скачать рефераты
  RSS    

Меню

Быстрый поиск

скачать рефераты

скачать рефератыРеферат: Эразм Роттердамский и гуманистическое движение в Германии

Реферат: Эразм Роттердамский и гуманистическое движение в Германии

            ЭРАЗМ   РОТТЕРДАМСКИЙ

И  ГУМАНИСТИЧЕСКОЕ ДВИЖЕНИЕ

В ГЕРМАНИИ

ДИПЛОМНАЯ РАБОТА

               Уважаемые  члены государственной комиссии !

           Вашему вниманию предлагается дипломная работа на тему:

« Эразм Роттердамский и гуманистическое движение в Германии». Изучение  истории культуры эпохи Возрождения на современном этапе развития человеческого общества актуально и отвечает духу времени. Проявляется эта актуальность  в установлении связующей преемственности эпох, в более  многогранном исследовании наследия Возрождения, как прямого преемника античности и предшественника нашей эпохи, когда социально- политические, философские, педагогические, культурные  и иные аспекты развития человеческого общества  напрямую связываются с идейными истоками духовной эволюции эпохи Возрождения и Реформации. Рост гуманистического и одновременно религиозного движения - два ярких исторических явления рубежа XX - XXI вв. И, по моему мнению, концепция венгерского историка Т.Кланицай, которая ранее подвергалась сомнению, имеет место на утверждение: «Гуманизм и Реформация, два тесно взаимосвязанных явления, по существу две стороны или два течения внутри культуры».

         Целью дипломной работы является изучение развития  и особенностей гуманистического движения в Германии в XIV – XVI веках, его роли в формировании предпосылок  и идейной подготовке Реформации на основе анализа мировоззрения и деятельности выдающегося гуманиста - Эразма Роттердамского, а также обоснование преемственности гуманистического учения Эразма в контексте с  идеями современных гуманистов.

         В структурном отношении дипломная работа состоит из введения, трех глав, заключения и материалов приложения. Каждой главе  предшествуют эпиграфы, которые определяют  главную идею соответствующей части дипломного проекта.

           Первая глава называется «Гуманистическое движение в Германии в XIV-XVI веках». Общая цель главы - выявление социально - экономических, политических, культурных условий, в которых развивались гуманистическое движение и реформационные воззрения, а также  изучение мировоззренческих позиций представителей различных гуманистических течений и школ, которые излагаются тезисами  и приводятся в приложении к работе в виде таблиц. Описание исторической панорамы развития гуманистического движения позволяет более полно выявить  историческую значимость Эразма Роттердамского. Обоснование цели главы выстраивается посредством изучения монографий крупных специалистов по данной проблематике М.А. Ауганбаева, В.М. Богуславского, В.М. Володарского,  А.Н. Немилова, Н.В.Ревунковой, М.М. Смирина, А.Д.Сухова, Л.С.Чиколини.  В результате исследования выявлены следующие особенности развития гуманистического движения в Германии:

Во-первых, зарождение немецкого гуманизма  относится к первой половине XIV века. Изменения в мировоззрении   представителей отдельных слоев германского общества происходит на фоне возникающих противоречий между «новыми» (буржуазными) и «старыми» (феодальными) отношениями, столкновениями зарождающегося  немецкого национального самосознания с влиянием папского Рима при слабой центральной власти в  Германии. Определенно  итальянское, чешское  и нидерландское влияние в распространении гуманистических идей.

Во-вторых, в XV веке происходит значительная секуляризация гуманистической идеологии и формируется немецкая этико-философская система, насыщенная идеями   национального патриотизма.

В-третьих, немецкий гуманизм расчистил почву для Реформации XVI века  и оказал мощное воздействие на дальнейшее развитие  немецкой  и европейской культуры в целом.

          Вторая глава имеет заглавие «Исторический портрет Эразма Роттердамского». Цель данной главы - изучение процесса формирования гуманистического мировоззрения Эразма Роттердамского, что позволяет лучше понять   смысл и значение деятельности гуманиста в истории Германии и всей Европы. «Зарисовка» исторического портрета создается посредством изучения исследований С.П. Маркиша, М.М. Смирина, А.Д. Сухова, Л.С. Чиколини, Л.И. Григорьевой, А.Э. Штекли.  При обобщении результатов работы сделаны  следующие выводы: 

Во-первых, становление гуманистического мировоззрения Эразма Роттердамского началось в детские годы и связано с пребыванием его в Девентерской школе «братьев общей жизни», где он впервые встретился с двумя решающими для всей его дальнейшей жизни духовными движениями – гуманизмом и так называемым «новым благочестием».

Во-вторых, дальнейшая секуляризация мышления Эразма произошла в результате знакомства с  итальянизированным французским гуманизмом и с идеями передовых  английских мыслителей Томаса  Мора и Джона Колета. К 32 годам мировоззрение Эразма Роттердамского, как гуманиста было  сформировано полностью.

В-третьих, Эразм Роттердамский  в результате своей деятельности, которая приходится на первую половину XVI века,  получает признание, как ведущего гуманиста в «республике ученых» не только в Германии, но и в странах Европы, в первую очередь в Нидерландах, Англии, Швейцарии, Италии способствуя «созданию международной атмосферы свободомыслия».

         В третьей главе дипломной работы, под названием  «Мировоззрение Эразма Роттердамского», рассматриваются взгляды гуманиста по отношению к католической церкви и религии, его представления о социальной структуре и политической организации Германии, а также прослеживается целостное восприятие проблемы человека, как центральной идеи эпохи Возрождения. Общая цель главы -  конкретизация мировоззрения гуманиста, обоснование которой  выстраивается на основе изучения произведений гуманиста. Для более полного выявления взглядов Эразма на различные стороны человеческого бытия  в обосновании используются исследования М.А. Барга, О.Ф. Кудрявцева, С.П. Маркиша, А.Н. Немилова, С.Л.Плешковой, Н.В. Ревуненковой, Л.П. Урмановой.  При изучении творческого наследия Эразма Роттердамского выделены следующие ключевые моменты его мировоззрения:

Во-первых, в основе всех его мотивов недовольства католической церковью лежит не уничтожительная, а конструктивная критика. Противник революционного переворота в церкви выстраивал свое обоснование «настоящей, истинной церкви» на почве старой церковной традиции при помощи гуманистических идей призывая «все свои богатства, силы, заботы употребить на пользу возможно большему числу христиан».

Во-вторых, государственное процветание, к которому должен стремиться «идеальный» правитель, мыслилось Эразмом, прежде всего как процветание экономическое, предполагающее развитие земледелия, ремесла, торговли, городского строительства. По мнению гуманиста образец «доброго правления» и любовь к своему народу должны быть «привиты» будущим государям с детства. Только тогда, по мнению Эразма Роттердамского, в государстве «будут царить мир, социальная гармония, веротерпимость». И только такое государственное правление достойно титула правителя, а государь достоин любви своего народа.

В-третьих, В понятии Эразма:  «знатными должно считать всех, кто возвышает душу благородными занятиями. Пусть другие рисуют на своих гербах львов, орлов, быков и леопардов: истинной знатности больше в тех, кто… может изобразить столько геральдических фигур, сколько изучил свободных  искусств». Для Эразма основа всякого блага в жизни социума  – личные усилия каждого, активность, стремление к совершенству.

В-четвертых, своеобразный  «теоретический портрет» человека и человечества выстраивается у Эразма Роттердамского на основе освоения всего богатства античной культуры в ее греческих и латинских традициях. Эразм считал, что отсутствие воспитания губительно для души, которая, не зная благородных  правил и занятий, не остается пустою, но неизбежно зарастает сорняками. Человек, не получивший воспитания, хуже зверя. Гимн знаниям, не зависимо, чем занят человек в жизни, по эразмиански – гимн человечности.

В-пятых, в творческой  деятельности Эразма Роттердамского просматривается идея космополитизма, единения, общей цели человеческого разума подчиняться единым законам Добра и Любви, в которых заложена основа мирного сосуществования всего живого на земле. Эразм, провозглашая себя гражданином мира,  первым обосновал гуманистический призыв к миру, обращенный ко всем людям доброй воли. Он твердо был уверен, что  «принести спасение человечеству можно  только собственным  хорошим поведением, иначе мы  промчимся, подобно роковой комете, оставляя повсюду за собой опустошение и смерть».

              В заключении даются выводы обобщающего характера, которые можно свести к следующим моментам:

Во-первых, Эразм Роттердамский - один из самых образованных людей и выдающийся деятель гуманистической культуры, создатель новой гуманистической системы мировоззрения, признанный властитель дум предреформационной Европы и бесспорный глава международной «республики ученых».

Во-вторых, смысл гуманистического учения Эразма Роттердамского  и  гуманистов  эпохи Возрождения, просматривается, в первую очередь, в осознании ими необходимости изменения духовного облика человека, воспитания человека высоконравственного, что является залогом преодоления всех противоречий человеческого  бытия.

В-третьих, осмысливая творческое наследие Эразма Роттердамского можно с уверенностью сказать, что его живой взгляд на мир и проблемы человеческого бытия не утратили своей актуальности и сегодня. Актуализация проблем прошлого в контексте с современной историей ярко просматривается в исследованиях современных историков и философов, а гуманистические идеи все глубже приникают во все сферы современного общества. «Зерна Возрождения», сохранившись по законам «генетической  памяти», взошли уже на нивах истории  XX века, в новых исторических условиях.

      Завершая свое выступление, хочу подчеркнуть, присоединясь к идеям гуманистов прошлых и настоящей эпох, что Возрождение духовности человека – путь в решении всех глобальных проблем человечества. Человек в своей уникальной индивидуальности неизменно должен понимать, что он часть единого целого и от каждого в отдельности зависит будущее   современной цивилизации. Этот призыв звучит и в словах нашего соотечественника, политика и гуманиста, Олжаса Сулейменова:                        

                             « Я прошу: Человечество не забудь,

Что ты стало сегодня значительно старше.

Мир, Земля, Шар земной – сочетание слов, сочетанье народов.

Люди! Граждане всей вселенной! Гости галактик! Хозяева шара!

Вы не хотите пропасть бесследно? Живите, живите, живите с жаром!

Вы совершили свой первый подвиг, преодолели земную тягость,

Чтобы потомки запомнили - преодолейте земные тяжбы!».

РЕЦЕНЗИЯ

На дипломную работу студентки 5-го курса

Исторического факультета Карагандинского Государственного

Университета имени Е.А. Букетова Будко Е.А. на тему: « Эразм

Роттердамский и гуманистическое движение в Германии»

     

              В настоящий период, то есть в начале XXI века, человечество с еще большим вниманием и в еще более увеличенном формате рассматривает и анализирует наследие европейского средневековья. Интерес этот, отнюдь не плод воображения эстетствующего интеллектуала. Мучительные поиски европейскими гуманистами смысла    человеческого    бытия,    бездна    схоластических   «за» и «против», колоссальная техника «зубрежки» тривиума и квадривиума, - все это, в недавнем прошлом несколько терявшееся в негативной коннотации слов – « средневековая схоластика», сегодня оборачивается к нам своими глубокими и величайшими смыслами, поражая непосредственной востребованностью в системе общечеловеческих жизненных требований. Проблема, анализируемая в дипломной работе Будко Е.А. занимает одно из центральных позиций в общем контексте интерпретационных усилий не одного поколения исследователей, обращавшихся в целом к осмыслению гуманистического движения Германии и во всей Европе, и к творчеству одного из хрестоматийных гигантов  гуманистической мысли – Эразма Роттердамского.

       Сразу же хочу отметить достоинства работы. – Первое. Будко Е.А. сумела правильно, методически дисциплинированно изложить во введении свое понимание значимости проблемы, логически четко определить необходимую структурную последовательность частей работы для достижения ею же поставленных целей и задач. Второе. – Весьма успешно проведена историографическая часть дипломной работы. И особо следует отметить источниковую базу, которая использована непосредственно самим  автором рецензируемой работы. То есть, учитывая то, что в целом средневековые тексты являются – трудными – в отношении лексического характера и в отношении взыскуемости ими герменевтического мастерства, ну а тексты   Эразма Роттердамского  в частности, имеют уже свой запас сложности концептуального уровня, следует отнести к несомненным заслугам автора данной дипломной работы ее опору при анализе на первоисточники. Третье. – Работу отличает хороший стиль изложения, достаточно грамотный язык, эрудиция. Очень интересны и, по моему могут быть полезны и в учебном процессе материалы приложений.

       Признаюсь лично я, не будучи медиевистом, но по роду своих научных интересов очень тесно соприкасаясь с материалами, имеющими отношение к европейским социогенетическим кодам, одним из которых является средневековая христианская экзегетика, даже не ожидала от дипломной работы студента заочного отделения такого интересного, оригинального по своему, дискурса. И мое удовольствие от чтения данной дипломной работы неподдельно и искренне.

 В целом работа соответствует требованиям, предъявляемым к выпускным дипломным исследованиям студентов исторического факультета и заслуживает оценки «Отлично».

                                                                ПРИЛОЖЕНИЕ                               

 

    НЕМЕЦКИЕ ГУМАНИСТЫ XIV в.                                 Таблица № 1

   Гуманисты

           Мировоззрение (основные принципы)

Иоанн Дунс Скотт

1266 - 1308

Рассматривал вопросы разума и веры на основе учения

 Фомы Аквинского. В основе его учения – утверждение

 рационалистического пути познания истины,

 освобождение философии от положения  "служанки

 богословия", провозглашение единство цели для

 богословия и философии.

Вильгельм Оккам

1300-1349(1350)

Главный объект философии - человек. Учение исходит из представления о целостности божественного мира, в котором духовное и рациональное, являются лишь более высокой стадией материального и чувственного. Видел в вере продолжение сферы разума, как и Скот. Разум подчиняется рассудку и доказательствам. Вера - бездоказательна и поэтому подается разнотолкованиям.

Скепсис создает благоприятные условия для развития его этических и политических концепций. Яростный враг Иоанна XXII и убежденный противник претензий папства на мировое господство. Выступал с опровержением " Константинова дара", с протестом против светской власти папы. В Вопросах веры сохранял умеренность и готовность пойти на компромисс.

Марсилий Падуанский

С ним в Германию впервые дошел отблеск увлечения классической древностью. Здесь оно отразилось пока лишь в виде признания наряду с Аристотелем других не враждебных христианству античных мыслителей и ораторов, в первую очередь Цицерона.

Мейстер Экхарт

1260-1327

Его, бесспорно, считают основателем новой религиозно - философской школы "немецких мистиков". От политических споров своего времени был далек. Учение противостоит не только католической ортодоксии, но и учению Оккама. Разум - изначальная основа всех вещей. Вера - дополнение человеческого разума божественной интуицией. Источник философии Платон в трактовке Прокла и Августина. " Искра души" - часть божественной сущности человека. С ней и перекликается и его понятие о церкви. Признавал высокую роль человека, человека, в котором бог нуждается и которому служит. Учение о духовном совершенстве и своеобразный антропоцентризм противоречили традиционному представлению о ничтожестве человека перед богом. Обвинен в ереси главным образом за отрицание концепции бесконечности и вечности мира. Культ Мадонны (богоматери) - не отводил самостоятельной роли, фигурировала лишь как "вместилище рождающегося Христа".

Иоганн Таулер

ок. 1300-1361

Антропологическая концепция с элементами индивидуализма исходившая из традиций этики Экхарта. Развивает идеи самосовершенствования человека. Вводит понятие "внутреннего человека" - человека, общающегося с богом путем самосовершенствования и самопогружения, углубления в духовные размышления взамен мнимых " добрых дел". Отрицательно относился к формальной обрядности, к монашеским орденам и продаже индульгенций. Учение связано со средневековым городским бюргерством и отражает интересы и представления этого сословия. Оправдывал сословно- корпоративный строй, превозносил бюргерские добродетели, высшей степенью которых признавал соцезарцательное самоотрешение -мудрость, стоящая над партийными распрями. Культ Мадонны (богоматери) - символ земной церкви в отличие от церкви небесной.

Генрих Сузо

ок. 1295-1366.

Симпатии определялись в значительной степени традицией феодального миннезанга. " Книга вечной мудрости". Фанатически предан идее мистической жизни. Признавал бессилие и никчемность разума, противопоставляя ему аскетическое служение богу и стремление к самопожертвованию и самоотвержению.

Учение получило особенно широкое распространение среди бюргерства. Имело отклик даже более значительный, чем учение Таулера, с которым Сузо постоянно полемизировал.

Иоганн фон Неймаркт

ок.1310 -1380

Не перешагнул через границы церковных традиций и религиозного мышления человека. Распространенные труды " Зерцало мудрости", " Книга душевного излияния, обращенного к богу", " Книга нежности" и «Терний любви". Познакомившись с гуманизмом  отказался от него утверждаясь на позициях ортодоксально- догматического религиозного мышления. Воздействие Неймаркта не только на своих современников, но и на последующие поколения было весьма значительно. Его переводы и компендиумы нашли распространение в копиях, делавшихся в августинских монастырях по всей Германии, от Вены до ганзейских городов и Кольмара в Эльзасе.

Ян Рейсбрук

1293-1381

В жизни высшей степенью приближения к богу является разум, познание. Выступал против Экхарта, предостерегал его от ереси и признавал его способности направить мирянина на рассуждения о боге. Взгляды наложили свой отпечаток на восприятие учения Экхарта движением так называемого "нового благочестия" (" devotio moderna").

Герт Грооте

        

Синтезировал различные направления религиозных взглядов. Яркий выразитель тенденций движения

"Новое благочестие".  Инициатор реформ августинских монастырей и школ, подчиненных системе так называемых "братства общей жизни" На мировоззрение   влияние оказали идеи мистиков. В "Проповеди против нарушителей обета безбрачия" обрушивается на грехи развращенных священников, обвиняя их в забвении истинной церкви. Не был реформатором, и его призывы к частичным улучшениям нравов внутри церкви субъективно были направлены исключительно на укрепление ее авторитета.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16


Новости

Быстрый поиск

Группа вКонтакте: новости

Пока нет

Новости в Twitter и Facebook

  скачать рефераты              скачать рефераты

Новости

скачать рефераты

© 2010.