняты они  мыслями о воспитании: зачем, мол, нашим детям философия, если у них и без нее всего вдоволь. И у знатных то же самое, и, что самое ужасное, у государей. Дитя, которому предстоит править целым миром, учат только одному – быть тираном, внушают лишь одну любовь – к войне»[207]. Воспитывает не природа, но только и единственно человек, и личность учителя зеркально отражается в личности ученика, ибо одна душа переливается в другую и дух ваяется духом. Апогеем педагогической мысли Эразма звучат строки: «Нет животного свирепее и вреднее человека, которым движет властолюбие, алчность, гнев, зависть, разнузданность и похоть. Стало быть, тот, кто не позаботился напитать своего сына лучшими знаниями, сам не человек»[208]. Отсутствие воспитания губительно для души, которая, не зная благородных  правил и занятий, не остается пустою, но неизбежно зарастает сорняками. Человек, не получивший воспитания, хуже зверя.

        Гимн знаниям, не зависимо, чем занят человек в жизни, по эразмиански – гимн человечности. Самое благородное и благодарное поприще, на котором трудится человек в мире  Эразма, - это науки. Ученые занятия –чуть ли не единственное светлое пятно в окружающем мраке ,чуть ли не единственное истинное благо, неподвластное самодурству судьбы, они сама радость, сама прелесть, само доброжелательство в океане уродства и злобы «мира сего». В предисловии посвящении к первому парижскому изданию «Адагий» Эразм писал: « Если бы не прикосновенность к наукам, я просто не вижу, что есть отрадного в этой жизни»[209]. «Скорби, грубости, суровости в ученых занятиях не место. Мне кажется, что и древние хотели указать именно на это, наделив

Муз красотою, кифарою, звонким пением…Успех наук состоит главным образом во взаимном благожелательстве, от чего древние и называли ученость « человечностью»[210]. Путь к будущему, свободному от мрака и безобразий прошлого, лежит для Эразма только через воспитание: моралист и закоренелый, неисправимый книжник, он не обладал ни темпераментом социального реформатора, как Лютер или Мюнцер, ни мудростью и прозорливостью государственного мужа, как Мор, ни отважным воображением фантаста- жизнелюбца, как Рабле Отсюда –особое место, которое занимают педагогические воззрения Эразма в системе его взглядов. Действительно, преимущества раннего образования, необходимость разнообразия, занимательности и наглядности, роль эмоций в воспитательном процессе, средства развития памяти, круг чтения, женское образование, изучение языков, качества, которыми надо обладать учителю, и многое иное – почти все идеи Эразма оставались ведущими в педагогической теории и практике вплоть до конца XIX века. Формирование человека совершается под воздействием трех основных сил: природных задатков, опыта и целенаправленной системы воспитания. Рассуждая отвлеченно, можно предположить, что мудрость и совершенство достижимы и через один только опыт, но цена, которую придется отдать за такую мудрость, слишком велика, чтобы человек мог расплатиться в течение одной жизни. Значит, для правильного и эффективного воспитания все три силы надо соединить. «Разум творит человека…Едва ли найдется такая наука, которую ум не способен постигнуть при хороших наставниках и должных упражнениях»[211].

          «Этическая оценка достижений разума, примат морального над рациональным есть частное проявление столь существенного в эразмианстве примата действия над умозрением, или, если угодно, практики над теорией» - такую оценку мировоззрению Эразма дает С.П. Маркиш[212]. Соглашаясь с этим, в заключении главы о человеке и человечестве можно сказать словами самого Эразма «Принести спасение человечеству мы можем только собственным хорошим поведением; иначе мы промчимся, подобно роковой комете, оставляя повсюду за собой опустошение и смерть»[213].

                                           ЗАКЛЮЧЕНИЕ

                                                                          Мудрость скрывается под самыми

                                                                           разными покровами, но она едина

                                                                           во времени.

                                                                                                              С.П. Маркиш

     

         Имя Эразма Роттердамского пользуется непреходящей в истории европейской  и мировой культуры. Творчески переработав достижения гуманитарных наук XV- XVI вв., Эразм стал одним из крупнейших гуманистов эпохи Возрождения в пору наивысшего расцвета ренессансной культуры и кануна Реформации.

        Главной целью Эразма была гуманистическая реформа образования и культуры, на основе которой он надеялся мирными средствами просветительства добиться совершенствования общества, государства, церкви. Отсюда свойственная Эразму высокая оценка разума, знания, неутомимой трудовой активности человека. Его отличал неизменный интерес к задачам нравственного воспитания человека и общества – к «науке добродетели».

      Эразм выступал за широкое, выходившее за рамки официальной ортодоксии представление о христианстве, за сочетание наук и благочестия, неотделимого от добрых нравов, против жестоко- догматической религиозности. Он подвергал острой критике суемудрие схоластики и формализм церковного культа, невежество и ханжество клира, паразитизм монашества.

       Для социально-политической мысли Эразма были характерны противоречия, типичные и для многих других гуманистов. Он возлагал чрезмерные надежды на благую волю просвещенных монархов, на способность высшего клира пойти навстречу идеям радикальной внутрицерковной реформы, испытывал страх перед возможностью народного «мятежа». В то же время всей своей деятельностью зоркого критика современных порядков и  нравственных основ, обличителя сословных предрассудков, он внес крупный вклад в развитие оппозиционных движений  против засилья Рима, нетерпимости и произвола властей. Эразм резко выступал против феодальных междоусобиц и захватнических войн, несущих страшные бедствия народам. Он первым обосновал гуманистической аргументацией призыв к миру, обращенный ко всем людям доброй воли. В мире он видел норму гражданской жизни, главное условие развития наук и расцвета всех форм трудовой деятельности человека. Эразм, сохраняя независимость личной позиции, отвергал фанатизм любой «секты» и прокладывал путь еще редким в XVI столетии сторонникам веротерпимости.

          Многогранность его дарования отвечала духу времени. Блистательный знаток и пропагандист наследия античности, Эразм был талантливым писателем, выдающимся ученым-филологом, автором множества философских, теологических, педагогических работ. Его постоянно называли и называют европейцем, желая сказать, что он принадлежал всей Европе, а не какой-либо отдельной стране, не исключая и Голландии, где после монастырских лет он никогда не жил. Его наследие продолжает жить в культуре европейских стран. В Германии Эразм получил наиболее широкое признание и славу. В его творчестве выразились характерные особенности немецкого гуманизма.

          Эразм многократно объявлял себя сам гражданином мира, общим другом всех стран. Он считал, что к  людям и вещам нужно относится так, словно  этот наш мир – общее для всех отечество, и если бы люди это усвоили, ставя превыше всего закон христианской любви, то, исчезла бы война, ненависть, коварство. Он как будто ощущал нерасторжимую связь со всем миром, со всеми людьми говоря: «Пространство разделяет тела, но не души»[214]. Эразм ощущает не просто нерасторжимую связь  с миром и людьми, но связь прошлого и настоящего, но даже как бы их одновременность, во взаимосвязи и взаимовлиянии

         Осмысливая творческое наследие Эразма Роттердамского можно с уверенностью сказать, что его живой взгляд на мир и проблемы человеческого бытия не утратили своей актуальности и сегодня. Все также, изменив только «детали» можно «одеть» на современный мир «Разговоры запросто», и с тем же сарказмом и сожалением одновременно  «восхвалять»  человеческую глупость и давать назидания будущим руководителям государств подобно «Декламации о достойном воспитании детей». Будто  и не было в единой цепи исторического развития этих 500 лет,  разделяющих Эразма и нас, его потомков. И как будто ничего не изменилось. Как будто поменялись только декорации «материальной» жизни человека и Мир по прежнему говорит устами Эразма: « Я- Мир, прославленный богами и людьми, источник, творец, кормилец, благодетель, защитник всего доброго, что есть на небе и на земле, если без меня не может быть ничего цветущего, надежного, чистого и святого, ничего приятного людям и угодного богам, если, в противоположность всему этому, война подобна океану бедствий, какие только существуют в природе, если из-за нее мгновенно увядает все цветущее, идет прахом сбереженное, рушатся устои, гибнет все благоустроенное,  если, наконец, она –столь безбожное дело, что становиться скорой погибелью для благочестия и веры, то, о бессмертный боже, кто поверит, что ведут ее люди, кто поверит, что есть в них хоть крупица здравого смысла?…Природа произвела единственное существо, наделенное разумом и способное постигать божий промысел, породила его для благосклонности и согласия, и тем не менее среди самых диких зверей мне скорее найдется пристанище чем среди людей…Потому достойны они великого сожаления, что сами себя не оплакивают, потому столь несчастны, что не сознают своего несчастья, тогда как первым шагом к исцелению бывает осознание тяжести собственного недуга»[215].

          И все же первый шаг сделан. XX  век ,безумный и кровавый, «разбудил» спящее в своем неведении человечество: «Серьезный и вдумчивый человек не может относиться ко всему в настоящее время происходящему столь преступно безразлично. Участившиеся всевозможные бедствия, растущий и все время углубляющийся мировой кризис, угроза надвигающегося мирового бедствия – новой мировой войны, грозящей смести и уничтожить все, что есть ценного, и превратить цветущие города и страны в безлюдные пустыни и груды развалин, - открывают глаза тем немногим, которые имеют их, чтобы видеть, и уши, чтобы слышать»[216].

        Смысл гуманистического учения Эразма Роттердамского  и  гуманистов  эпохи Возрождения, просматривается в первую очередь в осознании ими необходимости изменения духовного облика человека, воспитания человека высоконравственного, что является залогом преодоления всех противоречий человеческого  бытия. И в настоящее время  это  по-прежнему   остается    актуальным: « Чтобы остановить глобальные проблемы человечества, нужны радикальные изменения в сознании, в правовых и нравственных ценностях людей»[217].Чудо заключено в нас самих, в  Возрождении человека, который в своей уникальной индивидуальности неизменно должен понимать, что он часть единого целого и от каждого в отдельности зависит будущее  цивилизации:       

                                        « Я прошу: Человечество не забудь,

Что ты стало сегодня значительно старше.

Мир, Земля, Шар земной – сочетание слов, сочетанье народов.

Люди! Граждане всей вселенной! Гости галактик! Хозяева шара!

Вы не хотите пропасть бесследно? Живите, живите, живите с жаром!

Вы совершили свой первый подвиг, преодолели земную тягость,

Чтобы потомки запомнили - преодолейте земные тяжбы!»[218].

СПИСОК   ИСПОЛЬЗОВАННОЙ  ЛИТЕРАТУРЫ

I. ИСТОЧНИКИ

1.1.Эразм Роттердамский. Адагии/Пер. с лат. Маркиш С.П.//Маркиш С. П.

      Знакомство с Эразмом из Роттердама.-М.: Мысль,1971.223 с.

1.2.Эразм Роттердамский. Воспитание христианского государя/Пер. с лат.

      Маркиш С.П.//Маркиш С. П. Знакомство с Эразмом из Роттердама. Указ. изд.

1.3. Эразм Роттердамский. Декламация о достойном воспитании детей

    для добродетели и наук, и при этом с самого рождения. (О достойном

    воспитании детей с первых лет жизни)/ Пер. с лат. Володарский В.М.// Идеи

    эстетического воспитания. - М.:1973. Т.1.

1.4.Эразм Роттердамский. Жалоба мира, отовсюду изгнанного и поверженного/

     Пер. с лат. Бакина В.Д.// Чиколини Л.С. Эразм  Роттердамский и его время.

     М.:Наука,1989.С.248 -273.

1.5. Эразм Роттердамский. Кинжал  христианского воина.  http://lib.ru/FILOSOF/

1.6.Эразм Роттердамский. Книжица о приличии детских нравов/ Пер с лат.

      Алексеева М.П. Эразм Роттердамский в русском переводе XVII века.//

       Сб. Славянская филология. - М.: Мысль,1958. №1.

 1.7. Эразм Роттердамский. О возлюбленном согласии в Церкви. /Пер. с лат.

      Маркиш С.П.//Маркиш С. П. Знакомство с Эразмом из Роттердама. Указ. изд.

1.8. Эразм Роттердамский. О свободе воли. (Разъяснения на критику,

      обнародованную в Париже от имени  богословского факультета

      Парижского университета). http://lib.ru/FILOSOF/

1.9. Эразм Роттердамский. О чистоте скинии, то есть христианской церкви.

     (Изъяснение псалма XIV) /Пер. с лат. Маркиш С.П.//Маркиш С. П. Знакомство

      с Эразмом из Роттердама. Указ. изд.

1.10. Эразм Роттердамский. Похвала глупости/ Пер. с лат. Губера П.К.- М.: 1960.

   http://lib.ru/FILOSOF/

1.11. Эразм Роттердамский. Приготовлении к смерти. /Пер. с лат.

      Маркиш С.П.//Маркиш С. П. Знакомство с Эразмом из Роттердама. Указ. изд.

1.12. Эразм Роттердамский. Разговоры запросто/Пер. с лат. Маркиша  С.П.-

     М..: Мысль.1969.

II. ИССЛЕДОВАНИЯ.

2.1.  Ауганбаев М.А. Эразм и И. Агрикола// Чиколини Л. С. Эразм 

     Роттердамский и его время.- М.:Наука,1989. С.206 –217.

2.2. Балакин В.Д.. Эразм Роттердамский и его « Жалоба мира»// Чиколини Л. С.

     Эразм Роттердамский и его время. Указ. изд. С.244-248.

2.3.  Барг М.А. Эпохи и идеи: становление историзма. - М.: Мысль,1987. 352 с.

2.4.  Богуславский  В.М.  Эразм и скептицизм XVI в.// Л.С.Чиколини. Эразм

      Роттердамский и его время. Указ. изд. С. 218-226.

2.5  Володарский  В.М.  Спор Эразма и Гуттена// Л.С. Чиколини. Эразм 

       Роттердамский и его время. Указ. изд. С.137-148.

2.6.     Герцен А.И. Письма об изучении природы. М.: Госполитиздат.1975.

         Соч. Т.2. 398 с.

2.7.Григорьева Л.И. Значение Парижского периода в формировании взглядов

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16


Новости

Быстрый поиск

Группа вКонтакте: новости

Пока нет

Новости в Twitter и Facebook

  скачать рефераты              скачать рефераты

Новости

скачать рефераты

© 2010.