скачать рефераты
  RSS    

Меню

Быстрый поиск

скачать рефераты

Рис. 43. Области наблюдения в системе раннего предупреждения

5. Формирование информационных каналов. Речь идет о структури­ровании информационных связей между внешней средой, структурными подразделениями и системой раннего предупреждения, а также между этой системой и ее пользователями - руководителями всех уровней.

Сбор, документирование и обработку информации раннего преду­преждения следует осуществлять при помощи компьютерной техники и современных информационных технологий. Новые информационные технологии включают:                                                        •

•   новые технологии коммуникаций на основе локальных и распределительных сетей  ЭВМ;

•   новые технологии обработки информации на основе персональных компьютеров (ПЭВМ) и специализированных рабочих мест;

•   технологии, исключающие бумагу как основной носитель инфор­мации;      ,

•   новые технологии принятия решений на основе средств искусст­венного интеллекта - баз знаний, экспертных систем, систем моделирова­ния с различными формами  представления моделируемых ситуаций и т.п.

Внедрение новых информационных технологий в управленческую и прогностическую деятельность преследует не только автоматизацию ру­тинных методов обработки информации, но и организацию информацион­но-коммуникационного процесса прогнозирования на качественно новом уровне.

Создание ориентированной на результат системы раннего предупре­ждения требует полной автоматизации обработки информации, что обу­словлено большим объемом данных, которые должны быть обработаны и сохранены, необходимостью обращения к различным целям и исходным данным, большим количеством расчетных операций, которые необходимо выполнить в короткое время, чтобы своевременно подготовить текущую проблемно структурированную управленческую информацию.

В сложной хозяйственной структуре такая автоматизация возможна на основе создания интегрированной информационно-управленческой сис­темы (УИС), которая позволит:

•   получать машинное представление широкого спектра управленческой информации (плановой, оперативной, контрольной, прогнозной) в до­кументированной форме:

•   обсчитывать на ЭВМ и представлять программируемые виды (про­цессы) управленческой деятельности.

Достоинство такой системы - ее ориентация не только на прошлые периоды, но и на будущее. В отличие от автоматизированных систем пла­новых расчетов (которые в настоящее время используются на большинстве предприятий) в системе УИС должна учитываться прогнозная информа­ция, подготовленная на базе расчетных моделей, в соответствии с принци­пом замкнутого контура управления, а на базе прогнозных, контрольных показателей и Данных раннего предупреждения формироваться информа­ция для регулирующих воздействий.

Во многих хозяйственных структурах, учитывая их системную сложность, создать всеобъемлющую информационно-коммуникационную сеть предприятия практически невозможно. Однако, если первоначально нельзя достичь полной интеграции, то возможно создать локальные субсистемы (например, по центрам ответственности), которые формируются в отдельности, а в дальнейшем могут быть объединены в замкнутую информационную сеть, где получают большое количество информации и прово­дят машинную подготовку принимаемых прогнозных решений. В связи с этим функциональные связи между субсистемами должны быть учтены уже на первой фазе реализации, и должна существовать единая концепция создания глобальной системы. Внедрение такой системы позволит упоря­дочить документооборот, исключить несогласованность документов, уско­рить процесс их формирования, улучшить качество принимаемых реше­ний.

Работоспособность информационной системы во многом будет зави­сеть от характера данных, поступающих из различных подразделений предприятия. Новый подход к прогнозированию (прежде всего кратко­срочному) приведет к увеличению информационных потребностей и рас­ширению перечня исходных данных, необходимых для осуществления прогноза.

В результате формируется новая информация о доходности и рента­бельности подразделений предприятий и видов продукции, составляются модели трендов объемных показателей, сметные уравнения ожидаемых за­трат по центрам ответственности, информация о минимально необходи­мых выплатах из прибыли, о портфеле заказов по поставщикам, подрядчи­кам, покупателям и заказчикам и т.д.

Вся перечисленная информация, включая традиционные учетные данные, содержащиеся в официальной статистической и финансовой от­четности, составляют банк базовых данных, являющихся входной инфор­мацией для банка моделей. Для получения на основе этих данных управ­ленческой информации их следует подвергнуть обработке специальными программами обобщения данных, и тогда они уже в обобщенном виде по­служат материалом для управления на различных ступенях иерархии.

При создании интегрированной УИС устраняется негативное воз­действие искусственных границ между подразделениями. Информацион­ные потоки в интегрированной системе становятся естественным отраже­нием действительных взаимосвязей всех процессов в рамках предприятия и позволяют создать имитационную модель сложной хозяйственной струк­туры.

Используя имитационные и оптимизационные модели из банка управленческих моделей (например, балансовые модели, экстраполяционные модели, сметные уравнения), можно определить воздействие измене­ний в производственной программе и потенциале предприятия или влия­ние изменения стоимостных параметров на высшие конкретные (стоимо­стные) цели предприятия, что может служить основой для принятия необ­ходимых решений руководством предприятия.


4.   ОРГАНИЗАЦИЯ И ЭТАПЫ РАЗРАБОТКИ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ПРОГНОЗОВ

Организация работ по прогнозированию представляет собой ком­плекс взаимосвязанных мероприятий, направленных на создание условий для прогнозирования полезного эффекта и элементов совокупных затрат по продукции с целью подготовки информации для принятия оперативных и стратегических решений. Задачами организации работ по прогнозирова­нию являются:

•   сбор и систематизация необходимой для прогнозирования информации;

•   подготовка специалистов, владеющих основными приемами и методами прогнозирования;

•   формирование и организация функционирования рабочих органов
программирования, интегрированных с существующими службами управ­ления.

Рациональная организация работ по прогнозированию должна обес­печивать оперативное получение вариантов качественных характеристик изучаемого объекта, тенденций его изменения, также сокращение средств и трудозатрат на проведение прогнозирования. Выполнение этих требова­ний возможно при соблюдении определенных принципов организации ра­бот по прогнозированию, представленных в табл. 5.1.

Для реализации всех перечисленных принципов в хозяйственной структуре должно существовать специализированное подразделение, рабо­ту в котором должен координировать и возглавлять один из высших руко­водителей, так как в противном случае эта работа «затухает» и оказывается недостаточно эффективной.

При решении организационных вопросов необходимо установить, будет ли весь прогнозный расчет выполняться штатными сотрудниками или будет принято решение по привлечению специализированной консал­тинговой организации.

При разработке долгосрочных и среднесрочных стратегических про­гнозов в ряде случаев целесообразно привлекать внешних консультантов. Для такого привлечения существует ряд аргументов:

1.  Прогнозирование требует профессионализма: специалист лучше
владеет сложной методологией исследования, включающей разнообразные
методы.

2.  Выполняя прогнозные работы в различных областях деятельности,
консультант лучше ощущает связи между элементами целого, поэтому он
может лучше реализовать системный подход как основу прогнозирования.

Не являясь штатным сотрудником, внешний консультант больше
заинтересован в объективности и эффективности прогноза и более объективен, так как не зависит от мнений других членов и руководителей хозяй­ственной структуры (с чем вынужден считаться штатный сотрудник).

                                                                                                                                                              

Таблица 5.1.

Принципы организации работ по прогнозированию

Принцип

Содержание

Адресность Выполнение прогнозов для строго определенного заказчика
Параллельность Использование для сокращения времени сбора и обработки ин­формации и выполнения прогнозирования
Непрерывность Систематический сбор и обработка поступающей информации и внесение корректив в прогноз
Прямоточность Строго целесообразная передача информации от одного исполни­теля к другому по кратчайшему пути
Автоматичность Сокращение времени и затрат на сбор и обработку исходных дан­ных и выполнение прогнозирования
Адекватность Оценка вероятности реализации выявленной тенденции
Управляемость Применение количественных оценок показателей качества и за­трат, экономико-математических методов н моделей
Альтернативность Вероятностный характер прогнозирования, формирование аль­тернатив развития в зависимость от поставленных целей
Адаптивность Изучение и максимальное использование факторов внешней и внутренней среды объекта прогнозирования, приспособление ме­тодов и параметров прогнозирования к этим факторам, к кон­кретной ситуации

Привлечение консультантов-экспертов при разработке прогнозов обосновано на стадии сценарного прогнозирования, где требуется большое число экспертных оценок, аналитических расчетов.

Если же принято решение о прогнозировании силами штатных со­трудников, то руководитель должен определить:

-  перечень и характер участия подразделений в этой работе;

-  методику, формы, сроки выполнения работы;

-  ответственных за выполнение различных операций;

-  порядок принятия и реализации прогноза.

Прогнозные разработки являются неотъемлемой составной частью комплексных целевых программ. При разработке прогнозов можно выде­лить следующие этапы (см. п.п. 1.1, 1.3): сбор, анализ и корректировка материалов по прогнозированию; анализ сложившихся тенденций и про­блем повышения качества продукции; разработку прогнозов в составе предполагаемой комплексной программы.

Структура прогноза обусловлена сроками, на которые он разрабаты­вается, а также основными направлениями научно-технического прогресса, которые зависят от «срока жизни» тенденций, сложившихся в период, предшествующий их разработке. Чем более устойчивый характер имеют тенденции, тем шире может быть горизонт прогнозирования.


Рис. 5.1. Вариант структурной схемы цикла прогнозировании

Прогноз является предплановым документом и поэтому его внедре­ние на практике означает разработку научно обоснованного, оптимального плана повышения эффективности производства на основе использования вариантов прогноза показателей качества и затрат на его достижение.

Таким образом, на практике имеет место прогнозный цикл (рис. 5.1) [8], включающий осознание проблемы, определение цели прогнозирова­ния, критериев оценки прогноза, прогнозирование и принятие решений на

основе прогноза, распределение ресурсов, мотивацию участников процес­са, практическую реализацию прогноза, контроль и оценку результатов.

Общая логическая последовательность важнейших операций разра­ботки прогноза сводится к следующим основным этапам:

•   предпрогнозная ориентация (программа исследования). Уточнение
задания на прогноз: характер, масштабы, объект, периоды обоснования и
упреждения и т.д. Формулирование общей цели, декомпозиция целей;

•   анализ объекта прогнозирования и среды, динамических рядов по­казателей;

•   разработка сценария развития среды и определение прогнозного го­ризонта;

•   разработка типового представления объекта прогнозирования;

•   построение серии гипотетических (предварительных) поисковых
или нормативных моделей прогнозируемого объекта;

•   проведение прогнозного моделирования;

•   оценка достоверности и точности, а также обоснованности (верификации) прогноза;

•   анализ результатов прогнозирования;

•   выработка по результатам анализа рекомендаций для принятия решений в сфере управления;

•   экспертное обсуждение прогноза (экспертиза) и рекомендаций, их
доработка с учетом замечаний экспертов.

Структура прогноза обусловлена сроками, на которые он разрабаты­вается, а также основными направлениями научно-технического прогресса, которые зависят от «срока жизни» тенденций, сложившихся в период, предшествующий их разработке. Чем более устойчивый характер имеют тенденции, тем шире может быть горизонт прогнозирования.

Прогноз является предплановым документом и поэтому его внедре­ние на практике означает разработку научно обоснованного оптимального плана повышения эффективности производства на основе использования вариантов прогноза показателей качества и затрат на его достижение.


6. КРАТКИЙ СЛОВАРЬ ТЕРМИНОВ


Анализ ретроспективный—        метод изучения сложившихся в прошлом тенденций технического, социального, экономическо­го развития объекта для формирования стратегии
его развития.

Верификация-         проверка истинности (адекватности) прогнозной модели.

Вероятность - степень возможности свершения данного собы­тия (изменяется от 0 до 1).

‘’Дерево целей’’ - структурированная, построенная по иерархиче­скому принципу (ранжированная по уровням) совокупность целей системы, программы, плана.

Динамический ряд - временная последовательность ретроспективных значений переменной объекта прогнозирования.

Задание на прогноз - документ, определяющий цели и задачи прогно­за и регламентирующий порядок его разработки.

Значащая переменная объекта прогнозирования - переменная объекта прогнозирования, прини­маемая для описания объекта в соответствии с за­дачей прогноза.

Корреляционное поле - графическое изображение зависимости функции от фактора с целью предварительного определе­ния тесноты и формы связи между функцией и
каждым фактором.

Критерий Стьюдента —   математический   критерий,   характеризующий существенность факторов, входящих в модель.

Метод прогнозирования —          способ исследования объекта прогнозирования, направленный на разработку прогнозов.

Методика прогнозирования - совокупность оригинальных правил использова­ния   приемов   прогнозирования при   разработке конкретного прогноза.

Методы параметрические - методы прогнозирования элементов полезного эффекта, затрат и других, основанные на установ­лении зависимости между параметрами объекта и
организационно- технического уровня производ­ства, с одной стороны, и полезным эффектом или элементами затрат - с другой.

Методы экономико-математические  —          методы анализа и оптимизации, которые применяются для выбора наилучших, оптимальных ва­риантов, определяющих хозяйственные решения в сложившихся или планируемых экономических условиях.

Методы экспертные -        методы прогнозирования, заключающиеся в выработке коллективного мнения группы специалистов в данной области.

Методы экстраполяции -1) методы, основанные на прогнозировании, из­делия, необходимого для реализации того или иного аспекта программы.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13


Новости

Быстрый поиск

Группа вКонтакте: новости

Пока нет

Новости в Twitter и Facebook

  скачать рефераты              скачать рефераты

Новости

скачать рефераты

Обратная связь

Поиск
Обратная связь
Реклама и размещение статей на сайте
© 2010.