Реферат: Вопросы повышения экономической эффективности деятельности предприятия с использованием информационных технологий
Таблица 50. Затраты на проект, тыс.руб.
Этап | 0 | I | II | ||||||||
Период | 0 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
Единовременные затраты | 348 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 |
Текущие затраты |
0 | 1 233 | 4 481 | 7 728 | 9 242 | 10 757 | 12 272 | 13 786 | 15 301 | 16 816 | 18 330 |
Итого | 348 | 1 233 | 4 481 | 7 728 | 9 242 | 10 757 | 12 272 | 13 786 | 15 301 | 16 816 | 18 330 |
Таблица 51. Потоки денежных средств.
Этап | 0 | I | II | ||||||||
Период | 0 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
Приток | 0 | 1 208 | 4 501 | 7 794 | 9 331 | 10 867 | 12 403 | 13 939 | 15 475 | 17 011 | 18 548 |
Отток | 348 | 1 233 | 4 481 | 7 728 | 9 242 | 10 757 | 12 272 | 13 786 | 15 301 | 16 816 | 18 330 |
Итого | -348 | -26 | 21 | 67 | 88 | 110 | 131 | 153 | 174 | 196 | 217 |
Таблица 52. Расчет чистого дисконтированного дохода.
Этап | Период |
ДД |
ЧДД |
|||||
0 | 0 | 0 | 348 | 1,00 | 0,00 | 348,1 | -348,10 | -348,10 |
I | 1 | -26 | 0 | 0,65 | -16,50 | 0 | -16,50 | -364,60 |
2 | 21 | 0 | 0,42 | 8,55 | 0 | 8,55 | -356,05 | |
3 | 67 | 0 | 0,27 | 17,90 | 0 | 17,90 | -338,16 | |
II | 4 | 88 | 0 | 0,17 | 15,27 | 0 | 15,27 | -322,89 |
5 | 110 | 0 | 0,11 | 12,26 | 0 | 12,26 | -310,63 | |
6 | 131 | 0 | 0,07 | 9,46 | 0 | 9,46 | -301,17 | |
7 | 153 | 0 | 0,05 | 7,10 | 0 | 7,10 | -294,07 | |
8 | 174 | 0 | 0,03 | 5,23 | 0 | 5,23 | -288,84 | |
9 | 196 | 0 | 0,02 | 3,79 | 0 | 3,79 | -285,05 | |
10 | 217 | 0 | 0,01 | 2,71 | 0 | 2,71 | -282,34 | |
Итого | 1 130 | 348 | 65,76 | 348 | -282,34 |
В данном случае, т.к. в последнем периоде оценки реализации данного проекта, при 10-ти процентном увеличении текущих расходов, они составят 13 906 тыс.руб., следовательно, можно сделать вывод о том, что данный проект устойчив и нечувствителен по этому показателю. Определим уровень устойчивости/чувствительности проекта по данному показателю:
Таким образом, можно говорить о том, что данный проект создания Web-узла по показателю «текущие расходы» устойчив, нечувствителен и не рискован.
Полученные данные об устойчивости/чувствительности проекта представлены в таблице 53:
Таблица 53. Анализ чувствительности и устойчивости проекта.
Показатель | Ед. изм. | Исходное значение | Предельное значение | Уровень чувствительности | Значение ЧДД при 10-ти процентном изменении показателя, тыс.руб. | Вывод |
Покупная стоимость | % от объема сделок | 67 | 97 | 44,8 % | + 2 174,28 | Устойчив, нечувствителен, не рискован |
Объем отгрузки | тыс.руб. | 18 540 | 2 220 | 88,0 % | + 2 528,87 | Устойчив, нечувствителен, не рискован |
Текущие затраты | тыс.руб. | 12 642 | 18 330 | 45,0 % | + 2 155,12 | Устойчив, нечувствителен, не рискован |
Таким образом, по всем рассмотренным показателям данный проект имеет очень высокую степень устойчивости.
6.2. Анализ рисков
Анализ рисков проекта производится в соответствии с результатами оценки устойчивости и чувствительности, т.е. из всех факторов, отражающих возможные угрозы для реализации проекта, отбираются те, по которым проект имеет высокую чувствительность. Однако в данном случае по результатам расчетов был сделан вывод о высокой степени устойчивости проекта, поэтому необходимо рассмотреть возможные риски данного инновационного проекта, которые не были учтены в расчетах:
1. Политические риски – связаны с политической ситуацией в стране и с деятельностью государства. Могут выражаться как:
- Изменение валютных курсов;
- Значительное увеличение цен на энергоносители.
2. Чистые риски – обладают относительно постоянным характером появления. Они стабильны во времени и подчиняются определенным закономерностям. К ним относятся природные и стихийные риски, связанные с проявлениями стихийных сил природы.
3. Риск ошибочного проведения маркетингового исследования. Любое социологическое исследование, в том числе и маркетинговое, применяет в своём составе методы экстраполяции и выборки, которые по своей природе являются стохастическими, что заставляет принимать результаты этих методов с определенной поправкой. В данном случае необходимо сделать поправку на результаты исследования потенциального спроса на туристические услуги.
4. Рыночные риски – связаны с изменениями рыночной ситуации, например, риск выхода на рынок новых предприятий-конкурентов. Выход на рынок новых конкурентов, несомненно, приведет к снижению потока потребителей продукции ЗАО «Богемия Сервис». Однако, ввиду быстрой окупаемости, вероятность наступления описанного события невелика.
5. Производственные риски, могут быть связаны с потерей имущества ЗАО «Богемия Сервис», например в результате пожара, воровства.
6. Риски коммерческого предложения – связаны с невыполнением обязательств по срокам, объемам и качеству услуг.
Для качественной оценки представленных рисков был использован экспертный метод. Для этого были приглашены 5 независимых экспертов, которые оценили значимость и вероятность наступления каждого вида потерь по пяти бальной шкале. Затем, среднее арифметическое значение выставленных баллов, было умножено на показатель значимости данного риска. Результаты оценок представлены в таблице 54:
Таблица 54. Экспертные оценки рисков.
Фактор риска | Значимость | Экспертные оценки по 5 бальной шкале | Качественная оценка | ||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | |||
Существенное изменение курса доллара США | 3 | 4 | 3 | 3 | 4 | 3 | 10,2 |
Увеличение цен на энергоносители | 2 | 5 | 4 | 5 | 4 | 4 | 8,8 |
Стихийные бедствия | 1 | 2 | 1 | 2 | 1 | 1 | 1,4 |
Отсутствие роста спроса на туристические услуги | 4 | 5 | 5 | 5 | 4 | 5 | 19,2 |
Новые конкуренты | 3 | 4 | 5 | 3 | 4 | 3 | 11,4 |
Потеря имущества | 5 | 5 | 4 | 5 | 5 | 5 | 24 |
Не выполнение обязательств по договорам | 7 | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 | 35 |
Анализ и разработка механизма управления рисками, обобщаются в таблице 55:
Таблица 55. Анализ рисков проекта.
Фактор риска | Вероятность (качественная оценка) | Метод управления риском |
Стихийные бедствия | 1,4 | Создание страхового фонда (самострахование). |
Увеличение цен на энергоносители | 8,8 | Покупка портфеля акций нефтегазовых компаний. |
Существенное изменение курса доллара США | 10,2 | Покупка срочных фьючерсных контрактов на приобретение доллара США (хеджирование). |
Новые конкуренты | 11,4 | Удержание цен на минимальном уровне, при высоком уровне качества обслуживания. |
Отсутствие роста спроса на туристические услуги | 19,2 | Увеличение средств на мониторинг спроса. |
Потеря имущества | 24 | Страхование несчастных случаев в страховых компаниях. |
Не выполнение обязательств по договорам | 35 | Поиск новых туристических элементов (диверсификация поставщиков). |
Однако, несмотря на разработанные методы управления рисками, фактически преодолеть вероятностный исход конкретного фактора в условиях рынка объективно невозможно. Можно говорить только о способах минимизации данного фактора.
7. Организация реализации проекта создания Web-узла
Реализация данного проекта должна проходить, по плану, установленному в таблице 56:
Таблица 56. План реализации проекта.
№ п/п | Срок | Ответственное лицо | Круг вопросов |
1. | до 15 января 2002 г. | Синцов А.В. | Составить штатное расписание создаваемого Информационного отдела. |
2. | до 01 февраля 2002 г. | Иштукин С.К. | Консультации по вопросам приобретения оборудования и ПО |
3. | до 01 февраля 2002 г. | Курчанов Н.Е. | Подготовка новой рекламной компании |
4. | до 10 февраля 2002 г. | Иштукин С.К. | Покупка необходимого оборудования и ПО |
5. | до 15 февраля 2002 г. | Синцов А.В. | Подбор и обучение персонала Информационного отдела |
6. | до 01 марта 2002 г. | Иштукин С.К. | Монтаж, подключение и настройка оборудования |
7. | до 01 марта 2002 г. | Синцов А.В. | Обучение всего персонала компании работе с новым ПО |
8. | с 01 марта 2002 г. | Курчанов Н.Е. | Проведение новой рекламной компании |
9. | до 01 апреля 2002 г. | Синцов А.В. | Перевод работы всего офиса на новую информационную технологию |
10. | с 01 июня 2002 г. | Курчанов Н.Е. | Контроль удержания расчетных показателей |
11. | до 01 июля 2002 г. | Курчанов Н.Е. | Выделение дополнительных средств на мониторинг спроса |
12. | до 01 января 2003 г. | Курчанов Н.Е. | Формирование страховых фондов и фондов развития |
13. | до 01 января 2003 г. | Синцов А.В. | Ежегодная переаттестация персонала |
14. | до 01 января 2003 г. | Курчанов Н.Е. | Ежегодное пополнение страховых фондов и фондов развития |
15. | до 01 января 2003 г. | Иштукин С.К. | Постоянный поиск новых партнеров по туристическим услугам |
В случае возникновении на каком-либо этапе причин, указанных в таблице 57, реализация данного проекта прекращается.
Таблица 57. Условия прекращения реализации проекта.
Этап | Причина |
внедрение | Не полная комплектация Информационного отдела. |
внедрение | Не качественный монтаж и настройка оборудования и ПО. |
внедрение | Недостаточный уровень подготовки персонала к работе с новой ИТ. |
первый месяц реализации | Не проведение в полном объеме рекламной компании. |
8. Заключение
В наши дни повсеместной компьютеризации и информатизации все туристические компании и агентства, предприятия и фирмы за рубежом и подавляющее большинство у нас в стране используют в качестве рабочего источника информации международную компьютерную сеть Интернет.
Данный проект был разработан для повышения экономической эффективности деятельности туристической компании ЗАО «Богемия Сервис». Объектом проектирования являлось создание Web-узла, обеспечивающего весь документооборот компании и привлечение дополнительных клиентов.
В результате выполнения данной работы:
- дана комплексная характеристика нововведения;
- определен состав и дана оценка реализации затрат;
- предоставлен прогноз результатов внедрения;
- рассчитана и оценена экономическая целесообразность внедрения проекта;
- определены устойчивость и чувствительность проекта по основным показателям;
- определены возможные риски проекта;
- разработаны мероприятия, обеспечивающие снижение риска проекта;
- разработан план реализации инновационного проекта.
Срок предпроектной подготовки установлен до 01 марта 2002 года. Срок реализации проекта – до конца года (10 месяцев), а окупается он в первый месяц своей реализации. При этом требуются единовременные затраты в размере 348 тыс.руб., но в результате реализации проекта чистый дисконтированный доход составляет 2 845,89 тыс.руб. при коэффициенте дисконтирования 55 %. При этом внутренняя норма доходности составляет 225 %, а рентабельность 74,2 %, при индексе доходности 9,17.
Таким образом, данный проект является экономически высокоэффективным и привлекательным для инвестиций, и позволяет повысить экономическую эффективность деятельности компании ЗАО «Богемия Сервис» более чем в 4 раза (см. таблицу 2).
9. Список литературы
1. Гуляев В.Г. Организация туристской деятельности. -М.: Нолидж, 199б.
2. Евдокименко Е. Электронные каналы маркетинга и дистрибуции. Computer Week - Moscow. № 36, 1996.
3. Информатика: Методические указания по выполнению практических заданий для студентов заочного отделения всех специальностей. /Под ред. проф. Ю.М. Черкасова. –М.: ГУУ, 1998.
4. Информатика: учебное пособие для студентов заочного отделения всех специальностей. /Под ред. проф. Ю.М. Черкасова. –М.: Финстатинформ, 1998.
5. Информационные технологии управления: Учебно-практическое пособие для студентов заочного обучения всех специальностей. /Под ред. проф. Ю.М. Черкасова. –М.: ГУУ, 2000.
6. Калашников И. Как автоматизировать работу туристического агентства. Туринфо. №10, 1997.
7. Калашников И. новая политика AMADEUS в России // Туринфо. №8, 1997.
8. Мельников В.В. Защита информации в компьютерных системах. –М.: Финансы и статистика, 1997.
[1] Туроператор – туристская организация, занимающаяся комплектацией туров.
[2] Турагент – физическое или юридическое лицо, выступающее посредником по продаже сформированных туроператором туров.